КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Прогнозирование общей емкости рынка потребительских товаров
Содержание и виды прогнозирования потребительского спроса Прогнозирование общей емкости рынка потребительских товаров Содержание и виды прогнозирования потребительского спроса Лекция 17 Одним из условий достижения рыночного равновесия, обеспечения соответствия между объемом и структурой спроса и предложения на потребительские товары является изучение спроса. Однако статистических отчетных данных о движении спроса не ведется. Кроме того, непредсказуемость, подвижность и изменчивость спроса предопределяют невозможность его планирования не только по структуре, но и по объему. Предугадать формирование и развитие потребностей населения, поведение спроса, выработать количественные и качественные его характеристики возможно на основе вероятностной оценки или прогнозирования. Прогнозирование спроса представляет собой поэтапный процесс выработки научно обоснованных предположений о перспективах развития спроса, основанных на комплексном использовании методов и системы информационного обеспечения (рис. 1). Информационное обеспечение прогнозирования спроса включает: - данные о денежных доходах и расходах населения; - данные о численности и половозрастном составе населения, количестве семей; - данные о движении товаров в розничной торговой сети (поступление, реализация, запасы), потреблении предметов первой необходимости, обеспеченности населения товарами длительного пользования; - материалы исследований товарных рынков, опросов покупателей и специалистов, единовременных наблюдений и других специальных обследований; - данные бюджетных обследований семей; - планы перспективного развития производства и торговли.
Рисунок 1 – Модель прогнозирования объема и структуры спроса
Для целей прогнозирования спроса используются: метод экспертных оценок, экстраполяция, нормативный, балансовый методы, экономико-математическое моделирование, маркетинговые исследования. Методы экспертных оценок основаны на использовании знаний и интуиции специалистов, имеющих высокий уровень квалификации по специальности, профессиональный и научный опыт. Мнения экспертов обобщаются, строятся логические заключения о прогнозируемом спросе, выбирается оптимальное решение. Данные методы являются вспомогательными как дополнения к другим методам. Экстраполяция предполагает изучение тенденций и закономерностей развития величины и структуры спроса и построение на их основе прогноза с учетом специфики влияния отдельных факторов в предстоящем периоде. К данной группе методов относятся расчеты коэффициента эластичности, показывающего процентное изменение спроса на определенную группу товаров при изменении значения влияющего фактора на 1 % (цены, дохода, численности и т.д.). Применение данных методов актуально для целей краткосрочного прогнозирования. Использование нормативного метода при изучении и прогнозировании спроса предполагает учет физиологических норм потребления, научно обоснованных рациональных норм, определение сроков их достижения. Сложность применения метода заключается в разработке норм, их объективной обоснованности. Для уравновешивания источников образования денежных доходов и направлений их расходования, в том числе и на покупку товаров и оплату услуг, используется балансовый метод. Экономико-математическое моделирование основано на применении трендовых, корреляционно-регрессионных, оптимизационных моделей, позволяющих установить зависимость развития спроса от влияния одного или нескольких факторов (среднедушевой доход, цена, численность населения, размер семьи, среднедушевое потребление отдельных товаров и услуг). Модели строятся на основе применения теории вероятности, математической статистики, компьютера.
Для изучения неудовлетворенного спроса, структурных изменений, сезонности проявлений спроса используются результаты проведения анкетных обследований семей, выборочных опросов населения, специальных наблюдений за спросом, т.е. проводятся маркетинговые исследования. Комплексное применение различных методов позволяет более полно учесть все особенности проявления спроса и обоснованно спрогнозировать его величину и структуру. Прогнозные расчеты проводятся в несколько этапов. Вначале определяют объем и структуру удовлетворенного спроса, который по своей величине и составу в основном соответствует сумме и структуре продажи товаров населению через все каналы реализации. Количественно он также определяется суммой покупательных фондов населения. Затем на основе использования материалов бюджетных обследований семей, данных о приросте сбережений, сопоставления темпов изменения доходов и сбережений, материалов выборочных опросов населения и экспертов определяют объем и структуру неудовлетворенного спроса. Реализованный и неудовлетворенный спрос в сумме показывают объем действительного спроса населения, реально предъявленного и обеспеченного соответствующими денежными средствами. На четвертом этапе проводится оценка достоверности, качества и обоснованности прогнозных расчетов с учетом действия различных факторов, оценивается прогностическая ценность разработанных моделей спроса. При этом применяются различные методы, которые дополняют друг друга. На завершающем этапе на основе изучения и обобщения проведенных расчетов обосновывается прогнозная величина спроса, его структура, внутригодовая динамика развития, механизм проявления по качественным характеристикам (скрытый, падающий, устойчивый, нерегулярный, полноценный, чрезмерный, рациональный, неэластичный, эластичный и т.д.). Прогнозы спроса разрабатывают от общего к частному. Вначале обосновывается общий объем спроса, затем разрабатывается прогноз спроса на продовольственные и непродовольственные товары, впоследствии расчеты детализируются по товарным группам и отдельным товарам.
Для целей изучения и прогнозирования спроса отправной точкой является исследование денежных доходов и расходов как основного формирующего фактора. Денежные доходы населения как количественный показатель представляют собой потенциальное и реальное средство реализации общественной стоимости, благодаря которому завершается воспроизводственный процесс и возобновляется новый его круг, поскольку при обмене на денежные доходы произведенный товар находит свое общественное признание, таким образом, реализуется его полезность. По вещественному содержанию - это количество денег, полученных отдельными лицами или группами лиц в течение определенного времени в виде зарплаты и других доходов. Доходы могут быть как в денежной, так и в натуральной форме. Денежные доходы населения, таким образом, выступают как средство связи производства с потреблением, домохозяйств с организациями и государством. Значение денежных доходов населения не ограничивается их ролью в воспроизводственном процессе и кругообороте. Велико социально-экономическое значение денежных доходов как оценочного показателя, характеризующего уровень жизни населения, его благосостояние. Это основа формирования среды жизнедеятельности людей (средство приобретения одежды, продуктов питания, жилья, оплаты услуг, приобщения к ценностям мировой культуры и искусства). Вместе с ценой и предложением денежные доходы населения выступают как основа формирования одного из основных элементов рыночного механизма - платежеспособного спроса, который представляет собой потребность населения в товарах и услугах, обеспеченную денежными средствами. Денежные доходы населения являются одним из факторов, влияющих на результаты деятельности унитарных предприятий и организаций, экономики в целом. Неудовлетворенный спрос может стимулировать рост производства, а также спровоцировать рост цен. Уменьшение спроса может вызвать структурные изменения в экономике или кризис перепроизводства. Спрос непредсказуем, ибо отражает не только объективные потребности, но и субъективные устремления.
Особенно большое влияние денежные доходы населения оказывают на результаты деятельности торговли, поскольку основная их часть — покупательные фонды - основа развития товарооборота. Покупательные фонды населения влияют также на структуру розничного товарооборота и потребления. Снижение доли реализации непродовольственных товаров свидетельствует о падении жизненного уровня населения и о том, что часть произведенной продукции, возможно, осталась невостребованной обществом. В изменении структуры реализации непродовольственных товаров находят отражение процессы совершенствования социально-культурного уровня жизни народа. Формируются денежные доходы населения за счет заработной платы, поступлений денежных доходов от колхозов, продажи сельскохозяйственной продукции, пенсий, пособий, стипендий, поступлений из финансовой системы, дивидендов и других источников. Использование денежных доходов населения идет по следующим направлениям: покупка товаров, оплата услуг (квартплата, коммунальные платежи, плата за обучение в средних специальных и высших учебных заведениях), покупка жилья, налоги, сборы, прирост сбережений и т.д. С развитием рыночных отношений появились новые источники получения доходов и нетрадиционные направления их использования (включая «теневую» экономику): доходы населения от официально неучтенной предпринимательской деятельности, продажи валюты; расходы на обучение, лечение в платных медицинских учреждениях; покупка валюты. Структура денежных доходов населения республики по источникам формирования и направлениям расходов представлена в табл. 2. Основу денежных доходов составляет оплата труда (почти 50%). Возрастает роль доходов от предпринимательской деятельности. Преобладающую часть денежных средств население тратит на покупку товаров и оплату услуг (более 70%). Таблица 2 - Структура денежных доходов и расходов населения Республики Беларусь (в процентах к итогу)
* Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2004 (стат. сб.) Минстат Республики Беларусь. Мн., 2004. С. 144.
Большое значение для исчисления денежных доходов и расходов населения республики играет разработка балансов, которую проводят статистические органы совместно с министерствами торговли, финансов, сельского хозяйства, промышленности и т.д. При их составлении используются материалы бюджетных обследований семей, выборочного учета, экспертных оценок, другие специальные исследования. Баланс денежных доходов и расходов населения характеризует объем, источники формирования и направления использования денежных средств, а также экономические отношения между государством и населением, между отдельными социальными группами. Разрабатывается баланс в целом по республике и областям. Он служит основой для расчета и планирования реальных доходов, для установления оптимальных соотношений между величиной денежных средств, товарных ресурсов, объемом платных услуг, сбережениями. Несоответствие между доходной и расходной частями по сумме (ДН>РН, РН>ДН) отражает миграцию денег, изменение остатка денег на руках местного населения. Отрицательно оценивается рост миграции денег, вызванный недостатками в организации торговли. С помощью балансов денежных доходов и расходов определяется общий объем платежеспособного спроса и темпы его развития. Объем платежеспособного спроса на потребительские товары определяется, в первую очередь, покупательными фондами населения, представляющими собой часть денежных доходов, которые население тратит на покупку товаров. При их расчете учитываются нетоварные расходы, сбережения во вкладах, миграция и запасы денег у населения, вызванные неудовлетворенным спросом (табл. 3). Таблица 3 - Схема баланса денежных доходов и расходов населения области
Покупательные фонды определяются по формуле
ПФ = ДН – НР – ПС + (РН>ДН) - (ДН>РН),
где ПФ - покупательные фонды населения, р.; ДН (ДДН) - денежные доходы населения, p.; HP - нетоварные расходы, р.; ПС - прирост сбережений, р.; Рн > Дн - превышение расходов над доходами, р.; Дн > Рн - превышение доходов над расходами, р. Таким образом, покупка товаров населением в организациях торговли и общественного питания, на рынках и в другой специализированной сети составляет покупательный фонд. Расходы населения на оплату услуг, а также обязательные платежи и взносы называются нетоварными расходами. По мере развития общественного производства, роста уровня жизни их доля в общих расходах населения повышается. Определение покупательных фондов населения является исходной базой для обоснования розничного товарооборота. Величина покупательных фондов должна соответствовать объему реализации товаров населению. Превышение покупательных фондов населения над товарооборотом свидетельствует о наличии неудовлетворенного спроса. В случае, когда товарооборот спланирован в размере, не обеспеченном соответствующим размером покупательных фондов, для торговли характерно затоваривание. Величина покупательных фондов зависит от динамики заработной платы, политики государства, проводимой в кредитно-финансовой, фискальной, социальной сфере, состава населения, соотношения численности городского и сельского населения, состава семей, уровня и соотношения тарифов на услуги, уровня процентных ставок банков, миграции денег и прочих факторов. В статистических сборниках иногда выделяется общее направление использования денежных доходов населения на покупку товаров и оплату услуг. Данный вид денежных расходов отражает объем спроса, предъявляемого населением не только на потребительские товары, но и на услуги. В этом случае величина расходов будет превышать покупательные фонды населения на сумму средств, направленных населением на обучение, оздоровление, квартирную плату, оплату коммунальных, бытовых, медицинских услуг, услуг связи, транспорта, театров, кино, взносы родителей в детские учреждения. В то же время в состав покупательных фондов входят расходы на оплату услуг товарного характера, оказываемых торговыми организациями (например, за оформление букетов, раскрой тканей непосредственно в магазинах и т.д.). Оперативную информацию о денежных доходах населения в целом по Республике Беларусь Министерство статистики и анализа публикует в периодической печати. На основе среднедушевого денежного дохода населения республики и учтенной численности обслуживаемого населения можно рассчитать его денежный доход в целом по району. При этом полученную сумму целесообразно корректировать на коэффициент, отражающий соотношение среднедушевого дохода населения района с аналогичным среднереспубликанским показателем за предшествующий период. Данные баланса денежных доходов и расходов населения, разрабатываемого Министерством статистики и анализа, можно использовать также для выявления тенденций развития и использования денежных доходов населения по основным направлениям (покупка товаров, прирост сбережений). Нужно шире использовать информацию из периодической печати: данные о минимальном потребительском бюджете и темпах его изменения; сведения о средней заработной плате и темпах ее изменения; индексы потребительских цен. При изучении данных Министерства статистики и анализа, периферийных статистических служб учитываются факторы, влияющие на денежные доходы населения (динамика цен, тарифов на услуги, численности, уровень безработицы, изменение курса национальной валюты). Необходимо также учитывать региональные особенности (приграничная зона, зона радиоактивного загрязнения, половозрастной, национальный состав). Там, где это возможно, работникам экономических служб следует самостоятельно изучать показатели состояния денежных доходов обслуживаемого населения, осуществлять оценку спроса непосредственно при покупке товаров в магазинах.
Для характеристики производственного и потребительского потенциала внутреннего рынка используется понятие емкости рынка. Емкость рынка товаров народного потребления - это максимально возможный объем реализации товаров на рынке при данном уровне платежеспособного спроса, товарного предложения и розничных цен. При изменении хотя бы одной из этих составляющих меняются и границы рынка. Различают емкость национального и регионального рынков, емкость рынка отдельных потребительских товаров. Возможный объем реализации товаров в границах национального рынка определяется величиной реального спроса населения и организаций социальной сферы. При определении емкости регионального рынка кроме перечисленных показателей учитывается объем инорайонного спроса в данном регионе. Для обоснования и оценки товарооборота, размеров необходимых ресурсов рассчитывается емкость рынка зоны деятельности торговой организации. Она определяется на основе покупательных фондов обслуживаемого населения, объема отложенного и инорайонного спроса, объема потребностей в товарах организаций и учреждений социальной сферы с учетом корректировки на объем покупок товаров населением в других торгующих системах. Приведение в соответствие платежеспособного спроса населения и товарного предложения - важнейшая задача в условиях рыночных отношений. Достижению сбалансированности спроса и предложения способствует также расчет емкости рынка (одна из функций экономической и коммерческой служб) по формуле Ер = ПФ + Ос + Ис + М0 – Пдр где Ер - емкость рынка зоны деятельности организации; ПФ - покупательные фонды обслуживаемого населения; Ос - объем отложенного спроса населения; Ис - объем инорайонного спроса; М0 - объем потребностей в товарах организаций, учреждений для хозяйственных нужд и коллективного пользования; ПДР - объем покупки товаров населением в других торгующих системах.
Пример. Денежные доходы обслуживаемого населения в планируемом году ожидаются в размере 25600 млн р. Нетоварные расходы с учетом сложившейся тенденции по данным за ряд лет составят 25% от суммы денежных доходов. Прирост сбережений составит 18% от суммы денежных доходов. По данным бюджетной статистики ожидается превышение доходов над расходами в размере 360 млн р. По данным маркетинговых исследований, отложенный спрос населения составит 5% от суммы покупательных фондов, 10% своих покупательных фондов населения тратит на покупку в другой сети. Объем потребностей в товарах организаций социальной сферы, выявленный по их заявкам, должен составить 1200 млн р. Инорайонный спрос, предъявляемый розничной сети данного района, составит 7% от емкости рынка. Рассчитать емкость рынка зоны деятельности торговой организации на планируемый год. Решение.
На величину емкости рынка влияют доходы населения, деловая активность субъектов рынка, развитие и специализация производства, развитие транспортных связей, объем и структура товарного предложения, численность и состав рыночных потребителей, динамика и соотношение цен. Емкость рынка отдельного товара зависит от наличия взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров, динамики цен на них, изменения структуры потребления и прочих факторов. Состояние и степень активности рынка оценивается на основе изучения его конъюнктуры. Конъюнктура рынка - совокупность конкретных экономических, социальных, организационных и других условий, определяющих в каждый данный момент времени соотношение спроса и предложения, уровней цен и конкуренции. Изучение конъюнктуры рынка включает анализ его текущего состояния, обоснование прогноза и разработку рекомендаций по оперативному и стратегическому управлению рынком. Проводится оно на основе использования системы показателей, характеризующих отдельные рыночные элементы: - объем и структура производства товаров и их соответствие спросу населения; - объем розничного товарооборота в целом, по товарным группам; - товарооборот на душу населения; - товарооборот на один магазин; - состояние и размещение товарных запасов; - покупательные фонды населения; - динамика среднего уровня цен и диапазона цен на отдельные их виды; - сезонность колебания спроса и предложения. На основе полученной информации о реальной хозяйственной ситуации на рынке и прогнозах его конъюнктуры торговые организации регулируют текущую деятельность, вносят необходимые изменения в планы, принимают оперативные решения о дополнительных закупках товаров, пользующихся повышенным спросом, по необходимости проводят внутренние переброски товаров между магазинами, снимают с продажи и возвращают поставщикам либо уценивают неходовые товары. Активность торговой организации характеризует доля, которую она занимает на региональном рынке. Данный показатель определяется по формуле где Др - доля, занимаемая торговой организацией на региональном потребительском рынке, %; РТОорг -розничный товарооборот торговой организации, р.; РТ03 Д - розничный товарооборот всех организаций зоны деятельности, р. Выявление количественных и качественных характеристик рынка способствует достижению его сбалансированности, наиболее полному удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах. Сбор, систематизация и изучение данных о денежных доходах и покупательных фондах населения традиционно являлись составной частью экономической работы в торговых организациях. Эти показатели используются в процессе анализа и планирования розничного товарооборота, выступают как один из основополагающих факторов, воздействующих на объем и структуру товарооборота, а следовательно, на прибыль торговых организаций. Анализ розничного товарооборота с учетом покупательных фондов или денежных доходов населения позволяет выявить соответствие темпов развития торговли изменяющимся доходам населения, причем положительно оценивается ситуация, при которой темпы роста товарооборота выше темпов роста покупательных фондов населения. Изменение численности обслуживаемого населения и его денежных доходов при прочих равных условиях влияет на изменение объема товарооборота. Эти два фактора не зависят от работы торговых организаций. Уровень организации работы по обслуживанию населения товарами находит отражение в проценте охвата денежных доходов населения розничным товарооборотом и в среднем товарообороте на одного жителя. Повысить степень охвата денежных доходов розничным товарооборотом можно за счет лучшей организации торговли, повышения качества торгового обслуживания населения, рекламы, доставки товаров в соответствии со спросом и надлежащего качества. Для определения влияния на объем розничного товарооборота численности населения, его денежных доходов и степени их охвата товарооборотом методом цепных подстановок можно воспользоваться формулой РТО = Ч - Дн * %охв где РТО - розничный товарооборот по продаже товаров населению, млн р.; Ч - численность обслуживаемого населения, чел.; Дн - денежные доходы в расчете на душу населения, млн р.; % охв - процент охвата денежных доходов населения розничным товарооборотом. С целью выявления внутригодичных колебаний в развитии товарооборота и факторов, их обусловливающих, используются данные поквартального анализа денежных доходов населения. Это позволяет глубже изучить сезонные особенности спроса населения, установить соответствие развития розничного товарооборота покупательной способности населения, а также выявить недостатки в торговом обслуживании, допущенные в отдельные месяцы. Спектр методических приемов, используемых при планировании объема и структуры товарооборота, расчете емкости рынка зоны деятельности торговых организаций с использованием показателей денежных доходов или покупательных фондов населения изложен в табл. 4. В ходе обоснования плана розничного товарооборота необходимо увязывать его с покупательными фондами населения, потребностью в товарах организаций социальной сферы, с одной стороны, и возможными объемами товарных ресурсов, с другой. Целесообразно использовать данные о покупательном спросе населения в модели стратегического регулирования товарооборота, обеспечивающей сбалансированность спроса и предложения:
Iтр> IРТ0> Iтз> Iс,
где Iтр, IРТ0, Iтз, Iс - индексы соотношения отчетных и базисных (либо планируемых и отчетных) показателей товарных ресурсов, товарооборота, товарных запасов и объема спроса населения, соответственно. Удовлетворение спроса населения является важнейшей функцией торговой организации. Известно, что при увеличении денежных доходов размеры покупок населением различных предметов потребления изменяются. Изучение характера этих изменений на основе исследования эластичности спроса также имеет важное значение для анализа процессов, происходящих в спросе и структуре товарооборота. Для прогнозирования структуры товарооборота используется метод, основанный на применении коэффициента эластичности продаж от покупательных фондов, который показывает, в какой степени изменится товарооборот при изменении покупательных фондов населения на 1%:
где К - коэффициент эластичности продаж от покупательных фондов населения; ∆РТО - прирост товарооборота на душу населения, %; ∆ПФ - прирост покупательных фондов населения в расчете на одного человека, %. Для повышения обоснованности расчетов структуры товарооборота учитываются прогнозируемые изменения спроса на основе потребительского бюджета, среднедушевого денежного дохода. Перечисленные выше методические приемы к анализу и планированию товарооборота широко использовались до недавнего времени в хозяйственной практике (табл. 4). Однако в современных условиях имеются определенные сложности в количественном измерении денежных доходов населения. В рыночных условиях хозяйствования использование показателей денежных доходов и покупательных фондов населения как ориентира при обосновании планов товарооборота несколько потеряло актуальность и значимость по следующим причинам: - отсутствие оперативной достоверной информации о состоянии денежных доходов населения; - отсутствие обоснованных прогнозов денежных доходов населения на предстоящий период; - использование новых методических подходов к разработке планов товарооборота, диктуемых временем, в частности, планирование на основе учета получения необходимых доходов и потребности в прибыли. Таблица 4 - Методические приемы использования показателей денежных доходов (покупательных фондов) населения в экономической работе *Используется данный прием
Традиционно покупательные фонды обслуживаемого населения рассчитывались экономической службой торговой организации на основе отчетного баланса денежных доходов и расходов населения, разрабатываемого районным и областным статистическими управлениями. С 1992 г. практика составления балансов денежных доходов и расходов населения на уровне районных и областных статистических управлений отменена. Следовательно, если не составляются отчетные балансы (основа для прогнозируемых), то на этом уровне управления не разрабатываются и плановые. Балансы, разрабатываемые Министерством статистики и анализа Республики Беларусь (в том числе в разрезе областей), представляются нижестоящим организациям и хозяйствующим субъектам с опозданием как минимум на полгода. Так, данные о денежных доходах и расходах населения республики за 2003 г. были представлены в середине 2004 г., что предопределило невозможность их применения в практике планирования. Причем в этих балансах не видно, как развиваются денежные доходы по районам. А планирование, как известно, осуществляется в низовых звеньях. Определенная социально-экономическая информация содержится в материалах бюджетных обследований семей, которые проводятся статистической службой республики. С 1995 г. Министерство статистики и анализа Республики Беларусь перешло на новую методологию обследования домашних хозяйств по изучению их уровня жизни, соответствующую международным стандартам. В Гомельской области, например, обследуется более 800 домашних хозяйств. Однако в выборочных обследованиях домохозяйства не всегда объективно отражают свои доходы. По оценкам экономистов значения денежных доходов, полученные на основе бюджетных обследований, в 1,5 раза ниже данных, полученных на основе баланса денежных доходов и расходов, разработанного на макроуровне. Аналогичные обследования проводятся и Госкомстатом России. Бюджетные обследования, характеризующие структуру денежных доходов и расходов обследуемых семей, а также источники и размеры приобретения продовольственных и непродовольственных товаров и товаров личного потребления - основа для более глубокого анализа и обоснования планируемой структуры товарооборота. В то же время бюджетная статистика в настоящий момент не может предоставить информацию о совокупном покупательском спросе населения района, так как в выборку обследования входит лишь определенная часть всех семей, и она не учитывает возможную миграцию денежных доходов населения. Экономическими службами торговых организаций самостоятельно определяется размер денежных доходов по основным статьям (заработная плата, доходы от колхозов, пенсии и пособия, доходы от продажи сельскохозяйственной продукции и сырья). Для определения суммы заработной платы, доходов от колхозов используются данные организаций, предприятий, колхозов, расположенных в зоне деятельности райпо. Такую информацию также могут предоставить отделы статистики при райисполкомах. Доходы населения от продажи сельскохозяйственной продукции и сырья определяются на основе данных заготовительной организации. Информация о пенсиях и пособиях имеется в районных отделах социального обеспечения. Остальные статьи доходов можно рассчитать на основе сложившейся структуры их формирования в целом по республике с учетом региональных особенностей. Вместе с тем в современных условиях возникают проблемы расчета покупательных фондов, вызванные следующими причинами: - большинство статей доходов невозможно рассчитать из-за отсутствия информации либо нежелания предоставить необходимые сведения исследуемыми организациями (коммерческие структуры, банковская сфера); - сбор информации о заработной плате и других доходах представляет собой длительный процесс из-за большого количества обследуемых объектов (масса предприятий и организаций, колхозов, отделений связи зоны деятельности торговой организации); - имеют место неучтенные виды деятельности, в том числе акты купли-продажи товаров, валюты, обращение денег в теневой экономике, что предполагает наличие неучтенных доходов и расходов, а также свидетельствует о невысокой степени достоверности официально учтенных денежных доходов населения; - в условиях скрытой и явной безработицы наблюдается такое экономическое явление, как массовая миграция денег, товара. Этому также способствуют относительная открытость границ между странами СНГ и различный уровень цен на товары и услуги в этих государствах; - имеет место миграция денег, связанная с недостатками в организации торговли и планировании товарных ресурсов; - денежные доходы населения имеют стоимостную оценку, поэтому они подвержены инфляционным процессам, причем обычно темпы изменения денежных доходов не соответствуют темпам изменения потребительских цен; - иногда нарушаются сроки выплаты заработной платы, пенсий, что ведет к непредсказуемости, стихийности спроса в отдельные периоды; - развитие конкуренции в торговле, появление все большего числа торгующих организаций, в том числе и официально незарегистрированных, развитие выездной торговли в другие регионы, организация ярмарок затрудняют процессы определения численности обслуживаемого населения и его денежных доходов; - в условиях динамичной экономики плановая работа усложняется различными дополнительными функциями (постоянная корректировка окладов и ставок, комплекс статистической отчетности).
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2055; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |