Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прогнозирование общей емкости рынка потребительских товаров




Содержание и виды прогнозирования потребительского спроса

Прогнозирование общей емкости рынка потребительских товаров

Содержание и виды прогнозирования потребительского спроса

Лекция 17

Одним из условий достижения рыночного равнове­сия, обеспечения соответствия между объемом и струк­турой спроса и предложения на потребительские това­ры является изучение спроса. Однако статистических отчетных данных о движении спроса не ведется. Кроме того, непредсказуемость, подвижность и изменчивость спроса предопределяют невозможность его планирова­ния не только по структуре, но и по объему. Предуга­дать формирование и развитие потребностей населе­ния, поведение спроса, выработать количественные и качественные его характеристики возможно на основе вероятностной оценки или прогнозирования.

Прогнозирование спроса представляет собой поэтап­ный процесс выработки научно обоснованных предпо­ложений о перспективах развития спроса, основанных на комплексном использовании методов и системы ин­формационного обеспечения (рис. 1).

Информационное обеспечение прогнозирования спро­са включает:

- данные о денежных доходах и расходах населе­ния;

- данные о численности и половозрастном составе населения, количестве семей;

- данные о движении товаров в розничной торговой сети (поступление, реализация, запасы), потреблении предметов первой необходимости, обеспеченности на­селения товарами длительного пользования;

- материалы исследований товарных рынков, опро­сов покупателей и специалистов, единовременных на­блюдений и других специальных обследований;

- данные бюджетных обследований семей;

- планы перспективного развития производства и торговли.

 

Рисунок 1 – Модель прогнозирования объема и структуры спроса

 

Для целей прогнозирования спроса используются: метод экспертных оценок, экстраполяция, норматив­ный, балансовый методы, экономико-математическое моделирование, маркетинговые исследования.

Методы экспертных оценок основаны на использо­вании знаний и интуиции специалистов, имеющих вы­сокий уровень квалификации по специальности, про­фессиональный и научный опыт. Мнения экспертов обобщаются, строятся логические заключения о прогнозируемом спросе, выбирается оптимальное реше­ние. Данные методы являются вспомогательными как дополнения к другим методам.

Экстраполяция предполагает изучение тенденций и закономерностей развития величины и структуры спроса и построение на их основе прогноза с учетом спе­цифики влияния отдельных факторов в предстоящем периоде. К данной группе методов относятся расчеты коэффициента эластичности, показывающего процент­ное изменение спроса на определенную группу товаров при изменении значения влияющего фактора на 1 % (цены, дохода, численности и т.д.). Применение дан­ных методов актуально для целей краткосрочного про­гнозирования.

Использование нормативного метода при изучении и прогнозировании спроса предполагает учет физиоло­гических норм потребления, научно обоснованных ра­циональных норм, определение сроков их достижения. Сложность применения метода заключается в разра­ботке норм, их объективной обоснованности.

Для уравновешивания источников образования де­нежных доходов и направлений их расходования, в том числе и на покупку товаров и оплату услуг, использует­ся балансовый метод.

Экономико-математическое моделирование основа­но на применении трендовых, корреляционно-регрес­сионных, оптимизационных моделей, позволяющих установить зависимость развития спроса от влияния одного или нескольких факторов (среднедушевой до­ход, цена, численность населения, размер семьи, сред­недушевое потребление отдельных товаров и услуг). Модели строятся на основе применения теории вероят­ности, математической статистики, компьютера.

Для изучения неудовлетворенного спроса, структур­ных изменений, сезонности проявлений спроса исполь­зуются результаты проведения анкетных обследований семей, выборочных опросов населения, специальных наблюдений за спросом, т.е. проводятся маркетинго­вые исследования.

Комплексное применение различных методов позво­ляет более полно учесть все особенности проявления спроса и обоснованно спрогнозировать его величину и структуру.

Прогнозные расчеты проводятся в несколько эта­пов. Вначале определяют объем и структуру удовлетво­ренного спроса, который по своей величине и составу в основном соответствует сумме и структуре продажи то­варов населению через все каналы реализации. Коли­чественно он также определяется суммой покупатель­ных фондов населения.

Затем на основе использования материалов бюд­жетных обследований семей, данных о приросте сбере­жений, сопоставления темпов изменения доходов и сбережений, материалов выборочных опросов населе­ния и экспертов определяют объем и структуру неудов­летворенного спроса.

Реализованный и неудовлетворенный спрос в сумме показывают объем действительного спроса населе­ния, реально предъявленного и обеспеченного соответ­ствующими денежными средствами.

На четвертом этапе проводится оценка достовер­ности, качества и обоснованности прогнозных расчетов с учетом действия различных факторов, оценивается прогностическая ценность разработанных моделей спроса. При этом применяются различные методы, ко­торые дополняют друг друга.

На завершающем этапе на основе изучения и обоб­щения проведенных расчетов обосновывается прогноз­ная величина спроса, его структура, внутригодовая ди­намика развития, механизм проявления по качествен­ным характеристикам (скрытый, падающий, устойчи­вый, нерегулярный, полноценный, чрезмерный, ра­циональный, неэластичный, эластичный и т.д.).

Прогнозы спроса разрабатывают от общего к частно­му. Вначале обосновывается общий объем спроса, за­тем разрабатывается прогноз спроса на продоволь­ственные и непродовольственные товары, впослед­ствии расчеты детализируются по товарным группам и отдельным товарам.

Для целей изучения и прогнозирования спроса от­правной точкой является исследование денежных до­ходов и расходов как основного формирующего фактора.

Денежные доходы населения как количественный показатель представляют собой потенциальное и ре­альное средство реализации общественной стоимости, благодаря которому завершается воспроизводственный процесс и возобновляется новый его круг, поскольку при обмене на денежные доходы произведенный товар находит свое общественное признание, таким образом, реализуется его полезность. По вещественному содер­жанию - это количество денег, полученных отдельны­ми лицами или группами лиц в течение определенного времени в виде зарплаты и других доходов. Доходы мо­гут быть как в денежной, так и в натуральной форме.

Денежные доходы населения, таким образом, вы­ступают как средство связи производства с потреблени­ем, домохозяйств с организациями и государством.

Значение денежных доходов населения не ограничи­вается их ролью в воспроизводственном процессе и кру­гообороте. Велико социально-экономическое значение денежных доходов как оценочного показателя, харак­теризующего уровень жизни населения, его благосо­стояние. Это основа формирования среды жизнедея­тельности людей (средство приобретения одежды, про­дуктов питания, жилья, оплаты услуг, приобщения к ценностям мировой культуры и искусства).

Вместе с ценой и предложением денежные доходы населения выступают как основа формирования одного из основных элементов рыночного механизма - плате­жеспособного спроса, который представляет собой по­требность населения в товарах и услугах, обеспеченную денежными средствами. Денежные доходы населения являются одним из факторов, влияющих на результа­ты деятельности унитарных предприятий и организа­ций, экономики в целом. Неудовлетворенный спрос может стимулировать рост производства, а также спро­воцировать рост цен. Уменьшение спроса может вы­звать структурные изменения в экономике или кризис перепроизводства. Спрос непредсказуем, ибо отражает не только объективные потребности, но и субъектив­ные устремления.

Особенно большое влияние денежные доходы насе­ления оказывают на результаты деятельности торгов­ли, поскольку основная их часть — покупательные фон­ды - основа развития товарооборота. Покупательные фонды населения влияют также на структуру рознич­ного товарооборота и потребления. Снижение доли реа­лизации непродовольственных товаров свидетельству­ет о падении жизненного уровня населения и о том, что часть произведенной продукции, возможно, осталась невостребованной обществом. В изменении структуры реализации непродовольственных товаров находят от­ражение процессы совершенствования социально-культурного уровня жизни народа.

Формируются денежные доходы населения за счет заработной платы, поступлений денежных доходов от колхозов, продажи сельскохозяйственной продукции, пенсий, пособий, стипендий, поступлений из финансо­вой системы, дивидендов и других источников. Ис­пользование денежных доходов населения идет по сле­дующим направлениям: покупка товаров, оплата услуг (квартплата, коммунальные платежи, плата за обуче­ние в средних специальных и высших учебных заведе­ниях), покупка жилья, налоги, сборы, прирост сбере­жений и т.д.

С развитием рыночных отношений появились новые источники получения доходов и нетрадиционные направления их использования (включая «теневую» экономику): доходы населения от официально неуч­тенной предпринимательской деятельности, продажи валюты; расходы на обучение, лечение в платных ме­дицинских учреждениях; покупка валюты.

Структура денежных доходов населения республи­ки по источникам формирования и направлениям рас­ходов представлена в табл. 2. Основу денежных доходов составляет оплата труда (почти 50%). Возрас­тает роль доходов от предпринимательской деятель­ности. Преобладающую часть денежных средств на­селение тратит на покупку товаров и оплату услуг (более 70%).

Таблица 2 - Структура денежных доходов и расходов населения Республики Беларусь (в процентах к итогу)

Показатели            
Денежные доходы населения            
оплата труда 73,1 52,6 51,9 50,4 48,5 46,9
социальные трансферты 16,2 18,2 17,9 18,9 18,9 17,7
доходы от собственности 2,4 2,9 1,8 1,7 1,8 1,5
доходы от предпринима­тельской деятельности и др. 8,3 25,6 28,4 29,0 30,8 33,9
Денежные расходы и сбере­жения населения            
покупка товаров и оплата услуг 82,0 71,0 76,9 73,6 74,1 71,9
оплата обязательных пла­тежей и добровольных взносов 11,1 6,2 8,8 8,7 8,4 10,6
накопление сбережений во вкладах и ценных бума­гах, покупка валюты и другие расходы 6,9 22,8 14,3 17,7 17,5 17,5

* Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2004 (стат. сб.) Минстат Республики Беларусь. Мн., 2004. С. 144.

 

Большое значение для исчисления денежных дохо­дов и расходов населения республики играет разработ­ка балансов, которую проводят статистические органы совместно с министерствами торговли, финансов, сель­ского хозяйства, промышленности и т.д. При их со­ставлении используются материалы бюджетных обсле­дований семей, выборочного учета, экспертных оце­нок, другие специальные исследования.

Баланс денежных доходов и расходов населения ха­рактеризует объем, источники формирования и на­правления использования денежных средств, а также экономические отношения между государством и насе­лением, между отдельными социальными группами. Раз­рабатывается баланс в целом по республике и областям.

Он служит основой для расчета и планирования ре­альных доходов, для установления оптимальных соот­ношений между величиной денежных средств, товар­ных ресурсов, объемом платных услуг, сбережениями. Несоответствие между доходной и расходной частями по сумме (ДНН, РНН) отражает миграцию денег, из­менение остатка денег на руках местного населения. Отрицательно оценивается рост миграции денег, вы­званный недостатками в организации торговли.

С помощью балансов денежных доходов и расходов определяется общий объем платежеспособного спроса и темпы его развития. Объем платежеспособного спроса на потребительские товары определяется, в первую очередь, покупательными фондами населения, пред­ставляющими собой часть денежных доходов, которые население тратит на покупку товаров. При их расчете учитываются нетоварные расходы, сбережения во вкладах, миграция и запасы денег у населения, вы­званные неудовлетворенным спросом (табл. 3).

Таблица 3 - Схема баланса денежных доходов и расходов населения области

 

Покупательные фонды определяются по формуле

 

ПФ = ДН – НР – ПС + (РНН) - (ДНН),

 

где ПФ - покупательные фонды населения, р.; ДН (ДДН) - де­нежные доходы населения, p.; HP - нетоварные расхо­ды, р.; ПС - прирост сбережений, р.; Рн > Дн - превы­шение расходов над доходами, р.; Дн > Рн - превыше­ние доходов над расходами, р.

Таким образом, покупка товаров населением в орга­низациях торговли и общественного питания, на рын­ках и в другой специализированной сети составляет по­купательный фонд. Расходы населения на оплату услуг, а также обязательные платежи и взносы называ­ются нетоварными расходами. По мере развития общественного производства, роста уровня жизни их доля в общих расходах населения повышается.

Определение покупательных фондов населения являет­ся исходной базой для обоснования розничного товарообо­рота. Величина покупательных фондов должна соответ­ствовать объему реализации товаров населению. Превы­шение покупательных фондов населения над товарооборо­том свидетельствует о наличии неудовлетворенного спроса. В случае, когда товарооборот спланирован в разме­ре, не обеспеченном соответствующим размером покупа­тельных фондов, для торговли характерно затоваривание.

Величина покупательных фондов зависит от дина­мики заработной платы, политики государства, прово­димой в кредитно-финансовой, фискальной, социальной сфере, состава населения, соотношения численности городского и сельского населения, состава семей, уров­ня и соотношения тарифов на услуги, уровня процент­ных ставок банков, миграции денег и прочих факторов.

В статистических сборниках иногда выделяется об­щее направление использования денежных доходов на­селения на покупку товаров и оплату услуг. Данный вид денежных расходов отражает объем спроса, предъ­являемого населением не только на потребительские товары, но и на услуги. В этом случае величина расхо­дов будет превышать покупательные фонды населения на сумму средств, направленных населением на обуче­ние, оздоровление, квартирную плату, оплату коммунальных, бытовых, медицинских услуг, услуг связи, транспорта, театров, кино, взносы родителей в детские учреждения. В то же время в состав покупательных фондов входят расходы на оплату услуг товарного ха­рактера, оказываемых торговыми организациями (на­пример, за оформление букетов, раскрой тканей непо­средственно в магазинах и т.д.).

Оперативную информацию о денежных доходах на­селения в целом по Республике Беларусь Министерство статистики и анализа публикует в периодической печати. На основе среднедушевого денежного дохода населения республики и учтенной численности обслуживаемого населения можно рассчитать его денежный доход в це­лом по району. При этом полученную сумму целесооб­разно корректировать на коэффициент, отражающий соотношение среднедушевого дохода населения района с аналогичным среднереспубликанским показателем за предшествующий период.

Данные баланса денежных доходов и расходов насе­ления, разрабатываемого Министерством статистики и анализа, можно использовать также для выявления тенденций развития и использования денежных дохо­дов населения по основным направлениям (покупка то­варов, прирост сбережений).

Нужно шире использовать информацию из периоди­ческой печати: данные о минимальном потребитель­ском бюджете и темпах его изменения; сведения о сред­ней заработной плате и темпах ее изменения; индексы потребительских цен.

При изучении данных Министерства статистики и анализа, периферийных статистических служб учиты­ваются факторы, влияющие на денежные доходы насе­ления (динамика цен, тарифов на услуги, численности, уровень безработицы, изменение курса национальной валюты). Необходимо также учитывать региональные особенности (приграничная зона, зона радиоактивного загрязнения, половозрастной, национальный состав).

Там, где это возможно, работникам экономических служб следует самостоятельно изучать показатели со­стояния денежных доходов обслуживаемого населе­ния, осуществлять оценку спроса непосредственно при покупке товаров в магазинах.

 

Для характеристики производственного и потреби­тельского потенциала внутреннего рынка используется понятие емкости рынка.

Емкость рынка товаров народного потребления - это максимально возможный объем реализации това­ров на рынке при данном уровне платежеспособного спроса, товарного предложения и розничных цен. При изменении хотя бы одной из этих составляющих меня­ются и границы рынка.

Различают емкость национального и регионального рынков, емкость рынка отдельных потребительских товаров.

Возможный объем реализации товаров в границах национального рынка определяется величиной реаль­ного спроса населения и организаций социальной сферы.

При определении емкости регионального рынка кро­ме перечисленных показателей учитывается объем инорайонного спроса в данном регионе.

Для обоснования и оценки товарооборота, размеров необходимых ресурсов рассчитывается емкость рынка зоны деятельности торговой организации. Она опреде­ляется на основе покупательных фондов обслуживае­мого населения, объема отложенного и инорайонного спроса, объема потребностей в товарах организаций и учреждений социальной сферы с учетом корректиров­ки на объем покупок товаров населением в других тор­гующих системах.

Приведение в соответствие платежеспособного спро­са населения и товарного предложения - важнейшая задача в условиях рыночных отношений. Достижению сбалансированности спроса и предложения способству­ет также расчет емкости рынка (одна из функций эко­номической и коммерческой служб) по формуле

Ер = ПФ + Ос + Ис + М0 – Пдр

где Ер - емкость рынка зоны деятельности организа­ции; ПФ - покупательные фонды обслуживаемого насе­ления; Ос - объем отложенного спроса населения; Ис - объем инорайонного спроса; М0 - объем потребностей в товарах организаций, учреждений для хозяйственных нужд и коллективного пользования; ПДР - объем покупки товаров населением в других торгующих системах.

 

Пример. Денежные доходы обслуживаемого населения в планируемом году ожидаются в размере 25600 млн р. Нетовар­ные расходы с учетом сложившейся тенденции по данным за ряд лет составят 25% от суммы денежных доходов. Прирост сбере­жений составит 18% от суммы денежных доходов. По данным бюджетной статистики ожидается превышение доходов над рас­ходами в размере 360 млн р. По данным маркетинговых исследо­ваний, отложенный спрос населения составит 5% от суммы по­купательных фондов, 10% своих покупательных фондов населе­ния тратит на покупку в другой сети.

Объем потребностей в товарах организаций социальной сфе­ры, выявленный по их заявкам, должен составить 1200 млн р.

Инорайонный спрос, предъявляемый розничной сети данно­го района, составит 7% от емкости рынка.

Рассчитать емкость рынка зоны деятельности торговой орга­низации на планируемый год.

Решение.

 

На величину емкости рынка влияют доходы населе­ния, деловая активность субъектов рынка, развитие и специализация производства, развитие транспортных связей, объем и структура товарного предложения, численность и состав рыночных потребителей, динами­ка и соотношение цен.

Емкость рынка отдельного товара зависит от нали­чия взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров, динамики цен на них, изменения структуры потребле­ния и прочих факторов.

Состояние и степень активности рынка оценивает­ся на основе изучения его конъюнктуры. Конъюнкту­ра рынка - совокупность конкретных экономиче­ских, социальных, организационных и других усло­вий, определяющих в каждый данный момент времени соотношение спроса и предложения, уровней цен и кон­куренции.

Изучение конъюнктуры рынка включает анализ его текущего состояния, обоснование прогноза и разработ­ку рекомендаций по оперативному и стратегическому управлению рынком. Проводится оно на основе исполь­зования системы показателей, характеризующих от­дельные рыночные элементы:

- объем и структура производства товаров и их со­ответствие спросу населения;

- объем розничного товарооборота в целом, по то­варным группам;

- товарооборот на душу населения;

- товарооборот на один магазин;

- состояние и размещение товарных запасов;

- покупательные фонды населения;

- динамика среднего уровня цен и диапазона цен на отдельные их виды;

- сезонность колебания спроса и предложения.

На основе полученной информации о реальной хо­зяйственной ситуации на рынке и прогнозах его конъ­юнктуры торговые организации регулируют текущую деятельность, вносят необходимые изменения в планы, принимают оперативные решения о дополнительных закупках товаров, пользующихся повышенным спро­сом, по необходимости проводят внутренние переброс­ки товаров между магазинами, снимают с продажи и возвращают поставщикам либо уценивают неходовые товары.

Активность торговой организации характеризует до­ля, которую она занимает на региональном рынке. Данный показатель определяется по формуле

где Др - доля, занимаемая торговой организацией на региональном потребительском рынке, %; РТОорг -розничный товарооборот торговой организации, р.; РТ03 Д - розничный товарооборот всех организаций зо­ны деятельности, р.

Выявление количественных и качественных харак­теристик рынка способствует достижению его сбалан­сированности, наиболее полному удовлетворению по­требностей населения в товарах и услугах.

Сбор, систематизация и изучение данных о денеж­ных доходах и покупательных фондах населения тра­диционно являлись составной частью экономической работы в торговых организациях.

Эти показатели используются в процессе анализа и планирования розничного товарооборота, выступают как один из основополагающих факторов, воздейству­ющих на объем и структуру товарооборота, а следова­тельно, на прибыль торговых организаций.

Анализ розничного товарооборота с учетом покупа­тельных фондов или денежных доходов населения поз­воляет выявить соответствие темпов развития торговли изменяющимся доходам населения, причем положи­тельно оценивается ситуация, при которой темпы рос­та товарооборота выше темпов роста покупательных фондов населения.

Изменение численности обслуживаемого населения и его денежных доходов при прочих равных условиях влияет на изменение объема товарооборота. Эти два фактора не зависят от работы торговых организаций. Уровень организации работы по обслуживанию населе­ния товарами находит отражение в проценте охвата де­нежных доходов населения розничным товарооборотом и в среднем товарообороте на одного жителя. Повысить степень охвата денежных доходов розничным товаро­оборотом можно за счет лучшей организации торговли, повышения качества торгового обслуживания населе­ния, рекламы, доставки товаров в соответствии со спро­сом и надлежащего качества.

Для определения влияния на объем розничного то­варооборота численности населения, его денежных до­ходов и степени их охвата товарооборотом методом цепных подстановок можно воспользоваться формулой

РТО = Ч - Дн * %охв

где РТО - розничный товарооборот по продаже товаров населению, млн р.; Ч - численность обслуживаемого населения, чел.; Дн - денежные доходы в расчете на ду­шу населения, млн р.; % охв - процент охвата денеж­ных доходов населения розничным товарооборотом.

С целью выявления внутригодичных колебаний в развитии товарооборота и факторов, их обусловливаю­щих, используются данные поквартального анализа денежных доходов населения. Это позволяет глубже изучить сезонные особенности спроса населения, уста­новить соответствие развития розничного товарооборо­та покупательной способности населения, а также вы­явить недостатки в торговом обслуживании, допущен­ные в отдельные месяцы.

Спектр методических приемов, используемых при планировании объема и структуры товарооборота, рас­чете емкости рынка зоны деятельности торговых орга­низаций с использованием показателей денежных до­ходов или покупательных фондов населения изложен в табл. 4. В ходе обоснования плана розничного товаро­оборота необходимо увязывать его с покупательными фондами населения, потребностью в товарах организа­ций социальной сферы, с одной стороны, и возможны­ми объемами товарных ресурсов, с другой.

Целесообразно использовать данные о покупатель­ном спросе населения в модели стратегического регу­лирования товарооборота, обеспечивающей сбаланси­рованность спроса и предложения:

 

Iтр> IРТ0> Iтз> Iс,

 

где Iтр, IРТ0, Iтз, Iс - индексы соотношения отчетных и базисных (либо планируемых и отчетных) показателей товарных ресурсов, товарооборота, товарных запасов и объема спроса населения, соответственно.

Удовлетворение спроса населения является важ­нейшей функцией торговой организации. Известно, что при увеличении денежных доходов размеры поку­пок населением различных предметов потребления изменяются. Изучение характера этих изменений на основе исследования эластичности спроса также име­ет важное значение для анализа процессов, происхо­дящих в спросе и структуре товарооборота. Для про­гнозирования структуры товарооборота используется метод, основанный на применении коэффициента эластичности продаж от покупательных фондов, который показывает, в какой степени изменится това­рооборот при изменении покупательных фондов насе­ления на 1%:

 

где К - коэффициент эластичности продаж от покупа­тельных фондов населения; ∆РТО - прирост товарообо­рота на душу населения, %; ∆ПФ - прирост покупа­тельных фондов населения в расчете на одного челове­ка, %.

Для повышения обоснованности расчетов структуры товарооборота учитываются прогнозируемые измене­ния спроса на основе потребительского бюджета, сред­недушевого денежного дохода.

Перечисленные выше методические приемы к ана­лизу и планированию товарооборота широко использо­вались до недавнего времени в хозяйственной практике (табл. 4).

Однако в современных условиях имеются опреде­ленные сложности в количественном измерении де­нежных доходов населения. В рыночных условиях хозяйствования использова­ние показателей денежных доходов и покупательных фондов населения как ориентира при обосновании пла­нов товарооборота несколько потеряло актуальность и значимость по следующим причинам:

- отсутствие оперативной достоверной информа­ции о состоянии денежных доходов населения;

- отсутствие обоснованных прогнозов денежных доходов населения на предстоящий период;

- использование новых методических подходов к разработке планов товарооборота, диктуемых време­нем, в частности, планирование на основе учета полу­чения необходимых доходов и потребности в прибыли.


Таблица 4 - Методические приемы использования показателей денежных доходов (покупательных фондов) населения в экономической работе

*Используется данный прием

 

Традиционно покупательные фонды обслуживаемо­го населения рассчитывались экономической службой торговой организации на основе отчетного балан­са денежных доходов и расходов населения, разрабаты­ваемого районным и областным статистическими управлениями. С 1992 г. практика составления балан­сов денежных доходов и расходов населения на уровне районных и областных статистических управлений от­менена. Следовательно, если не составляются отчетные балансы (основа для прогнозируемых), то на этом уров­не управления не разрабатываются и плановые. Балан­сы, разрабатываемые Министерством статистики и анализа Республики Беларусь (в том числе в разрезе об­ластей), представляются нижестоящим организациям и хозяйствующим субъектам с опозданием как мини­мум на полгода. Так, данные о денежных доходах и расходах населения республики за 2003 г. были пред­ставлены в середине 2004 г., что предопределило невоз­можность их применения в практике планирования. Причем в этих балансах не видно, как развиваются де­нежные доходы по районам. А планирование, как из­вестно, осуществляется в низовых звеньях.

Определенная социально-экономическая информа­ция содержится в материалах бюджетных обследова­ний семей, которые проводятся статистической служ­бой республики. С 1995 г. Министерство статистики и анализа Республики Беларусь перешло на новую мето­дологию обследования домашних хозяйств по изуче­нию их уровня жизни, соответствующую международ­ным стандартам. В Гомельской области, например, об­следуется более 800 домашних хозяйств. Однако в выборочных обследованиях домохозяйства не всегда объективно отражают свои доходы. По оценкам эконо­мистов значения денежных доходов, полученные на ос­нове бюджетных обследований, в 1,5 раза ниже дан­ных, полученных на основе баланса денежных доходов и расходов, разработанного на макроуровне. Аналогич­ные обследования проводятся и Госкомстатом России.

Бюджетные обследования, характеризующие струк­туру денежных доходов и расходов обследуемых семей, а также источники и размеры приобретения продо­вольственных и непродовольственных товаров и това­ров личного потребления - основа для более глубокого анализа и обоснования планируемой структуры товаро­оборота. В то же время бюджетная статистика в настоя­щий момент не может предоставить информацию о со­вокупном покупательском спросе населения района, так как в выборку обследования входит лишь опреде­ленная часть всех семей, и она не учитывает возмож­ную миграцию денежных доходов населения.

Экономическими службами торговых органи­заций самостоятельно определяется размер денежных доходов по основным статьям (заработная плата, дохо­ды от колхозов, пенсии и пособия, доходы от продажи сельскохозяйственной продукции и сырья). Для опре­деления суммы заработной платы, доходов от колхозов используются данные организаций, предприятий, кол­хозов, расположенных в зоне деятельности райпо. Та­кую информацию также могут предоставить отделы статистики при райисполкомах. Доходы населения от продажи сельскохозяйственной продукции и сырья определяются на основе данных заготовительной орга­низации. Информация о пенсиях и пособиях имеется в районных отделах социального обеспечения. Осталь­ные статьи доходов можно рассчитать на основе сло­жившейся структуры их формирования в целом по рес­публике с учетом региональных особенностей.

Вместе с тем в современных условиях возникают проблемы расчета покупательных фондов, вызванные следующими причинами:

- большинство статей доходов невозможно рассчи­тать из-за отсутствия информации либо нежелания предоставить необходимые сведения исследуемыми организациями (коммерческие структуры, банковская сфера);

- сбор информации о заработной плате и других до­ходах представляет собой длительный процесс из-за большого количества обследуемых объектов (масса предприятий и организаций, колхозов, отделений свя­зи зоны деятельности торговой организации);

- имеют место неучтенные виды деятельности, в том числе акты купли-продажи товаров, валюты, обра­щение денег в теневой экономике, что предполагает на­личие неучтенных доходов и расходов, а также свиде­тельствует о невысокой степени достоверности офици­ально учтенных денежных доходов населения;

- в условиях скрытой и явной безработицы наблю­дается такое экономическое явление, как массовая миграция денег, товара. Этому также способствуют от­носительная открытость границ между странами СНГ и различный уровень цен на товары и услуги в этих госу­дарствах;

- имеет место миграция денег, связанная с недо­статками в организации торговли и планировании то­варных ресурсов;

- денежные доходы населения имеют стоимостную оценку, поэтому они подвержены инфляционным про­цессам, причем обычно темпы изменения денежных доходов не соответствуют темпам изменения потреби­тельских цен;

- иногда нарушаются сроки выплаты заработной платы, пенсий, что ведет к непредсказуемости, стихий­ности спроса в отдельные периоды;

- развитие конкуренции в торговле, появление все большего числа торгующих организаций, в том числе и официально незарегистрированных, развитие выезд­ной торговли в другие регионы, организация ярмарок затрудняют процессы определения численности обслу­живаемого населения и его денежных доходов;

- в условиях динамичной экономики плановая ра­бота усложняется различными дополнительными функ­циями (постоянная корректировка окладов и ставок, комплекс статистической отчетности).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2055; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.1 сек.