Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для обсуждения

N

N

З

Ч

З+О+И+М+Б+П

АТС = ----------------------------

где З – годовой фонд заработной платы с начислениями на соц.страхование, О – годовой износ основного оборудования, И – годовой износ инструментария, М – стоимость медикаментов, реактивов, потребленных в течении года, Б – стоимость потребленного мягкого инвентаря, П – прочие расходы (арендная плата, прочие хозяйственные расходы, ремонт оборудования и т.д. – накладные ресурсы), Ч – количество медицинских услуг, оказанных в течении года.

Если в течение года оказываются разные медицинские услуги, то необходимо определить величину затрат и стоимость износа оборудования в единицу рабочего времени. Зная время, затрачиваемое на одну процедуру, можно рассчитать ее себестоимость.

Классификация затрат зависит от того, в каком аспекте рассматриваются эти затраты. По признаку зависимости от объема оказанной медицинской помощи затраты можно разделить на постоянные и переменные, по отношению к технологическому процессу лечения – на основные и накладные, по методу отнесения к той или иной процедуре или услуге – на прямые и косвенные.

Разделение затрат на постоянные и переменные не всегда просто осуществить. Например, оплата труда медсестры может включать в себя фиксированную плату и определенный процент, отчисляемый на оказание каждой платной услуги; расходы на электроэнергию имеют и постоянную, и переменную составляющие. Однако существуют методы, позволяющие с некоторой степенью точности разбить затраты на эти виды.

К основным затратам относят такие, которые непосредственно связаны с технологией оказания медицинской услуги. Это затраты на медикаменты и расходные материалы, заработная плата персонала, расходы на электроэнергию, непосредственно связанные с данной услугой, а также другие различные затраты. Затраты относят к основным, если без них невозможно осуществить оказание данной услуги. Накладные затраты непосредственно не связаны с данной услугой, но без них невозможно функционирование медицинского предприятия (учреждения). Это заработная плата административно-управленческого персонала, расходы на содержание вспомогательных подразделений, уборку помещений, информационные системы, охрану, оплату телефона и т.д. Накладные расходы (затраты) могут составлять значите6льную часть всех затрат.

По методу отнесения все затраты можно разделить на две группы: прямые затраты, которые могут быть отнесены непосредственно к данной процедуре или услуге (например, расходы на медикаменты, питание и т.д.) и косвенные, которые нельзя непосредственно отнести к данной медицинской услуге. Это не только накладные расходы, но и расходы, связанные с использованием общих параклинических подразделений (рентгеновского кабинета, операционных, клинических лабораторий и т.д.). К косвенным расходам относятся виды затрат, необходимых для обеспечения деятельности организации, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской услуги: оплата труда общеучрежденческого персонала, хозяйственные затраты, затраты на командировки и служебные разъезды, амортизация зданий и сооружений, не связанных с оказанием медицинских услуг. Косвенные затраты относят на себестоимость медицинских услуг через расчетные коэффициенты. Структура себестоимости по разным видам медицинских услуг значительно различается.

 

 

5. 2. Ценообразование в здравоохранении.

Особенности действия рыночных механизмов в здравоохранении оказывают существенное влияние на ценообразование в этой сфере. В здравоохранении будут преобладать фиксированные в течение определенного времени цены, далее идут регулируемые цены и совсем небольшой удельный вес будут занимать собственно свободные рыночные цены. При этом само соотношение между тремя группами цен будет меняться в зависимости от конкретного сектора: государственного, частного, обязательного медицинского страхования, добровольного медицинского страхования.

Свободные цены устанавливаются самими производителями на основе учета спроса и предложения на данном рынке медицинских услуг. Регулируемые цены – это цены, устанавливаемые органами исполнительной власти, или цены, в отношении которых устанавливаются какие-либо ограничения. Наиболее распространенными видами регулируемых цен являются предельные цены, выше которых производители не могут устанавливать цены своих услуг, а также фиксированные цены.

Фиксированные цены устанавливаются либо в результате проведения переговоров всех заинтересованных сторон, либо административным решением органа исполнительной власти.

По степени унификации регулируемые цены могут быть едиными, групповыми и индивидуальными. Единые цены устанавливаются на определенные виды услуг для всех медицинских организаций, участвующих в реализации той или иной программы. Групповые цены устанавливаются для медицинских организаций, обладающих схожими характеристиками. Индивидуальные цены утверждаются для конкретной организации с учетом специфики ее деятельности.

Цены выполняют различные функции. Это прежде всего возмещение затрат (простое воспроизводство), обеспечение расширенного воспроизводства за счет получаемой прибыли, балансирование спроса и предложения, а также стимулирующая и перераспределительная функции. Усиление той или иной функции связано с конкретными условиями. Включение или не включение в цены и тарифы тех или иных затрат определяется в значительной мере тем, каковы источники финансирования медицинской организации по этим видам затрат.

В ценообразовании особое значение имеет выбор ценовой политики. Под ценовой политикой понимается определение целей, которые организация стремится достигнуть. Существует три основные цели ценовой политики: обеспечение выживаемости, максимизация прибыли и удержание рынка.

Основными элементами цены являются себестоимость и прибыль. Определение прибыли, а значит, и уровня цены, на практике может осуществляться разными методами, прежде всего исходя из соотношения спроса и предложения. Основные соображения при назначении цены:

а) слишком низкая цена (прибыль равна нулю);

б) возможная цена (себестоимость, цена конкурентов, цены заменителей, уникальные достоинства услуги);

в) слишком высокая цена (спрос практически невозможен).

Существует несколько методик расчета цен на медицинские услуги.

1. Расчет цены по методу «средние издержки плюс прибыль». Самый простой способ. Исходя из нормы рентабельности услуги, прибыль определяется как надбавка к себестоимости (АТС):

Р = АТС + Е р х АТС, где Р – цена, АТС – себестоимость, Е р – норматив рентабельности (Е р = Р: 100%, где Рr – норма рентабельности в процентах). Например, АТС = 200, Рr = 25%.

Тогда Е р = 25%: 100 % = 0, 25; Р = 200 + 0, 25 х 200 = 250.

Если цены фиксированные или регулируемые, норматив устанавливают государственные органы, если свободные – сама медицинская организация.

2. Расчет цены на основе безубыточности и целевой прибыли от деятельности медицинского учреждения. Подбирается сочетание такого объема оказания медицинских услуг и цены, которое обеспечивает нужную прибыль. В этом случае медицинская организация является на рынке в значительной мере монополистом.

3. Установление цены на основе ощущаемой ценности услуги. Необходимо исследование потребительского поведения, выявление ценностных представлений пациента, способов воздействия на него.

4. Установление цены на основе уровня текущих цен. В расчет принимаются прежде всего цены конкурентов, меньше внимания обращают на показатели собственных издержек или состояние спроса.

В настоящее время в здравоохранении России можно выделить такие виды цен:

1. Бюджетные расценки – стоимостные расценки медицинского обслуживания при бюджетном финансировании. Они определяются по смете расходов медицинского учреждения в соответствии со статьями бюджетной классификации. Бюджетные расценки не разделяются на себестоимость и прибыль и могут применяться для финансирования целевых бюджетных программ медицинской помощи.

2. Прейскурантные цены на платные медицинские услуги населению включают фактические затраты медицинского учреждения на основе бюджетных норм и нормативов трудовых и материальных ресурсов и прибыли, процент которой устанавливается вышестоящей организацией. Все затраты должны быть возмещены из выручки от продажи платных услуг.

3. Договорные цены на медицинские услуги устанавливаются по договорам с предприятиями и организациями, а также по договорам добровольного медицинского страхования. Эти цены наиболее свободны по формированию и утверждению. Они включают полные затраты на производство, а также прибыль в размере, соответствующем интересам договаривающихся сторон. Включение всех затрат позволяет в большей мере учитывать сложность, новизну применяемых методов лечения.

4. Тарифы на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования определяют уровень возмещения расходов медицинских учреждений по выполнению территориальной программы ОМС и состав этих расходов. В структуре тарифов не выделяются себестоимость и прибыль. Эти тарифы являются предметом государственного регулирования и контроля.

В современных условиях особое значение приобретает государственное регулирование фармацевтического рынка. В наибольшей степени на рынок лекарств оказывают влияние: ценовое регулирование, патентное регулирование, компенсационные схемы. При регулировании цен на лекарственные препараты могут использоваться следующие методы: метод «издержки плюс»; ограничение прибыли; сравнительное ценообразование; переговорное ценообразование; фармако-экономические расчеты.

Анализ достоинств и недостатков существующих подходов к ценообразованию в российском здравоохранении позволяет сделать вывод о том, что ориентация на фактические затраты – это путь затратной экономики, когда медицинские учреждения не заинтересованы в экономии ресурсов и их рациональном использовании. Поэтому особое значение приобретает поэлементный расчет стоимости диагностики и лечения на основе стандартов их технологии.

Медико-экономические стандарты включают в себя для каждого заболевания перечисление групп риска, описание диагностики, характера протекания болезни и методов ее лечения, характеристику возможных осложнений, а также оценки затрат ресурсов, необходимых для лечения. Хотя этот подход также достаточно сложен и требует больших усилий для разработки стандартов, все же его применение имеет ряд преимуществ.

Во-первых, медицинские стандарты относительно устойчивы и обновляются не очень быстро. Во-вторых, эта методика требует меньше исходной информации, чем клинико-статистические группы, причем часть данных может носить отрывочный характер или оцениваться экспертно. В-третьих, эту методику можно легко приспособить к расчетам в условиях высокой инфляции и неблагоприятных конъюнктурных колебаний. В-четвертых, она позволяет выявить «узкие места» как с медицинской, так и с экономической точки зрения.

Разработка новых подходов и методик ценообразования является важнейшим условием реального учета экономических интересов различных субъектов в сфере охраны здоровья. И от того, насколько успешно будут преодолеваться возникающие здесь проблемы, в конечном счете будет зависеть эффективность всей здоровьесохраняющей деятельности.

5. 3. Страхование и его роль в сфере охраны здоровья.

Экономическая жизнь общества характеризуется неопределенностью в отношении будущих событий и существованием риска. Отношение людей к риску варьируется в зависимости от их человеческих качеств и обстоятельств, в которых они оказываются. Существуют способы смягчить последствия риска. Объединение риска метод, при котором риск от вероятных потерь или ущерба, делится между многими людьми, так, что эффект ущерба для каждого участника невелик.

Страхование – это система экономических отношений, возникающая при образовании специального фонда средств и его использования для возмещения ущерба, причиненного стихийными бедствиями и другими неблагоприятными факторами физическим и юридическим лицам. Лицо, которое проявляет экономическую предусмотрительность и хочет застраховаться от неблагоприятных событий, называется страхователь. Страховщик – это специальная организация, ведающая созданием и использованием денежного фонда. Страховой риск – предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование. Страховой случай – совершившееся событие. Страховая сумма это денежная сумма, определенная договором страхования (при добровольном страховании) или установленная законом (при обязательном страховании). Страховой взнос (премия) – это плата за страхование, которую страхователь должен внести страховщику в соответствии с условиями договора. Страховой тариф - ставка страхового взноса с единицы страховой суммы или объекта страхования.

В настоящее время выделяют пять видов страхования в зависимости от объектов: имущественное, личное, социальное, страхование ответственности и страхование предпринимательских рисков.

Объектами страхования при имущественном страховании являются различные материальные ценности. Основу личного страхования составляют виды, которые предусматривают выплату страховой суммы в связи с дожитием до определенного возраста, наступлением смерти, различные увечья при несчастных случаях, заболеваниях. Социальное страхование направленно на формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных лиц, с обеспечением медицинской помощью, занятостью. Объектом страхования ответственности выступает ответственность перед третьими лицами, которым может быть причинен ущерб по причине какого-либо действия или бездействия страхователя.

Формирование системы медицинского страхования представляет собой сложный, многогранный процесс преобразования отношений в сфере здравоохранения. Медицинское страхование может быть добровольным или обязательным. Основными участниками добровольного и обязательного страхования являются страхователи, застрахованные и страховщики. Страхователями выступают лица, заключившие договор со страховщиком на выполнение определенной страховой программы и производящие оплату страховых взносов. В случае добровольного страхования страхователем может выступать отдельный индивид, коллектив работников, работодатель. В случае обязательного медицинского страхования в качестве страхователя могут быть и граждане, и работодатели, и органы государства, и различные фонды.

В условиях медицинского страхования возникает «треугольник» взаимоотношений в системе. Пациент, обратившейся за медицинской помощью к медицинской организации, предоставляющей эту помощь, покупает услугу, счет за которую организация направляет платежной стороне – страховой организации. Плательщики, контролируя счета и сопоставляя их с количеством и качеством «проданных» услуг, завершают платежный цикл.

Медицинская страховая организация, обслуживая значительное количество физических лиц, может с определенной точностью предвидеть степень заболеваемости населения и необходимые при этом затраты на лечение. При этом выигрывают обе стороны: застрахованные получают выигрыш в полезности, т. к. ситуация для них становится определенной, страховая организация получает дополнительный доход. Более того, специализируясь на покрытии рисков, страховая организация делает это с наименьшими издержками.

В условиях медицинского страхования ключевую роль играет страховые взносы (премии) и страховые платежи. Актуарные расчеты – процесс, в ходе которого определяются расходы, необходимые на страхование. С помощью актуарных расчетов определяют стоимость и цену услуги, оказываемой страховщиком страхователю. Тарифная ставка, по которой заключается договор, называется брутто-ставкой (Тб). Она состоит из нетто-ставки (Тн) и нагрузки (Н). Тогда:

Тб = Тн + Н.; Т =----- х P, где N - число застрахованных, З

число страховых случаев (заболеваний), Р – цена мед. услуг при данном заболевании (страховой случай).

Тc + Pr

Н = ------------, где Тс - издержки страховой компании, Pr - ее при-

быль.

Необходимо учитывать следующие риски страхования:

1. Риск заболеваемости. Соответствующая вероятность наступления страхового случая является вероятностью заболеваемости, которая зависит от различных факторов: характера заболевания, индивидуальной предрасположенности к нему, состояния здоровья застрахованного, вредных привычек, проживания в нездоровых условиях или во вредном климате, опасной профессии, возраста, пола и т. д.

2. Риск связанный с возмещением ущерба, или риск лечения. Вследствие индивидуальных особенностей пациентов болезнь протекает у всех по-разному. Поэтому данный риск выражает необходимость учета осложнений и характеризует требуемый объем возмещения ущерба при их возникновении (например, дополнительную стоимость лечения или набор определенных медицинских услуг).

3. Ценовой риск, выражаемый возможностью отклонения фактической стоимости услуг от той, которая планируется при расчете подушевых нормативов. Этот риск обусловлен тем, что возмещение ущерба связано с реальной стоимостью услуг, а подушевой норматив исходит из номинальной усредненной стоимости услуг.

Само страхование способно породить ряд побочных эффектов, снижающих его эффективность. Застрахованные клиенты часто меняют свое поведение – становятся более легкомысленными, теряют осторожность. Это вполне объяснимо: даже при неблагоприятном исходе они имеют гарантированную компенсацию. Поэтому расчеты страховой компании могут оказаться неточными, и она будет вынуждена выплачивать больше, чем ожидалось. Такое поведение застрахованных носит название «риск безответственности». Чтобы снизить этот риск, страховые контракты заключаются не на полную сумму страхуемого имущества, а лишь на часть его. Такое частичное покрытие имеет различные формы участие в издержках »).

Другой проблемой является отрицательная селекция. Главный принцип медицинского страхования выражается формулой: «Здоровый платит за больного». Это возможно, когда совокупность застрахованных формируется случайным образом и по своему составу аналогична составу населения в целом. Однако может произойти неблагоприятный отбор для страховой организации, когда информация о риске для разных групп пациентов недоступна. В этих условиях страховаться будут как раз те, кто имеет самый высокий риск заболеть. Если страховая организация попробует исправить положение, увеличив плату за страховку, она только усугубит проблему: теперь страховаться будет выгодно только тем, кто имеет самый высокий риск, гораздо выше, чем средний. У данной проблемы есть два решения: либо собирать необходимую информацию, расходуя на это средства, либо заставить пациентов как-то проявить свои свойства, сигнализировать о риске.

 

5. 4. Маркетинг в здравоохранении.

 

Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Существует пять концептуальных подходов, на основе которых фирмы могут вести свою маркетинговую деятельность.

1 .Концепция совершенствования производства. Это концепция утверждает, что потребители будут благожелательны к тем товарам и услугам, которые широко распространены и доступны по цене. В связи с этим усилия фирмы должны быть направлены на совершенствование производства и рост эффективности системы распределения.

2. Концепция совершенствования товара. По этой концепции, потребители будут благосклонны к товарам и услугам наивысшего качества, с лучшими эксплуатационными свойствами и характеристиками, а, следовательно, усилия фирмы должны быть постоянно сосредоточены на их совершенствовании.

3. Концепция интенсификации коммерческих усилий. Согласно этой концепции фирмы должны значительное внимание уделять сфере сбыта, выстраивать определенную систему доведения товаров и услуг до потребителя.

4. Концепция целевого маркетинга. Эта концепция утверждает, что залогом успешной деятельности фирм является определение нужд и потребностей целевых рынков, обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами.

5. Концепция социально-этичного маркетинга. Данная концепция исходит из того, что задачей фирм является формирование нужд, потребностей и интересов целевых рынков, формирование потребностей, служащих укреплению благополучия потребителя и общества в целом.

Возможные виды спроса и задачи маркетинга в здравоохранении:

1. Отрицательный спрос (например, стоматологические процедуры, флюорографические исследования и т. п.). Задача – проанализировать, почему пациент испытывает неприязнь к данным услугам и предложить переделку услуг, внедрение новых технологий, снижение стоимости услуг, более активное стимулирование спроса и т. д.

2. Отсутствие спроса (например, на оздоровительные услуги, диспансерное наблюдение и др.). Задача – отыскать способы увязки присущих данным услугам потенциальных выгод с естественными потребностями и интересами человека.

3. Скрытый спрос (например, на услуги нетрадиционной медицины, экстрасенсов и т. п.). Задача – оценить величину потенциального рынка и создать эффективные изделия или услуги, способные удовлетворить имеющийся спрос.

4. Падающий спрос (например, снижение посещаемости врачей той или иной специальности). Задача – переосмыслить целесообразность данного вида услуг и в случае необходимости в них попытаться обратить тенденцию падения спроса.

5. Нерегулярный спрос (например, неритмичная нагрузка у врачей поликлиники по сезонам года. в течение рабочего дня). Задача – изыскать способы сгладить колебания в распределении спроса на данные услуги с помощью мер стимулирования, гибких графиков работы врачей, прочих приемов, стимулирующих заинтересованность потребителя.

6. Полноценный спрос (потребности в медицинских услугах удовлетворяются полностью и своевременно). Задача – поддерживать соответствующий уровень спроса, несмотря на меняющиеся потребительские приоритеты и усиливающуюся конкуренцию.

7. Чрезмерный спрос (например, переполненные отделения в больницах, несостоявшаяся госпитализация из-за отсутствия и т. д.). Задача – изыскать способы снижения спроса (например, развитие сети дневных стационаров в поликлинике и стационаров на дому, расширение объема и качества диагностической, лечебной и реабилитационной помощи в амбулаторных условиях и т. д.).

Технология маркетинга предполагает проведение определенных стадий анализа рынка:

а) сегментация рынка означает разделение совокупной массы потребителей данной услуги на отдельные группы, предъявляющие к ней неодинаковые требования. Эти различия требований представляют собой признаки, по которым проводится сегментация. Среди них обычно выделяют собой признаки, по которым проводится сегментация. Среди них обычно выделяют следующие: географические, половозрастные, уровень доходов, образ жизни, психологические. Детальное изучение сегментов рынка дает в результате обобщенные, усредненные портреты потребителей;

б) выбор целевого рынка (сегмента). При выборе сегмента или сегментов производитель должен учитывать свои цели, сильные свои стороны, уровень конкуренции, размер рынка;

в) выбор методов и средств маркетинга. Нахождение оптимальных способов воздействия на потребителя при помощи радио, телевидения, газет, рекламы и т. д.;

г) выбор времени выхода на рынок;

д) анализ маркетинговой деятельности. Сопоставление первоначального замысла с полученным результатом, нахождение слабых мест, внесение соответствующих поправок.

Важное значение имеет определение момента появления новой услуги на рынке. Осуществит это помогает концепция жизненного цикла услуги. Согласно этой концепции товар или услуга, подобно живому организму, рождается, живет и умирает. В своей рыночной жизни они проходят последовательно несколько фаз – внедрение, рост, зрелость, спад. Жизненный цикл товара или услуги можно графически изобразить следующим образом (Рис.4)

 

 

 

Рис. 4

 

 

Внедрение – период появления услуги на рынке и постепенного возрастания объемов производства. На этой фазе фирма почти не получает прибыли в связи с большими издержками. Фаза роста означает признание услуги потребителями. Она характеризуется существенным увеличением объемов и возрастанием прибыли. Зрелость – период постепенного замедления роста объемов. На этой фазе прибыль достигает своего максимума и начинает снижаться из-за дополнительных расходов по поддержанию конкурентноспособности. Спад – период резкого снижения объемов услуг и прибыли. Обычно самой короткой бывает фаза внедрения, самой длинной спада. Каждая фаза жизненного цикла требует своего набора маркетинговых инструментов. Если при внедрении большое значение имеет информация о появлении на рынке новых услуг, их потребительских свойств, то на фазе спада для поддержания объемов услуг может быть использовано, например, снижение цены.

Разработка и внедрение программ оздоровления населения в основном строится на методах социального маркетинга. Социальный маркетинг сформировался на основе маркетинговой практики, которая на Западе в силу своей значимости достаточно развита и использует достижения теории управления, статистики, психологии и т. д. Целью коммерческого маркетинга является борьба за расширение рынка путем социальных приемов, «формирования желания» купить, приобрести. Социальный маркетинг не предусматривает получение прибыли в качестве основной цели. Социальный маркетинг – это разработка, претворение в жизнь и контроль за выполнением программ, имеющих целью добиться восприятия целевой группы (или группами) общественной идеи, движения или практики.

Социальный маркетинг в здравоохранении стал применяться сравнительно недавно. Этому способствовали такие факторы, как усиление роли средств массовой информации в жизни общества, успехи коммерческого маркетинга, а также особая ситуация в медицине, когда внимание врачей переместилось на профилактику. Примерами успешного использования социального маркетинга могут служить индонезийский (1977) проект, пропагандирующий кормление грудью и введение пищевых добавок при кормлении грудью; профилактическая программа Стэндфордского университета по профилактике сердечных заболеваний. Социальный маркетинг предполагает использование той же технологии, что и коммерческий маркетинг.

Для достижения максимальной ответной реакции целевой группы в процессе социального маркетинга прибегают к сегментированию рынка, изучению потребителей, разработке замысла, разработке коммуникаций, приемам облегчения усвоения, стимулам и использованию приемов теории обмена. В ходе социального маркетинга могут преследоваться самые разнообразные идеи:

а) достижение понимания (знание питательной ценности пищевых продуктов);

б) побуждение к единовременному действию (участие в кампании массовых прививок);

в) стремление изменить поведенческие привычки (пользование автомобильными ремнями безопасности);

г) изменение основополагающих представлений (убеждение противников в неотъемлемом праве женщин на аборт).

 

Основные термины: основные затраты, накладные затраты, прямые затраты, косвенные затраты, бюджетные расценки, договорные цены, прейскурантные цены, объединение риска, актуарные расчеты, страховой взнос, страховой тариф, социальный маркетинг.

 

 

1) В чем разница между общественными и частными затратами на оказание медицинской помощи?

2) Каковы причины роста издержек производства медицинских услуг в современном мире?

3) Из каких элементов складывается себестоимость медицинских услуг? Какой отраслью, по структуре затрат (капиталоемкой, материальной, трудоемкой) является отечественное здравоохранение?

4) Какие методики расчета цен на медицинские услуги применяются сегодня?

5) Какие виды цен используются в здравоохранении? В каких случаях используется тот или иной вид?

6) Что такое медико-экономические стандарты? В чем преимущества расчета стоимости диагностики и лечения на их основе?

7) В чем экономическое предназначение страхования? Из каких элементов складывается система страхования?

8) Какие виды и отрасли страхования развиваются в современном мире?

9) Что такое актуарные расчеты и как они осуществляются?

10) Каковы достоинства и негативные побочные эффекты медицинского страхования?

11) Каковы возможные виды спроса и задачи маркетинга в здравоохранении?

12) Что включает в себя технология маркетинга?

13) Каковы общие черты и различия между коммерческими и социальными маркетингами?

 

Практические задания.

Задача 1.

По договору между страховой медицинской организацией (СМО) и лечебно-профилактическим учреждением (ЛПУ) последнее обязуется в течение года оказывать определенный комплекс медицинских услуг застраховавшимся клиентам СМО. СМО покрывает затраты ЛПУ по данному комплексу услуг и обеспечивает ему 25% -й уровень рентабельности при их оказании. При этом затраты ЛПУ в расчете на одного пациента составляют:

- фонд заработной платы с начислениями на социальное страхование – 300; износ оборудования – 60; износ инструментария – 40; стоимость медикаментов – 100; расход мягкого инвентаря – 20; прочие расходы – 80.

Собственно расходы СМО на организацию данного вида страхования составляют 1500 в год; при этом организация получает прибыль в размере 500. Всего застраховано 200 человек; комплекс мед. услуг в течение года получает каждый пятый застрахованный. Каков размер одного страхового взноса?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 5. Экономическая деятельность медицинских организаций | Особенности рынков факторов производства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 683; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.087 сек.