Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закон спроса гласит: при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменя­ется в обратной зависимости от цены




Закон спроса не действует:

1) при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повыше нием цен;

2) для некоторых редких и дорогостоящих товаров (золота драгоценностей, антиквариата и др.), являющихся предме­том роскоши;

3) при переключении спроса на более качественные и дорогое тоящие товары (например, при переключении спроса с мар гарина на масло снижение цен на маргарин не увеличи i спроса на него).

В экономической литературе выделяют три эффекта, объяе няющих обратную зависимость между изменением цены това ра и спросом на него.


1. Эффект роста выгоды. Любой товар обладает полезностью для покупателя. Покупатель всегда сопоставляет объем затрат (в виде цены на покупку) и объем полезности приобретаемого то­вара. При изменении цены изменяется состояние расходов на то­вар и его полезность к большей выгоде покупателя.

2. Эффект дохода. При постоянном объеме располагаемо­го дохода снижение цены на данный товар означает для поку­пателя относительное расширение его дохода по отношению к данному товару, т.е. при снижении цены на товар потреби­тель хочет проиобрести больше товара.

3. Эффект замещения. Если упала цена на определенный товар, это вызывает подорожание других товаров при неизмен­ности их цен, т.е. товар при снижении цены на него дешевле относительно других товаров, поэтому его приобретение ста­новится относительно более выгодным.

Это происходит по двум причинам: при снижении цены по­требитель хочет приобрести больше товара (действует эффект дохода); товар при снижении цены на него дешевеет относи­тельно других товаров, поэтому его приобретение становится относительно более выгодным (действует эффект замещения).

На изменение спроса влияют неценовые факторы:

1) число покупателей;

2) изменение в денежных доходах населения. Например, рост доходов увеличивает спрос на дорогие виды товаров: мебель, бытовую технику, высококачественные продукты питания;

3) изменение цен на другие товары, особенно на товары-заме­нители. Так, рост цен на сливочное масло повысит спрос на маргарин;

4) изменение структуры населения, например старение насе­ления. Увеличение количества пенсионеров увеличивает спрос на лекарства, медицинское обслуживание.

Итак, величина спроса зависит от цены товара, доходов по­тенциальных потребителей, от цены на товары, которые явля­ются либо взаимодополняемыми (например, автомобиль и бен­зин), либо взаимозаменяемыми (масло и маргарин, отдельные сорта мяса и т.п.), на спрос влияют и другие факторы.

5* 131


Степень реакции одной экономической величины на из­менение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменяется одна перемен­ная экономическая величина при изменении другой на 1%. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, насколько изменилась в процентном отношении величина спроса на то­вар при изменении его цены на 1%.

Эластичность спроса — степень чувствительности спроса к изменению цены товара. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса. Он определяется как изме­нение объема спроса к изменению его цены. Коэффициент эластичности спроса определяется как отношение процента из­менения спроса к проценту изменения цены.

Если обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Кэс равен:

Эластичность спроса характеризует степень зависимости объема покупаемого товара от колебания рыночных цен.

1. Спрос эластичен тогда, когда при изменении цены на 1% спрос увеличивается больше чем на 1%. Цена растет (пада­ет) меньше, чем спрос: Кэс> 1.

2. Спрос имеет единичную эластичность, когда при из менении цены на 1% спрос меняется на 1%. Спрос и цена изме няются в равной степени: Кэс = 1.

3. Спрос неэластичен (имеет низкую эластичность), когда при изменении цены на 1% спрос меняется меньше, чем на 1% Цена растет (падает) больше, чем спрос: К^. < 1.

4. Спрос совершенно неэластичен, когда потребители при обретают фиксированное количество товаров независимо oi цены. Цена растет (падает), спрос постоянен: Кэс= 0.

5. Спрос совершенно эластичен — при усилении совер шенной конкуренции.


Абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности. Спрос рас-

тет (падает), цена постоянна:

Факторы, влияющие на эластичность спроса:

1) наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продук­тов-субститутов, призванных удовлетворить одну и ту же по­требность, тем больше возможностей у покупателя отказать­ся от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на дан­ный товар;

2) размер дохода;

3) значимость товара. Спрос на предметы первой необходи­мости неэластичен, спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. В современ­ной экономической науке используются также показатели эластичного спроса по доходу;

4) размеры дохода покупателей. При этом цена может не ме­няться, изменяется платежеспособность. Чем дороже товар, тем эластичней спрос на него;

5) качество товара. Чем выше качество, тем менее эластичен спрос.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.