Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стадии общественного производства




Ответ

Ответ

Очевидно, что при прочих равных условиях более предпочтительным чадом транспорта является самолет (45 у.е. < 105 у.е.).

2. Фирма продает 2 типа теннисных мячей, покупая их по 3 и по 2 у.е. за единицу. Начертите линию производственных возможностей фирмы при затратах на мячи в размере 90 у.е.

 
 

число мячей по 2 у.е.

число мячей по 3 у.е.

 

3. На острове с тропическим климатом живут 5 человек. Они занимаются сбором кокосов и черепаховых яиц. В день каждый собирает либо 20 кокосов, либо 10 черепаховых яиц:

а) начертите кривую производственных возможностей экономики этого острова (КПВ1);

б) на остров завезена техника, с помощью которой каждый из 5 работающих жителей ежедневно может собирать 28 кокосов. Покажите на графике, как сдвинулась кривая производственных возможностей экономики этого острова (КПВ2)

 
 

черепаховые яйца

число кокосов

4. Разберитесь в ситуации. Профессор – самый известный и наиболее оплачиваемый преподаватель в университете. Повременная оплата его труда в 2 раза выше, чем у коллег. Кроме этого он быстро набирает тексты своих статей на компьютере, печатая 300 знаков в минуту. Стоит ли ему нанимать секретаря, если лучший секретарь, которого он может нанять, печатает не более 200 знаков в минуту? Почему?

Ответ: профессор наймет секретаря, чтобы высвободить больше времени для своей основной работы, где его экономическое преимущество над конкурентами наиболее велико – в 2 раза, в то время как в роли секретаря его эффективность больше только в 1,5 раза.

5. В таблице приведены данные об изменении структуры производства в стране А в условиях военного времени.

Вариант Тракторы, ед. Минометы, ед. Альтернативные издержки
A B C D E F G H 7 6 5 4 3 2 1 0 0 10 19 27 34 40 45 49  

Выполните следующие задания:

а) постройте по данным таблицы график;

б) назовите условия эффективного хозяйствования страны А;

в) рассчитайте альтернативные издержки производства одного миномета;

г) определите, как меняются эти альтернативные издержки (падают, растут, не меняются).

Ответ:

Б) полная занятость и полное использование всех ресурсов;

В) 1/10; 1/9; 1/8; 1/6; 1/5; ¼

Г) растут.

6. Программист Петрова зарабатывает в час 10 у.е. Ее мать на пенсии. В магазине за говядиной по 3 у.е. за 1 кг. нужно стоять 1 ч., за говядиной по 6 у.е. за 1 кг очереди нет. При каком объеме покупок рационально приобретение более девой говядины для программиста Петровой? Ее матери?

Ответ: альтернативная ценность времени Петровой – старшей равна 0, поэтому для нее рациональным выбором выступает очередь. Альтернативная ценность времени программиста Петровой – 10 у.е., поэтому полная цена говядины 3 у.е. за 1 кг равна 3х + 10, где х – объем покупки.

Решим неравенство:

3х + 10 6х

х 3,3

итак, для программиста петровой при покупке более 3,3 кг мяса стоять в очереди рационально.

7. Банковский служащий, имеющий зарплату 15 долл. в час, решает сделать небольшой косметический ремонт в квартире. Он может пригласить бригаду рабочих или взять неоплачиваемый отгул и поработать сам. Бригада обещает справиться за 30 часов (оплата – 450 долл.). Сам служащий надеется все закончить за 40 часов.

Стоит ли нанимать бригаду?


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1

«ПРОБЛЕМА ВЫБОРА»

 
 


Цель работы: научится решать проблему выбора, строить кривую производственных возможностей и анализировать точки на ней. А так же анализировать одно из важнейших экономических понятий – «альтернативные издержки».

Задания:

1. В таблице представлены данные производства 2-х видов товара: флешкарт и часов.

  Флешкарты Наручные часы
A B C D E F 80 70 60 40 20 0 0 100 200 300 350 400

а) Изобразите эти данные о производственных возможностях графически. Что показывают эти точки на кривой?

б) Найдите на графике следующих комбинаций производства этих двух товаров и определите эффективный, неэффективный и невозможный варианты производства:


1) 60 флешкарт и 200 часов;

2) 60 часов и 80 флешкарт;

3) 300 часов и 35 флешкарт;

4) 300 часов и 40 флешкарт;

5) 58 часов и 250 флешкарт.


в) Производится 300 часов и 40 флешкарт, но спрос на флешки вырос на 20 ед. Определите, на сколько единиц необходимо сократить производство часов, чтобы удовлетворить возросший спрос.

г) Установите, на сколько единиц уменьшится производство часов, если требуется произвести дополнительно еще 20 флешкарт.

2. Установите, верны (В) или не верны (Н) утверждения, характеризующие ситуации, представленные на рис 1 (страна А) и рис. 2 (страна В)

Инвестиционные
 
 

товары

страна А Предметы роскоши

Инвестиционные
 
 

товары

страна В Предметы роскоши

а) если страны имеют равное количество ресурсов, то можно утверждать, что в стране В технологический уровень развития выше, чем в стране А;

б) страна А осуществляет больше инвестиций, если ее экономика находится в точке А, нежели в точке С;

в) если на графике производственных возможностей экономическое положение страны А соответствовало точке А, оно могло бы переместиться в точку D;

г) если на графике производственных возможностей экономическое положение обеих стран соответствует точке А, то ресурсы и в том, и в другом случае используется неэффективно;

д) перемещение по кривой производственных возможностей означает, что величина альтернативных издержек остается постоянной;

е) переход из точки С в точку В (страны А) не означает сокращение инвестиционных товаров.

3. С острова А на остров Б можно добраться двумя способами – самолетом и паромом. Стоимость билета на самолет – 90 у.е.; стоимость билета на паром – 30 у.е. Время нахождения в пути: на самолете – 2 часа, на пароме – 12 часов. Какой вид транспорта более предпочтителен для человека со средним доходом в час


а) 1 у.е.

б) 8 у.е.?


Вывод:


Рассмотрим пример простейшей экономики, которая основана на двух важнейших человеческих потребностях, потребности в удовлетворении голода и потребности в отдыхе. (Как говорили древние, люди хотят "хлеба и зрелищ".) Это экономика, где имеются два вида ресурсов, например тракторы и рабочая сила. Существует полная занятость ресурсов и производится полный объем продукции. Качество ресурсов не меняется.

Производятся два вида благ - продукты питания, например зерно, и развлечения: уставшие земледельцы иногда катаются на тракторах к озеру, где можно отдохнуть и искупаться. Одни и те же ресурсы можно использовать как в производстве зерна, так и в производстве развлечений. Условно можно сказать, что в этой экономике есть две отрасли - сельское хозяйство и туризм.

При имеющихся ресурсах и их полном использовании можно произвести лишь определенный объем продуктов и услуг, причем в определенной пропорции. Если мы захотим больше отдыхать, тогда мы будем вынуждены отвлекать ресурсы, то есть трактора и людей, из производства зерна, и количество произведенного зерна при этом уменьшится. Таким образом, всегда возникает проблема выбора, выбора соотношения между количеством зерна и количеством развлечений. Этого требуют ограниченные ресурсы. Нельзя увеличить производство зерна, не уменьшая количество развлечений. Для каждого уровня производства зерна существует вполне определенный объем производства развлечений.

Эта простейшая экономика изображена на рис. 1.7 в виде кривой производственных возможностей. Данные об объемах производства зерна и развлечений приводятся также в табл. 1.1.

 

На графике по вертикали отмечены объемы производства продовольствия (зерно производится в тоннах), а по горизонтали - развлечения (количества поездок к озеру). Точки А, В, С, D, E - это разные объемы производства двух благ при полном использовании ресурсов. Эти точки образуют кривую производственных возможностей.

Кривая производственных возможностей - это график, который показывает максимально возможные объемы производства двух благ при данных ресурсах и их полном использовании.

Точка А на кривой производственных возможностей показывает, что все ресурсы общества направлены на производство зерна, и его произведено 300 т. Точка Е означает, что в обществе производятся только развлечения (40 поездок к озеру). Это крайние варианты производства. На практике общество выбирает промежуточные варианты, когда производятся и продукты питания, и развлечения. Все возможные объемы производства на кривой производственных возможностей, в принципе, являются результатом эффективного использования ресурсов.

Линия производственных возможностей на рисунке разделяет две области. Область, лежащая под кривой, это варианты неэффективного использования ресурсов и неэффективного производства. В частности, в точке W мы имеем объемы производства зерна и развлечений меньше возможных объемов при данных ресурсах. (W - от английского слова Waste, означающего "потери".) Значит, часть ресурсов недоиспользуется. Возможно, что в силу каких-то причин существует безработица, и ее результатом является недопроизводство продукции.

Перемещение экономики в точку D кривой производственных возможностей привело бы к увеличению производства развлечений без привлечения дополнительных ресурсов и без сокращения производства зерна. В точке D достигается эффективное использование ресурсов. Общий критерий эффективности их использования достаточно простой.

Ресурсы используются эффективно, если невозможно произвести дополнительное количество какого-то блага без того, чтобы не уменьшить производство другого блага.

Пространство над кривой производственных возможностей - это место точек с недостижимыми объемами производства при данных ограниченных ресурсах, например в точке U. (U - от английского слова Unattainable, означающего "недостижимый".) В экономике могут быть произведены большие объемы продуктов и услуг только тогда, когда появятся дополнительные ресурсы или если качество имеющихся ресурсов каким-то образом улучшится.

Приведенная на графике и в таблице модель простейшей экономики позволяет также ввести такое важное экономическое понятие, как альтернативные издержки. Выше уже отмечалось, что при ограниченных ресурсах всегда существует проблема выбора, в каких объемах производить блага. Если, например, мы будем увеличивать число развлечений, то мы не сможем это сделать, не уменьшив производство зерна. В частности, в точке В производится 275 т. зерна и 10 поездок на озеро. Если мы захотим увеличить число поездок до 20, то при этом мы вынуждены будем сократить производство зерна до 210 т., ресурсы перемещаются из одной отрасли в другую. Увеличение числа поездок на 10 предполагает потерю производства зерна на 65 т. Непроизведенные 65 т. зерна при переходе от одного уровня производства к другому (из точки В в точку С) - это и есть альтернативные издержки производства дополнительных 10 единиц развлечений (см. табл. 1.1).

 

Альтернативные издержки производства данного блага определяются количеством другого блага, от производства которого приходится отказаться, чтобы получить дополнительное количество данного блага.

При перемещении ресурсов из производства продуктов питания в индустрию развлечений, производство последних растет, а производство зерна сокращается. Необходимо отметить, что при этом альтернативные издержки производства дополнительных единиц развлечений увеличиваются. Это видно из табл. 1.1, колонка 4. (Альтернативные издержки рассчитывались как разница между полными альтернативными издержками нового уровня производства развлечений и прежнего уровня.) Если альтернативные издержки первых 10 поездок составляли 25 тонн зерна, то альтернативные издержки последних 10 поездок возросли до 120 тонн зерна. Эта зависимость известна как закон возрастающих альтернативных издержек:

По мере увеличения объема производства данного блага альтернативные издержки производства дополнительных единиц блага возрастают.

Отмеченная зависимость объясняется тем, что ресурсы не могут быть одинаково использованы в разных отраслях. Технология отраслей разная, и одинаковые ресурсы не могут быть одинаково эффективны в разных отраслях. Например, тракторы в большей степени приспособлены для сельскохозяйственного производства, чем для развлечений. Кроме этого, при перераспределении ресурсов в первую очередь изымаются менее производительные в данной отрасли ресурсы, в нашем примере - это менее качественные тракторы и менее квалифицированные работники. С увеличением числа развлечений потери в производстве зерна растут, так как из сельского хозяйства отвлекаются все более производительные ресурсы.

Таким образом, ограниченность ресурсов и неограниченность человеческих потребностей делает необходимым экономически эффективное использование ресурсов, предполагает выбор альтернативных вариантов производства различных видов продукции, ведет к возникновению альтернативных издержек производства того или иного вида продукции.

? Задание

Построить кривую производственных возможностей страны по производству автомобилей и самолетов в год. Что показывают точки на кривой?

Варианты Самолеты, тыс. шт. Автомобили, млн. шт.
A 0 10
B 1 9
C 2 7
D 3 4
E 4 0

Если страна сконцентрирует все свои экономические ресурсы на выпуске только автомобилей, она сможет за год выпустить их 10 млн. шт. Если ей надо производить также 1 тыс. самолетов, то это возможно при сокращении выпуска автомобилей до 9 млн. шт. Для производства 2 тыс самолетов придется сократить выпуск автомобилей до 7 млн шт., а для производства 3 тыс. самолетов – до 4 млн. шт. При производстве 4 тыс. самолетов страна вынуждена вообще отказаться от выпуска автомобилей.

? Задача

Сотруднику фирмы предстоит деловая поездка в другой город. До места назначения можно добраться двумя способами — самолетом либо поездом. Стоимость билета: на самолет — 100 у.е., на поезд — 30 у.е. Время нахождения в пути: на самолете — 2 часа, на поезде — 15 часов.

Какой вид транспорта предпочтет использовать руководство фирмы для своего сотрудника, если его средняя доходность оценивается в 5 у.е. в час? (Поездка осуществляется в рабочее время, и возможность полно­ценной работы в пути исключена).

Решение

При выборе транспортного средства необходимо оценить как пря­мые затраты (цена билета), так и упущенные выгоды, т.е. тот доход, который данный сотрудник мог принести фирме за время пути. Сово­купная оценка прямых и косвенных потерь и составляет альтернатив­ную стоимость поездки.

Альтернативная стоимость поездки на самолете:

100 у.е. (билет) + 2 ч х 5 у.е./ч (потерянный доход) — (15—2) ч х < 5 у.е./ч (заработанный доход) = 45 у.е.

Альтернативная стоимость поездки на поезде:

30 (билет) + 15 х 5 (потерянный доход) = 105 у.е.

Ответ

Очевидно, что при прочих равных условиях более предпочтительным чадом транспорта является самолет (45 у.е. < 105 у.е.).

 

 

? Возрастание альтернативных издержек предопределяет выпуклый характер стандартной кривой производственных возможностей называется принципом (законом) возрастания альтернативных издержек.

 

 

В случае, когда ресурс или ресурсы используются с одинаковой эффективностью для производства обоих товаров, кривая имеет вид прямой линии. Характерным примером подобной ним является использование универсального оборудования на современном производстве.

Производство продукции, соответствующее любой точке на кривой производственных возможностей, является эффективно функционирующим. Что это означает?

Понятие «эффективность» было впервые разработано и применено к экономическим процессам итальянским экономистом и социологом Вильфредо Парето (1848—1923). Критерий, предложенный Парето, позволял сравнивать результаты различных экономических ситуаций.

 

? Экономическая эффективность, по Парето, — это такое состоя­ние рынка, при котором никто не может улучшить свое положение, не ухудшая положения хотя бы одного из участников.

 

 


ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО.

СТАДИИ ОБЩСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

 
 


План:

1. Общественное производство, его сущность и цели.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.