Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Совокупный спрос. Тема 4. Совокупный спрос и совокупное предложение




Тема 4. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.

Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса. Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения. Макроэкономическое равновесие. Изменения в равновесии.

Чтобы определить макроэкономическое равновесие нужно объединить все отдельные рынки страны в единый общий рынок: все отдельные цены на товары и услуги сложить в единую совокупную цену, которая называется уровнем цен, а все количество выпускаемой продукции и услуг объединить в единое целое, которое называется реальным объемом национального производства или реальный ВВП.

Теперь рассмотрим в общих чертах, что собой представляет совокупный спрос и совокупное предложение.

Совокупный спрос - это потребность в товарах и услугах, представленная на рынке в денежной форме со стороны населения, предприятий, государства и зарубежных потребителей.

Кривая совокупного спроса.

Кривая совокупного спроса - это модель, которая показывает различный уровень реального объема производства товаров и услуг, который потребители, предприятия и правительство готовы купить при любом возможном уровне цен.

Она показывает, что при прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем большую часть реального объема производства будет покупаться. И наоборот, чем выше уровень цен, тем меньший объем национального продукта будет выкуплен четырьмя секторами экономики (см. рис. 4.1). Таким образом, зависимость между уровнем цен и реальным объемом производства является обратной или отрицательной.

Обратная или отрицательная зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства объясняется действием трех факторов: 1) эффектом процентной ставки; 2) эффектом реальных кассовых остатков; 3) эффектом импорта.

Эффект процентной ставки. Когда уровень цен повышается, то при неизменном объеме денежной массы возникает прессинг со стороны денежного спроса и ставка процента возрастает.

Эффект реальных кассовых остатков. При более высоком уровне цен (инфляции) покупательная способность накопленных финансовых активов (таких как, срочные счета, облигации) уменьшается. В таком случае население реально становится беднее, и поэтому можно ожидать, что оно сократит свои расходы.

Эффект импорта. Если уровень цен внутри страны повышается по сравнению с ценами за рубежом, отечественные покупатели будут приобретать больше импортных товаров, а иностранцы будут покупать меньше наших отечественных товаров, что приведет к сокращению экспорта и росту импорта.

Неценовые факторы совокупного спроса.

На рисунке 4.2. показано, что увеличение совокупного спроса смещает кривую вправо от АD1 к AD2. Этот сдвиг показывает, что при одном и том же уровне цен желаемый объем товаров и услуг возрастет. И наоборот, уменьшение совокупного спроса показано как сдвиг кривой влево от AD1 к AD3.

Существует четыре сектора экономики, которые осуществляют расходы и выкупают совокупный объем производства, они и влияют на изменения в его объеме.

1. Потребительские расходы. К факторам, изменяющим характер потребительских расходов относятся: 1) благосостояние потребителя; 2) ожидания потребителя; 3) задолженность потребителя; 4) налоги.

2. Инвестиции. Неценовые факторы, изменяющие характер инвестиционных расходов:

1) процентная ставка; 2) ожидаемые прибыли от инвестиций; 3) налоги с предприятий; 3) технология; 4) избыточные мощности.

3. Государственные расходы. Увеличение государственных расходов (например, на военные нужды или на строительство общественных объектов) при данном уровне цен будет приводить к возрастанию совокупного спроса.

4. Чистый экспорт. Неценовыми факторами являются национальный доход зарубежных стран и валютные курсы.

Совокупное предложение

Совокупное предложение определяется количеством материальных благ и услуг, которое предприниматели предлагают на рынке.

Кривая совокупного предложения

Кривая совокупного предложения - это модель, которая показывает уровень реального объема производства при каждом возможном уровне цен. Высокие уровни цен стимулируют производство товаров, более низкие – его сокращение. Поэтому зависимость между уровнем цен и объемом национального продукта является прямой, или положительной.

Кривая совокупного предложения в краткосрочном периоде состоит из трех отрезков: 1) кейнсианского (горизонтального), 2) промежуточного (отклоняющегося вверх), и 3) классического (вертикального) отрезков.

Кейнсианский (горизонтальный) отрезок. Уровень производства Q’ на рисунке 4.3. обозначает потенциальный ВВП при полной занятости и естественном уровне безработицы. Горизонтальный же отрезок означает значительно меньший объем внутреннего производства. Следовательно, он свидетельствует о том, что экономика находится в состоянии глубокого спада, недоиспользованных производственных мощностей и рабочей силы. Эти неиспользуемые ресурсы можно привести в действие, не оказывая воздействия на уровень цен.

Классический (вертикальный) отрезок. Экономика, находясь в точке Q’ своих производственных возможностей, за короткий срок не может достичь дальнейшего увеличения производства. При полной занятости одна фирма может за счет других попытаться расширить свое производство путем увеличения зарплаты и назначения более высокой цены за ресурсы. При этом другая фирма потеряет рабочих и сократит объем производства. В результате в экономике цены на товары увеличатся, а реальный объем производства останется неизменным.

Промежуточный (восходящий) отрезок. На промежуточном отрезке между Q и Q’ увеличение реального объема производства сопровождается ростом уровня цен. Одна из причин заключается в том, что полная занятость возникает неравномерно и не одновременно во всех отраслях экономики.

Неценовые факторы совокупного предложения.

Действие неценовых факторов приводят к смещению кривой совокупного предложения (см. рис.4.4.). Действие ценовых факторов связано с изменением издержек на единицу продукции. В свою очередь, на издержки предприятий влияют следующие факторы: цены на ресурсы, производительность труда; государственное регулирование деятельности предприятий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 245; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.