Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 5. Формирования публичного музея в эпоху Просвещения




ПРЕДМУЗЕЙНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

В эпоху Возрождения зародились новые формы общения, в основе которых лежал повышенный интерес к вопросам бытия, науки, искусства. Это были интеллектуальные кружки гуманистов, антикваров, знатоков и собирателей не только старины, но и современных предметов, в той или иной степени представляющих интерес для коллекционеров. По­следовавшие за периодом Возрождения времена Реформации и Контрреформации западной христианской церкви, а ещё позже и в период Просвещения, появляются другие формы общения: клубы, так называемые ложи (в том числе масон­ские), кафе, салоны.

Музей. В создании форм общения гуманистов, покровителей наук и искусства и вообще просвещенных людей известное место занимали и помещения, в которых представлялись имевшие определённую ценность для этого круга людей предметы, со­средоточенные в виде предмузейных собраний, воплощавших в себе музейный принцип. В ряде случаев места сосредо­точения собраний получали наименование «музей».

По мнению английского музеолога Дж. Крука, современный музей является производным трех феноменов человеческой цивилизации – гуманизма эпохи Возрождения, просветительства эпохи Просвещения и демократизации общества в XIX в. Музей, близкий к современному пониманию этого слова, возник именно в эпоху Возрождения в Северной и Средней Италии. Прототипом музея эпохи Возрождения стал «мусей» - античное сообщество философов и творческих деятелей.

Термин «музей» стал применяться не только к частным коллекциям и сообществам интеллектуалов, но и к книгам, которые содержали полную информацию в области тех или иных научных знаний. Так, в книге «Музей металлов», опубликованной в 1600 г., исследователь природы и коллекционер Улиссе Альдрованди из Болоньи собрал сведения о металлах, а немецкий доктор М.Б. Валентини в книге «Музей музеев» (1704) сделал обзор химических материалов.

Галерея – архитектурная постройка, предназначенная для экспонирования произведений искусства. Галерея представляет собой зал удлиненной формы, одну из продольных сторон которого прорезывал сплошной ряд больших окон. Примером галереи служит дворец Медичи во Флоренции, построенный для Козимо Медичи в XVI веке.

Кабинет – прямоугольное помещение, предназначенное для экспонирования и хранения разного рода редкостей, чучел зверей, естественно-научных образцов, ботанических коллекций, предметов декоративно – прикладного искусства, антикварных вещей. Например, при проектировании в Лондоне дворца Уайтхолл (1611) для принца Уэльского Генриха архитектор Иниго Джонс предусмотрел помещение - «кабинет» для хранения коллекций. Изначально кабинетом называли декоративный ларец или шкафчик с множеством маленьких выдвижных ящиков, в которых было удобно держать драгоценности, украшения, документы. Конструкция кабинета подходила и для хранения античных монет, гемм, ювелирных изделий, мелкой пластики. В дальнейшем и сама комната, обставленная этим типом мебели, стала называться кабинетом.

В немецком языке синонимом к слову «кабинет» использовалось слово «камера». Самостоятельно этот термин использовался редко и обычно входил в состав сложных слов, первая часть которых говорила о характере собрания: мюнц – камера – предназначалась для хранения монет и медалей, шатцкамера – сокровищница с изделиями из драгоценных камней и металлов, вундеркамера – кабинет редкостей природы, кунцкамера – кабинет искусства и редкостей природы. Названия сокровищниц появлялось в различных хрониках. Например, в хронике графов фон Циммеров (1564—1566 гг.) впервые встречается термин вундеркамера, который служил для описания комнаты, в которой размещались такие образцы природы, как кораллы или растение мандрагора (ему при­писывались магические свойства), но больше всего там было аномальных предметов – «артефактов», таких, например, как оленьи рога необычной формы.

В целом коллекции кунст- и вундеркамер включали произведения искусства — картины, произведения пластики, ювелирные изделия, из­делия из текстиля, металла, керамики, предметы, изготов­ленные из особых материалов — слоновой кости, янтаря, рога, горного хрусталя, полудрагоценных камней, небольшие восковые фигурки, а также монеты, медали, образцы мебе­ли, графические произведения искусства (гравюры, акварели, рисунки), книги (рукописи, а с середины XV века— и печат­ные издания), документы. В особую группу выделялись на­учные инструменты, приборы, утварь, часы, глобусы. Также встречались экзотические предметы: образцы азиатского ис­кусства (фарфор, рисунки по шёлку, изделия из лака, текс­тиля, слоновой кости, гравированные камни) и предметы из Африки (из слоновой кости и текстиля).

В зарубежных источниках и исследованиях встречаются и другие названия коллекций предметов и мест их хранения. Например, понятие «роратека» происходило от латинского «рорус» - редкий. Король арагонский Алонсо, правивший в Неаполе, хранил картины фламандских мастеров в отдельной обособленной комнате дворца под названием «пенетралии» (от лат. пенетрицио – проникновение). Испанский термин «гвадоропа» и итальянский «гардароба» также обозначали хранилище предметов.

Специализированное место для собрания и экспонирования античных древностей, преимущественно произведений скульптуры называлось антикварием. В Англии в 1586 году была создана первая организационная форма объединения коллекционеров – Колледж антикваров.

Собрания предметов получали и иные названия. Например, рабочий кабинет и помещение для открытого хранения назывались «скритойа». В описи имущества дворца Медичи во Флоренции упоминалась скритойа, находившаяся вблизи Большого зала, в котором хранилась посуда из редких пород камня, рог единорога и другие ценные предметы[7].

Вместе с выдающимися творениями древних греков и римлян в ренессансную культуру возвращались античные идеалы «ученого досуга». Появляются специальные помещения для гуманистических занятий, владельцы которых посвящали свободное время чтению древних авторов и рассуждениям на философские темы. В это время среди коллекционеров распространяются «студиолы» (studiolo), которые включали библиотеку и коллекции художественного характера – гемм, медалей, рукописей, произведений живописи и скульптуры. Декор студиол подчеркивал причастность владельца к гуманистическим занятиям, демонстрировал его воззрения и увлечения,

Ранние собрания ценных предметов и вещей получали различные названия, поскольку функции, назначение и особенности коллекций зависели от предпочтений собирателя, а также страны, в которой развивался тот или иной тип коллекционирования.

 

4.4. ЧАСТНЫЕ СОБРАНИЯ «ЛЮБИТЕЛЕЙ ИСКУССТВА» В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

Расцвет изобразительного и прикладного искусства первоначально в Италии, а потом и на севере от Альп, выявление в ходе раскопок произведений античной культуры, находки в монастырских библиотеках произведений древних авторов, вещи, привезенные с других континентов, - все это приводило к накоплению предметов музейного значения, и в результате к созданию на их основе первых музейных собраний. Предметы этих собраний систематизировались, описывались и выставлялись для показа отдельным любителям и знатокам искусства, древности, мира природы, что свидетельствовало о преобразовании до-музейных собраний в ранние музеи.

Одной из характерных черт коллекционирования в пери­од Возрождения было постепенное расширение сословного состава собирателей за счёт приобщения к собирательству представителей средней и мелкой буржуазии и лиц свободных профессий.

В эпоху Возрождения частные коллекции составлялись светскими и духовными правителями, учеными и др. Дворяне, духовные лица высокого сана, богатые банкиры, купцы приобретали и заказывали картины, скульптуры, чучела редких животных. Врачи (провизоры), специалисты горного дела собирали предметы минерального, растительного и животного мира, необходимые для их практики. Представители средней и мелкой буржуазии, ограниченные в средствах, формировали коллекции раковин, монет, медалей, натуральных и этнографических материалов из экзотических стран. На смену гордому собирателю-аристократу приходил завзятый коллекционер-буржуа.

Собрание произведений искусства способствовало созданию комфортной интеллектуальной среды, что влияло на общение со знаменитыми и знатными людьми (посещение коллекции или музея обычно входило в программу путешествия).

Важную роль в коллекционировании эпохи Возрождения сыграли семейства коммерсантов и банкиров самоуправляющихся городов северной и средней Италии. Одна из самых знаменитых династий коллекционеров проживала во Флоренции – семейство Медичи. В частности такие представители как Козимо, его сын Пьеро и внук Лоренцо (XV в). Козимо Медичи вошел в историю под именем Старший, он считался покровителем искусства и образования. Козимо был первым из Медичи, кто на свои деньги стал целенаправленно собирать произведения живописи и скульптуры для украшения как собственных дворцов, так и улиц Флоренции. В дальнейшем коллекция династии Медичи была размещена в задании Галереи Уффици, спроектированной по замыслу архитектора Дж. Вазари.

 

Рис. 4.1. Лоренцо Великолепный и его придворные в обличье трёх волхвов. Фреска Беноццо Гоццоли в Палаццо Медичи-Риккарди (1459-61)

 

 

Рис. 4.2. Галерея Уффици, вид в сторону площади Синьории. Дж. Вазари. Флоренция. 1559 - 1575

 

Среди коллекционеров особое место занимают католические священнослужители. В 1471 году при папе Сиксте IV в Ватикане был организован Капитолийский антикварий, в котором размещалось хранилище бронзовых античных статуй и их фрагментов, их обозрение стало доступно рядовым любителям искусства. В период Реформации антикварий активно пополнялся, в том числе и ради того, чтобы подчеркнуть богатством своих коллекций культурное и политическое значение Рима. Другой римский антикварий располагался в Бельведерском дворике в комплексе Ватиканских дворцов, который был создан при папе Юлии II (1503 - 1513). В дальнейшем папы Юлий II, Лев X, Клемент VII и Павел III постоянно пополняли и поддерживали эту коллекцию, давая санкции на реставрацию различных памятников античной культуры. На основе хранилища ватиканских сокровищниц был построен музей Пио-Клементино под руководством Джованни Батиста Висконти, где впервые была проведена научная систематизация произведений искусства. В музее Пио-Клементино располагались Зал Муз, Ротонда, Зал зверей, галерея статуй, Сад масок и другие собрания шедевров древнего искусства. Впоследствии Батиста Висконти опубликовал монументальный каталог Музея, состоящий из семи томов.

 

 

4.3. Галерея скульптур. Музей Пио-Клементино. Ватикан. XVI вв.

 

В 1532 году члены знатной венецианской семьи Доменико и Джованни Гримани открывают первый в Европе публичный археологический музей в закрытом помещении, первоначально он был задуман как памятник своим основателям. Гримани также передали в дар городу коллекцию античных статуй и бюстов римских императоров, предназначенных для размещения их на месте, доступном для публики.

Гуманист – историк Паоло Джовио обустроил вблизи родного города Комо виллу «Джовианский музей» (1536 - 1543), в которой разместил портретную галерею древних и современных политических деятелей, военачальников, литераторов, художников.

Французский король Франциск I создал художественную коллекцию флорентийских мастеров в замке Фонтенбло (1528 - 1540). Во дворце расположился один из самых значительных памятников французского Возрождения – Галерея Франциска I. В плане архитектуры галерея представляет собой длинный и узкий коридор, перекрытый коробовым сводом, соединяющим флигели дворца и замка. Стены Галереи расчленены на два яруса. Верхний ярус Галереи украшен фресками и скульптурами, нижний – деревянными резными панелями и монограммами короля. Галерея Франциска I стала первым помещением во Франции, которое украшено монументальными росписями светского характера.

 

 

 

4.4. Замок Фонтенбло. Париж. 1528 - 1540

 

Представители династии Габсбургов размещали свои коллекции в специально построенных дворцах и замках. Наместник Тироля (Австрия) эрцгерцог Фердинанд II в 1565 году специально перестроил замок Амбрас, с целью размещения в нем своих собраний. В экспозиции кунсткамеры размещались в хронологическом порядке предметы вооружения, а также многочисленные портреты исторических персонажей. Король Испании Филипп II Габсбург (1556 - 1598) преобразовал унаследованное им собрание в ренессансную коллекцию и разместил их во дворцах и замках Эскориал. Картины, выставляемые в замке, написаны преимущественно на религиозные темы. Свои коллекции Филипп II сделал доступными не только для знати, но и для художников.

Огромное влияние на характер коллекционирования имели процессы Реформации. Иконоборческие настроения привели к уничтожению множества картин и статуй в христианских странах. Часть сохранившихся произведений была сохранена в жилищах знати и простых горожан. В связи с этим предметы религиозного культа превратились в объекты культа эстетического.

Коллекционеры продумывали классификацию и расположение предметов в экспозициях. В 1565 г. Самуэль фон Кихеберг предложил свой вариант группировки коллекционных предметов, который повлиял на дальнейшие классификационные схемы собраний. Он разделял материалы музеев на исторические, художественные, естественнонаучные и технические.

В собрании императора Рудольфа II в замке Градчаны (Прага) четко выделялись три раздела – природа, искусство и знания.

Все ранние попытки классификации музейных предметов не были лишены своеобразной логики. На их основе разработаны современные системы классификации музейных фондов.

Географические открытия эпохи Возрождения значительно расширили представление о мире. В результате возросший интерес к научному знанию способствовал созданию коллекций естественноисторического содержания, изучение которых позволило лучше понимать особенности природы и приносить людям практическую пользу. Так, в ведущих образовательных учреждениях (первоначально в Италии в городе Падуе) этого периода стали создаваться учебные музеи, где проводились публичные исследования различных явлений природы. При университетах Падуи и Пизы были разбиты ботанические сады, организованы анатомические музеи и театры. В Германии и Швейцарии появились первые минералогические коллекции. Европейские правители ради забавы сооружали зверинцы, удовлетворяя любознательность посетителей экскурсиями и исследовательскими находками. Формирование подобных коллекций в лабораториях аптекарей, врачей, университетских профессоров естествознания и других естествоиспытателей к XVI веку насчитывалось около 250 коллекций.

Исходя из вышеизложенных фактов, можно констатировать, что музей как социальный институт сформировался в XV-XVI вв. в Италии. Этому содействовал духовный переворот, известный под названием Возрождение. Он начался в ходе социально-экономических перемен в Италии и был связан с техническим прогрессом, развитием самостоятельности городов, республиканским строем правления, независимостью сословия предпринимателей от феодалов, повышением интереса к роли личности в традиционных общественных структурах. Освобожденные от жестоких монархических отношений люди эпохи Возрождения проявили широкий интерес к самопознанию, к прошлому и природному миру.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2815; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.