Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система зажигания и воспламенения топлива




Особенно усложняется организация воспламенения топлива в двигателях, работающих на несамовоспламеняющихся компонентах. В этих случаях воспламенение обеспечивается предварительным включением зажигания – специального устройства или блока зажигания, которые должны быть в составе таких двигателей.

Важным параметром воспламенения является так называемая задержка воспламенения – это время τс с момента контакта (поступления обоих компонентов в камеру сгорания или ЖГГ) и до начала интенсивного.подъема давления (момента распространения пламени по всему объему камеры сгорания). За это время в камеру сгорания или ЖГГ успевает натечь определенное количество компонентов топлива, которое теперь выгорает.

Задержка воспламенения во многом определяет характер запуска: темп набора давления, возможную перегрузку при выходе на режим. Чем меньше время задержки воспламенения, тем меньше успевает натечь в объем камеры сгорания или ЖГГ компонентов до их воспламенения и тем спокойнее будет характер запуска.

К настоящему времени разработаны и применяются в эксплуатации много различных схем и способов зажигания несамовоспламеняющихся компонентов. Рассмотрим некоторые из них, получивших наиболее широкое применение.

Химическое зажигание. Имеются две схемы конструктивного выполнения такого зажигания.

Первая схема представлена на рис. 7.6, а. Здесь в трубопроводе горючего перед камерой выделен или "врезан" объем, отделенный прорывными мембранами от остальной части трубопровода. Этот объем заполняется пусковым горючим, которое самовоспламеняется с используемым в двигателе окислителем. Например, при азотнокислотном окислителе (смеси HNO3 и N2O4) – самовоспламеняющимся компонентом обычно служит смесь триэтиламина (C2H5)3N и ксилидина (СНз)2С6Н3NH2.

При открытии главного клапана горючего, последнее устремляется по трубопроводу и заполняет его. При определенном давлении последовательно разрываются обе мембраны, и пусковое горючее первым поступает в камеру сгорания и там самовопламеняется с поступившим окислителем.

 
 

Рис. 7.6. Схемы химического зажигания:

а – одноразовая; б – многоразовая; 1 – капсула с самовоспламеняющимся компонентом с данным окислителем; 2 –аккумулятор давления; 3 – форсунка впрыска пускового горючего

 

Поступающий затем расход основного горючего с окислителем зажигается от продуктов сгорания пускового горючего с этим же окислителем. Эта схема зажигания достаточно надежная. Она может использоваться для запуска как малых двигателей, так и больших. Основной ее недостаток – однократность запуска.

Вторая схема представлена на рис. 7.6, б. Здесь в составе двигателя имеется специальная пусковая система: бачок с пусковым горючим, которое самовоспламеняется с данным окислителем, система его подачи и трубопровод с клапанами. Обычно трубопровод соединен со специальной пусковой двухкомпонентной форсункой, расположенной на смесительной головке. Например, при окислителе О2 воспламеняющимся с газообразным О2 компонентом служит смесь триэтилалюминия 2Н5)3Al и триэтилбора 2Н5)3В.

При запуске с открытием главного клапана окислителя открывается и клапан подачи пускового горючего в форсунку. Происходит самовоспламенение и образование очага горения – запального факела. После поступления в камеру основного горючего, последнее воспламеняется от этого факела. Как только камера вышла на рабочий режим, подача пускового горючего прекращается, а пусковая форсунка переключается на питание основным горючим.

Эта схема запуска также надежна. Основное ее достоинство – возможность осуществления многократного запуска в полете. По этой схеме запускаются многие двигатели, например, двигатель F-1 РН "Сатурн-5".

Количество пусковых компонентов выбирается в зависимости от требуемой интенсивности пускового факела. При проектировании потребное количество пускового компонента может быть определено по эмпирической формуле

(7.1)

где К = 1,2п0,5 коэффициент, учитывающий влияние программирования запуска;

n – количество ступеней при программированном ступенчатом запуске (при плавном программировании n = 1,5);

секундный массовый расход топлива после выхода двигателя на режим;

τпр – время пребывания топлива в КС (газогенераторе).

Каталитическое зажигание. Применяют в том случае, если для заданных топливных компонентов можно подобрать катализатор, обеспечивающий их эффективное воспламенение в заданных эксплуатационных условиях. Катализаторы могут быть жидкими и твердыми. Например, при использовании перекиси водорода в сочетании с углеводородными горючими перекись водорода разлагается при контакте с твердым (активированная платина или серебро в виде сеток) или жидким (перманганат калия) катализатором. Температура образующихся продуктов разложения должна быть достаточна для воспламенения топливной смеси.

Преимущество каталитического зажигания – возможность обеспечения многократного запуска. Основной недостаток – сложность защиты твердого катализатора от высоких температур в КС. Ниже приведены некоторые сочетания топлив и катализаторов.

 
 

Пиротехническое зажигание. Это зажигание может выполняться по двум конструктивным схемам.

Первая схема представлена на рис. 7.7, а и б. В данном случае в камеру сгорания со стороны сопла вводится пирозапальное устройство (ПЗУ). Оно состоит из штанги, на конце которой располагается пиротехнический, т.е. твердотопливный патрон – запал. Причем для двигателей первой ступени РН ПЗУ располагается непосредственно на стартовом столе (см. рис. 8.7, а), а для двигателей верхних ступеней ПЗУ может укрепляться на заглушке сопла (см. рис. 8.7, б).

 
 

 

Рис. 7.7. Пиротехнические схемы зажигания. Расположение пирозапального устройства ПЗУ: а – на стартовом столе; б – на сопловой заглушке;

в – на корпусе камеры сгорания и корпусе ЖГГ

 

Вторая схема приведена на рис. 7.7, в. В отличие от предыдущей схемы здесь пирозапальное устройство представляется в виде специальной камеры, в которой размещается пиротехнический заряд. Пирозапальные камеры располагаются непосредственно на камере и ЖГГ двигателя. Обычно для надежности их устанавливают по две-три штуки.

При запуске в обеих схемах после включения зажигания в камере сгорания и в ЖГГ образуется мощный факел из продуктов сгорания пиротехнического заряда. Этот факел легко воспламеняет смесь основных компонентов, поступающих через смесительную головку в камеру сгорания и ЖГГ.

Пиротехническое зажигание работает вполне надежно. Основной его недостаток – однократность запуска. По этой схеме запускается многокамерная двигательная установка РН "Восток".

Электроискровое зажигание используется главным образом при запуске кислородно-водородных двигателей. Одна из схем электроискрового зажигания представлена на рис. 7.8. Здесь в центре смесительной головки находится гнездо, в котором располагается запальный блок. Есть также конструкции, при которых запальный блок устанавливается сбоку камеры сгорания и ЖГГ.

 

 

 
 

 

Рис. 7.8. Электроискровое зажигание: 1 – трубопроводы подачи пусковых газообразных компонентов (кислорода и водорода и др.);

2 – форкамера электрозажигания; 3 – электроискровая свеча;

4 – смесительная головка камеры сгорания

 

Запальный блок представляет собой камеру, в которую через форсунки поступают газообразные пусковые компоненты – кислород и водород. Пусковые порции компонентов поджигаются электроискровой свечой, установленной в камере пускового блока. Если подобрать определенное соотношение и расходы пусковых компонентов, можно получить достаточно мощный поток продуктов сгорания из запальной камеры. Запальный факел надежно воспламеняет основные компоненты, поступающие через форсунки смесительной головки в камеру сгорания и ЖГГ. Электроискровое зажигание используется в ряде двигателей, например, в двигателе SSME.

Недостатками электроискрового зажигания являются: необходимость иметь запас пусковых газообразных компонентов; мощное электропитание; ненадежная работа высоковольтной электросистемы в условиях вакуума, чувствительность электроискровых свечей к отказам в условиях недостаточно чистой "атмосферы" в запальной камере при компонентах, кроме водорода и кислорода. Поэтому поиски и разработки новых принципов и схем зажигания несамовоспламеняющихся компонентов в ЖРД продолжаются.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.