Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура этики и морали (нравственности)




Необусловленная природа нравственности в виде «Божественного закона» постулируется в религиозной концепции (1-й источник морали). Натуралистическая версия (2-й источник морали), разрабатываемая в социал-дарвинизме (а), евгенике (b) и психоаналитике (с), исходит в любом случае из того, что мораль в человеке заложена самой природой. Социал-дарвинизм (a) считает, что законы, действующие в животном мире, действуют и в человеческом сообществе, поэтому основа морали содержится уже в борьбе за существование. Евгеника (b) объясняет социальные и моральные формы поведения наследственными неисправимыми качествами, психоаналитика (c) ищет их обоснование в психических процессах, неподвластных человеческому сознанию. В рамках социологизаторской концепции (3-й источник морали) мораль получает своё существование только с развитием общества. В рамках культурологической концепции (4-й подход) реализуется интегративный подход, позволяющий объединять религиозный, натуралистический и социалогизаторский взгляд на происхождение этики.

Русской культуре, развивавшейся в условиях отсутствия прямого античного и христианского культуропреемства, проводится различение между «высокими» нравственными идеалами и «закостенелостью» моральных предписаний, не приходящих изнутри человеческой души, а определяемых внешними факторами (предписаниями, нормами и обычаями). Своеобразие русской этики, занимающей значимое место в ряду таких этических традиций, как древнекитайская, древнеиндийская, античная, христианская, мусульманская и западноевропейская, значимое место, – в её глубинной мировоззренческой ориентированности, фундаментальной укоренённости в системе мировоззрения. Русская этика была всегда далека от умозрительных абстракций, она во все времена есть не столь теория нравственности, сколько программа нравственных действий. Ей претит индивидуалистическое толкование, центр тяготения в ней образует не то, что спасает и делает «добрым» лично меня, а то религиозно-метафизическое основание, на которое опирается жизнь всего космоса.

В рамках учебной дисциплины «Этика» принято тождество терминов мораль и нравственность. Под моралью (нравственностью) мы понимаем специфический способ духовно-практического освоения мира, предполагающий особое ценностно-императивное отношение к нему (сравни с античными и гегелевским определением этики). В широком смысле под этикой понимают:

1. Учение о нравственности;

2. Систему правил, осуществляющих контроль и коррекцию поведения людей;

3. Способ оценки человеческих поступков, их одобрение или осуждение;

4. «Социальный регулятор» поведения (сущность морали).

Этика как учение о нравственности (1-е определение) раскрывается в разделе «История морали и этических учений», как система правил (2) – в разделе «Прикладная этика». «Теория морали», третий раздел, изучает структуру морали, её функции, происхождение и закономерности развития. Сущность морали отражена в четвёртом определении, имеющем своим содержанием обеспечение баланса личного и общественного блага посредством регуляции поведения людей в обществе (элемент ε). Данная цель достигается посредством установления определённых заповедей. В буддизме, иудаизме и христианстве их число равно десяти. Совокупность основополагающих представлений о должном охватывается и изучается «Нормативной этикой», её четвёртым разделом.

В схеме 1 эти четыре раздела расположены в виде цикла, который начинается с «Истории этических учений», суммирующей все виды этической практики и этических учений, и завершается «Нормативной этикой», ставящей цели действующие для данного цикла развития (или активности). В рамках нормативной этики формируется представление о нравственном идеале (E), который воплощает в себе целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным и красивым.

 

______________________ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И РАЗДЕЛЫ ЭТИКИ ________________

α. Учение о нравственности ε. Социальный регулятор поведения

(сущность морали)

История морали и Нормативная этика

этических учений (основа). (должное)

β. Система правил, контроли- δ. Способ оценки поступков, их

рующих и корректирующих одобрение или осуждение

поведение людей.

Прикладная этика Теоретическая этика

(практич. методология) (научная методология)

____________________γ – ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ЭТИКИ ________________

 

А. Фундаментальные представления D. Целостный образец нравственного

о должном поведении поведения, наиболее разумный,

полезный, красивый

Моральные принципы Моральный идеал

 

В. Конкретные правила поведения Е. Общественные установки,

человека в обществе и по отношению нормативные представления,

к самому себе регламентирующие, что есть

добро и что – зло

Моральные нормы Моральные ценности

С.

__________________ МОРАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ________________

 

а) моральное сознание + е) моральное действие

 

b) моральное отношение + d) моральная оценка

 

с) ЭТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

 

 

Схема 1. Структура этики и морали

 

 

Обращение к истории этических учений имеет результатом анализ разнообразных подходов и установление единых принципов морали (стадия А, второй уровень схемы 1), центральный из которых получил в VII – VI вв. до н. э. оформление как золотое правило этики: «Не делай по отношению к другим того, чего не пожелал бы самому себе».

Под моральными принципами (А) понимаются фундаментальные представления о должном поведении. Среди них такие принципы как гуманизм, коллективизм, индивидуализм, альтруизм, эгоизм, толерантность. История морали и этических учений описывает генезис и эволюцию морали, а также процесс развития этических учений.

Нормативная этика даёт обоснование моральных принципов и норм, которые базируются на высших моральных ценностях и предписывают с позиций долженствования, т. е. деонтологии, определённые правила поведения во взаимоотношениях людей, помогая человеку выработать «стратегию и тактику правильной жизни». Моральные нормы (В) составляют конкретные правила поведения человека в обществе и по отношению к самому себе.

Прикладная этика, основываясь на нормативной этике, выполняет практическую функцию научения должному поведению в конкретных ситуациях и в определённых сферах их жизнедеятельности. В прикладную этику входят такие разделы как био- и экоэтика, этика гражданственности, этика межличностного общения, профессиональная этика, ситуативная этика (включающая этикет, этику публичных выступлений и интимную этику).

Теоретическая этика объясняет эволюцию и механизм действия морали на основе структурно-функционального анализа, это учение о сущности морали, её основных принципах, категориях, ценностях, структуре, функциях и закономерностях.

Моральные ценности (D) представлены общественными установками и нормативными представлениями, которые, регламентируя, что есть добро и что – зло, способствуют формированию моральной ориентации человека.

Моральные принципы и нормы, с одной стороны, моральные ценности и идеалы, с другой, создают логическое пространство – парадигму, в рамках которой осуществляется этический дискурс на уровне индивидуального (практического) сознания (a, b, d, e).

Cфера практического сознания представлена такими понятиями как моральное сознание, моральное отношение, моральная оценка и моральный поступок. Моральное сознание (a) может быть определено как субъективный, рационально или эмоционально окрашенный способ осмысления нравственности, а также обоснования моральных отношений и поведения. Эмоциональное измерение морального сознания включает такие понятия как эмоции, чувства и настроение; рациональное измерение – понятия знание, понимание, принятие (см. функциональное применение этих трёх функций в схеме 2, посвящённой этическим категориям).

Моральное отношение (b) формируется во взаимодействии моральных (аморальных) сознания и действий. Моральное отношение реализуется в трёх направлениях: по отношению к самому себе (эгоизм, индивидуализм), к другому (альтруизм, эгоизм) и по отношению к обществу (коллективизм, индивидуализм). Альтруизм как тип морального отношения при этом носит субъект-субъектный характер, а эгоизм – субъект-объектный характер. Предмет морального отношения – понятие долга.

Моральная оценка (d) в каждом из трёх видов отношения может быть адекватной или неадекватной, соответственно завышенной или заниженной.

Моральное поведение (е) – это способность человека к сознательной постановке целей, выбору соответствующих средств и самостоятельному, внутренне свободному и морально ответственному действию. Моральное поведение мыслится в таких центральных понятиях как мотив, поступок и оценка. Мотив формируется на основе того или иного намерения, в процессе постановки цели, в результате выбора определённых средств и принятия определённого решения. Поступок связывается с соответствующими последствиями, а оценка производится относительно общественного мнения (внешняя оценка) или совести (внутренняя оценка).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 879; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.