Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Макро - и микроэтика




ТЕМА 10

Основные проблемы становления этики деловых отношений в России

Внутренние барьеры:

1. Скептическое и негативное отношение к нововведениям.

2. Смещение ответственности на другого.

3. Неуверенность в своей моральной последовательности.

4. Страх за конкурентоспособность.

5. Сомнение в том, что принципы будут работать на практике, так как они

не имеют силы обязательного исполнения.

Внешние барьеры:

1. Частая смена законов и нормативно–правовых актов.

2. Незавершенность процесса формирования общественного мнения.

3. Теневая и криминальная экономика, как дополнительные факторы

формирования деловой этики.

4. Многочисленные факты вымогательства со стороны чиновников, низкий

уровень развития собственного персонала, продажность собственного

персонала

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТИКИ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ:

Специфическое для морального сознания противоречие должного и сущего в деловой этике вытекает таким образом из объективного противоречия между морально-этическими целями организации и ее основными целями — достижением успеха и прибыли. Этике учат те, кто не зани­мается бизнесом, никем не руководит и не знает, как это дела­ется, и, наоборот, тот, кто руководит, искренне считает этику бесполезной и абстрактной наукой.

К важнейшим «вечным» моральным дилеммам, перед которыми стоят субъекты деловых отношений, можно отнести следующие:

- соотношение целей и средств их достижения;

- соотношение личных и общественных интересов;

- выбор между краткосрочной выгодой и долгосрочным ре­зультатом;

- соотношение материальных и духовных ценностей при при­нятии решений.

В современных условиях на макроуровне ключевые этические проблемы деловых отношений возникают в следующих областях (Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. М., 2000. С. 182 – 195):

- отношения между организациями;

- отношения между организациями и государством;

- отношения между организациями-производителями и потре­бителями;

- отношения между организациями и владельцами (инвесто­рами);

- отношения между организациями и местными сообществами;

- отношения между организациями и окружающей средой.

Между организациями, действующими в одной и той же сфе­ре, неизбежна конкуренция, в процессе которой обязательно встает вопрос о выборе средств победы над конкурентом, в том числе и таких, как уменьшение цены продукции даже ниже ее уровня се­бестоимости, в том числе за счет падения заработной платы для снижения себестоимости и т.д. Экономические меры имеют, од­нако, оборотную – моральную – сторону: до какой степени кон­куренция может продолжаться, не нарушая моральных норм и принципов, принятых в обществе.

К настоящему времени сложилось несколько концепций, отно­сящихся к проблеме взаимоотношения организаций и государ­ства, организаций и общества в целом. В соответствии с нео­консервативной концепцией, основывающейся на классических буржуазно-индивидуалистических взглядах, недопустимо вмеша­тельство в дела организации со стороны как государства, так и общества. Считается, что организация, максимально исполь­зующая предоставленную свободу, будет получать более вы­сокую прибыль и тем самым приносить пользу обществу (в ви­де большего дохода держателей акций, повышения заработной платы наемным работникам, а также в виде благотворительнос­ти). Представители второй, более популярной концепции, утвер­ждают, что организация является частью общественной структу­ры и в качестве общественного института не только должна испытывать влияние со стороны общества и государства, но и ре­гулироваться и контролироваться как «снизу», так и «сверху». Снизу – членами общества при помощи формирования обще­ственного мнения по поводу оценки деятельности организации и качества ее продукции. Сверху – специальными государствен­ными структурами и законами, прежде всего, по таким направ­лениям, как регулирование деятельности организаций в целях обес­печения эффективности экономики; регулирование отношений орга­низаций-производителей и потребителей; регулирование действий организаций в отношении окружающей среды. При этом путем лоббирования организации стремятся (и небезуспешно) влиять на политику, проводимую государством. С обеих сторон прослежива­ется тенденция моральной оценки своих действий с точки зрения положительного результата, однако в понятие положительного результата стороны вкладывают различное содержание.

Проблема отношений между организациями – производителя­ми и потребителями возникает очень часто. В конечном счете, хотя организация и стремится к получению максимально высокой прибыли, ее деятельность будет успешной только в случае, если она дает потребителям то, что они хотят. Продукция не будет про­дана, если она не соответствует потребительским стандартам или на нее назначена неприемлемая цена. Система отношений между организациями-производителями и потребителями, однако, будет успешно работать при выполнении двух условий: если потреби­тель получает достаточно адекватную и точную информацию о продукции, с тем чтобы он мог принять обоснованное решение, и если потребитель свободен в выборе того, что он хотел бы купить. Организации должны обеспечивать безопасность своей продукции, улучшать стандарты контроля качества, ее внешнего вида и рабо­чих характеристик продукции. Как показывает практика, в рыноч­ной системе, когда в отношения вступают производитель, про­давец (посредник) и потребитель, защита интересов последнего достаточно сложна. Она осуществима в случаях, когда произ­водитель или продавец, не дорожа репутацией своей фирмы, предлагают потребителю некачественный товар, не выполня­ющий своего назначения, с просроченным сроком хранения. Однако, производя качественную в целом продукцию, произ­водитель чаще всего предпочитает умалчивать о дефектах ее конструкции или потенциальных опасностях, которые могут появиться в процессе эксплуатации. Информацию об этом потребитель получит, только столкнувшись с недостатками. Кроме того, проблема безопасности и качества продукции имеет и еще один, в определенной степени этический аспект: от выпуска фирмами конкурентоспособных, качественных то­варов зависит престиж страны на мировом рынке.

Другая, не менее важная моральная проблема отношений меж­ду организациями-производителями и потребителями – рекла­ма. Реклама важна в процессе конкуренции между организация­ми и для формирования потребностей потенциальных покупате­лей. Однако здесь появляется проблема точности, правдивости получаемой потребителями информации. Даже за безвредным, на первый взгляд, преувеличением следует возникновение мораль­ных проблем: потребитель, не получая точной информации, ли­шен свободного, обоснованного, разумного выбора. Еще одна важная моральная проблема, связанная с рекламой, это пробле­ма манипулирования потребителем, навязывания ему ненужной продукции, создания у него потребностей и желаний, которые в процессе реальной жизни возникнуть не могли.

Помимо всех других обязательств организации должны по­мнить о своей ответственности перед владельцами (инвестора­ми). Основная часть из множества существующих способов об­мана инвесторов распадается на две категории: манипулирование инвестициями и нечестное использование прибылей или активов, приводящее к уменьшению законных доходов инвесторов. Во всем мире ежегодно десятки тысяч людей становятся жертвами мани­пуляций с инвестициями. По подсчетам специалистов, люди, со­блазнившись обещаниями высокой прибыли, каждый год вклады­вают более 1 млрд. долларов в несуществующие нефтеразработки, грандиозные «дутые» проекты и т.д. Руководство организации может также злоупотреблять инвестициями, используя дохо­ды и ресурсы для личного обогащения. Наиболее часто упот­ребляемый способ – мошеннические операции со статьями расходов, другой общепринятый ход – завышение счета с последующим дележом разницы между завышенной и реаль­ной суммой счета с поставщиком. Наконец, существует практи­ка продажи конфиденциальной информации организации-конку­ренту или ее использования для игры на фондовой бирже.

Моральные проблемы возникают и в отношениях органи­заций с местным сообществом. Речь идет об участии органи­заций в обеспечении его экономической стабильности, разви­тии инфраструктуры местности, создании новых рабочих мест, сохранении предприятий, от которых зависит существование и благосостояние этих сообществ. На организациях также ле­жит «моральный долг филантропии», заключающийся в поддер­жке неприбыльных предприятий, важных как для существования определенного местного сообщества, так и для культурного и социального развития регионов (образование, медицина, благо­устройство и организация досуга).

Взаимоотношения между организациями и окружающей сре­дой являются одной из острейших проблем современности. Обо­стрение экологической ситуации на планете оказало на предпри­нимательство двойственное воздействие. С одной стороны, возник­ла новая и обширная сфера приложения капитала:

- разработка и выпуск безотходных технологий и очистного оборудования для различных отраслей производства;

- разработка технологий и выпуск оборудования по утилиза­ции производственных и бытовых отходов;

- выпуск экологически чистого питания и питьевой воды;

- развитие индустрии отдыха в экологически чистых районах;

- финансирование природоохранных мероприятий и т.д.

С другой стороны, возросли затраты капитала, и многие пред­приниматели должны:

- платить значительные суммы в виде штрафов за загрязне­ние окружающей среды и за нанесенный, природе экологический ущерб;

- изменять технологию производства, вкладывая значительные средства в его модернизацию с учетом существующих эко­логических стандартов;

- учитывать в своей деятельности природоохранное зако­нодательство, которое имеет тенденцию к ужесточению своих норм;

- создавать привлекательный «экологический имидж» сво­ей компании и своей продукции в глазах общественнос­ти и государственных природоохранных организаций;

- сотрудничать с государственными службами, представителя­ми местного самоуправления, профсоюзными и обществен­ными организациями в деле охраны окружающей среды;

- вырабатывать рациональную стратегию в сфере природо­пользования, учитывая экологическую ситуацию в регионе, где осуществляется деятельность.

Реальная практика свидетельствует: многие организации пыта­ются решить экологические проблемы, нарушая моральные и юридические нормы. Сокрытие подлинной информации о послед­ствиях вредных производств для окружающей среды, перенос та­ких производств в страны с неразвитым экологическим законо­дательством, подкуп чиновников, отвечающих за соблюдение при­родоохранных мер, – наиболее распространенные методы нарушений




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.