Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV. Сложносочиненные предложения с пояснительными и присоединительными отношениями не имеют подтипов




II. Предложения с общим разделительным значением

Классификация сложносочиненных предложений

I. Сложносочиненные предложения с общим соединительным значением делятся на:

1) соединительно-перечислительные предложения – предложения однородного состава, предикативные части которых соединяются союзами и, да, ни... ни и выражают связь однотипных ситуаций, происходящих одновременно или следующих друг за другом: Бледна была твоя щека1, и, как цветы, глаза синели2 (И.Бунин). Для этих предложений характерна интонация перечисления; дополнительными средствами связи2 служат однотипность лексического наполнения предикативных частей (использование слов одного тематического ряда, лексические и синонимические повторы), соотнесенность видо-временных форм сказуемых, общий второстепенный член или общая предикативная часть, а в ряде случаев и параллелизм строения;

2) соединительно-отождествительные предложе­нии – предложения неоднородного состава, предикативные части которых связываются союзами тоже, также и устанавливают сходство между действиями или признаками предметов и лиц в первой и во второй частях: Луга за Волгой окрасились в бурый цвет1; в городе тоже все краски поблекли2 (М.Горький). Дополнительными средствами связи служат однотипность лексического состава предикативных частей, повтор (семантическая близость) сказуемого второй части или ее неполнота, соотнесенность видо-временных форм сказуемых;

3) соединительно-распространительные предложения – предложения неоднородного состава, в которых вторая предикативная часть распространяет первую: Сияло небо необъятно1, и в нем, как стая легких снов, скользили розовые пятна завечеревших облаков2 (К.Фофанов). Дополнительными средствами связи служат анафорические местоимения и наречия, отсылающие к первой части и выполняющие функцию темы высказывания: Сад был мал1, и в этом было его достоинство (Ю.Тынянов). Данный подтип характеризуется фиксированной позицией второй части.

4) соединительно-результативные предложения – предложения неоднородного состава, в которых вторая часть отражает результат, следствие или вывод из содержания пepвой части: Жизнь дается один раз1, и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво2 (А.Чехов). Дополнительными средствами связи в этом подтипе регулярно служат синтаксически специализировшные элементы – конкретизаторы следственного значения (наречия и вводные слова потому, поэтому, значит, следовательно др.), а также фиксированный порядок частей;

5) условно-следственные соединительные предложения – предложения неоднородного состава, первая предикативная часть в которых указывает на условие действия (состояние) во второй: Скажи ты ей два слова1, и она спасена2 (А.Чехов).

Регулярными дополнительными средствами связи в этом подтипе являются соотнесенность модальных планов частей (наличие форм императива/сослагательного наклонения в первой части и план реальной модальности во второй): Пришли бы вы ко мне деньками двумя раньше – и ничего бы2 (И.Тургенев);

6) предложения соединительного несоответствия – предложения неоднородного состава, в которых утверждается совмещение несовместимого или объединение различного, несходного; в этом случае значение соединения осложняется противительным, противительно-уступительным или сопоставительно-уступительным значением: Она хотела заговорить1,.. и голос ее замер2 (И.Тургенев). Дополнительными средствами связи в этом подтипе обычно служат синтаксически специализированные элементы – наречия и частицы со значением акцентирования неожиданности, противоположности, уступки, несоответствия (вдруг, все же, все-таки, тем не менее, как раз и др.), фиксированный порядок компонентов, соотнесенность модальных планов предикативных частей;

7) соединительно-градационные предложения – предложения неоднородного состава, предикативные части которых связаны градационными двухместными союзами не столько... сколько, не то чтобы... но (а), не то что... а (но). Они указывают на неравноценность двух событий (или двух точек зрения) и характеризуют второе из них как обладающее большей для говорящего степенью значимости: Он не то что жесток1, но он слишком деятельного характера2 (Л.Толстой). Дополнительными средствами связи в них служат общий модальный и временной план предикативных частей.

1) предложения взаимоисключения – предложения однородного состава, предикативные части которых соединены союзами или (иль), либо, не то... не то, то ли... то ли констатируют связь двух (или более) равновероятных ситуаций, причем одна из шик исключает другую (другие): Или я совершенно ошибся в вас1, или вы в состоянии выслушать правду2 (И.Тургенев). В предложе­ниях с союзами не то... не то, то ли... то л и – союзами «подчер­кнутой неуверенности» – отношения взаимоисключения осложняются указанием на особую позицию говорящего, затрудняющегося выделить одно явление из ряда других и квалифицировать его в силу нечеткости восприятия или сходства явлений (признаков): Степан Степанович не то недоволен чем-то1, не то он чем-то обижен2 (А.Чехов);

2) предложения чередования – предложения однородного состава, предикативные части которых связаны повторяющимся союзом то... то и отображают ситуации, существующие в разных временных планах и сменяющие друг друга: То в избытке счастья слезы в три ручья1, то душа во власти сна и забытья2 (Б. Пастернак);

3) предложения альтернативной мотивации – предложения неоднородного состава, предикативные части которых связаны союзами а то, а не то, не то, или и указывают на связь двух альтернативных ситуаций, при этом одна из них оценивается как менее предпочтительная для говорящего, как нежелательное для говорящего и/или адресата следствие: Ты, Тиша, скорей приходи1, а то маменька браниться станет2 (А.Островский). Общее разделительное значение в этом случае осложняется обычно субъективной оценкой говорящего.

III. В предложениях с общим противительным значением различаются следующие подтипы:

1) сопоставительные предложения – предложения однородного состава, предикативные части которых связаны союзами а, же и сопоставляют различные ситуации или явления: Мать расположилась с детьми в карете1, а отецв кибитке (С.Аксаков). Дополнительными средствами связи в этом подтипе служат слова одной тематической или лексико-семантической группы, общие временной и модальный планы, параллелизм строения. Эти средства подчеркивают содержательную общность частей, что и делает возможным сопоставление: В книгах сказки, а в жизни только проза есть2 (А. Блок);

2) противительно-ограничительные предложения – предложения неоднородного состава, предикативные части которых связаны союзами но, да или однако. Одна из предикативных частей сообщает о ситуации, ограничивающей проявления действия (или состояния), названного в другой части: Все хорошо, но только скоро нужно уехать2. В качестве дополнительных средств связи регулярно используются ограничительные частиц (прежде всего только), соотнесенность планов ирреальной miдальности (1-я часть) и реальной (2-я часть): Капитан, вероятно, не скоро бы расстался с своей жертвой1; но в эту минуту точно из-под земли вырос Калинович2 (А.Писемский). Частица только может употребляться и как аналог союза но: Кругом ттихо1, только слышно, как трухлый снег подтаивает2 ( Н.Лесков);

3) противительно-уступительные предложения – предложения неоднородного состава, предикативные части которых связываются союзами но, однако, да (разг.) и выражают уступительное значение: Солнце село1, но в лесу еще светло2 (И.Тургенев). Дополнительными средствами связи в этом подтипе регулярно служат синтаксически специализированные элементы – частицы с уступительным значением, корреляция наречий ещеуже, уж (одно из них может быть опущено), а также фиксированный порядок частей: Кричали где-то сонные петухи1, но все же ночь была тиха2 (А. Чехов); Уж рассвело1, но народа на улицах почти не было2 (Ю.Тынянов);

4) противительно-возместительные предложения – предложения неоднородного состава, предикативные части которых связаны союзом зато и его функциональными эквивалентами – союзами но, однако и имеют следующее значение: событие второй части компенсирует событие первой, как правило, отрицательное по своим проявлениям (1-я часть): Искусствоноша на плечах, зато как мы, поэты, ценим жизнь в мимолетных мелочах (А. Блок). Компенсирующий момент оценивается преимущественно положительно, а компенсируемый – отрицательно, поэтому в качестве дополнительного средства связи в предложениях этого подтипа используются средства выражения оценки, часто эмоционально окрашенные: Он не красив1, но вид его приятен2 (А.Пушкин);

Предложения с общим пояснительным значением характери­зуются наличием союзов а именно, то есть и специфической интонацией пояснения (первая предикативная часть заканчивается понижением голоса и паузой) и служат для указания на тождест­во соотнесенных ситуаций, при этом информация, в них сообщаемая, распределяется на основную (1-я часть) и второстепенную (2 м часть): Началась война1, то есть совершилось противное чело­веческому разуму и всей человеческой природе событие2 (Л.Толстой).

Сложносочиненные предложения с присоединительными значениями оформляются посредством союзов да, да и, и, а и др. и специфической интонации. Это предложения неоднородного состава, в которых сообщаемое во второй части дается как при­мечание или добавочный комментарий, уточнение к первой: Постояльцы с ним не заговаривали1, да и он сам не любил тратить по­пусту слова2 (И. Тургенев). В качестве дополнительных средств связи регулярно выступают частицы и наречия еще, вдобавок, сверх того, кроме того, притом и др., актуализирующие семантику добавочности, факультативности, дополнительности: Троицкое неког­да сидело на прекрасной речке Майне...1 да сверх того вдоль всего селения тянулось... светлое и в середине глубокое озеро2 (С.Аксаков). Эти частицы и наречия, а также их сочетания могут выступать и самостоятельно, как аналоги союзов.

Среди сложносочиненных предложений различаются предло­жения, построенные по свободным схемам, и пред­ложения, построенные по фразеосхемам, включающим устойчиво воспроизводимые средства связи (повторы, частицы). Дифференциальными признаками сложносочиненных предложений фразеологизированной структуры является:

1) их двучленный характер: Реви не реви, а жить надо (В. Личутин).

2) использование в качестве основногосредства связи союзов а, но, да: Страшно не страшно, но ехать придется.

3) лексические повторы в первой предикативной части (Дружба дружбой, а табачок врозь) и наличие в ней слова качественно-характеризующей семантики (Отличник, а ответить не можешь);

4) свободный характер наполнения второй части: Кричать то кричаливсе на собраниях много, а все равно они ничего этим не добились.

5) преимущественно фиксированный порядок частей;

6) наличие добавочных модально-оценочных значений: Большой-то большой,вздохнула Анна,да что толку (Ф. Абрамов).

Типовая семантика рассматриваемых предложений – сопоставительное или противительное значение. Оно осложняется добавочным уступительным значением или значением несоответствия. Эти предложения обладают ярко выраженной оценочной семантикой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.