Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подзаконные нормативно-правовые акты в России




Виды форм (источников) права.

Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

 

1. Теоретические подходы к понятиям “форма права” и “источник права”

Форма – это одна из центральных категорий философии.Парной для категории “форма” выступает философская категория “содержание”. Содержание – это единство всех составных элементов объектов, его свойств, связей, состояний, тенденций развития. Форма – это способ существования, выражения и преобразования содержания.

Форма права – это способ внешнего выражения норм права, благодаря которому право становится доступным для восприятия. Форма права соотносится только с содержанием права. Ее назначение – упорядочить содержание права, придать ему свойства государственно-властного характера.

Теория права оперирует также понятием источник права, с помощью которого раскрываются те факторы, которые вызывают к жизни, обуславливают правовые нормы.

Под источником права следует понимать:

1. источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.);

2. источник в идеологическом смысле (совокупность юридических идей, обуславливающих содержание норм права, то есть различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.);

3. источник в формально-юридическом смысле – это и есть форма права.

1. Правовой обычай это исторически сложившееся правило поведения, которое в результате многократного повторения вошло в привычку людей и соблюдение которого обеспечивается мерами государственного принуждения. Обычаи складываются в процессе жизнедеятельности общества. Если они получают признание государства и обеспечиваются его принудительной силой, то становятся правовыми обычаями. Правовой обычай выступал исторически первым источником права. Совокупность действовавших в государстве обычаев составляла так называемое обычное право, то есть право, представленное правовыми обычаями, с помощью которых осуществлялось регулирование отношений людей в данном обществе. Дошедшие до нас законодательные памятники прошлого (Законы Ману, Законы XII таблиц, Законы Драконта, Салическая Правда, Русская Правда) – это сборники правовых обычаев. Правовые обычаи в качестве источников права наиболее характерны для ранних этапов развития общества. Сфера применения правового обычая сужается в современном мире. Правовой обычай – это основной источник права в странах с так называемой традиционной правовой системой (системой обычного права – страны Центральной Африки, Мадагаскарсновной источник права в странах с так называемой традиционной правовой системой ()блюдение котрого обеспечивается мкерами госу). Правовой обычай – это санкционированное государством правило поведения. Санкционирование осуществляется путем отсылки к обычаю, а не текстуального закрепления в законе. Согласно ст. 5 ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота.

2. Правовой прецедент – это решение суда или административного органа по конкретному делу, которому придается характер правила, нормы. Правовой прецедент формируется в процессе рассмотрения государственным органом (административным или судебным) конкретного дела и принятия по нему решения не на основе конкретных норм права, а по усмотрению правоприменителя с соблюдением установленных процедур, при этом оставаясь на почве права, его принципов. Исторически прецедентное право возникло в Древнем Риме. Правовые прецеденты делятся на судебные и административные.

Судебный прецедент (от лат. praecedens - предшествующий) - это вынесенное судом по конкретному делу решение, обязательное для всех судов той же или низшей инстанции при решении аналогичного дела. Прецедентом становится не все решение, а его суть, правовая позиция судьи. Современное прецедентное право присуще странам с англосаксонской правовой системой (в Великобритании, Канаде, США, Австралии, Новой Зеландии и др.). В этих странах судебный прецедент признается господствующим источником права и лежит в основе всей правовой системы. Во многих других государствах судебный прецедент имеет значение для решения вопросов применения права, восполнения пробелов в законе. На основе судебных прецедентов вносятся отдельные дополнения в действующее законодательство, дается толкование закона.

3. Нормативно-правовой акт – это официальный письменный документ особой формы принятый в четко обозначенном процедурном порядке правотворческим (компетентнымфициальный письменный документ особой формы принятый в четко обозначенном процедурном порядке правотворческим ()_______________) органом государства и содержащий нормы права.

4. Договор нормативного содержания соглашение между различными субъектами права, в котором содержатся нормы права. Он является основным источником международного права. В ряде случаев договор нормативного содержания используется во внутригосударственном праве (Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 г., Федеративный договор о создании Российской Федерации 31 марта 1992 г., договоры между Российской Федерацией и отдельными ее субъектами, коллективные договоры между администрацией предприятия и трудовым коллективом и т.д.)

5. Религиозные источники – это священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практике. В мусульманском праве это Коран (собрание поучений и заповедей Аллаха), Сунна (жизнеописание пророка Мухаммеда), Иджма (конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых мусульман), Кияс (рассуждения по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права).

6. Правовая доктрина – это мнения, идеи и доктрины выдающихся ученых-юристов. В римском праве работы некоторых известных юристов (например, Ульпиана, Папиниана, Гая, Модестина и др.) положены в основу решения юридических дел. Судьи в англоязычных странах нередко аргументируют свои решения, обращаясь к трудам английских ученых. В мусульманских странах созданные в XII – XIV вв. сочинения арабских юристов, знатоков ислама (иджма) имеют официальное юридическое значение. Правовая система России не признает правовую доктрину в качестве официального источника права.

7. Общие принципы права руководящие положения, исходные начала всего права в целом либо определенной его отрасли. В соответствии с законодательством ряда западных государств: при отсутствии конкретной нормы, прецедента или правового обычая возможно при решении юридических дел ссылаться на принципы справедливости, доброй совести, социальной ориентации права. Часть 2 ст. 6 ГК РФ предусматривает использование общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости, если невозможно применить аналогию закона при наличии пробела в праве.

 

3. Нормативно – правовой акт как источник права: понятие, признаки, виды

Нормативно-правовой актэто официальный письменный документ особой формы принятый в четко обозначенном процедурном порядке правотворческим (компетентнымфициальный письменный документ особой формы принятый в четко обозначенном процедурном порядке правотворческим ()_______________) органом государства и содержащий нормы права.

Признаки:

1. Имеет форму официального письменного документа и реквизиты: наименование, дату принятия, орган принявший, подпись соответствующего должностного лица;

2. Нормативно-правовой акт – это систематизированный документ;

3. Принимается в четко обозначенном процедурном порядке компетентным правотворческим органом государства или в соответствии с Конституцией непосредственно населением путем референдума;

4. Содержит нормы права, которые этим нормативно-правовым актом устанавливаются, изменяются или отменяются;

5. Охраняются государством от нарушения;

Нормативно-правовой акт является господствующим источником права в странах с Романо-германской правовой системой (Россия, Германия, Австрия. Испания и т.д.).

Виды нормативно-правовых актов

Наибольшее распространение, а также научный и практический смысл имеет деление нормативно-правовых актов по уровню их юридической силы на законы и подзаконные акты.

4. Закон как нормативно-правовой акт: понятие, признаки, виды, место и роль в системе нормативно-правовых актов

Закон это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый высшим представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке (по особой процедуре) или непосредственным волеизъявлением населения (например, в порядке референдума) и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения.

Закон занимает ведущее положение в системе нормативно-правовых актов.

Признаки закона:

1. Это нормативно-правовой акт, так как он содержит нормы права;

2. Обладает высшей юридической силой. Его не может отменить никакой другой орган, кроме принявшего, его содержанию не должны противоречить все иные нормативно-правовые акты. Все другие нормативно-правовые акты издаются на основе закона и во его исполнение.

3. Принимается по особой процедуре высшим представительным (законодательным) органом государственной власти или в порядке референдума. Конституцией государства устанавливается четкая процедура принятия законов, отличающаяся сложностью по сравнению с процедурой принятия подзаконных нормативно-правовых актов.

4. Регулирует наиболее важные и устойчивые общественные отношения.

5. Является фундаментальным юридическим документом. Служит базой, основой, ориентиром деятельности государственных органов.

6. Должен выражать волю и интересы народа.

Виды законов по их юридической силе:

1. Конституция (закон законов) – это основополагающий учредительный политико-правовой акт, обладающий наивысшей юридической силой, закрепляющийконституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и форму государственного устройства, систему и полномочия государственных органов. Конституция занимает верховное место в иерархии системы законодательства, все другие нормативно-правовые акты не могут ей противоречить.

2. Федеральные конституционные законы (в некоторых зарубежных странах, например, во Франции, их называют органическими). Это такие акты, необходимость принятия которых предусмотрена непосредственно Конституцией. Они являются своеобразным продолжением Конституции, их нормы развивают и конкретизируют отдельные ее положения (например, федеральные конституционные законы о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ, об Уполномоченном по правам человека, о референдуме Российской Федерации, о судебной системе, об арбитражных судах, о военных судах, о государственном гербе, о государственном флаге, о государственном гимне и др.). Для конституционных законов установлена более сложная процедура их прохождения и принятия. Органический закон, в некоторых странах именуется фундаментальный закон или конституционный закон — термин юриспруденции, возникший во Франции и существующий в основном в странах, испытавших влияние французской правовой системы. Охватывает законодательство, регулирующее основы государственного строя. Важнейшим из органических законов является конституция. Законодательство России не использует термин «органический закон»; вместо него используются термины конституционное право (в самом узком смысле — Конституция и прямо вытекающие из неё нормы), «государственное право» (законодательство, регулирующее деятельность государственных органов) и «административное право» (в самом широком смысле — законодательство и подзаконные акты, регулирующие отношения внутри публичной сферы, а также пределы вмешательства сферы публичной в сферу частную).

Правильное определение - Органический закон, это такой вид закона, который находится между Обычным законом и Конституцией. Используется в некоторых странах...

Органические законы США

Органические законы США включены в Кодекс США. Указанные законы включают следующие:

  • Декларация независимости США,
  • Статьи Конфедерации и вечного союза,
  • en:Northwest Ordinance — Северо-западный ордонанс
  • Конституция США.

Все перечисленные документы в совокупности образуют первую часть Кодекса США, где описываются основы государственного устройства Соединённых штатов Америки.

Согласно действующей Конституции Франции, «органические законы» — это краткий фиксированный перечень законов, существование которых предусмотрено в самом тексте Конституции. Указанные специальные уставы определены рамками конституционных положений, в особенности в связи с преамбулой, касающейся соблюдения прав личности, и наряду с Конституцией имеют конституционную силу, то есть имеют приоритет перед обычными законами и постановлениями, хотя они принимаются, как и обычные законы, не на референдуме, а Парламентом Франции, с тем отличием, что на принятие органического закона требуется согласие Конституционного совета Франции.

Данный механизм обеспечивает Французской конституции необходимую гибкость. Такие положения, как процесс принятия бюджета и социальное страхование, отнесены к сфере органических законов, и для их изменения нет необходимости в той же сложной процедуре, что требуется для изменения Конституции.

Важной категорией органических законов являются законы о бюджетной системе.

Органические законы также предусмотрены законодательством ряда латиноамериканских стран (например, Перу).

3. Федеральные законы – это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и др.).

4. Законы субъектов Федерации – издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, закон Нижегородской области о фармацевтической деятельности и т.д.).

 

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

1) по субъектам законотворчества (принятые народом в результате референдума или законодательным органом);

2) по предмету правового регулирования или по отраслям права (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);

3) по сроку действия (постоянные законы и временные (принимаются на определенный срок, например, законы о бюджете РФ)) и т.д.

4) по характеру (текущие и чрезвычайные);

5) по сферам действия (общефедеральные и региональные);

6) по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);

7) по степени систематизации (обычные и кодификационные). В кодификационном законе обычно формулируются нормы, регулирующие наиболее важные, принципиальные вопросы общественной жизни, определяющие нормативные основы той или иной отрасли (института) законодательства (Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Основы законодательства и др.). Кодексы регулируют достаточно обширную сферу отношений (имущественные, трудовые, семейные);

8) по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные). Порядок принятия обыкновенных законов более простой. В частности, в Российской Федерации они считаются принятыми, если за их утверждение подано более половины голосов от общего состава депутатов Государственной Думы;

9) по объему регулирования (общие и специальные). Общие законы посвящены целой сфере общественных отношений, например, кодексы. Специальные законы регулируют более узкие области общественных отношений, например, ФЗ «О судебных приставах», ФЗ «О полиции» и т.д.;

Подзаконный нормативно-правовой акт – это разновидность нормативно-правовых актов, издаваемая в соответствии с законом и направленная на его исполнение (В.И. Цыганов).

Подзаконный нормативный акт – это нормативный юридический акт компетентного органа, который основан на законе и закону не противоречит (С.С. Алексеев).

Подзаконные акты издаются на основе законов и конкретизируют их нормы. По юридической силе они уступают законам. Тем не менее, их роль в регулировании общественных отношений очень велика. Они более многочисленны и разнообразны чем законы, обладают разными названиями, их юридическая сила зависит от места и роли принявшего их органа.

В Российской Федерации система подзаконных нормативно-правовых актов в общем виде закреплена в Конституции.

1) Указы и распоряжения Президента РФ. Для реализации своих властных полномочий Президент издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Распоряжения в отличие от указов принимаются больше по процедурным текущим вопросам. Президент издает также многочисленные индивидуальные акты (указы Президента о награждении государственными наградами РФ, о присвоении почетных званий, о назначении или освобождении от должности и др.). Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции и законам Российской Федерации.

2) Постановления и распоряжения Правительства РФ. Они принимаются на основании и во исполнение Конституции и законов Российской Федерации, нормативных указов Президента РФ. Они обязательны для исполнения в Российской Федерации. Президент РФ может отменить их.

3) Приказы, инструкции, положения, нормативные письма, уставы министерств и иных федеральных органов исполнительной власти могут приниматься в случаях и пределах, предусмотренных законами Российской Федерации, указами Президента и постановлениями Правительства. Если они затрагивают права, свободы и иные законные интересы граждан или являются межведомственными, то подлежат государственной регистрации в министерстве юстиции и публикуются не позднее десяти дней после регистрации.

4) Нормативно – правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации. К ним относятся постановления, распоряжения и т.п. глав субъектов, администраций, правительств субъектов, подзаконные решения представительных органов субъектов. Данные акты распространяют свое действие на территорию соответствующего субъекта. Подзаконные нормативные акты субъектов Российской Федерации соотносятся с актами федерального уровня в соответствии со ст. 76 Конституции РФ.

5) Нормативно-правовые акты местных органов власти. Они распространяются на всех лиц, находящихся на территории соответствующего муниципального образования.

6) Локальные нормативные акты. Издаются учредителями и иными субъектами управления на предприятиях, учреждениях, организациях (уставы, приказы, положения). Во многих случаях данные акты должны быть зарегистрированы в муниципальном органе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1755; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.