Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Время удвоения численности населения




Глобальные проблемы экологии

Наука экология, природопользования ее задачи

Тейяр де Шарден

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

 

Одной из наиболее острых проблем

современности является сохранение

среды обитания человечества. Любые

успехи научно-технического прогресса

будут обеспечены, если они сопровож-

даются разрушением природы. Человек

не сможет жить без чистого воздуха,

свободных от вредных примесей

воды и продуктов питания.

Термин «экология» образован от двух греческих слов (ойкос – дом, жилище, родина, и логос – наука), означающих дословно «наука о местообитании». В более общем смысле экология – это наука, изучающая взаимоотношение организмов и их сообществ с окружающей их средой обитания (в том числе многообразие взаимосвязей их с другими организмами и сообществами).

Немецкий биолог Эрнст Геккель (1834- 1919), который в 1866 г. предложил термин «экология», дал следующее определение этой науки: «Это познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами среды, включая непременно неантагонистические и антагонистические взаимоотношения животных и растений, контактирующих друг с другом. Одним словом, экология – это наука, изучающая все сложные взаимосвязи и взаимоотношения в природе, рассматриваемые Дарвином как условия борьбы за существование».

Крупнейший русский ученый ХХ в. Владимир Иванович Вернадский (1863 –1945) создает учение о биосфере. Он показывает, какую огромную роль играют живые организмы в геохимических процессах на нашей планете. Под природопользованием понимают возможность использования человеком полезных свойств окружающей среды – экологических, экономических, культурных и оздоровительных. Следовательно, содержание природопользования включает три ее формы: экономическую (ведущая), экологическую и культурно-оздоровительную.

 

Последние 150 лет население Земли росло и продолжает расти феноменальными взрывоопасными темпами, можно сказать, человечество – единственный вид, численность которого неудержимо растет. Цифры говорят сами за себя.

 

 

 

1. 0-900 г. н. э. – 160-320 млн. = 900лет.

 

2. 900-1700 г. н. э. - 320-600 млн. = 800лет.

 

3. 1700-1850 г. н. э. - 600-1200 млн. = 150 лет.

 

4. 1850-1950 г. н. э. –1200-2500 млн. = 100 лет.

 

5. 1950-1990 г. н. э. - 2500-5000 млн. = 40 лет.

 

Время увеличения на 1 млрд.:

1 млрд. – 1820 г. = 18000 лет.

2 млрд. - 1927г. = 100 лет.

3 млрд. - 1960 г. = 33г.

4 млрд. - 1976 г. = 16 лет.

5 млрд. - 1990 г. = 14 лет.

6 млрд. - 1999 г. = 9 лет

Ежегодный прирост населения составляет 1,7%.Еженедельный прирост при этом составляет 1,7 млн. человек, ежедневный – 247000, а ежечасный – 10270 человек.

По оценкам ООН, население Земли к 2100 г. составит от 11,2 до 12,6 млрд человек, что будет в два раза больше, чем в 1990 г., а затем стабилизируется. Конечно, это лишь прогноз.

 

 

В настоящее время человечество оказалось на пороге крупнейшего изменения климата, вызванного человеком. Причина этого изменения – увеличение в атмосфере углекислого газа (СО2) и некоторых других газов (СН4, углеводорода, оксидов азота и др.), которые поглощают инфракрасное излучение от Земли, нагреваются и тем самым нагревают нашу планету (таблица 1).

Таблица 1 – Парниковые газы

Газ Потенциал потепления, % Вклад в парниковый эффект, %
СО2    
СН4    
NOх   5,7
Полициклические фторуглероды 4000-11700  

 

В результате потепления изменится циркуляция атмосферы (уменьшится), что повлияет на распределение осадков и, следовательно, на экосистемы Земли и ее биосферу.

Чтобы этого не произошло, необходимо:

 

- разрабатывать и внедрять солнечные и другие бестопливные источники энергии;

 

- увеличивать КПД использования горючего на транспорте и осуществлять другие типы экономии энергии;

 

- прекращать вырубку лесов, особенно тропических;

 

- сажать новые леса.

 

Глобальная проблема возможного потепления климата вследствие парникового эффекта затронула интересы всех государств. Поэтому в 1997 г. в Японии было достигнуто международное соглашение (Киотский протокол), по которому промышленно развитые страны обязались до 2010 г. снизить выбросы диоксида углерода на 8%. И хотя это немного, все же сделанный первый шаг в осознании ответственности за будущее развитие человечества. Можно надеяться, что будут сделаны и следующие шаги.

 

 

Озоновый слой в стратосфере предохраняет земную поверхность от ультрафиолетового излучения, в том числе от особенно опасного коротковолнового излучения (320-180нм), умерщвляющего живые клетки, повреждающего биологические молекулы, включая ДНК, вызывающие рак кожи и заболевание глаз.

Озоновая дыра впервые была обнаружена в 1985 г., когда над Антарктидой было обнаружено огромное пространство с понижением (до 50%) содержанием озона, получившее название «озоновой дыры». Ее образование связывали с появлением фторхлоруглеводородов, например фреонов. Расширение озоновой дыры может привести к гибели высокоорганизованной жизни на Земле.

По мнению ряда ученых-экологов, к 2030г. в России при сохранении нынешних темпов истощения озонового слоя заболеют раком кожи дополнительно 6 млн человек. Растения под влиянием сильного ультрафиолетового излучения постепенно теряют свою способность к фотосинтезу.

По данным международной экологической организации «Гринпис», основными поставщиками хлорфторуглеродов (фреонов) являются США (30,85%), Япония (12,42%), Великобритания (8,62%) и Россия (8,0%).

 

Люди осознали грядущую опасность, и были приняты меры по охране озонового слоя Земли. Так, были заключены международные соглашения, запрещающие производство фреонов (Венская конвенция 1985 г., Монреальский протокол 1987г.), а в 1992 г. в Копенгагене было подписано соглашение, по которому в странах, участвующих в соглашении, к 2000г. должно было быть исключено применение всех веществ, угрожающих озоновому слою.

 

«Кислотные дожди» образуются при промышленных выбросах в атмосферу диоксида серы и оксидов азота, которые, соединяясь с атмосферной влагой, образуют разбавленную серную и азотную кислоты. В результате дождь и снег оказываются подкисленными. Воздействие кислотных дождей снижает устойчивость лесов к засухам, болезням, природным загрязнениям, что приводит к их деградации как природных систем.

Примером негативного воздействия кислотных осадков на природные экосистемы является закисление озер. Особенно интенсивно оно происходит в Канаде, Швеции, Норвегии и Финляндии. В России площадь закисления несколько десятков миллионов гектаров.

Влияние кислотности сказывается на состоянии техногенных объектов, памятников культуры и т. д.: разрушается мрамор, известняк и другие облицовочные камни, срок службы железобетонных конструкций снижается в несколько раз.

 

Содержание учебного материала, самостоятельная работа студентов
4 семестр
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ
Природоохранительный потенциал. Природа и общество. Охрана биосферы от загрязнения выбросами хозяйственной деятельности. Влияние урбанизации на биосферу. Роль человеческого фактора в решении проблем экологии. Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху. Утилизация бытовых и промышленных отходов. Перспективы и принципы создания неразрушающих природу производств. Признаки экологического кризиса. Глобальные проблемы экологии: разрушение озонового слоя, истощение энергетических ресурсов, «парниковый» эффект и др. пути их решения. Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашнего задания по учебным пособиям, использование Интернета, содержания лекции преподавателя, рефератов.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 782; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.