Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право: основные понятия




 

1. Происхождение и сущность права

Право, как и государство, производно от общественного развития: «право в силу тех же причин, что и государство, появляется в мире и под воздействием тех же экономических, социальных, политических процессов изменяется».

Взгляды на право, его происхождение, место и роль в системе нормативного регулирования менялись по мере развития общества, зрелости научной правовой мысли, всевозможных объективных и субъективных факторов.

Общим знаменателем различных научных представлений о праве выступают положения о том, что право – социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества; что право в нормативной форме призвано отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом; что право является мерой поведения установленной и охраняемой государством.

Термином «право» определяют различные аспекты общественных отношений: систему юридических норм (объективное право); совокупность всех правовых явлений (правовая система); официально признанные возможности (например, право на образование, на защиту от безработицы); социально–правовые притязания людей (например, право народов на самоопределение). Поэтому для адекватного восприятия смысла требуется учитывать контекст. Словом «право» зачастую характеризуются также неюридические феномены: моральное право, обычное право, религиозное право.

2. Нормы права

Регулирование общественных отношений осуществляется посредством системы социальных норм; нормы морали, нормы нравственности, религиозные нормы, нормы права. Последним из них принадлежит особая роль, поскольку за ними стоит механизм государственного принуждения.

Норма права – общеобязательное правило поведения, устанавливаемое государством и обеспечиваемое его принудительной силой.

Норма права определяет границы возможного и должного поведения людей, меру их внутренней и внешней свободы в конкретных взаимоотношениях. Правовые нормы регулируют определенные виды и разновидности общественных отношений, объективно нуждающихся именно в такого рода воздействии.

Норма права представляет собой структурную единицу системы права. Норма права устанавливается или санкционируется государством, закрепляясь в официальных государственных актах. Нормой права устанавливается свобода действий и обязанность совершать или воздерживаться от совершения каких–либо поступков. Нарушение границ свободы дозволенного и необходимого поведения влечет за собой применение мер юридической ответственности к правонарушителю.

Норма права, будучи структурной единицей права, сама имеет свое внутреннее строение. Норма права имеет трехзвенную структуру: гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза представляет собой условие действия нормы, т.е. устанавливает, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом поведения. Например, имея право на пенсионное обеспечение по возрасту, его реализация возможна только по достижении установленного законом возраста.

Диспозиция как структурный элемент нормы права указывает, каким может быть и должно быть поведение социального субъекта при наличии условий, означенных гипотезой. Следовательно, диспозиция раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав и обязанностей.

Санкция характеризует последствия действия нормы. Различают позитивную и негативную разновидности санкции. Позитивная санкция связана с системой поощрений (например, выплата премии, награждение орденами и медалями), а негативная – с системой мер государственного взыскания, которые могут применяться к нарушителю правила, предусмотренного диспозицией.

Регулятивная роль нормы права может быть осуществлена только при наличии всех ее структурных элементов. Поскольку существуют различные способы изложения правовых норм (прямой, отсылочный, бланкетный), то не всегда названные структурные элементы нормы права присутствуют в одной статье нормативно–правового акта.

Таким образом, норма права не тождественная статье нормативно–правового акта. Они соотносятся как содержание и форма.

Нормы права различаются по своему конкретному содержанию, характеру предписаний, сферам действия, формам выражения, предмету и методам регулирования, санкциям и т.д. Так, по методу правового регулирования различают императивные (не предусматривающие вариантов поведения для субъектов (например, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15)) и диспозитивные (предусматривающие варианты поведения (например, каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч. 2 ст. 26 Конституции РФ)), поощрительные (характерны для трудового права, где действуют разного рода премиальные системы, направленные на стимулирование моральной и материальной заинтересованности в росте производительности труда; а также встречаются в административном праве, когда устанавливаются порядок награждения граждан орденами и медалями, присвоения почетных званий) и рекомендательные нормы права (свойственные для земельного права); по форме выражения – управомочивающие (например, граждане РФ имеют право на участие в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32 Конституции РФ), обязывающие (например, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ)), запрещающие (например, запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя... (ч. 5 ст. 13 Конституции РФ) нормы права. Можно классифицировать нормы права по субъекту правотворчества: нормы закона и нормы подзаконного акта, а также по сфере действия: нормы права общего действия (например, нормы Конституции РФ), ограниченного действия (например, нормы актов субъектов РФ) и локальные нормы (действующие, например, в рамках организационно–правовой формы предприятия).

Нормы права группируются в отдельные части – отрасли, институты. Отрасль права – это объективно обособившаяся совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. Институт права представляет собой совокупность норм, регулирующих узко однотипные отношения в рамках отрасли. Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. В качестве примеров конституционных институтов можно назвать институт гражданства, институт народовластия; в рамках международного публичного права – институт правопреемства, институт признания, институт ответственности и др.

3. Источники права
Термин «источник права» многозначен и употребляется в различных смыслах.

Во–первых, это то, что вызывает к жизни право, что влияет на его изменение, развитие, появление одних норм и отмирание других (материальный источник права). Источником права в этом случае служат те социально–экономические и духовно–культурные условия жизнедеятельности общества, которые явились первопричиной, вызывающей его (право) к жизни и обусловливающей его действие.

Во–вторых, это памятники права, действующее законодательство, судебная практика, юридическая литература и др. (источники познания права).

В–третьих, источник права понимается в узком или собственно юридическом значении как внешняя форма выражения права, своего рода «юридический резервуар», в котором содержатся нормы права.

В современной юриспруденции под источником права понимают официально–документальные и иные формы или способы выражения и закрепления норм права, придания им общеобязательного значения.

Для отнесения тех или иных внешних форм выражения права к его источнику необходимо признание со стороны государства. Специалисты считают, что такое признание может содержаться в тексте определенного закона (expresis verbis) или быть выраженным по смыслу, по «духу» законодательства. При этом оно может быть как явным, так и молчаливым, как прямым, так и косвенным.

Сам факт признания государством обычая, акта, договора источником права одновременно означает обеспеченность их (как и нормативно–правовых актов) государственной охраной, в силу чего их нарушение предполагает использование принудительных средств государства.

В качестве источников права юридическая практика признает: правовой обычай, судебный (административный) прецедент; правовую доктрину; нормативно–правовой акт; нормативно–правовой договор, общие принципы права, религиозные нормы (каноны).

Исторически первым источником права выступал правовой обычай. Таковым признавался обычай, который в силу многократного применения становился общеобязательным и обеспечивался принудительной силой государства.

В том случае, если сформировавшиеся в практике обычаи не получали признания и защиты государственной властью, они не приобретали характера правовых, оставаясь бытовыми. Если же государство «замечало» их, признавало и обеспечивало принудительными возможностями, то за такими обычаями признавалось юридическое значение. При рассмотрении дела суд, иной государственный орган мог ссылаться на них, как на источник права.

Совокупность действовавших в государстве обычаев представляла так называемое обычное право.

На довольно ранних этапах развития государственности правовые обычаи занимали господствующее место в системе нормативного регулирования. Они же и явились прообразом писаного права. Все без исключения древнейшие памятники права представляли собой своды правовых обычаев: законы вавилонского царя Хаммурапи, Римские законы XII таблиц, индийские законы Ману и др. Первым русским правовым кодексом является «Русская Правда» Ярослава Мудрого, изданная в 1037 г. и представлявшая сборник правовых обычаев.

С развитием товарных отношений, расширением сфер государственного воздействия консервативность обычая (длительность его формирования, сравнительно ограниченные регулятивные возможности) становится очевидной. Объективные потребности обусловили появление нового вида государственной деятельности – нормотворчества. От эпизодического нормотворчества (санкционирования обычаев) государство по мере его развития переходит к систематической нормотворческой деятельности. Обычное право уступает дорогу закону и иным нормативным правовым актам – «продукту» этой деятельности.

Нормативный правовой акт – это акт правотворческого органа государства, содержащий нормы права. С точки зрения юридической формы нормативный акт – наиболее совершенный источник права. Его преимущества заключаются в том, что он позволяет государству оперативно принимать правовые нормы; нормативные акты снабжены эффективными государственно–правовыми механизмами, придающими ему действенность и реализуемость.

В систему нормативных правовых актов входят: конституция – Основной закон государства, принимаемые на основе конституции законы и подзаконные акты.

Всю совокупность действующих в России нормативных актов можно представить в виде пирамиды. На ее вершине располагается федеральная Конституция, которая обладает безусловным верховенством во всей правовой системе, снабжена механизмами, позволяющими придать конституционным требованиям реальный характер. Вслед за Конституцией РФ нормативные акты располагаются по юридической силе: конституционные федеральные законы, федеральные законы, нормативные указы Президента РФ, акты (постановления) Правительства РФ, федеральных министерств. Каждый нижестоящий правовой акт должен соответствовать (не входить в противоречие) с вышестоящим. Национальная система права имеет федеральный характер, в нее входит вся совокупность актов, принимаемых и действующих как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. С учетом этого рассматриваемой пирамидой охватывается и законодательство субъектов Федерации: конституции республик в составе РФ, уставы краев, областей, городов федерального значения, акты, принимаемые законодательными органами субъектов Федерации, главами администраций и др.

4. Законы и подзаконные акты

Закон есть нормативно–правовой акт высшего представительного органа государственной власти или самого народа, регулирующий наиболее значимые отношения, воплощающий права и свободы человека, его приоритеты и ценности и обладающий наивысшей юридической силой в правовой системе.

Юридическая природа закона в отличие от иных нормативных правовых актов заключается в том, что закон – всегда письменный документ, в котором закрепляются вводимые юридические нормы или их изменения; акт строго определенных властных структур, как правило, высшего представительного органа страны – Федерального собрания, высших представительных органов субъектов Федерации или непосредственно народа (когда закон принимается в порядке референдума), т.е. носителей государственного суверенитета; принимается в особом порядке. Этот порядок закреплен в Конституции страны и в специальных законодательных актах – регламентах палат парламента. Игнорирование какой–либо из процедур (порядка) влечет признание закона недействительным; не подлежит контролю или утверждению со стороны какого–либо другого органа государства. Закон может быть отменен или изменен только законодательной властью. Конституционный суд РФ или иной орган конституционного контроля может признать закон, принятый парламентом, неконституционным, однако отменить его не вправе; имеет верховенство в правовой системе. Закон с этой точки зрения есть нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, т.е. самого высокого юридического «ранга»; ему в принципе «все под силу», он отличается юридической всеобщностью. Все иные акты «ниже» закона, находятся «под» законом, должны соответствовать закону, ни в чем ему не противоречить,. В силу этого закон – всегда основной, главный источник национальной системы права; обладает свойством прямого действия, т.е. применяется на всей территории страны без каких–либо ограничений и без каких–либо конкретизирующих актов (за исключением случаев, указанных в самом законе); нормативный акт, содержащий первичные юридические нормы, т.е. такие нормы, которых раньше в правовой системе не было и которые предназначены для регулирования ключевых вопросов жизни страны по всем важнейшим политическим, экономическим, социальным вопросам. В этом смысле с закона, как точно замечено, юридическое регулирование по данным вопросам «начинается».

В Российской Федерации действуют следующие виды законов: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, законы о поправке к Конституции РФ; федеральные законы; законы, принимаемые представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

5. Система российского права и отрасли права

Под системой права понимается определенная внутренняя его структура (строение, организация, расположение частей), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.

Системность – общее свойство всех типов права, в то время как систематика или систематизация правовых норм не является таковой. Каждому историческому типу права присуща своя система, отражающая особенности этого типа и всей общественной формации.

Система права характеризуется такими чертами, как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность. Единство юридических норм, образующих право, определяется: во–первых, единством выраженной в них государственной воли; во–вторых, единством правовой системы, в рамках которой они существуют и действуют; в–третьих, единством механизма правового регулирования, его исходных принципов; в–четвертых, единством конечных целей и задач.

Отрасль права обусловлена качественной однородностью той или иной сферы общественных отношений. Отрасль рождается из социальных и практических потребностей.

Для образования самостоятельной отрасли права имеют значение следующие условия: а) степень своеобразия тех или иных отношений; б) их удельный вес; в) невозможность урегулировать возникшие отношения с помощью норм других отраслей; г) необходимость применения особого метода регулирования.

Все отрасли права взаимосвязаны и проникнуты органическим единством, вместе с тем они не равнозначны по своему значению, объему, роли в процессе воздействия на общественные отношения, поскольку различные сферы этих отношений далеко не одинаковы по широте и составу.

Отрасли права разделяются на профилирующие, базовые отрасли, которыми охватываются главные правовые режимы, К ним относят конституционное (государственное), гражданское, административное, уголовное, гражданско–процессуальное, административно–процессуальное, уголовно–процессуальное, Различают специальные отрасли права, среди которых, например, трудовое, земельное, семейное, финансовое право. К комплексным отраслям права отнесены предпринимательское, экологическое, коммерческое, право прокурорского надзора, морское право.

6. Правонарушние и юридическая ответственность

Правонарушением признается общественно вредное (или общественно опасное), противоправное и виновное деяние, влекущее юридическую ответственность.

1. Правонарушение характеризуется общественной вредностью, т.е. оно причиняет или может причинить вред интересам личности, общества и государства, посягает на охраняемые законом блага и ценности. Общественная опасность (вредность) – наиболее существенное, объективное свойство (признак) правонарушений. При этом степень такой опасности может быть различной, что имеет значение для определения вида ответственности. Так, мелкое хулиганство наказывается в административно–правовом порядке (штраф, административный арест). Хулиганские действия, грубо нарушающие общественный порядок или отличающиеся исключительным цинизмом и дерзостью, сопротивлением представителю власти, квалифицируются как преступление и влекут уголовную ответственность.

Отсутствие общественной опасности означает, что деяние, формально подпадающее под признаки противоправного, не признается таковым в силу его общественной полезности и квалифицируется как правомерное (необходимая оборона и крайняя необходимость – в уголовном и административном праве, хозяйственный риск – в гражданском и трудовом праве, обоснованный риск – в уголовном праве).

2. Правонарушение всегда носит противоправный характер. Это означает, что общественно вредные (опасные) деяния запрещены законом, за их совершение предусмотрена юридическая ответственность. Противоправность в этом смысле есть внешняя форма выражения общественной вредности деяния, которое может быть выражено юридической аксиомой: «нет нарушения без указания на то в законе».

3. Правонарушение – это поведенческий акт, деяние, выраженное (объективированное) вовне в форме действия или бездействия. Помыслы, мысли, побуждения и намерения, не объективированные вовне, не рассматриваются в качестве противоправных деяний.

Действие или бездействие, повлекшее нарушение правовых предписаний, образует объективную сторону правонарушения. Кроме деяния, объективную сторону правонарушения характеризуют:

- вред – совокупность отрицательных последствий, выраженных в нарушении правопорядка, уничтожении какого–либо блага, ценности или ограничении пользования ими, стеснении свободы поведения других лиц (организаций), ущемлении их субъективных прав;

- причинная связь между вредным деянием и наступившими последствиями, при которой деяние является главной и непосредственной причиной, неизбежно вызывающей данное последствие.

О таких деяниях речь идет в КоАП РФ (крайняя необходимость, необходимая оборона, невменяемость); в ст. 37– 42 УК РФ (причинение вреда посягающему при необходимой обороне, при задержании преступника и др.). К такому поведению относится казус, – обстоятельство, причинившее вред, но не вызванное чьим–либо умыслом или неосторожностью. За наступление такого вреда никто не может быть признан ответственным, поскольку отсутствует виновность деяния.

Субъектом правонарушения является лицо, достигшее установленного законом возраста, отдающее отчет в своих действиях и способное руководить своими поступками. Применительно к ряду правонарушений – гражданско–правовым деликтам, административным проступкам и др. в качестве субъекта может выступать организация.

Субъектами правонарушения могут признаваться только те физические лица, которые являются вменяемыми. Вменяемость – психологическое состояние лица, заключающееся в его способности по уровню социально–психологического развития и социализации, возрасту и состоянию психического здоровья отдавать себе отчет в своих действиях, бездействии (осознавать фактическую сторону и общественную опасность деяния) и руководить ими и нести в связи с этим юридическую ответственность.

Юридическая ответственность как вид государственного принуждения.

Действие норм права обеспечивается принудительными средствами. Меры, используемые в этих целях, объединяются понятием «государственное принуждение». К видам государственного принуждения относятся меры предупреждения, меры пресечения, меры защиты и юридическая ответственность.

Наиболее нежелательным для правонарушителя является юридическая ответственность, целями которой выступают: защита правопорядка и личности от противоправных посягательств; наказание (кара) правонарушителя; восстановление нарушенного права; воспитание граждан в духе общечеловеческой морали, строгого соблюдения действующих законов.

Как разновидность правового принуждения, юридическая ответственность предполагает наличие обязанности, закрепленной в законе, понимание необходимости ее выполнять, а также возможность наступления неблагоприятных последствий (применение санкций) в случае нарушения обязанности.

Суть юридической ответственности состоит в том, что она всегда связана с определенными лишениями, которые должен претерпеть виновный. Эти лишения наступают как естественная реакция государства на вред, причиненный правонарушителем обществу или отдельной личности. Особенность лишений (а значит, и ответственности) состоит в том, что они наступают как дополнительные неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.