Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Упаковка в маркетинговом и правовом аспектах




Сущность правовой защиты товарного знака состоит в том, чтобы предоставить его владельцу возможность неограниченного использования знака, исключая из числа пользователей всех других лиц, а также исключительное право распоряжения им. Иными словами, право на товарный знак является абсолютным. За владельцем закрепляется право запрещать любому третьему лицу применять зарегистрированное на его имя обозначение. Любое использование знака третьими лицами без разрешения его владельца в какой-либо форме является правонарушением.

По Закону о товарных знаках сфера действия права на знак ограничивается: перечнем товаров, указанных в свидетельстве, территорией страны регистрации, а также сроком, на который данный товарный знак зарегистрирован.

Согласно п. 1 ст. 5 Закона в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. При этом к словесным обозначениям относятся слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, сочетания слов, предложения, другие единицы языка, а также их сочетания. Изобразительными обозначениями могут быть изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, а также фигуры любых форм, композиции линий, пятен, фигур на плоскости. Объемными обозначениями являются трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий, фигур. К комбинациям обозначений относятся сочетания элементов разного характера - словесных, изобразительных и объемных. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.

Статьями 6 и 7 Закона определяются требования, предъявляемые к товарным знакам. В ст. 7 установлены относительные, а в ст. 6 - абсолютные основания для отказа в регистрации товарного знака. Статья 6 Закона о товарных знаках называет в обобщенном виде группы обозначений, которые ни при каких условиях не могут быть зарегистрированы как товарные знаки. В ряду обозначений, запрет на регистрацию которых установлен п. 1, главное место занимают обозначения, не обладающие различительной способностью:

1) реалистические или схематические изображения товаров, заявляемые на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров;

2) трехмерные объекты, форма которых обусловлена исключительно функциональным назначением;

3) обозначения, представляющие собой отдельные буквы, цифры, не имеющие характерного графического исполнения, сочетания букв, не имеющие словесного характера;

4) линии, простые геометрические фигуры, а также их сочетания, не образующие композиций, дающих качественно иной уровень;

5) общепринятые наименования, представляющие собой, как правило, простые указания товаров, заявляемые для обозначения этих товаров;

6) общепринятые сокращенные наименования организаций, предприятий, отраслей и их аббревиатуры (ООО, ЗАО, ОАО и т.д.).

Не допускается также регистрация товарных знаков, состоящих только из следующих обозначений:

· представляющих собой государственные гербы, флаги и эмблемы; официальные названия государств, эмблемы, сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций; официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия или сходные с ними до степени смешения. Такие обозначения могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа или их владельца;

· вошедших во всеобщее употребление как обозначения товаров определенного вида (т.е. обозначение, которое в результате его длительного применения для одного и того же товара или товара того же вида различными производителями стало видовым понятием, например ксерокс);

· являющихся общепринятыми символами и терминами. Традиционно к первым из них относят обозначения, символизирующие отрасль хозяйства или область деятельности, а также условные обозначения, применяемые в науке и технике, например чаша со змеей в медицине. К общепринятым терминам относятся лексические единицы, применяемые для определенных сфер науки и техники, например гипотенуза или вольт;

· указывающих на вид, качество, количество, свойства, назначение, ценность товаров, а также на место и время их производства или сбыта. Это простые наименования товаров; обозначения категории качества товаров; указание свойств товаров; указания материала или состава сырья; вес, объем, цена товаров; дата производства товаров; данные по истории создания производства; видовые наименования предприятий; адреса изготовителей товаров и посреднических фирм; обозначения, состоящие (частично или полностью) из географических обозначений, которые могут быть восприняты как указания на местонахождение изготовителя товара.

Относительные (иные) основания для отказа в регистрации, которые содержатся в ст. 7 Закона о товарных знаках. Отличие оснований, установленных в ст. 6 и 7, состоит в том, что с помощью абсолютных оснований определяется возможность охраны знака в зависимости, образно говоря, от его внутреннего содержания, а с помощью иных - в зависимости от наличия прав третьих лиц.

В силу ст. 7 Закона о товарных знаках не могут быть зарегистрированы обозначения, тождественные или сходные - до степени их смешения - с товарными знаками, ранее зарегистрированными или заявленными на регистрацию в России на имя другого лица в отношении однородных товаров.

При установлении однородности товаров учитываются род (вид) товаров, их назначение и условия сбыта, круг потребителей, вид материала, из которого изготовлены товары.

Статья 7 Закона о товарных знаках закрепляет также право отказа в регистрации обозначения, если оно тождественно или до степени смешения сходно с товарными знаками других лиц, охраняемыми без регистрации в силу международных договоров РФ в рамках Мадридского соглашения. Кроме того, данное положение распространяется на "общеизвестные" товарные знаки, такие, как Nike, Reebok, которые должны защищаться без регистрации на основании обязательств, вытекающих для Российской Федерации из участия в Парижской конвенции. Из международной практики следует, что "общеизвестным" знакам обычно предоставляется более широкая охрана, чем другим. Такие привилегии определяются интересами как хозяина знака, так и потребителя.

Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков и обозначения, которые тождественны или сходны с охраняемыми в Российской Федерации наименованиями мест происхождения товаров (кроме случаев, когда они включены как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего право пользования таким наименованием), а также если они тождественны или сходны до степени их смешения с сертификационными знаками, зарегистрированными в установленном порядке.

Не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, воспроизводящие некоторые объекты промышленной собственности, авторского права и личного неимущественного права. При этом имеется в виду не сходство, а тождество заявляемого и противопоставляемого обозначений. Для каждого из случаев, предусмотренных Законом о товарных знаках (п. 2 ст. 7), определены конкретные условия, при которых регистрация запрещается.

Закон о товарных знаках устанавливает порядок регистрации прав на товарный знак, включая порядок подачи заявки на регистрацию товарного знака, проведения экспертизы, обжалования решений экспертизы по заявкам.

Согласно Закону о товарных знаках и Правилам составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденным Роспатентом 29 ноября 1995 г.1 (с изменениями от 19 декабря 1997 г.), заявка подается юридическим или физическим лицом в Патентное ведомство в двух экземплярах и должна относиться к одному товарному знаку.

Заявка должна включать следующие документы:

1) заявление о регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя, а также его местонахождения или местожительства;

2) заявляемое обозначение и его описание;

3) перечень товаров, для которых испрашивается регистрация товарного знака, сгруппированных по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков.

Заявка представляется на русском языке. К ней должен быть приложен документ, подтверждающий уплату пошлины в установленном размере.

Заявка на регистрацию знака может быть подана заявителем лично или через патентного поверенного, зарегистрированного в Роспатенте.

К заявке на регистрацию знака, подаваемой через патентного поверенного, прилагается доверенность, выданная ему заявителем и удостоверяющая его полномочия, либо надлежащим образом оформленная копия доверенности. Доверенность на представительство перед Патентным ведомством, оформляемая в Российской Федерации, совершается в простой письменной форме и не требует нотариального заверения.

Заявка на товарный знак подвергается экспертизе, которая включает два этапа: предварительную экспертизу и собственно экспертизу заявленного обозначения.

В период проведения экспертизы заявитель вправе по собственной инициативе дополнять, уточнять или исправлять материалы заявки. Если дополнительные материалы изменяют заявку по существу, то они не принимаются и могут быть оформлены в качестве самостоятельной заявки. В период проведения экспертизы Патентное ведомство вправе запросить у заявителя дополнительные материалы, без которых экспертиза невозможна. Они должны быть представлены в течение двух месяцев с даты получения запроса. По просьбе заявителя данный срок может быть продлен при условии, что просьба поступила до истечения срока. Если заявитель нарушил указанный срок или оставил запрос экспертизы без ответа, то заявка считается отозванной. Вместе с тем она может быть отозвана по просьбе заявителя на любом этапе ее рассмотрения, но не позднее даты регистрации товарного знака.

Предварительная проверка (экспертиза) заявки проводится в месячный срок с даты ее поступления в Патентное ведомство. В ходе предварительной экспертизы проверяются содержание заявки, наличие необходимых документов, а также их соответствие установленным требованиям. По результатам предварительной экспертизы заявителю сообщается о принятии заявки к рассмотрению либо об отказе в ее принятии. В первом случае заявитель уведомляется об установлении приоритета товарного знака;

исключение составляют ситуации, когда заявитель испрашивает конвенционный или выставочный приоритет, но на момент принятия заявки не представил необходимых документов, подтверждающих правомерность этого требования.

Экспертиза заявленного обозначения проводится по завершении предварительной экспертизы. В ее ходе проверяется соответствие заявленного обозначения требованиям, установленным Законом о товарных знаках, которые были рассмотрены выше, и устанавливается приоритет товарного знака, если этого не произошло в ходе предварительной экспертизы. При этом нужно сказать, что Закон о товарных знаках не предполагает экспертизы заявленного обозначения на его соответствие требованиям п. 2 ст. 7, предусматривающей запрет на регистрацию в качестве товарных знаков обозначений, воспроизводящих фирменные наименования, промышленные образцы, объекты авторского и личного неимущественного права. Данное нарушение может явиться основанием для аннулирования регистрации товарного знака в силу ст. 28 и 29 Закона о товарных знаках.

По результатам экспертизы принимается решение о регистрации товарного знака или об отказе в регистрации. В решении о регистрации приводятся: регистрируемое в качестве товарного знака обозначение; владелец товарного знака; дата поступления заявки; приоритет товарного знака; перечень товаров и услуг, сгруппированных по классам МКТУ, для которых регистрируется товарный знак.

На основе решения о регистрации товарного знака Патентное ведомство в пределах месяца с даты получения документа об уплате установленной пошлины производит регистрацию товарного знака в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации. В Реестр вносятся товарный знак, сведения о его владельце, дата приоритета товарного знака и дата его регистрации, перечень товаров, для которых зарегистрирован знак, другие сведения, относящиеся к регистрации товарного знака, а также последующие изменения этих сведений.

Свидетельство на товарный знак выдается на основании ст. 15 Закона Патентным ведомством в течение трех месяцев с даты регистрации товарного знака в Реестре, а форма свидетельства и состав указываемых в нем сведений устанавливаются Патентным ведомством.

В Российской Федерации регистрация товарного знака действует в течение десяти лет, считая с даты поступления заявки в Патентное ведомство. Срок действия регистрации товарного знака может быть продлен по заявлению владельца, поданному в течение последнего года ее действия, каждый раз на десять лет.

В отличие от патентного права законодательство по товарным знакам не исключает возможности после прекращения охраны знака снова зарегистрировать его на имя другого владельца.

По ходатайству владельца товарного знака ему может быть предоставлено шесть месяцев после истечения срока действия регистрации при условии уплаты дополнительной пошлины.

Закон о товарных знаках предусматривает также возможность внести изменения в регистрацию (ст. 17). При этом владелец товарного знака уведомляет Патентное ведомство об изменении своего наименования, фамилии, имени или отчества, сокращении перечня товаров, в отношении которых зарегистрирован товарный знак, изменении отдельных элементов товарного знака, не затрагивающем его существа, других изменениях, относящихся к регистрации товарного знака. В то же время российский Закон о товарных знаках не предусматривает возможности расширения диапазона товаров, для которых зарегистрирован знак, даже в случае, если эти товары отнесены к классам, уже зафиксированным в свидетельстве на товарный знак. Изменения вносятся в Реестр и свидетельство на товарный знак при условии уплаты пошлины.

Сведения, относящиеся к регистрации товарного знака и внесенные в Реестр, публикуются Патентным ведомством в официальном бюллетене в течение шести месяцев с даты регистрации в Реестре или с даты внесения в Реестр изменений.

Юридические и физические лица Российской Федерации вправе зарегистрировать товарный знак в зарубежных странах или произвести его международную регистрацию. Заявка на международную регистрацию товарного знака подается через Патентное ведомство Российской Федерации.

Правовое регулирование отношений по использованию товарного знака. В Законе о товарных знаках провозглашен принцип его обязательного использования. Согласно ст. 22 Закона под использованием товарного знака понимается его фактическое применение на товарах, для которых знак зарегистрирован, и (или) их упаковке владельцем товарного знака или лицом, которому такое право предоставлено на основе лицензионного договора. Использованием может быть признано также применение товарного знака в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в Российской Федерации, при наличии уважительных причин неприменения знака на товарах и (или) их упаковке.

Юридические и физические лица, осуществляющие посредническую деятельность, могут на основе договора использовать свой товарный знак наряду со знаком изготовителя товаров, а также вместо него.

Действие регистрации товарного знака может быть прекращено досрочно полностью или частично согласно решению Высшей патентной палаты, принятому по заявлению любого лица, в связи с неиспользованием товарного знака непрерывно в течение пяти лет с даты регистрации или пяти лет, предшествующих подаче такого заявления.

В силу ст. 23 Закона регистрация товарного знака не дает его владельцу права запретить использование этого знака другим лицам в отношении товаров, которые были введены в хозяйственный оборот непосредственно владельцем товарного знака или с его согласия. Владелец может проставлять рядом с товарным знаком предупредительную маркировку - специальное обозначение, свидетельствующее о том, что товарный знак охраняется, что гарантирует покупателю приобретение товара именно того изготовителя, на которого он рассчитывает.

Правовое регулирование передачи товарного знака. Глава 5 Закона определяет порядок передачи товарного знака, включающий уступку товарного знака и предоставление лицензии на его использование. В соответствии со ст. 25 Закона о товарных знаках товарный знак может быть передан его владельцем по договору уступки юридическому или физическому лицу в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован. При этом уступка не допускается, если есть опасность ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя.

Право на использование товарного знака может быть предоставлено владельцем товарного знака (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) по лицензионному договору. Заключение такого договора дает возможность хозяину товарного знака не только получить определенный доход и популяризировать свой знак, но и сохранить саму регистрацию товарного знака, если владелец не использует его в течение пяти лет. Лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и что последний будет контролировать выполнение этого условия. Данное условие является существенным, и при его отсутствии договор признается незаключенным.

В зависимости от объема передаваемых прав различают лицензии (лицензионные договоры):

· исключительные - в течение определенного периода товарный знак использует только лицо, получившее лицензию (лицензиат);

· неисключительные - право на использование имеют и лицензиар, и лицензиат, при этом владелец знака - лицензиар может заключать лицензионные договоры с другими лицами;

· сублицензии - лицензиат может сам предоставлять третьим лицам лицензии.

Лицензии также дифференцируются на:

· полные, когда право на использование товарного знака касается всех товаров, в отношении которых зарегистрирован знак;

· частичные, когда право на использование товарного знака распространяется только на часть таких товаров.

Договор об уступке товарного знака и лицензионный договор должны регистрироваться в Патентном ведомстве, без этого они считаются недействительными.

Третьей формой передачи товарного знака нужно назвать договор коммерческой концессии, предусмотренный гл. 54 ГК РФ. Согласно ст. 1027 ГК РФ по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания и т.д.

Прекращение правовой охраны товарного знака возникает на основании ст. 28 (в случае признания регистрации знака недействительной) и ст. 29 (в случае аннулирования регистрации) Закона о товарных знаках.

Согласно ст. 28 Закона регистрация товарного знака может быть признана недействительной полностью или частично в течение всего срока ее действия, если она была произведена в нарушение требований, установленных п. 3 ст. 2 (субъекты права на товарный знак) и ст. 6 (абсолютные основания для отказа в регистрации) Закона о товарных знаках, или в течение пяти лет с даты публикации сведений о регистрации товарного знака в официальном бюллетене - по основаниям, установленным ст. 7 (иные основания для отказа в регистрации) данного Закона.

Любое лицо может подать возражение против регистрации товарного знака в Апелляционную палату, которое должно быть рассмотрено в пределах четырех месяцев с даты его поступления. Решение Апелляционной палаты может быть обжаловано в Высшей патентной палате в течение шести месяцев с даты его принятия. Решение Высшей патентной палаты является окончательным. Вместе с тем согласно Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (см. постановление Президиума Верховного суда РФ от 9 ноября 1994 г.1).

При ликвидации юридического лица решение вопроса об аннулировании регистрации товарного знака принимается с учетом ст. 58 ГК РФ "Правопреемство при реорганизации юридического лица" и ст. 61 - 63 ГК РФ. Правила аннулирования регистрации товарного знака при ликвидации юридического лица - владельца товарного знака утверждены Роспатентом 27 июня 1996 г.2 (с изменениями и дополнениями от 27 июля 1998 г.).

Ответственность за незаконное использование товарного знака. Незаконное использование товарного знака или сходного с ним обозначения для однородных товаров влечет за собой гражданскую, административную (ст. 14.10 КоАП), а также нередко и уголовную ответственность (ст. 180 УК РФ).

Согласно п. 2 ст. 46 Закона о товарных знаках защита гражданских прав от незаконного использования товарного знака помимо требований о прекращении нарушения и взыскания причиненных убытков осуществляется также путем:

· публикации судебного решения в целях восстановления деловой репутации потерпевшего;

· удаления с товара или его упаковки незаконно используемого товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения, либо уничтожения изготовленных изображений товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения.

Обязанность опубликовать решение суда сходна с обязанностью печатного органа опубликовать опровержение сведений, порочащих честь и достоинство граждан и деловую репутацию граждан и юридических лиц. Однако их не следует путать: нарушитель прав на товарный знак в первом случае - организация, незаконно использующая его при введении в хозяйственный оборот, например путем размещения в рекламном тексте; во втором случае - печатный орган, нарушающий законодательство о средствах массовой информации, в частности ст. 152 ГК РФ.

Упомянутая мера ответственности имеет еще одну особенность: целью публикации является восстановление деловой репутации. Поэтому суд должен выяснить, в какой из газет появилось объявление об услугах с использованием чужого товарного знака, территорию распространения этого печатного органа и исходя из этого определить конкретное СМИ, в котором ответчик за свой счет должен поместить решение суда.

Сложность представляет и применение такой санкции, как уничтожение товарного знака в случаях, когда он, по существу, не отделим от товара, например, если в качестве товарного знака зарегистрирована форма изделия или товарный знак отлит из металла при изготовлении его корпуса. В таких случаях уничтожение знака фактически приводит к утрате потребительских свойств товара. Судебная практика неправомерно обосновывает требование истца уничтожить товар ссылкой на ст. 49 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", согласно которой суд может принять решение об уничтожении контрафактного товара. В данном случае применение гражданского законодательства по аналогии является неправильным, т.к. фактически это ведет к прекращению права собственности по основанию, прямо не предусмотренному законом.

Вместе с тем ст. 14.10 КоАП РФ за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, наряду с наложением административного штрафа:

· на граждан в размере от пятнадцати до двадцати МРОТ;

· а должностных лиц - от тридцати до сорока МРОТ;

· на юридических лиц - от трехсот до четырехсот МРОТ, в отношении всех нарушителей предусматривает конфискацию предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара.

В соответствии со ст. 180 УК РФ незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, наказывается штрафом в размере от двухсот до четырехсот МРОТ или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от двух до четырех месяцев либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

 

 

Упаковка является составной частью товарной политики, которая включает разработку и производство тары (вместилища или оболочки для товара), этикеток и вкладышей. Законодательством по стандартизации упаковка определяется как средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту товара и окружающей среды от повреждения и потерь и облегчающих процесс обращения товаров. Тара рассматривается как элемент упаковки, изделие для размещения товара. Сама тара, как и упаковочные материалы, может быть предметом купли-продажи.

В маркетинге различают следующие функции упаковки:

· вмещение и защита товара;

· "вторичное" использование;

· коммуникация с потребителями;

· сотрудничество с каналами сбыта (технологичность транспортировки, обращения и хранения; облегчение инвентарного контроля; минимизация краж и пр.);

· планирование новой продукции;

· сегментация рынка (разовые, оригинальные, подарочные упаковки).

Разработка эффективной упаковки требует принятия следующих решений.

1. Создание концепции упаковки. В ней определяется, какой должна быть упаковка в принципе, в чем будет заключаться ее основная функция.

2. Конструкция упаковки. Данное решение включает следующие составляющие:

· стоимость - как абсолютная, так и относительная (по ряду товаров относительная стоимость упаковки может достигать 40% от розничной цены);

· дизайн (цвет, форма, материалы и т.п.);

· стандартизация;

· количество вариантов упаковки для одного товара;

· множественность (количество единиц товара в упаковке);

· месторасположение, содержание и размер этикетки;

· наличие или отсутствие цены и т.д.

3. Испытание упаковки. Технические испытания упаковки должны дать ответы, в частности, на следующие вопросы:

· отвечает ли упаковка требованиям нормальной эксплуатации;

· согласуются ли между собой цвета, читается ли текст упаковки;

· благоприятно ли воспринимается упаковка потребителями;

· технологична ли упаковка при грузообработке.

Каждый элемент упаковки выполняет определенные функции. Тара может быть:

1) внутренней (непосредственное вместилище товара);

2) внешней (защита внутренней упаковки);

3) транспортной (вместилище с определенным количеством внешних или внутренних упаковок товара).

Этикетки (ярлыки) можно дифференцировать на следующие виды:

1) идентифицирующие (отличие одной марки от другой);

2) сортоопределяющие;

3) описательные (кто, где и когда произвел продукцию, правила пользования и техники безопасности и т.п.);

4) пропагандистские (графическое исполнение и др.).

Этикеткам во многом свойственно решение рекламно-пропагандистских задач, поэтому они требуют систематического обновления.

Вкладыши представляют собой детальные инструкции по пользованию товарами, брошюры с рецептами, купоны, призы и т.д.

В современном российском законодательстве вопросы тары и упаковки регулируются ст. 481 и 482 ГК РФ. Так, ст. 481 устанавливает обязанность продавца передать покупателю товар в таре и (или) упаковке независимо от того, включены ли сторонами соответствующие условия в договор.

Пунктом 3 ст. 481 ГК РФ особые требования предъявляются к продавцу, осуществляющему предпринимательскую деятельность. Он обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, соответствующих обязательным требованиям, если они предусмотрены в порядке, установленном законом. Кроме того, он не вправе включать в договор условия, отступающие от государственных стандартов, устанавливающих обязательные требования к таре и упаковке.

Специальные нормы о таре и упаковке при поставках товаров закреплены в ст. 517 ГК РФ.

К многооборотной таре, т.е. таре, которая может быть использована многократно, относятся:

специальная тара, используемая при поставках определенного вида товаров (например, барабаны из-под кабеля, конусы и патроны из-под пряжи и др.);

инвентарная тара, являющаяся инвентарем поставщика и имеющая инвентарный номер;

залоговая тара, т.е. отпускаемая под залог.

В свою очередь средства пакетирования используются для пакетной доставки, погрузки, выгрузки и хранения тарно-штучных товаров, т.е. тех, которые по отдельности упакованы в тару. К средствам пакетирования можно отнести, в частности, поддоны, обвязки, пакетирующие кассеты, сетки, пленки. Целью применения средств пакетирования является обеспечение лучшей сохранности товаров, снижение затрат при передаче товаров непосредственным потребителям.

В соответствии с обычаями делового оборота (ст. 309 ГК РФ) поставщик может направить покупателю сертификат на тару, указав в нем наименование и количество подлежащей возврату тары, сроки возврата. Эти данные поставщик определяет согласно условиям договора, а при их отсутствии - с учетом обычно предъявляемых требований.

В случае передачи товаров без тары и (или) упаковки либо в ненадлежащей таре и (или) упаковке, включая многооборотную тару и средства пакетирования, применяются последствия, установленные ст. 482 ГК РФ, если договором не обусловлено иное.

Различные проблемы, к главным из таких проблем следует отнести следующие.

1. Чрезмерная стоимость упаковки. Критика стоимости упаковки связана с тем, что она является причиной увеличения ценытовара, что нередко стоимость упаковки превышает стоимостьсодержащегося в ней товара, что внешняя упаковка обычно рассчитана на разовое пользование и предназначается "на выброс".

2. Отражение истины на упаковке и в маркировке. Эта группапроблем включает, в частности, разнобой в размерах и формахупаковки, в указании сроков хранения и годности продукции;наличие лживой и вводящей в заблуждение информации приуказании цены, сортности, а также процентного состава основных компонентов. В данной связи в США, например, еще в 1966 г. был принят Закон об отражении истины на упаковке и в маркировке товаров.

3. Загрязнение окружающей среды. Например, по данным американских специалистов, около 40% всех твердых отходов составляет в США выброшенная упаковка, которая создает проблемуутилизации твердых отходов, стоящую огромных затрат. В России эта цифра составляет порядка 20%. Еще более остро стоитвопрос о создании экологически чистой упаковки.

4. Использование дефицитных ресурсов. Упаковка часто производится из материалов, в которых ощущается нехватка (бумага, дерево, алюминий и др.), с необоснованной растратой энергоресурсов в условиях постоянного роста стоимости энергоносителей. Этоотносится, например, к производству необоротной стеклотары.

По данным федерального правительства, упаковочные отходы являются основным видом домашнего мусора и составляют 50% по объему и 30% по весу.

Положения Закона дают трактовку таких понятий, как "транспортная тара", "обкладка", "торговая упаковка", интересных с точки зрения маркетинга, но имеющих, однако, достаточно расплывчатые границы

Установлена специальная маркировка - "зеленый круг", или "зеленая точка", - для упаковок всех видов, обозначающая, что данная упаковка изготовлена из материалов, пригодных для повторного использования.

 

4.4. Конкурентоспособность товара: понятие, показатели, правовые требования

 

Конкурентоспособность товара представляет собой комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов по степени и уровню удовлетворения потребности покупателя и затратам на его приобретение и эксплуатацию.

Важнейшей детерминантой конкурентоспособности является качество товара. Действительно, одним из краеугольных прав потребителя, провозглашенных Законом "О защите прав потребителей", является право на получение товаров, результатов работ и услуг надлежащего качества.

Первый критерий качества товара проистекает из положения п. 1 ст. 4 Закона "О защите прав потребителей", согласно которому продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

Вторым критерием качества товара (работы, услуги) в п. 2 ст. 4 Закона указана пригодность его для использования в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. Этот критерий качества применяется лишь тогда, когда условие о качестве в договоре отсутствует.

Третьим критерием качества в п. 5 ст. 4 Закона закреплено соответствие обязательным требованиям стандарта к качеству товара (работы, услуги), если стандартом такие требования предусмотрены. Под обязательными требованиями понимается прежде всего безопасность товара.

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р. 1.0-92 определяет безопасность как отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба. Закон РФ "О защите прав потребителей" охраняет безопасность жизни и здоровья потребителя, имущества потребителя, а также окружающей природной среды. Безопасность товара (работы, услуги) обеспечивается при его использовании, хранении, транспортировке и утилизации.

Требования по безопасности товара устанавливаются на соответствующих стадиях его жизни применительно к определенным, обычным условиям.

Под безопасностью процесса выполнения работы (оказания услуги) нужно понимать безопасность его технологии для потребителя, его имущества и окружающей среды. Безопасность лица, непосредственно выполняющего работу или оказывающего услугу потребителю, обеспечивается в соответствии с нормами трудового или иного специального законодательства.

Во-первых, конкурентоспособность любой продукции определяется только в результате ее сравнения с другими товарами, т.е. является относительным показателем. Во-вторых, для того чтобы выяснить конкурентоспособность какого-либо продукта, необходимо не только сравнить его с другими товарами, но и учесть затраты потребителя.

В маркетинге используются следующие численные показатели оценки конкурентоспособности.

1. Единичный показатель показывает процентное отношениевеличины какого-либо технического или экономического показателя к значению того же показателя товара-аналога, выпускаемого предприятием-конкурентом.

2. Групповой, или сводный, показатель объединяет единичныепоказатели и отражает уровень конкурентоспособности по однородной группе экономических, технических и других показателей.

3. Интегральный показатель дает численную оценку конкурентоспособности товара и представляет отношение групповогопоказателя по техническим параметрам к групповому показателю по экономическим параметрам.

Законом установлена ответственность за предоставление ненадлежащей информации (в определенных случаях), а при возникновении в связи с этим недостатков товара (работы) применяются последствия продажи товара ненадлежащего качества, установленные в ст. 12 Закона.

Отношения, связанные с качеством товаров, работ и услуг, регулируются также нормами ГК РФ. Так, общие положения о качестве работ сформулированы в ст. 721 ГК РФ, согласно которой качество работы должно определяться в договоре подряда, а при неполноте его условий - соответствовать обычным требованиям. Главным критерием качества являются условия самого договора подряда, которые должны толковаться с учетом правил ст. 431 ГК РФ.

Немаловажным показателем конкурентоспособности товара является гарантия его качества. Маркетологам по данному вопросу необходимо руководствоваться ст. 470 и 471 ГК РФ и ст. 5

Закона "О защите прав потребителей".

Статья 470 ГК РФ различает два вида гарантии качества товара, предоставляемой продавцом покупателю, - законную и договорную.

Законная гарантия представляет собой ручательство продавца за отсутствие в товаре в момент его передачи недостатков, снижающих его стоимость или пригодность для целей, предусмотренных в договоре.

Договорная гарантия - дополнительное обязательство, по которому продавец ручается за то, что товар будет соответствовать требованиям договора в течение предусмотренного им времени (так называемого гарантийного срока).

Гарантийный срок исчисляется на основании ст. 471 ГК РФ, согласно которой он начинает течь с момента передачи товара покупателю, если иное не предусмотрено договором купли-продажи.

Когда покупатель лишен возможности использовать товар по обстоятельствам, зависящим от продавца, гарантийный срок не течет до устранения им соответствующих обстоятельств. Если иное не предусмотрено договором, то гарантийный срок продлевается на время, в течение которого товар не мог использоваться из-за обнаруженных в нем недостатков, при условии извещения покупателем продавца о недостатках товара в порядке, установленном ст. 483 ГК РФ.

Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, то гарантийный срок на комплектующее изделие считается равным гарантийному сроку на основное изделие и начинает течь одновременно с последним.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 713; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.