Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Клинические иллюстрации. Характер. Акцентуации характера

Характер. Акцентуации характера. Психопатии. Типы психопатий. Проявления психопатии в детском возрасте. «Псевдопсихопатии». Механизмы социальной и школьной дизадаптации, профилактика и коррекция при уродствах характера в детско-подростковом возрасте.

 

Прежде чем перейти к описанию патологии характера (психопатии) и ее отдельных видов, следует остановиться на самом определении характера. Принято считать, что ХАРАКТЕР представляет собой совокупность стабильных индивидуальных личностных черт, складывающуюся и проявляющуюся в деятельности и общении и составляющую основу присущих данной личности форм поведения.

Психический склад личности каждого ребенка представляет собой постоянное, врожденное свойство, но личностные особенности, обусловленные наследованием черт родителей, в течение жизни претерпевают определенные видоизменения под влиянием экзогенно-органических факторов (резидуально-органической церебральной недостаточности, черепно-мозговых травм, заболеваний головного мозга, тяжелых соматических заболеваний и т. д.) и социальных условий (адекватности воспитания, ситуации в семье, особенностей микросоциального окружения, наличия тяжелых психотравмирующих ситуаций и т.д.). В раннем возрасте у ребенка может проявляться «ядро» будущих личностных аномалий, которые в дальнейшем развиваются при воздействии длительно действующих отрицательных или положительных средовых факторов. При благоприятных условиях патологические особенности характера сглаживаются, позволяя ребенку/подростку адаптироваться в жизни, а при неблагоприятном стечении обстоятельств отрицательные личностные свойства усиливаются, приводя к формированию уродств характера (психопатий).

Между усредненной нормой и психопатией располагается наиболее обширная сфера — АКЦЕНТУАЦИИ личности, характеризующиеся усилением, заострением отдельных характерологических черт у психические здоровых лиц. Особенности такого склада характера выражаются в избирательной уязвимости для определенных средовых факторов при нормальной или повышенной устойчивости к целому ряду других экзогенных факторов. Они проявляются только в определенной обстановке, а в остальное время остаются практически незаметными. По-видимому, во многих случаях акцентуации характера часто наиболее выраженными являются в подростковом и юношеском возрастеах, а затем при наступлении зрелости сглаживаются. В отличие от психопатий, пПри акцентуациях характера отсутствуют расстройства адаптации, тотальность патологических личностных свойств и тенденции к однотипному способу личностного pеагиpования, что и отличает акцентуации характера от психопатии. Акцентуации характера являются вариантами нормы и не требуют наблюдения психиатра и психотропного лечения, хотя нередко (при декомпенсации) показана психологическая и психотерапевтическая помощь. Несмотря на существенные отличия от психопатий, акцентуации характера традиционно разделяются на те же типы, что и психопатии.

К ПСИХОПАТИЯМ относятся особенности личности, характеризующиеся дисгармоничностью психического склада; они относительно стабильны, малообратимы, тотальны и определяют всю психическую структуру личности; патологические личностные особенности выражены настолько значительно, что препятствуют полноценной социальной адаптации. Надо еще раз подчеркнуть, что психопатии не являются психическим заболеванием, а представляют собой особенную, «трудную» личность, «неудобную» как для ее обладателя, так и для окружающих.

Происхождение психопатии почти всегда связано с совокупностью наследственных, органических и социально-психологических факторов. Практически не выявляются чистые конституциональные («“ядерные”») психопатии, чистые оpганические формы (психопатоподобный синдром на резидуально-органической почве) или уродства характера, обусловленные исключительно неправильным воспитанием, депривацией, хроническими психотравмирующими воздействиями (патохаpактеpологическое развитие).

Развитие психопатии происходит поэтапно: I этап (детский возраст) характеризуется психопатическими пpоявлениямипроявлениями в виде pеакцийреакций по возбудимому, истеpическому, астеническому или неустойчивому типам; II этап (подростковый возраст) ярко окрашен утpиpованными пубертатными особенностями в виде негативизма, оппозиции, эгоцентризма, усилением? расторможенностью?и влечений? (что значит «влечений»?), кризиса мотивации, стpемления к самоутверждению, группированию; на III этапе (в конце подросткового или в юношеском возрасте) происходит формирование определенного клинического типасобственно психопатии.

Принято считать, что определенный клинический тип психопатии формируется не ранее 18-летнего возраста, в связи с чем установление диагноза психопатии до этого возраста является неправомерным. Действительно, до конца подросткового и даже начала юношеского возраста в большинстве случаев патологические черты характера лишены двух главных признаков психопатии — стабильности и тотальности; при этом нередко достаточно очевидным является третий облигатный (основнообязательныйй?) признак психопатии — социальная (школьная) дизадаптация. Однако во многих случаях диагноз все же официально звучит в медицинской карте до 18 лет, например, при необходимости военно-медицинской или судебной экспертизы.

Выделяются следующие основные типы психопатий: шизоидный, психастенический, астенический, аффективный, паранойяльный, истерический, возбудимый, эпилептоидный, неустойчивый типы, а также группа эмоционально тупых личностей.

При сочетании различных психопатических черт речь идет о психопатии мозаичного круга (смешанный тип). В этих случаях не удается выделить ведущего (осевого) психопатического синдрома. Особенно часты мозаичные психопатические черты в подростковом возрасте в период становления психопатии; в дальнейшем, по миновании прошествии подросткового криза, чаще всего такая смешанность исчезает, и кристаллизуется определенный тип аномальной личности. При сохранении на долгие годы смешанности психопатических черт формируется устойчивая психопатия мозаичного круга. Известны сочетания истерических и астенических, эпилептоидных и шизоидных, шизоидных и истерических, шизоидных и циклоидных и т. д. психопатических черт. Чем более мозаичной представляется личностная психопатическая структура, тем более она нуждается в дифференциальной диагностике от постпроцессуального дефицитарного состояния в рамках шизофрении.

Шизоидная психопатия. Эту группу психопатий объединяет общая черта — аутистические тенденции, выраженные в большей или меньшей степени. Среди лиц с психопатией шизоидного круга есть робкие, застенчивые, тонко чувствующие натуры, мимозоподобные (сенситивные шизоиды, шизотимы) и, наоборот, равнодушные, холодные, сухие, рациональные, педантичные, как правило, весьма деятельные (экспансивные шизоиды). Дети и подростки с формирующейся шизоидной психопатией обычно необщительны, сдержаны в проявлении чувств, погружены в свой мир, лишены сопереживания и созвучности с окружающими, с трудом переносят перемену обстановки и сложившегося уклада жизни. Контакты с окружающими сопряжены для них с чувством неловкости, внутреннего напряжения и, как правило, ограничены узким кругом родных и друзей, в выборе которых такие подростки очень разборчивы. Из-за недостаточности сопереживания и интуиции неформальные контакты чрезвычайно трудны для шизоидов. Их замкнутость обусловлена не столько застенчивостью и робостью, сколько отсутствием внутренней потребности в общении. Уже в дошкольном возрасте шизоиды проявляют отгороженность от сверстников, не хотят участвовать в совместных играх, при этом предпочитают общество взрослых, с которыми часто ведут серьезные беседы, не по-детски рассуждают, задают множество вопросов.

Сенситивные шизоиды робки, бездеятельны, предпочитают одиночество, погружены в мир собственных фантазий, нередко с визуализацией представлений. Экспансивные шизоиды активны, упорны в достижении цели, связанной с их сверхценными интересами, отличаются педантизмом в том, что касается их лично, при пренебрежении к нуждам окружающих.

Характерной чертой шизоидов является также дисгармоничность, парадоксальность проявлений эмоциональной жизни, поведения, внешнего облика. В детском возрасте отчетливо выступает несоответствие между ускоренным умственным развитием и недоразвитием двигательной сферы. Они выглядят странными, чудаковатыми, нередко нелепыми в поведении. Их увлечения своеобразны, оригинальны, чаще всего односторонни. В связи с особенностями мышления и иногда с высокой одаренностью творчество шизоидов нередко поражает неожиданностью, необычностью, оригинальностью и высокой продуктивностью, особенно в абстрактных науках. В то же время дети и подростки с шизоидной психопатией с большим трудом овладевают бытовыми навыками, плохо ориентированы в обыденной жизни. Такие дети и подростки остаются равнодушными к нормальным человеческим потребностям, нуждам семьи. Основой шизоидного темперамента является психестетическая пропорция (эмоциональные особенности типа «“дерева-стекла”» -уже было много раз), т. е. сочетание черт повышенной чувствительности и эмоциональной холодности. При безразличии к окружающим, реальным событиям и реальным потребностям шизоиды часто готовы к самопожертвованию ради абстрактной идеи. Сопереживание, любовь, стремление помочь в горе близкому человеку чаще всего недоступны шизоиду. Он, как правило, привязан к одному члену семьи, но и к тому далеко не всегда проявляет теплые эмоциональные чувства, оставаясь холодным, эгоцентричным и даже жестоким.

Декомпенсации шизоидной психопатии чаще всего возникают в подростковом возрасте и проявляются в заострении аутистических черт, патологических поведенческих реакциях, невротических расстройствах со страхом и разнообразными навязчивостями, а также в депрессиях с идеями отношения. Социальная адаптация шизоидов в юношеском и молодом возрасте во многом обусловлена соответствием сверхценных интересов выбранной специальности, уровнем активности, адекватностью взаимоотношений в рабочем коллективе, а также способностью близких принять их личностные особенности.

В качестве примера приводим случай, демонстрирующий подростка с шизоидной психопатией.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Использование идентификаторов элементов модуля | Аркадий, 17 лет
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.