Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Детская психиатрическая помощь в России




Какие специалисты должны участвовать в программах помощи замещающим семьям в адаптации приемных детей?

3. Каким образом могут быть реформированы интернатные учреждения, с тем чтобы снизить до минимума риск депривационных расстройств для находящихся в них детей?

4. Можно ли и как избежать риска социальной дизадаптации для выпускников интернатных учреждений? Как это сделать?

 

Лекция XXII.

Реорганизация детской психиатрической помощи. Закон о психиатрической помощи применительно к детям. Профилактика и коррекция школьной и социальной дизадаптации у детей и подростков с психической патологией. Основные принципы организации коррекционных центров для детей и подростков со школьной дизадаптацией и пограничной психической патологией. Модель психолого-медико-педагогического консилиума в детском коррекционном учреждении. Функции и реорганизация ПМПК.

 

В юридическом плане оказание психиатрической помощи детям регламентируется Законом РФ “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании”, где дети приравнены к недееспособным лицам и где совершенно не учтена специфика детской психиатрии. Эта специфика заключается в нескольких моментахследующем:

а) в детской психиатрии акцент должен делаться на профилактической работе, то. е.сть на выделении детей группы рисковых риска, групп детей, детей с нарушениями доболезненного и пограничного уровней;

б) психические расстройства в детстве в подавляющем большинстве обратимы, и, следовательно, второй акцент в детской психиатрии должен делаться на реабилитационной деятельности в отношении заболевших детей;

в) ребенок является неотъемлемой частью своей семьи, и, следовательно, детская психиатрия должна быть в принципе психиатрией и психотерапией семейной.

Решение вопроса об оказании психиатрической помощи ребенку полностью отдано его семье: психиатр может осматривать ребенка до 15 лет лишь с согласия его родителей или лиц, их заменяющих; то же касается госпитализации. В Законе никак не учтены ситуации, когда семья (или лица, ее заменяющие) по тем или иным мотивам лишают ребенка возможности получения необходимой психиатрической помощи; никак не определена ответственность детского психиатра первичного звена за состояние психического здоровья детского населения на обслуживаемом участке; никак не учтена необходимость тесного взаимодействия детского психиатра с другими службами и ведомствами (социальными, образовательными и т. д.).

Перечисленные и другие, более частные, особенности оказания помощи психически больным детям не регламентируются указанным Законом. Они не учтены и в существующей организации детской психиатрической помощи, в связи с чем основное нарушение прав психически больных детей заключается в том, что далеко не все они получают необходимую профессиональную помощь, а именно, только 10% нуждающихся в такой помощи детей могут получить ее в государственной психиатрической службе. Кто же входит в остальные 90%? Это:

- дети раннего возраста, поскольку у нас не оказывается психиатрическая помощь детям до 4-летнего возраста, в то время как уже у 15% из них проявляются отчетливые психические нарушения;

- дети с психическими нарушениями пограничного уровня, распространенность которых в подростковом возрасте достигает 76%;

- дети с психосоматической патологией, число которых достигает 40% в детско-подростковой популяции;

- дети с алкогольной, наркоманической и токсикоманической зависимостью, число количество которых в последние годы нарастает лавинообразно и, по экспертным оценкам, охватывает 20%-40% подросткового населения, в то время как в России практически отсутствует специальная детская наркологическая служба, и в настоящее время нет ни одного специализированного стационара, куда можно поместить ребенка-наркомана;

- дети-сироты с нарушениями психического развития, находящиеся в интернатных психоневрологических учреждениях, где, по данным специальных исследований, 63% из них не осматриваются психиатром по году и более.

Детская психиатрическая служба в существующем на сегодняшний день виде не в состоянии оказать помощь всем этим детям по целому ряду причин. При существующем официальном нормативе обслуживания детским психиатром 15 тысяч детского населения реально 1 специалист приходится в среднем на 30 тысяч, а если учесть повышенную концентрацию специалистов в Москве и Петербурге, то для остальной России это соотношение окажется еще более тяжким. Детские и подростковые психиатры лишились профессионального статуса, поскольку эти специальности были изъяты из официальной номенклатуры специальностей Минздравом РФ. Детские психиатры, работающие не в психиатрических учреждениях, лишены профессиональных прав и льгот и одновременно профессионального контроля и, следовательно, не могут полноценно выполнять свои функции.

Существующая система подготовки кадров для детской психиатрии не обеспечивает необходимого разнообразия и достаточного профессионального уровня специалистов. Можно приводить множество примеров из практики, демонстрирующих низкий уровень диагностической и лечебной квалификации детских и подростковых психиатров. Однако, приведем лишь один статистический пример: ежегодно в России впервые, подчеркиваем, впервые устанавливается диагноз умственной отсталости нескольким тысячам подростков в возрасте 15-17 лет, что означает, что до этого возраста такие дети либо вообще не попадали в поле зрения психиатра, либо попадали к психиатрам, которые не увидели нарушений, определяемых еще в дошкольном возрасте, либо получили этот диагноз впервые в подростковом возрасте совершенно неправомерно, о чем еще будет сказано ниже.

Одним из главных препятствий в организации полноценной психиатрической помощи нуждающимся в ней детям является ведомственная разделенность детских служб, что особенно пагубно сказывается на судьбе самых беззащитных детей — лишенных родительского попечения, оказавшихся в особых социальных условиях (бомжей, бродяг, преступников, беженцев и т. п.). Если в учреждениях здравоохранения, при всех указанных выше недостатках, все же поддерживается определенный профессиональный уровень психиатрической помощи детям, то в учреждениях других ведомств не приходится говорить и об этом. Между тем ситуация в детских психоневрологических инвалидных интернатах в отношении психиатрической и общемедицинской помощи настолько ужасающа, что просто не поддается описанию.

Наконец, создаваемые альтернативные (негосударственные) учреждения для психокоррекционной помощи детям играют крайне незначительную роль, поскольку организации, высокопрофессиональные и действующие на благотворительной основе, лишены сколько-нибудь существенной государственной поддержки, а учреждения, работающие для извлечения прибыли, малодоступны для населения и порой низкопрофессиональны.

Не существует никакого действующего механизма, никакой не зависимой от того или иного ведомства службы, которая взяла бы на себя защиту прав детей, которые годами находятщихся в учреждениях для умственно отсталых и отсталых уже в силу этого, если и не от природы, которые лишенных минимальных социальных, профессиональных и бытовых навыков; не существует службы, которая взяла бы на себя защиту прав семьи, имеющей ребенка, ущемляемого неверной диагностикой, теми или иными социальными ограничениями в связи с его психическими отклонениями; не существует службы, которая защищала бы ребенка от семьи, препятствующей оказанию ему необходимой психиатрической помощи. Все благие пожелания обращаться во всех таких случаях за судебной защитой не более чем лукавая уловка при учете уровня правосознания нашего населения, отсутствия ювенальной судебной системы и практического отсутствия адвокатуры, достаточно профессионально ориентированной в специфических проблемах детства. В этих условиях практическая профессиональная бесконтрольность ведомственных структур, проводящих медико-педагогическую диагностику и содержащих детей с нарушениями психического развития, не оставляет многим из этих детей шанса на адекватное социальное бытие.

В июне 1997 г. на заседании Палаты по правам человека при Президенте России Ассоциация детских психиатров и психологов внесла предложения по решению законодательных и организационных проблем детской психиатрической помощи:

I. Разработка и принятие специального дополнения в к Закону Российской Федерации “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании” по вопросам детской психиатрической помощи.

Основные положения этих поправок должны быть следующими:

· Реализация принципа максимальной доступности психиатрической помощи детям.

· Государственная поддержка семьи, имеющей ребенка с психическими нарушениями.

· Ответственность детского психиатра первичного звена за поддержание психического здоровья детского населения, с целью чего и следовательно, — узаконенность профилактических психолого-психиатрических осмотров детского населения, обязанности детского психиатра активно предлагать психиатрическую помощь, развитие детской психолого-психиатрической патронажной службы, активное взаимодействие детского психиатра с социальной службой.

· Отмена практики возрастных ограничений на оказание психиатрической помощи детям.

· Подтверждение незаконности любых внесудебных социальных ограничений для психически больных детей, в том числе перевода воспитанников “вспомогательных” интернатов в инвалидные психоневрологические интернаты.

· Подробная разработка в рамках действующего законодательства механизмов воздействия на семью, препятствующую оказанию квалифицированной психиатрической помощи ребенку с психическими нарушениями.

· Защита профессиональных прав и льгот и установление профессионального контроля за деятельностью детских психиатров, работающих в непсихиатрических учреждениях различных ведомств.

· Узаконенность открытости учреждений, содержащих детей с психическими нарушениями, для общественного и независимого профессионального контроля.

· Конституирование участия независимых сертифицированных экспертов в работе психолого-медико-педагогических комиссий (по аналогии с комиссиями по установлению инвалидности, где подобное участие закреплено в последнем правительственном Положении о работе таких комиссий).

II. Передача всех учреждений, содержащих детей с выраженными психическими нарушениями (т. е. инвалидов в связи с психической патологией), в ведение здравоохранения[4].

III. Организация в соответствии с действующим Законом РФ “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании” системы социально-правовой защиты детей с психическими расстройствами и их семей, не зависимой от здравоохранения и других ведомств (возможно, как функции муниципальных и региональных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав).

IV. Стимулирование и государственная поддержка альтернативных (негосударственных) форм оказания психолого-психиатрической помощи детям и их семьям при условии доказанности профессионализма, эффективности и некоммерческого характера таких организаций.

С сожалением следует сказать, что за прошедшие годы в указанных направлениях не сделано ничего.

С другой стороны, конец 80-х годов ознаменовался возникновением необычных для прошлых лет детско-подростковых учреждений, предназначенных для коррекции дизадаптированных детей и подростков, — социальных, социально-психологических, медико-психологических центров, различных по структуре, задачам, возрасту и социально-психологическим характеристикам воспитанников и основным формам работы с ними. Возникновение таких центров было обусловлено, во-первых, появлением скромной возможности воплотить в жизнь многие годы существовавшую необходимость в реабилитации не удерживающихся в школе детей и подростков, а во-вторых, стремительным повышением количества дизадаптированных детей школьного возраста, связанным с множеством факторов социально-психологического характера, в том числе с дезинтеграцией школьного обучения и узаконенной возможностью для отчисления учащихся в любом классе средней школы без прослеживания их судьбы. За последние 15 лет в России возникли сотни коррекционных школ и центров, и их число продолжает неуклонно нарастать. Создание таких центров являлось преимущественно почти стихийным процессом, основанным скорее на умозрительных представлениях об обеспечении реальной потребности, и было лишено научного и методического обоснования, что, к сожалению, значительно снижало эффективность их работы, оставляя эту эффективность несоизмеримой с материальными и моральными затратами. Качество новых коррекционных центров более всего было связано с их способностью к саморазвитию по мере накопления собственного опыта, с готовностью к самообучению исходя из проявившихся потребностей, с открытостью к использованию опыта других подобных учреждений в нашей стране и за рубежом. Независимо от специфики каждого из коррекционных центров, все они имеют общие проблемы.

Как показывает психолого-психиатрическое обследование в коррекционных центрах, доминирующее число преобладающее большинство их воспитанников имеет различные психические расстройства, которые в преобладающем большинстве основном случаев относятся к пограничному уровню психической патологии, а среди семей подростков с тяжелыми формами социальной дизадаптации доминируют неполные, неблагополучные или очевидно патологические. В такой ситуации коррекционная работа с дизадаптированными детьми и подростками, оказывается малопродуктивной проводимая усилиями специалистамиов какого-то одного профиля, оказывается малопродуктивной и требует применения усилий различных специалистов: психологов, педагогов, психиатров, педиатров, наркологов, психотерапевтов, семейных терапевтов, коррекционных педагогов,и социальных педагогов, и социальных работников, юристов. Таким образом, обострилась возрастает необходимость междисциплинарного взаимодействия, но за годы существования к гармоничному, продуктивному, координированному междисциплинарному взаимодействию, основанному на взаимопонимании и взаимообучении, пришли лишь единичные центры. Следует заметить, что до сих пор не разработано научно обоснованных, ориентированных на практическую деятельность, учитывающих специфику детского коррекционного учреждения методик такого взаимодействия. Кроме того, многие специалисты, даже имеющие немалый опыт работы в образовательных учреждениях или психиатрическом стационаре, к работе с детьми и подростками, имеющими с пограничнымй уровненьм психической патологии, не готовы. В связи с этим постоянно встоаеит вопрос о повышении квалификации специалистов, работающих с дизадаптированными подростками, и о разработке новых программ повышения квалификации и обучения молодых специалистов.

В системе комплексной коррекционно-профилактической и реабилитационной помощи подросткам особое значение приобретают уровень профессиональной подготовки и основные задачи деятельности социального педагога, моделирующего такую работу и координирующего взаимодействие специалистов различного профиля. К сожалению, в практике работы междисциплинарного коллектива детско-подросткового коррекционного учреждения функциональные обязанности социального педагога оказываются весьма расплывчатыми и нередко смешиваются с профессиональной деятельностью психолога, психотерапевта, администратора, хозяйственника и т. д.

Несмотря на многолетние декларации о приоритетности семьи, опоры на семью в коррекционной работе с дизадаптированными подростками, в практической деятельности большинства центров комплексная работа с семьей остается наименее организационно, финансово и методически обеспеченной. Нередко семья остается за пределами социально-педагогической, медицинской, психологической помощи, а в ряде случаев, особенно при работе с «проблемными» подростками из социально неблагополучных семей, прослеживается и определенная тенденция к изоляции подростка от семьи, высокомерно-презрительное отношение к ней, что зачастую полностью нивелирует всю проделанную работу с подростком. Совершенно очевидна необходимость разработок, апробацияи и внедрениея новых методик работы с семьей, направленных на гармонизацию и гуманизацию внутрисемейных отношений, ее гармонизацию и гуманизацию, повышение социальной активности членов семьи, гармонизацию и гуманизацию, приобретение ими основных социальных, педагогических, психологических, юридических и медицинских знаний, объединение семьи со специалистами коррекционного центра, другими семьями, увеличение кругозора семьи, а при необходимости и лечение членов семьи.

Коррекционные центры организовывались в рамках различных административных структур — департаментов образования, Министерства образования, Министерства здравоохранения, МВД, Министерства социальной защиты, Комитета молодежи и т. д. Узковедомственное подчинение центров крайне ограничивало возможность привлечения специалистов из-за отсутствия соответствующих ставок в штатном расписании, низкой оплаты «непрофильных» специалистов, невозможности сохранения стажа по своей специальности, лишения надбавок, удлиненного отпуска, возможности повышения квалификации и т. п. В связи с этим в коррекционных центрах работали в основном неопытные, неперспективные или «выгоревшие» специалисты, что пагубно сказывалось прежде всего на детях. Лишь единичные центры, добившиеся межведомственного или вневедомственного подчинения, смогли привлечь высококвалифицированных специалистов на постоянную работу, а не только как временных совместителей, что позволило заметно улучшить качество коррекционной работы.

В уставах почти всех коррекционных учреждений основная задача формулировалась как реабилитация дизадаптированного школьника, т. е. возвращение его к прежним условиям жизни, обучения и воспитания. Между тем существующие коррекционные центры, как правило, не выполняли реабилитационной функции, осуществляя в лучшем случае реадаптацию — приспособление ребенка или подростка в условиях центра, т. е. на измененном, более низком уровне. На протяжении нескольких лет коррекционный центр выполнял роль «отстойника», «стеклянного колпака», где при облегченных условиях обучения, ограничении контактов, под постоянным присмотром целой армии специалистов воспитанник постепенно терял связь с реальностью, стремление проверить собственные силы, прекращал накапливать необходимый жизненный опыт. Тем опаснее был выход подростка из коррекционного центра после окончания 9 или 11 класса, когда попав в незнакомый, полный соблазнов мир, лишившись поддержки взрослых, часто уже безвозвратно дизадаптировался. Впрочем, судьба воспитанника в большинстве случаев не прослеживается коррекционным центром, тем более ему не предоставляется медико-психологическая помощь. Проспективное (динамическое, постоянное) и катамнестическое (отставленное, через определенный промежуток времени) наблюдение является, кроме того, одним из наиболее объективных методов оценки эффективности работы коррекционных центров, без которого по-прежнему остается не доказанной целесообразность их существования.

Возникновение коррекционных центров и школ — малая доля того сепарационного процесса, который наметился в последние годы в России. Стремление разделить всех детей в зависимости от уровня интеллекта, способностей, адекватности поведения, особенностей темперамента, остроты зрения, слуха и т. п. полностью противоречит принятому во всем мире принципу интегративности обучения. Такое стремление является не только антигуманным по отношению к детям неприспособленным, задержанным в развитии и детям «с особыми нуждами», но и вредным по отношению к здоровым детям, которые гармонично развиваются только в коллективе, адекватно моделирующем окружающий мир. Параллельно школьной сепарации год от года нарастают и антигуманистические тенденции в обществе взрослых, распространяющиеся и на подрастающее поколение.

Школьная и социальная дизадаптация во всех случаях является процессом мучительным, длительным, почти всегда доступным предотвращению при комплексном (междисциплинарном) профилактическом подходе. Между тем именно профилактике меньше всего уделяется внимания в школе и детском саду, хотя термин «группы риска», так часто употребляемый различными специалистами, тесно спаян именно с профилактическим подходом. Система профилактики школьной дизадаптации, охватывающая не только школу, но и дошкольные детские учреждения, пока существует лишь в зачаточном состоянии в единичных детских учреждениях, хотя она не только гуманнее, но и дешевле системы коррекции глубоких форм школьной и социальной дизадаптации. Впрочем, о профилактике школьной дизадаптации как о системе помощи говорить, по-видимому, преждевременно, поскольку признаки повышенного риска как предпосылки школьной дизадаптации перечисляются специалистами скорее исходя из предшествующего опыта.; Ппри этом отсутствуют корректные исследования этого вопроса, основанные на многофакторном анализе, катамнестическом исследовании и большом статистическом материале, не разработанными остаются также комплексные, дифференцированные профилактические методики.

Итак, благодаря опыту работы коррекционных центров, основанному на общих проблемах и неудачах, обозначились основные принципы социально-медико-психологической помощи детям и подросткам, во многом выходящие за пределы коррекционной службы:

- междисциплинарность;

- межведомственность;

- повышение квалификации специалистов, обучение их основам смежных специальностей;

- приоритетность комплексной работы с семьей;

- профилактическая направленность;

- интегративность;

- реабилитационный принцип коррекции;

- динамические наблюдение и помощь;

- разработка методов измерения эффективности;

- корректные научные исследования для изучения групп повышенного риска и выработки междисциплинарных подходов к профилактике и коррекции различных форм школьной и социальной дизадаптации.

Очевидно, что все перечисленные принципы организации социально-педагогической и медико-психологической работы с детьми и подростками в сельской местности имеют свою, отличную от города, специфику. Прежде всего, Ччаще всего невозможной является не только организация центра, но даже небольшого междисциплинарного коллектива в каждом селе, что обусловлено отсутствием штатных единиц, средств, квалифицированных кадров, малочисленностью детско-подросткового населения. В то же время угрожающее состояние детского населения диктует необходимость высококвалифицированной помощи специалистов различного профиля. По-видимому, в решении этой проблемы целесообразно учитывать опыт организации региональных консультативно-коррекционных учреждений, способных обеспечить междисциплинарной помощью многие удаленные друг от друга села. Учитывая невозможность частого и тем более ежедневного посещения детьми такого центра, при единовременной консультации важно определить долгосрочную программу обучения, динамический характер рекомендаций, тактику лечения, обеспечить ребенка необходимыми лекарственными препаратами для поддерживающей и курсовой терапии, четко обозначить признаки отрицательной и положительной динамики, отразив назначения в подробной карте-памятке для родителей и сельских специалистов. Динамическое наблюдение за состоянием ребенка может осуществляться в региональном центре путем единовременного (в течение одного дня) консультирования всеми специалистами с новыми долговременными рекомендациями.

Несмотря на существование общихе принциповы функционирования социально-медико-психологических центров для детей и подростков, введение универсальной, стандартизованной, стереотипной системы профилактической и коррекционной работы нанесло бы непоправимый вред, поскольку нельзя не учитывать специфических особенностей региона (социально-экономических, демографических, национальных, культурных, природно-экологических и т. п.).

Как показывает многолетний опыт взаимодействия с коррекционно-реабилитационными учреждениями, проблема взаимопонимания и адекватной совместной деятельности администрации, педагогов, психологов, психиатров, психотерапевтов, коррекционных педагогов, социальных работников, педиатров в процессе диагностической и коррекционной работы с дизадаптированными детьми представляет собой крайне важную, но концептуально и практически во многом не решенную задачу. В частности, неясна проблема индивидуальной профессиональной ответственности за результаты такой работы. Не разработаны и не апробированы обоснованные принципы структурного построения подобной службы, методического руководства и профессионального контроля разнопрофильных специалистов, в связи с чем продуктивность их деятельности практически полностью зависит лишь от их профессиональных и личностных качеств.

Несомненно, психолог — это центральное лицо в профилактике и коррекции социальной и школьной дизадаптации. Тем не менее многолетнее сотрудничество с психологами в клинике, в процессе массовых обследований детского населения, в том числе в школе, при индивидуальной диагностике состояния детей и подростков, а также при проведении коррекционных и реабилитационных мероприятий убеждает в том, что изолированная деятельность психологов, даже весьма опытных, не говоря уже о тех, кто не получил подготовку по медицинской психологии, а ограничен психологическим образованием в рамках педагогической системы, — такая деятельность во многих случаях по объективным причинам оказывается малоэффективной или дает лишь кратковременный эффект.

Объективноые корни причины данной ситуации заключаются в том, что психологи не могут в достаточном объеме владеть представлениями о патологических психических процессах, нередко лежащих в основе дизадаптации, и уж совсем не владеют специфическими лечебно-реабилитационными возможностями клинической психиатрии. В то же время мягкая, стертая, пограничная, субклиническая психическая патология, не проявляющая себя явным “сумасшествием”, грубыми нарушениями поведения, общения, мышления и восприятия, трудно диагностируемая даже опытным психиатром, неизбежно проходит мимо внимания психолога, чему есть, по меньшей мере две причины.

Во-первых, психолог в силу своего образования и особенностей профессионального мышления естественным образом ищет истоки дизадаптации ребенка в структуре его личности (в широком понимании слова) и в тех микросоциальных условиях, которые могут быть причиной патологического реагирования личности, ее декомпенсации.

Во-вторых, наиболее распространенные в детско-подростковой популяции психические нарушения, как уже сказано выше, в подавляющем большинстве случаев носят стертый, субклинический или “маскированный” характер и, по хорошо известным в психиатрии закономерностям, создают благоприятную почву для патологических реакций, декомпенсаций, которые в глазах психолога, педагога, родителя носят характер “естественных”, психологически понятных, логически объяснимых (что мы называем “ ловушкой очевидности ”).

Помимо указанных объективных факторов существуют и разнообразные субъективные, нередко играющие главную роль в препятствиях для адекватного обследования ребенка и оказания ему необходимой помощи. Главным из таких субъективных факторов является сформировавшееся на протяжении последних десятилетий в общественном сознании неприятие психиатрической помощи, избегание ее и, более того, активное противодействие ей. В условиях тоталитарного государства правящая верхушка отводила психиатрии роль карательной службы, а для населения психиатрический учет был неизбежно связан с целым рядом ограничений, многие из которых не столько охраняли общество от психически больного (что делается во всем мире), сколько сохраняли покой психиатрической службы и правоохранительных органов. В современном общественном сознании россиян психиатрия, в первую очередь, несет в себе непоправимый вред, “социальный позор” для пациента, психиатрическое лечение якобы превращает больного в “робота”, “манкурта”, лишает его главного человеческого достоинства — личностной индивидуальности, свободы воли, психотропные препараты наносят необратимый вред не только психике, но и всему организму человека. Естественно, все эти опасения возводятся в особо высокую степень, когда речь идет о ребенке, подростке. “Свободные” средства массовой информации в последние годы создали невообразимый ажиотаж вокруг психиатрии, превратив врачей-психиатров в сознании многих граждан, особенно той части общества, которая не обременена высоким образованием и глубокой культурой, в извергов, заинтересованных в причинении вреда больным.

Не вступая в дискуссию по этому вопросу, следует признать, что противодействие психиатрической помощи присуще в силу всего сказанного и многим психологам, и врачам общей практики, которые направляют пациентов к психиатру лишь в ситуациях неизбежности (нередко, естественно, запаздывая, что приводит, в первую очередь, к непрерывному нарастанию в обществе агрессии психически больных, направленной как на себя — самоубийства, так и на окружающих — сексуальные и прочие преступления против личности), когда социальная дизадаптация достигает высоких степеней и проблемы коррекции, реабилитации становятся трудноразрешимыми.

Немаловажным субъективным фактором является собственное психическое здоровье лиц, окружающих дизадаптированного ребенка. Современным психиатрии и клинической генетике хорошо известно, что многие психические нарушения имеют в определенной степени наследственную природу, которая проявляет себя, в основном, создавая предрасположенность ребенка к патологическому реагированию, к личностным искажениям, к мягким психическим расстройствам. Естественно, родители такого ребенка в той или иной мере весьма часто имеют психические нарушения различной глубины, которые активно вытесняются ими из собственного сознания и вызывают личностную оппозицию к психиатрическому обследованию как потомства, так и самого родителя, поскольку страх признания психического нарушения у ребенка тесно связан со страхом проникновения в собственное сознание родителя, в его представления о своем психическом нездоровье.

Такого рода страх имеет глубочайшие онтогенетические корни, поскольку каждому человеческому существу в норме присущи два главных, “базисных”, страха: страх физической гибели (смерти) и страх социальной гибели (утраты места личности в окружающем социуме, что для социального существа, человека, не менее страшно, чем физическая гибель). Таким образом, страх перед психиатром, который может обнаружить психическое нарушение и тем самым создать угрозу потери социального лица, присущ в большей или меньшей мере каждому человеку в любом обществе. Однако в различных общественных условиях, на разных уровнях цивилизации и просвещенности эти страхи могут быть более компенсированы или более декомпенсированы. К несчастью, наше российское общество в настоящее время находится в таком состоянии, когда страх превратился в доминирующую эмоцию в общественном сознании. Все это неизбежно сказывается соответствующим образом на отношении родителей, психологов, педагогов к психиатрическому обследованию детей.

Негативное значение такой оппозиции ясно уже из того, что у по крайней мере 95% детей в коррекционно-реабилитационных учреждениях имеется психическая патология пограничного уровня; почти постоянно возникает нужда в срочной психиатрической диагностике и коррекции в отношении кого-то из учеников в связи с поведенческими нарушениями, депрессивными расстройствами и суицидальными тенденциями, субпсихотическими обострениями, наркоманическими и токсикоманическими эксцессами. Представляются по крайней мере преждевременными опасения относительно “психиатризации” социальных явлений вообще и дизадаптации в частности. Каждодневный опыт доказывает, наоборот, активное сопротивление психиатрической помощи или пассивное неприятие ее. (С сожалением приходится констатировать, что действующий политизированный Закон об оказании психиатрической помощи населению лишь поддерживает эти тенденции, “защищая” больного от врача и освобождая врача от ответственности перед больным и обществом).

Из описанной ситуации вытекает важнейшая задача коррекционной медико-психологической службы — адаптирование микросоциального окружения ребенка к психиатрическому обследованию, что требует соответствующих методических разработок, значительного времени и специальной профессиональной подготовки.

Наконец, и собственное негативное отношение детей и особенно подростков к контакту с психиатром создает затруднения в психиатрическом обследовании и оказании лечебно-реабилитационной помощи. Помимо всего перечисленного выше, в той или иной мере присущего и детскому сознанию как в силу внутренних личностных причин, так и в силу восприятия внушения со стороны взрослого окружения и средств массовой информации, важную роль играют, с одной стороны, недостаточность или отсутствие критики к собственным психическим нарушениям, что свойственно многим формам психической патологии, а с другой, — страх “ярлыка” психически больного, страх остракизма со стороны сверстников, педагогов, страх социальной дискриминации. Последнее, к сожалению, встречается и не только в связи с психиатрической помощью, но даже как последствие психологических скринингов, когда педагог обнародует ставшие ему известными результаты, к примеру, исследования уровня интеллекта у обучаемых в его классе школьников, трактуя их для некоторых детей в оскорбительном плане.

Таким образом, психолого-психиатрическое обследование детей подразумевает в качестве необходимых методических условий адаптирование и детей, и окружающих их взрослых к медико-психологической службе с целью преодоления негативизма и оппозиции к психиатру и психологу (эти специальности в сознании населения нередко совмещены); строжайшее соблюдение профессиональной этики специалистами, работающими с детьми.

Один из главных принципов в этом аспекте: никто, кроме психологов и психиатров, не должен иметь доступа к результатам психолого-психиатрического обследования; это обследование может производиться только при информированном согласии родителей (или лиц, замещающих их на законных основаниях) и самого обследуемого. Родители могут быть ознакомлены с результатами обследования, но лишь в форме, не травмирующей их психику. Особенно нежелательно сообщение диагноза состояния ребенка. Во-первых, практически никто из родителей не сможет вынести собственное адекватное суждение по поводу услышанного диагноза. Во-вторых, в современной психиатрической нозографии само обозначение диагноза практически ничего во многих случаях не говорит о реальном вреде для психики данного патологического состояния и еще меньше говорит о его прогнозе. В-третьих, в детском, да и подростковом возрасте, особенно когда речь идет о мягких, субклинических патологических процессах, собственно нозологическая диагностика (обозначение болезни в соответствие с действующей международной классификацией) крайне затруднена даже для высококвалифицированного специалиста, а нередко и просто невозможна. Для реальной лечебно-реабилитационной помощи важно установить во всех оттенках структуру патологического состояния и степень его воздействия на социальную адаптацию ребенка в данный момент и в перспективе, а затем разработать на основании этих и многих других данных адекватную коррекционно-реабилитационную тактику.

Педагогам и администрации детских учреждений какие бы то ни было диагностические результаты обследования не должны сообщаться ни в коем случае, поскольку, не связанные жесткими рамками профессиональной этики и знаниями деонтологии, они могут либо неосознанно, либо преследуя вполне эгоистические цели нанести психике ребенка и его родителей трудно поправимый вред. Только такие сведения, как описательная характеристика особенностей развития и индивидуальности ребенка, а также рекомендации в отношении помощи ребенку, индивидуальной организации его жизнедеятельности, особенностей личностного взаимодействия с ним, создания определенного психологического климата в семье и в детском учреждении должны быть сведениями, должны быть доступны получаемыми педагогами и администрациией. Естественно, такого же рода рекомендации должны превалировать в разъяснительной работе с ближайшими родственниками ребенка.

Что касается организации взаимодействия специалистов различного профиля в процессе преодоления дизадаптации ребенка, то она строится исходя из с учетом следующих этапов этого процесса: 1) предварительная диагностика; 2) первичная и углубленная диагностика; 3) комплексная коррекция и реабилитация; 4) завершающий, собственно реадаптационный, этап.

На первом этапе, исходя из всего сказанного выше, ведущая роль принадлежит психиатру и психологу, которые проводят совместномуе обследованиюе ребенка психиатром и психологом, которые и при необходимости привлекают других специалистов – коррекционного педагога, нарколога, электрофизиолога и т. п. Задача первого этапа, на котором решается вопрос о возможности приема ребенка в данную конкретную реадаптационную систему (учреждение, группу, класс и т. д.) исходя из принятых в этой системе критериев включения и отсева, состоит также в выработке первоначальных, предварительных рекомендаций для участников предстоящего реадаптационного процесса. Нами разработана и внедрена специальная компактная форма регистрации результатов предварительной диагностики и рекомендаций, представляемая на психолого-медико-педагогическую комиссию.

На втором этапе, проходящем одновременно с началом коррекционного процесса, проводятся скрининговые обследования, индивидуальные углубленные обследования различными специалистами по показаниям, вырабатываются индивидуальные планы комплексной реабилитации. Принципиальным является введение нами коррекционного показателя, выставляемого каждым специалистом. Получая суммарный коррекционный показатель и затем отслеживая его динамику в процессе коррекционной работы, мы получаем возможность объективизировать эффективность деятельности как отдельных специалистов, так и учреждения в целом. На этом этапе для педагогов и родителей специалистами медико-психологической службы заполняется разработанная также нами специальная форма — развернутая Медико-психологическая характеристика-рекомендация, смысл которой ясен из названия. Важнейшая задача данного этапа — назначение каждому ребенку куратора, — т. е. того специалиста, в помощи которого в первую очередь этот ребенок нуждается в первую очередь, специалиста, который обязан помимо своей специфической работы организовывать участие других необходимых специалистов в коррекционной работе и который, в первую голову, является ответственным за результат коррекционно-реабилитационного процесса. При достаточной длительности данного процесса и видоизменении состояния ребенка, естественно, куратор может меняться.

Что касается собственно реабилитационного этапа, отметим лишь один момент, на котором не акцентируетсякоторому не уделяется достаточно внимания: проведение на этапе реабилитации специальной перспективной собственно социореабилитационной работы с детьми и подростками. Важно учитывать, что попадая в сферу реадаптацинной службы ребенок обретает своеобразную нишу, в которой, как правило, чувствует себя более комфортно и выход из которой в естественную среду следует специальным образом готовить, чтобы не спровоцировать нового срыва адаптации. Этот вопрос еще предстоит подробно разрабатывать. Очевидно, речь должна идти о тренингах социальных навыков, навыков общения, навыков разрешения конфликтов, профориентационной работе и т. д.

Наконец, четвертый, собственно реадаптационный этап, этап возвращения ребенка, подростка из специальных условий коррекционного процесса в естественную среду со всеми ее проблемами и угрозами для маленького человека, представляется на сегодняшний день наименее разработанным (или вообще неразработанным). Здесь решающая роль должна принадлежать социальному педагогу.

Для облегчения и фиксации взаимодействия всех участников реадаптационного процесса нами разработана Комплексная индивидуальная карта учащегося, включающая в себя, помимо паспортной части, результаты предварительной медико-психологической и педагогической диагностик, социально-психологический анамнез, медико-психологическую характеристику-рекомендацию, разработанные по специальным, общедоступным формам заключения коррекционного педагога, педиатра, социального работника, педагога, формы динамического наблюдения и коррекции с этапными заключениями специалистов, заключения медико-психолого-педагогических консилиумов (основная форма взаимодействия), наконец, заключения специалистов по результатам реабилитационной работы. Ведение данной карты ни в коем случае не подменяет и не отменяет специфической профессиональной документации каждого из специалистов.

И последнее — об организационной структуре комплексной реадаптацинной службы. В двух словах: для выполнения ею своих функций и полноценной реализации каждым из специалистов своих профессиональных возможностей эта структура должна строиться по принципу административного единства на основе профессионального разделения, чего, к сожалению, не удается реализовать в силу отсутствия адекватной нормативной базы для создания подобных комплексных мультидисциплинарных структур. Отсутствие такой базы, в том числе адекватной регламентации деятельности, к примеру, медицинских специалистов в рамках немедицинских ведомств создает крайне неблагоприятные условия для плодотворного взаимодействия, и более того, создает постоянную угрозу нарушения взаимодействия и угрозу возникновения профессиональных и межличностных конфликтов, что неизбежно снижает эффективность коррекционной работы и в конечном итоге вредит тем детям, готовность помочь которым нами столь упорно декларируется.

Психолого-медико-педагогический консилиум при работе с дизадаптированными детьми и подростками. Как явствует из всего предыдущего изложениявышесказанного, задачи профилактической и коррекционной работы чрезвычайно сложны и могут решаться лишь комплексным путем. Их сложность определяется многообразием личностной структуры школьников, широким спектром причин школьной декомпенсации и дизадаптации, большими возрастными различиями учеников средней школы, разнообразием искажения внутрисемейных отношений, личностных нарушений и болезненных состояний у членов семьи.

Следует указать и на организационно-методические проблемы, среди которых, помимо отсутствия единых комплексных разработок в отношении медико-психолого-педагогической профилактики и коррекции детей и подростков со школьной декомпенсацией и дизадаптацией, существенную роль играет разобщенность специалистов, занимающихся этой проблемой, даже в рамках одной организационной структуры, когда каждый из них считает свою роль доминирующей в социопрофилактическом или социореабилитационном процессе в ущерб деятельности других специалистов. Помимо несогласованности и противоречивости назначений при подобном подходе возможна и прямая конфронтация различных специалистов, что может полностью сводить на нет коррекционные усилия или значительно снижать их эффективность.

С целью преодоления указанной разобщенности, для выработки единой стратегии и взаимодополняющей тактики различных специалистов, работающих с дизадаптированным ребенком или ребенком, обнаруживающим признаки повышенного риска по социальной дизадаптации, и его семьей, целесообразна такая форма совместной деятельности всех участников медикокоррекционного процесса, как психолого-медико-педагогический консилиум, представляющий собой совещание всех специалистов, участвующих в обследовании, обучении, коррекции и лечении ребенка и членов его семьи в каждом конкретном случае.

Задачи психолого-медико-педагогического консилиума состоят в следующем:

1. Предоставление каждым специалистом результатов обследования ребенка и членов его семьи и предложенияйх по социопрофилактической и социокоррекционной работе в своей области.

При этом психиатр, помимо диагностики состояния и болезни (если таковая есть), должен определить глубину и динамику расстройств, по возможности прогнозировать их течение на ближайшее время и отдаленную перспективу с указанием предположительного возраста стабилизации и компенсации состояния, а также указать на возможные патологические реакции в ответ на активные коррекционные воздействия и способы лечебного воздействия на такого рода реакции. В отношении активного, в особенности медикаментозного, лечения следует руководствоваться принципом минимальной достаточности, заключающемся в том, что воздействие на ту или иную патологическую симптоматику не может быть самоцелью и должно осуществляться лишь в такой мере, в какой необходимо облегчить адаптацию и ресоциализацию ребенка или подростка. Этот принцип особенно важно учитывать в комплексной коррекционной работе, поскольку активная терапия, направленная на купирование патологической симптоматики, может в связи с побочными действиями лекарств существенно затруднить психомоторную спонтанную деятельность больного и тем самым снизить эффективность учебно-коррекционных воздействий.

Социальный педагог представляет картину среды, в которой дизадаптировался ребенок, определяет основные средовые травмирующие факторы, выявляет “опорного” члена семьи, с которым предпочтительней взаимодействовать в коррекционно-реабилитационном процессе.

Со стороны педиатра и невропатолога (если консультация такого специалиста необходима), наряду с диагностическими заключениями и прогнозом, также требуются лечебные рекомендации, корригированные потребностями коррекционной работы. В частности, традиционное назначение препаратов, стимулирующих центральную нервную систему, с целью способствовать ускорению психомоторного развития может значительно затруднить коррекционную работу, вызывая или усиливая расторможенное поведение больного, резко затрудняя возможности концентрации его внимания и налаживания с ним контакта.

Психоло г, определив личностные особенности ребенка, может предположительно указать на потенциальные возможности в интеллектуальной деятельности и эмоциональных особенностях ребенка или подростка и тем самым определить уровень возможных достижений в результате коррекционной работы.

Психиатр и психолог, обследовавшие семью, помимо диагностических заключений, могут оказать помощь в ранжировании ее членов по отношению к коррекционной работе с ребенком, в первую очередь, в выявлении опорного участника для совместной лечебно-коррекционной работы с ребенком и семьей. Кроме того, они могут помочь в формировании дифференцированного подхода к различным членам семьи участников коррекционной деятельности.

На основании заключений этих и других необходимых специалистов (коррекционного педагога, электрофизиолога, окулиста и т. п.), а также собственных первоначальных наблюдений педагоги делают собственные заключения и вырабатывают индивидуальный подход к профилактической или коррекционной собственно педагогической работе с учащимся.

2. Взаимное согласование диагностических суждений и коррекционно-профилактических предложений с выработкой единого поэтапного плана медико-психолого-педагогической работы с ребенком и его семьей. В случае необходимости назначаются дополнительные обследования и консультации специалистов.

3. Обсуждение с родственниками ребенка или подростка его состояния, успеваемости, поведения и предложений по коррекционно-профилактической работе.

Первый медико-педагогический консилиум проводится через 1-3 недели после выявления признаков повышенного риска по школьной дизадаптации или явных признаков школьной (социальной) дизадаптации. В последующем медико-психолого-педагогические консилиумы проводятся перед каждым новым этапом профилактического или коррекционного процесса, а также при резких, непрогнозированных изменениях в поведении, успеваемости или либо межперсональных отношениях ребенка или подростка, требующих выработки новой коррекционной тактики, дополнительных обследований, диагностики и т. д.

Заключительный консилиум подводит итоги коррекционной работы с ребенком, анализирует достижения и ошибки, обсуждает новые лечебно-методические приемы, возникшие в процессе индивидуальной работы, дает родителям ребенка рекомендации относительно его дальнейшего воспитания и обучения, намечает тактику проспективного наблюдения за ребенком после его выходеа из данного учреждения, вырабатывает рекомендации для специалистов (педагогов, психологов, врачей, социальных педагогов и др.), в сферу деятельности которых ребенок должен попасть, воспитываясь и обучаясь в условиях массового детского учреждения.

Функции и реорганизация ПМПК. Деятельность психолого-медико-педагогических комиссий, консультаций (ПМПК) во многих регионах России, несмотря на обозначенные в специальном положении обширные задачи, до сих пор ограничивается диагностическими функциями и определением формы обучения для детей с нарушениями развития. При этом общеизвестной являются ошибки диагностики и, прежде всего, гипердиагностика ПМПК умственного недоразвития (олигофрении). Как показывают приведенные выше описания пограничных форм психической патологии, в силу многих объективных причин правильная квалификация состояния у детей и подростков при однократном, тем более беглом, как происходит в действительности на ПМПК, осмотре иногда является очень сложной или даже невозможной. Так, при затяжных депрессивных состояниях в детском возрасте, задержках психического развития, некоторых эндогенных психических заболеваниях (шизофрении, циклотимии) при отсутствии динамического наблюдения часто устанавливается диагноз олигофрении, снятие которого в дальнейшем представляет практически непреодолимые трудности. При обследовании одного из интернатов для детей со сниженным интеллектом, где все воспитанники были диагностированы как умственно отсталые, диагноз умственной отсталости был установлен нами лишь в 1/3 случаев; у остальных детей и подростков отмечалась другая психическая патология, в основном к середине пубертатного периода компенсированная. Между тем дети обучались по программе вспомогательной школы и в лучшем случае, даже при снятии диагноза умственной отсталости (что само по себе сопряжено с реально почти непреодолимыми трудностями), после окончания 9 класса учащиеся могли поступить лишь в 6 класс вечерней школы. Таким образом, роль ПМПК в некоторых случаях самым негативным образом сказывается на социальной адаптации и всей жизни человека.

Практический опыт показывает, что для выполнения широких функций, в том числе защиты прав ребенка, и возможности привлечения специалистов различного профиля наиболее эффективной является организация ПМПК в рамках регионального межведомственного мультидисциплинарного Центра. В таких условиях ПМПК лишается главных своих недостатков – профессиональной бесконтрольности (поскольку ведомство образования, в структуру которого входят ПМПК, не способно профессионально контролировать основные направления их деятельности) и профессиональной безответственности (поскольку не существует никаких механизмов адекватного скрининга эффективности деятельности ПМПК, показывающего, каким образом эта деятельность сказывается на последующей судьбе детей, попавших на ПМПК). В то же время в предлагаемых условиях ПМПК приобретает гораздо более широкие возможности для многопрофильной профессиональной диагностики, выработки индивидуальных комплексных рекомендаций для проблемных детей, для отслеживания их дальнейшей судьбы и т. п. Наш опыт внедрения подобной формы деятельности ПМПК в одном из районов Подмосковья показал ее несомненную целесообразность. Как один из результатов этой деятельности может быть приведен протест в районную администрацию руководителей вспомогательных образовательных учреждений района, у которых впервые за все время их существования возникла угроза незаполнения классов, т. к. в районе в действительности оказалось гораздо меньше действительно умственно отсталых, чем диагностировалось ранее.

В заключение приводим образец комплексной карты. Естественно, это только форма, которая может наполняться различным конкретным содержанием в том или ином учреждении.

 

 

НАЗВАНИЕ РУКОВОДЯЩЕГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ВЕДОМСТВА)

 

НАЗВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

(КОРРЕКЦИОННО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО) УЧРЕЖДЕНИЯ

 

КОМПЛЕКСНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА N

 

Фамилия, имя, отчество _________________________________________________ Дата рождения "___"___200_ г. Возраст ___ л. Окончил __ классов, школа N ___ Домашний адрес _______________________________________________________ Административный округ ___________ Телефон домашний __________________ Детская поликлиника N _____________________, телефон ___________________ О/м N ____, фамилия, имя, отчество ИДН________________________________ ___________________________________________, телефон _________________ Фамилия, имя, отчество матери __________________________________________ Место работы, должность ______________________________________________ _________________________________, телефон служебный _________________ Фамилия, имя, отчество отца ____________________________________________ Место работы, должность ______________________________________________ _________________________________, телефон служебный _________________ Фамилия, имя, отчество опекуна (попечителя) ______________________________ Место работы, должность ______________________________________________ _________________________________, телефон служебный __________________

 

Дата зачисления в....................……….................."___"__________200_ г., ___ класс Выбыл из ……….............. (закончил ___ класс, отчислен) "___"__________200_ г. Принят повторно в ___ класс "___"____________200_ г.

 

Выбыл из..................(закончил ___ класс, отчислен) "___"____________200_ г.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРВИЧНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Дата “___”___ 200__ г. Обследование проводил ___________ (________________)

подпись ФИО

РЕЗУЛЬТАТЫ

ПЕРВИЧНОГО МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

1. Фамилия, имя, отчество _______________________________________________ 2. Дата рождения "___"____________200__г.

3. Адрес _______________________________________________; АО ___________

4. Школа N ____ (массовая, с углубленным изучением предметов, специальная, вспомогательная, др. - _________________________________________________)

5. Семья (полная, неполная - только отец, только мать, др. __________________)

6. Проблемы семьи _____________________________________________________

______________________________________________________________________

7. Окончил полностью ___ классов

8. Состоит на учете в ИДН (да, нет), о/м N __________. Фамилия, и., о. инспектора, телефон ___________________________________________________________

9. Причина обращения - проблемы: медицинские, токсикоманические, нарушения психического развития, обучения, поведения, общения, педагогическая запущенность, другие __________________________________________________________

10. Заключение педиатра: противопоказания для зачисления в......................…...... - нет, есть (абсолютные, относительные - коррекция возможна - да, нет)

11. Выявленные медико-психологические особенности ______________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

12. Рекомендации по обучению __________________________________________ ______________________________________________________________________

13. Возможные проблемы при обучении ___________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

14. Первоначальные рекомендации для педагогов ___________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Обследование проведено

психологом_____________________, дата:__________

психиатром_____________________, дата:__________

дефектологом___________________, дата:__________

наркологом_____________________, дата:__________

педиатром______________________, дата:__________

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАМНЕЗ (Заполняется психологом/психиатром; запрещается вносить сведения, сообщенные тому или иному специалисту учащимся, его родителями или другими лицами на условиях соблюдения конфиденциальности, а также сведения, оглашение которых неприемлемо с позиций профессиональной этики)

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Дата "___"____200_ г. Психолог/психиатр ________________(________________)

подпись ФИО

______________________________________________________________________ КОРРЕКЦИОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ПО ЗАКЛЮЧЕНИЯМ СПЕЦИАЛИСТОВ; проставляется в конце каждого заключения: 0 - не требует коррекции; 1 - группа «риска», требует профилактической работы; 2 - группа актуальной коррекции; 3 - требует коррекции с привлечением сторонних организаций (специалистов); 4 - коррекция в рамках.................…………………………………............... невозможна.

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС УЧАЩЕГОСЯ

(заполняется специалистом по социальной работе/социальным педагогом)

1. Состав семьи:

а) члены семьи, живущие с ребенком ______________________________________

б) члены семьи, живущие отдельно, но принимающие участие в воспитании ребенка ________________________________________________________________

2. Жилищные условия __________________________________________________

3. Ребенок имеет:

  - отдельную комнату - выделенное место для занятий да, нет да, нет  
4. У Вашего ребенка есть время для занятий, когда ему ничто не мешает 5. У ребенка дома есть необходимые пособия, инструменты и т.п. для творческих занятий да, нет.   да, нет
       

6. Вы полагаете, что следует удовлетворять потребности ребенка:

- все, которые у него возникают - все, которые Вы считаете необходимым удовлетворить - все, которые позволяют ребенку быть в глазах окружающих не хуже других - только те, которые, по-Вашему, полезны для ребенка - только самые необходимые да, нет; да, нет;   да, нет; да, нет. да, нет

7. Вам удается удовлетворять потребности Вашего ребенка (подчеркнуть):

редко, иногда, часто, практически всегда.

8. Ваш ребенок сам зарабатывает деньги (если да, то подчеркните: по необходимости, по своей инициативе, по другим причинам - допишите - __________________________________________________________) да, нет

9. Какие черты личности Вы считаете нужным, в первую очередь, воспитывать у ребенка? Перечислите их в порядке значимости. Отметьте (+), в какой мере Вам удается эти черты воспитать:

  вполне частично совсем нет
1.      
2.      
3.      
4.      
5.      

10. Время в пути общественным транспортом до............…….......... (подчеркнуть):

а) до 0,5 ч; б) до 1 ч; в) до 1,5 ч; г) больше 1,5 ч.

11. Вы довольны школьными успехами своего ребенка 12. Школьные успехи ребенка удовлетворяют его самого 13. Вам хотелось бы что-нибудь исправить в поведении Вашего ребенка 14. У Вас возникают трудности в общении с ребенком 15. У ребенка есть трудности в общении со взрослыми 16. У ребенка есть трудности в общении со сверстниками 17. Вам нравится, как ребенок проводит внеучебное время 18. Ребенок сам решает, как проводить свободное время 19. Ваш ребенок ходит в школу без принуждения 20. Ваш ребенок считает, что учителя относятся к нему справедливо 21. В школе есть все условия для удовлетворения интересов ребенка 22. Выбор формы обучения определялся преимущественно Вами 23. Выбор формы обучения определялся преимущественно самим ребенком да, нет да, нет да, нет да, нет да, нет да, нет да, нет да, нет да, нет да, нет да, нет да, нет   да, нет
24. Ваш ребенок нуждается в психологической поддержке, помощи психолога 25. Вам хотелось бы, чтобы кто-то из Вашей семьи получил психологическую консультацию   да, нет   да, нет

26. Ваше образование (подчеркнуть):

а) высшее; б) незаконченное высшее; в) среднее специальное;

г) среднее; д) ниже среднего.

27. Вы работаете (подчеркнуть):

а) по квалификации; б) выше; в) ниже; г) неквалифицированно;

а) постоянно; б) эпизодически; в) не работаете.

28. Материальное положение семьи, по Вашему мнению (подчеркнуть),

а) хорошее; б) удовлетворительное; в) недостаточно удовлетворительное

29. Ситуация в семье:

по оценке школьника - благополучная, неблагополучная (по возможности конкретизировать ________________________________________________________)

по оценке матери - благополучная, неблагополучная (по возможности конкретизировать ____________________________________________________________);

по оценке отца - благополучная, неблагополучная (по возможности конкретизировать ______________________________________________________________);

по оценке другого (кого __________________) - благополучная, неблагополучная (по возможности конкретизировать ______________________________________)

- по оценке специалиста - благополучная, неблагополучная (конкретизировать _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________)

Заключение специалиста (программа работы с семьей и план ее проведения): _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Коррекционный показатель: ___ Рекомендации педагогам/родителям: ______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________

 

Дата "___"___200__ г. Специалист _____________________(_________________)

подпись ФИО

МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА-РЕКОМЕНДАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ/РОДИТЕЛЕЙ (заполняется психологом и психиатром/наркологом)

1. Особенности познавательной деятельности: ______________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2. Личностные особенности: _____________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Патология: __________________________________________________________

______________________________________________________________________ 4. Социальная адаптация: _______________________________________________

______________________________________________________________________ 5. Положение в семье: __________________________________________________

______________________________________________________________________ 6. Личностные качества и интересы, на которые можно опереться в общении и учебной деятельности: __________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________ 7. Возможные способы коррекции поведения: ______________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________ 8. Ожидаемые сложности в адаптации и обучении: __________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________ 9. Рекомендации по подходам в обучении, общении, внеучебной деятельности:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________10. Задачи медико-психологической коррекции и план ее проведения: _________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Коррекционный показатель: ___

 

Дата "___"___ 200__ г. Психолог ______________________(__________________)

подпись ФИО

Психиатр ______________________(__________________)

подпись ФИО

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДЕФЕКТОЛОГА

1. Особенности восприятия и усвоения информации _________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Особенности воспроизведения информации ______________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Особенности дефектов обучения _______________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Уровень отставания в психическом развитии _____________________________ ______________________________________________________________________

5. Рекомендации по коррекции выявленной недостаточности и план их реализации __________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Коррекционный показатель: ___

6. Рекомендации педагогам/родителям: ____________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата "___"___ 200__ г. Дефектолог _____________________(_________________)

подпись ФИО

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА (заполняется классным руководителем)

1. Обученность, успеваемость: ___________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Обучаемость: _______________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Стремление учиться, предпочитаемые предметы: _________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Воспитанность: ______________________________________________________ ______________________________________________________________________

5. Сформированность способов общения: __________________________________ ______________________________________________________________________

6. Взаимоотношения и место в классе (учебной группе), референтная группа: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Увлечения и интересы, занятия в кружках и секциях: ______________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Характерные черты личности и поведения: ______________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Возможные пути педагогической коррекции: _____________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Коррекционный показатель: ___ 10. Пожелания коллегам и специалистам других профилей/родителям: ________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата "___"___ 200__ г. Педагог _________________________(________________)

подпись ФИО

ПЕДИАТРИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Тип телосложения - астенический, нормостенический, гиперстенический, особенности (____________________________________________________________) 2. Соответствие физических данных возрастному нормативу - норма, ниже, значительно ниже, выше, значительно выше нормы

3. Признаки полового созревания - соответствуют возрасту, недостаточны, опережающи.

4. Заключение по результатам диспансеризации: а) практически здоров; б) имеются признаки нездоровья, не требующие специальных мер помимо общеоздоровительных; в) имеются признаки нездоровья, требующие медицинской помощи; г) имеются признаки нездоровья, требующие обследования и лечения в специализированных учреждениях; д) имеются признаки нездоровья, исключающие возможность обучения в............................................................ Уровень адаптивности: +, N, -. Уровень активности: +, N, -. Коррекционный показатель: ___

5. Программа индивидуальной оздоровительной работы и план ее реализации: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Рекомендации педагогам/родителям: ____________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ Физкультурная группа: _________________________________________________

7. Рекомендации другим специалистам: ___________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата "___"___ 200__ г. Педиатр _______________________(__________________)

подпись ФИО

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПЕРВИЧНОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КОНСИЛИУМА

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата «___»_____ 20___ г. Председатель консилиума __________ (_____________)

подпись ФИО

ЛИСТ ТЕКУЩЕГО НАБЛЮДЕНИЯ (ведется куратором; фиксируются изменения в состоянии, направления к специалистам, результаты коррекционных занятий, вносятся по признаку целесообразности данные дополнительных психодиагностических процедур; каждое направление к специалисту письменно подтверждается им; запрещается вносить сведения, сообщенные тому или иному специалисту учащимся, его родителями или другими лицами на условиях соблюдения конфиденциальности, а также сведения, оглашение которых неприемлемо с позиций профессиональной этики)

Суммарный коррекционный показатель (от 0 до 24): _____

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАКЛЮЧЕНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ КОНСИЛИУМОВ

______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ЭТАПНЫЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ (заполняется специалистом по окончании индивидуального коррекционного курса)

1. ПСИХИАТР/ПСИХОЛОГ _____________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. ДЕФЕКТОЛОГ ______________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. СПЕЦИАЛИСТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ ____________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. ПЕДИАТР __________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ УЧЕБНОГО ГОДА (заполняется ежегодно либо при отчислении соответственно данным первичной диагностики)

1. ПЕДАГОГ __________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Коррекционный показатель: ___

2. ПСИХОЛОГ/ПСИХИАТР ____________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Коррекционный показатель: ___

3. ДЕФЕКТОЛОГ ______________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Коррекционный показатель: ___

4. СПЕЦИАЛИСТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ __________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Коррекционный показатель: ___

5. ПЕДИАТР __________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Коррекционный показатель: ___

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ИТОГОВОГО КОНСИЛИУМА (“___” __________ 200__ г.) ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________

Суммарный коррекционный показатель: ___

НАЗВАНИЕ РУКОВОДЯЩЕГО УЧРЕЖДЕНИЙ (ВЕДОМСТВА)

НАЗВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

(КОРРЕКЦИОННО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО) УЧРЕЖДЕНИЯ

 

КОМПЛЕКСНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА №

 

Фамилия, имя, отчество _________________________________________________ Дата рождения «___»___20__ г. Возраст ___ л. Окончил __ классов, школа N ___ Домашний адрес _______________________________________________________ Административный округ ___________ Телефон домашний __________________ Детская поликлиника № _____________________, телефон ___________________ О/м N № ____, фамилия, имя, отчество ИДН________________________________ ___________________________________________, телефон _________________ Фамилия, имя, отчество матери __________________________________________ Место работы, должность ______________________________________________ _________________________________, телефон служебный _________________ Фамилия, имя, отчество отца ____________________________________________ Место работы, должность ______________________________________________ _________________________________, телефон служебный _________________ Фамилия, имя, отчество опекуна (попечителя) ______________________________ Место работы, должность ______________________________________________ _________________________________, телефон служебный __________________

 

Дата зачисления в....................……….................. «___»__________20__ г., ___ класс Выбыл из ……….............. (закончил ___ класс, отчислен) «___»__________20__ г. Принят повторно в ___ класс «___»____________20__ г.

 

Выбыл из.........…...........(закончил ___ класс, отчислен) «___»____________20__ г.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРВИЧНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Дата «___»____ 20__ г. Обследование проводил ___________ (________________)

подпись ФИО

РЕЗУЛЬТАТЫ

ПЕРВИЧНОГО МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

1. Фамилия, имя, отчество _______________________________________________ 2. Дата рождения «___»____________20___г.

3. Адрес _______________________________________________; АО ___________

4. Школа N № ____ (массовая, с углубленным изучением предметов, специальная, вспомогательная, др. — _________________________________________________)

5. Семья (полная, неполная — только отец, только мать, др. __________________)

6. Проблемы семьи _____________________________________________________

______________________________________________________________________

7. Окончил полностью ___ классов

8. Состоит на учете в ИДН (да, нет), о/м № __________. Фамилия, и., о. инспектора, телефон ___________________________________________________________

9. Причина обращения — проблемы: медицинские, токсикоманические, нарушения психического развития, обучения, поведения, общения, педагогическая запущенность, другие __________________________________________________________

10. Заключение педиатра: противопоказания для зачисления в......................…...... — нет, есть (абсолютные, относительные — коррекция возможна — да, нет)

11. Выявленные медико-психологические особенности ______________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

12. Рекомендации по обучению __________________________________________ ______________________________________________________________________

13. Возможные проблемы при обучении ___________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

14. Первоначальные рекомендации для педагогов ___________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Обследование проведено

психологом _____________________, дата:__________

психиатром _____________________, дата:__________

коррекционным педагогом ___________________, дата:__________

наркологом _____________________, дата:__________

педиатром ______________________, дата:__________

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАМНЕЗ (Заполняется психологом/психиатром; запрещается вносить сведения, сообщенные тому или иному специалисту учащимся, его родителями или другими лицами на условиях соблюдения конфиденциальности, а также сведения, оглашение которых неприемлемо с позиций профессиональной этики)

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Дата «___»____20__ г. Психолог/психиатр ________________(________________)

подпись ФИО

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________ КОРРЕКЦИОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ПО ЗАКЛЮЧЕНИЯМ СПЕЦИАЛИСТОВ; проставляется в конце каждого заключения:

0 — не требует коррекции; 1 — группа “риска”, требует профилактической работы; 2 — группа актуальной коррекции; 3 — требует коррекции с привлечением сторонних организаций (специалистов); 4 — коррекция в рамках............................ невозможна.

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС УЧАЩЕГОСЯ

(заполняется специалистом по социальной работе/социальным педагогом)

1. Состав семьи:

а) члены семьи, живущие с ребенком ______________________________________

б) члены семьи, живущие отдельно, но принимающие участие в воспитании ребенка ________________________________________________________________

2. Жилищные условия __________________________________________________

3. Ребенок имеет:

  - отдельную комнату - выделенное место для занятий да, нет да, нет  
4. У Вашего ребенка есть время для занятий, когда ему ничто не мешает 5. У ребенка дома есть необходимые пособия, инструменты и т. п. для творческих занятий да, нет.   да, нет
       

6. Вы полагаете, что следует удовлетворять потребности ребенка:

- все, которые у него возникают - все, которые Вы считаете необходимым удовлетворить - все, которые позволяют ребенку быть в глазах окружающих не хуже других - только те, которые, по-вВашему, полезны для ребенка - только самые необходимые да, нет; да, нет;   да, нет; да, нет. да, нет

7. Вам удается удовлетворять потребности Вашего ребенка (подчеркнуть):

редко, иногда, часто, практически всегда.

8. Ваш ребенок сам зарабатывает деньги (если да, то подчеркните: по необходимости, по своей инициативе, по другим причинам — допишите — __________________________________________________________) да, нет

9. Какие черты личности Вы считаете нужным, в первую очередь, воспитывать у ребенка? Перечислите их в порядке значимости. Отметьте (+), в какой мере Вам удается эти черты воспитать:

  вполне частично совсем нет
1.      
2.      
3.      
4.      
5.      

10. Время в пути общественным транспортом до............…….......... (подчеркнуть):

а) до 0,5 ч; б) до 1 ч; в) до 1,5 ч; г) больше 1,5 ч.

11. Вы довольны школьными успехами своего ребенка 12. Школьные успехи ребенка удовлетворяют его самого 13. Вам хотелось бы что-нибудь исправить в поведении Вашего ребенка 14. У Вас возникают трудности в общении с ребенком 2. 14. У ребенка есть трудности в общении со взрослыми 3. 14. У ребенка есть трудности в общении со сверстниками 17. Вам нравится, как ребенок проводит внеучебное время 18. Ребенок сам решает, как проводить свободное время 2. 18. Ваш ребенок ходит в школу без принуждения 3. 18. Ваш ребенок считает, что учителя относятся к нему справедливо 4. 18. В школе есть все условия для удовлетворения интересов ребенка 22. Выбор формы обучения определялся преимущественно Вами 23. Выбор формы обучения определялся преимущественно самим ребенком да, нет да, нет да, нет да, нет да, нет да, нет да, нет да, нет да, нет да, нет да, нет да, нет   да, нет
24. Ваш ребенок нуждается в психологической поддержке, помощи психолога 25. Вам хотелось бы, чтобы кто-то из Вашей семьи получил психологическую консультацию   да, нет   да, нет

26. Ваше образование (подчеркнуть):

а) высшее; б) незаконченное высшее; в) среднее специальное;

г) среднее; д) ниже среднего.

27. Вы работаете (подчеркнуть):

а) по квалификации; б) выше; в) ниже; г) неквалифицированно;

а) постоянно; б) эпизодически; в) не работаете.

28. Материальное положение семьи, по Вашему мнению (подчеркнуть),

а) хорошее; в) удовлетворительное; г) недостаточно удовлетворительное

29. Ситуация в семье:

по оценке школьника — благополучная, неблагополучная (по возможности конкретизировать ________________________________________________________)

по оценке матери — благополучная, неблагополучная (по возможности конкретизировать ____________________________________________________________);

по оценке отца — благополучная, неблагополучная (по возможности конкретизировать ______________________________________________________________);

по оценке другого (кого __________________) — благополучная, неблагополучная (по возможности конкретизировать ______________________________________)

- по оценке специалиста — благополучная, неблагополучная (конкретизировать _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________)

Заключение специалиста (программа работы с семьей и план ее проведения): ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Коррекционный показатель: ___ Рекомендации педагогам/родителям: ______________________________________

______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________

 

Дата «___»___20___ г. Специалист _____________________(_________________)

подпись ФИО

МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА-РЕКОМЕНДАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ/РОДИТЕЛЕЙ (заполняется психологом и психиатром/наркологом)

1. Особенности познавательной деятельности: ______________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2. Личностные особенности: _____________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Патология: __________________________________________________________

______________________________________________________________________ 4. Социальная адаптация: _______________________________________________

______________________________________________________________________ 5. Положение в семье: __________________________________________________

______________________________________________________________________ 6. Личностные качества и интересы, на которые можно опереться в общении и учебной деятельности: __________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________ 7. Возможные способы коррекции поведения: ______________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________ 8. Ожидаемые сложности в адаптации и обучении: __________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________ 9. Рекомендации по подходам в обучении, общении, внеучебной деятельности:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________10. Задачи медико-психологической коррекции и план ее проведения: _________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Коррекционный показатель: ___

 

Дата «___»___ 20___ г. Психолог ______________________(__________________)

подпись ФИО

Психиатр ______________________(__________________)

подпись ФИО

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО ПЕДАГОГА

1. Особенности восприятия и усвоения информации _________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Особенности воспроизведения информации ______________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Особенности дефектов обучения _______________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Уровень отставания в психическом развитии _____________________________ ______________________________________________________________________

5. Рекомендации по коррекции выявленной недостаточности и план их реализации __________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Коррекционный показатель: ___

6. Рекомендации педагогам/родителям: ____________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата «___»___ 20___ г. Коррекционный педагог _______________(____________)

подпись ФИО

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА (заполняется классным руководителем)

1. Обученность, успеваемость: ___________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Обучаемость: _______________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Стремление учиться, предпочитаемые предметы: _________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Воспитанность: ______________________________________________________ ______________________________________________________________________

5. Сформированность способов общения: __________________________________ ______________________________________________________________________

6. Взаимоотношения и место в классе (учебной группе), референтная группа: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Увлечения и интересы, занятия в кружках и секциях: ______________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Характерные черты личности и поведения: ______________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Возможные пути педагогической коррекции: _____________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Коррекционный показатель: ___ 10. Пожелания коллегам и специалистам других профилей/родителям: ________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата «___»___ 20___ г. Педагог _________________________(________________)

подпись ФИО

ПЕДИАТРИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Тип телосложения — астенический, нормостенический, гиперстенический, особенности (____________________________________________________________) 2. Соответствие физических данных возрастному нормативу — норма, ниже, значительно ниже, выше, значительно выше нормы

3. Признаки полового созревания — соответствуют возрасту, недостаточны, опережающи.

4. Заключение по результатам диспансеризации: а) практически здоров; б) имеются признаки нездоровья, не требующие специальных мер помимо общеоздоровительных; в) имеются признаки нездоровья, требующие медицинской помощи; г) имеются признаки нездоровья, требующие обследования и лечения в специализированных учреждениях; д) имеются признаки нездоровья, исключающие возможность обучения в............................................................

Уровень адаптивности: +, N, -. Уровень активности: +, N, -.

Коррекционный показатель: ___

5. Программа индивидуальной оздоровительной работы и план ее реализации: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Рекомендации педагогам/родителям: ____________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Физкультурная группа: _________________________________________________

7. Рекомендации другим специалистам: ___________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата «___»___ 20___ г. Педиатр _______________________(__________________)

подпись ФИО

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПЕРВИЧНОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КОНСИЛИУМА

______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ Дата «___»____ 20___ г. Председатель консилиума ____________ (____________)

ЛИСТ ТЕКУЩЕГО НАБЛЮДЕНИЯ (ведется куратором; фиксируются изменения в состоянии, направления к специалистам, результаты коррекционных занятий, вносятся по признаку целесообразности данные дополнительных психодиагностических процедур; каждое направление к специалисту письменно подтверждается им; запрещается вносить сведения, сообщенные тому или иному специалисту учащимся, его родителями или другими лицами на условиях соблюдения конфиденциальности, а также сведения, оглашение которых неприемлемо с позиций профессиональной этики)

Суммарный коррекционный показатель (от 0 до …): _____

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ ЗАКЛЮЧЕНИЯ текущих МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ КОНСИЛИУМОВ

______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ ЭТАПНЫЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ (заполняется специалистом по окончании индивидуального коррекционного курса)

1. ПСИХИАТР/ПСИХОЛОГ _____________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. КОРРЕКЦИОННЫЙ ПЕДАГОГ ________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. СПЕЦИАЛИСТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ ____________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. ПЕДИАТР __________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ УЧЕБНОГО ГОДА (заполняется ежегодно либо при отчислении, соответственно данным первичной диагностики)

1. ПЕДАГОГ __________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Коррекционный показатель: ___

2. ПСИХОЛОГ/ПСИХИАТР ____________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Коррекционный показатель: ___

3. КОРРЕКЦИОННЫЙ ПЕДАГОГ ________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Коррекционный показатель: ___

4. СПЕЦИАЛИСТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ __________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Коррекционный показатель: ___

5. ПЕДИАТР __________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Коррекционный показатель: ___

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ИТОГОВОГО КОНСИЛИУМА («___» __________ 20___ г.) ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________

 

Итоговый суммарный коррекционный показатель: ___

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. I Международный конгресс по детской психиатрии. - М., 2001.

2. II Международный конгресс «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья». - Минск, 2003.

3. Вопросы психического здоровья детей и подростков (Научно-практический журнал психиатрии, психологии, психотерапии и смежных дисциплин). – 2001-2004 гг.плин). - 2001еского здоровья детей и подростков (Научно-практический журнал психиатрии, психологии, психотерапии и смежных д

4. Дети России: насилие и защи­та. Мат-лы Все­российской на­уч.-практ. конф. - М., 1997.

5. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С. Ю. Циркина. Изд. 2-е. – М., СПб, - Нижний Новгород - Воронеж - Ростов-на-Дону - Екатеринбург – Самара - Новосибирск – Киев - Харьков - Минск.: Питер. - 2004.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. I Международный конгресс по детской психиатрии. — М., 2001.

2. II Международный конгресс «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья». — Минск, 2003.

3. Вопросы психического здоровья детей и подростков (Научно-практический журнал психиатрии, психологии, психотерапии и смежных дисциплин). – 2001-2004 гг.плин). — 2001еского здоровья детей и подростков (Научно-практический журнал психиатрии, психологии, психотерапии и смежных д

4. Дети России: насилие и защи­та. Мат-лы Все­российской на­уч.-практ. конф. — М., 1997.

5. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С. Ю. Циркина. Изд. 2-е. – М., СПб, — Нижний Новгород — Воронеж — Ростов-на-Дону — Екатеринбург – Самара — Новосибирск – Киев — Харьков — Минск.: Питер. — 2004.

ВОПРОСЫ:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1079; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.816 сек.