Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 25. Технология оценки транспортных средств

В условиях планового ведения народного хозяйства автомобильной отрасли планировался уровень цен, издержек и нормативов рентабельности. В рыночных условиях эти величины свободно устанавливаются предприятием – изготовителем автотранспортных средств.

Автомобильная отрасль экономики характеризуется следующими параметрами:

- развитое производство;

- фрагментированный рынок; острая конкуренция в продаже новых автомобилей;

- из-за цикличности развития экономики спрос и продажи новых автомобилей соответственно цикличны;

- розничный сектор подвержен влиянию состояния экономики страны, покупательской способности населения, стоимости кредита, доверия потребителей;

- спрос на автомобили зимой всегда ниже, чем в другие сезоны;

- среднее автолилерское предприятие получает основные доходы от продажи поддержанных автомобилей, сопутствующих товаров, запчастей, шин, обслуживания, кузовного ремонта.

Цена служит регулятором производства, оказывает непосредственное и опосредованное влияние на формируемую прибыль, характер и результаты конкурентной борьбы. Цена на выпускаемую продукцию для автокомпаний есть договорная цена между ей и потребителем. Существует несколько вариантов установления договорных цен.

Первый вариант установления договорной цены Цд полностью определяется условиями производства и сосредоточивания в рамках автокомпании –

Цд = Себестоимость + Прибыль

Однако в условиях рынка это скорее исключение, чем правило на рынке обычно не один производитель.

При расчете цены автомобиля по первому, наиболее простому варианту, необходимо иметь в виду, что составляющая основу цены себестоимость – это объективный показатель, но на нем одном при принятии управленческих решений базироваться нельзя. Успех на рынке зависит не от размера себестоимости продукции изготовления, а от того, сколько, чем, когда, где и как будет произведено и предложено потребителю продукции. Этот вариант применим в том случае, когда предприятие – изготовитель автомобилей является ведущим на данном рынке и когда результаты финансовой деятельности удовлетворяет производителя. Этот вариант позволяет достаточно справедливо распределить прибыль между производителем, который не предлагает дефицитный товар, и потребителем, для которого цена не является решающим фактором при покупке.

Второй и третий варианты приближены к действительности.

При расчете цены по второму варианту за основу принимается прогнозируемый спрос и себестоимость товара

Цд = Спрос – Предложение

Перед автопредприятием ставится задача: цена за автомобиль предварительно определена, необходимо установить – при каком количестве проданных автомобилей предприятие начнет получать реальную прибыль. Или обратная задача: известно приблизительное количество автомобилей, которое можно реализовать на рынке, необходимо определить – при какой цене этот объем продажи не приведет к убыткам.

Третий вариант формирования цены учитывает уровень конкуренции на рынке и часто дает хорошие результаты –

 

Цена конкурента А – ЦА > Цд
Цена конкурента Б – ЦБ

 

 

Производитель изучает динамику изменения цен конкурентов и определяет. Какова будет цена конкурента на аналогичный продукт. Основное внимание при этом направлено на уменьшение расходов и увеличение прибыли.

Анализ вариантов формирования цен показывает, что в условиях рыночной экономики цена – фактор обеспечения конкурентоспособности продукции.

Прибыль – непосредственная цель автопредприятия и одновременно результат его деятельности. Если предприятие не укладывается в эти рамки и не получает прибыли от своей производственной деятельности, то оно бывает вынуждено уйти с экономической деятельности, признав себя банкротом.

В общем виде формулу прибыли П можно представить в следующем виде:

П = В – (З + Н + Ш),

Где В – выручка от реализованной продукции, руб/год;

З – затраты на производство и реализацию созданной продукции, руб/год;

Н – сумма налогов, выплачиваемых предприятием, руб/год;

Ш – штрафные санкции, руб/год.

Выручка от реализации определяется по формуле:

,

где - количество произведенной продукции и реализованной i – й продукции в натуральном выражении;

- цена реализации i – продукции, руб,

n – число единиц реализуемой продукции, шт.

Если затраты и штрафы в существенной мере зависят от автопредприятия, то налоги, уплачиваемые предприятием – это внешние условия хозяйствования. Налоговая система, действующая в России. Достаточно громоздка и дифференцирована на федеральный, республиканский и местный уровни.

Законодательное регулирование зарубежных автомобильных рынков представляет интерес для российских производителей и потребителей, т. к. изменения в них сказываются и на российском авторынке. Собственного регулирования у нас практически нет, а зарубежные поставщики АТС переносят привычные для них методы и условия торговли на наш авторынок. Естественно, они переносят только выгодные для них условия.

Российские автодилеры могли бы, зная о преимуществах, которых добились организованные европейские автодилеры, ремонтники и продавцы запасными частями, требовать от автокомпаний таких условий взаимоотношений, которые способствуют развитию автосервисных предприятий. А не только соблюдению интересов автокомпаний.

Деятельность автокомпаний на автомобильном рынке Евросоюза реализуют нормативные акты Европарламента и Еврокомиссии в целях защиты интересов потребностей. Стимулирования малого и среднего бизнеса в автосервисе. Защиты местных производителей, поощрения конкуренции, ведущей к снижению потребительских цен, и т. д. Философия рыночной экономики в Евросоюзе предоставляет полную свободу операторам рынка в их действиях, если они не нарушают положения о свободе конкуренции.

Очевидно. Что для такого товара, как автомобили, лучший способ служить интересам конечных потребителей – функционирование структурированной, организованной дилерской сети. Дилерская сеть – инструмент укрепления конкурентоспособности ее членов, сохраняет в то же время существование конкуренции между дилерами данной марки и между дилерами разных марок автомобилей. Регулирование признает эффективной на стимулирование дилерских инвестиций в продвижении бренда в их регионе.

Эти обоснования вынудили Европейскую Комиссию принимать ряд Постановлений о блоковом исключении. С каждым Постановлением возможности диктата автокомпаний на рынке уменьшались. Действующие правила призваны ослаблять контроль автокомпаний над продавцами и обострить конкуренцию авторизованных дилеров с независимыми предприятиями в целях снижения цен и улучшения обслуживания потребителей.

Цены в зависимости от способа их установления в системе национальной экономики могут быть монопольными, аукционными и прейскурантными (рис. 25.1).

 

 
 

 


Рис. 25.1. Структура цен.

Монопольные цены устанавливаются соглашениями ведущих продавцов (монополий), а прейскурантные цены обычно публикуются в официальных документах (справочниках) и являются ориентирами для установления контрактных цен для изделий или услуг в сфере автосервиса. По оптовой цене выполняется поставка автомобилей крупными партиями посредникам или торговыми организациями. Розничная цена основывается на сумме издержек производства и обращения, прибыли производственных и сбытовых организаций и налога с оборота.

Наличие фиксированных, регулируемых и свободных цен свидетельствует о том, что наряду с существующей свободной системы ценообразования проводится централизованная ценовая политика. Свободные цены характерны для чистой конкуренции, а регулируемые и фиксированные в большей мере отстаивают интересы общества и обеспечивают социальную защиту населения.

Практика "автомобилеразвитых" стран создала эффективные методы торговли автомобилями. Существуют две схемы организации торговли: первая — через посредников; вторая — самостоятельная фирмой-производителем. В обоих случаях она сопряжена с торговлей запасными частями и материалами, техническим обслуживанием и ремонтом автомобилей. Независимые автосалоны функционируют параллельно. В любом случае фирмы-производители стремятся создать систему автосервиса, которая обеспечивает продажу автомобилей и их конкурентоспособность на рынке. Во всем мире продажа автомобилей, запасных частей, а также техническое обслуживание и ремонт организованы через независимых дистрибьюторов и дилеров. В США, Японии, Франции, Германии автомобильные фирмы-производители имеют 30 — 40 % своих СТО, автосалонов, остальные — независимые дистрибьюторы и дилеры. Такая практика обусловлена двумя факторами.

Первый фактор связан с производственной специализацией. Изготовитель автомобилей специализируется на производстве, продавец — на торговле. И один, и другой виды деятельности требуют достаточной квалификации, и маркетинговые возможности автомобилестроительной фирмы уступают маркетинговым возможностям торговой сферы.

Второй фактор обусловлен тем, что развитие сети автосалонов и СТО требует значительных инвестиций и оборотных средств, которыми фирмы-производители на всегда владеют в достаточном количестве. В связи с этим они считают целесообразным осуществлять автосервис через независимых дистрибьюторов или дилеров на договорной основе. Так, фирма "Тойота Мотор" продает свои автомобили через торговую корпорацию "Сумитома корпорейшен" и другие, которые представляют эти автомобили во многих странах мира. Фирмы "Даймлер-Бенц" BMV, "Опель" реализуют свои автомобили на основе непосредственных договоров с независимыми дистрибьюторами.

Автосалоны с продажей автомобилей создаются, как правило, в комплексе с СТО, магазинами по продаже запасных частей и материалов. К автосалонам и комплексам в целом предъявляются, с одной стороны, маркетинговые требования (относительно удобства места, времени и процедуры обслуживания клиентуры), а с другой — относительно эффективности производства. Эти требования противоречивы в самой своей основе. Очевидно, что затраты, связанные с требованиями маркетинга, оправданы только тогда, когда они обеспечивают прирост дохода больше, чем затраты на рост эффективности производства.

Вся система торговли требует от дистрибьюторов и дилеров значительных оборотных средств, создания организации доставки автомобилей, мест их хранения, создания автосалонов и обеспечения удобной процедуры продажи автомобилей.

С 2000г. продажа автомобилей в России ежегодно увеличивается до 30%. Постепенно основная масса продаж сместилась в регионы. Предложение не успевает за спросом. Спрос является важнейшей категорией рынка, т. к. именно он в конечном счете распределяет готовую продукцию и услуги, определяет цену на товары и подвергает ее изменению. Под воздействием спроса и предложения формируется ряд факторов, определяется состояние рынка.

Для формирования спроса у клиентов необходимо уметь воздействовать на них так, чтобы создать у них потребность в продаваемом товаре. Товар нужен не вообще, а по приемлемой цене. С учетом бюджетных ограничений вопрос не об абсолютном спросе вообще, а о платеже способном спросе. Платежеспособный спрос – это отражение потребностей людей в том или ином товаре, подкрепленных доходом (покупательской способностью) потребителя. Спрос выражается в денежной форме и определяется количеством потребителей, согласных купить товары и услуги по определенным ценам. Рынок не реагирует на потребности, не обеспеченные платежеспособностью покупателя. Спрос на товар функционально зависит от определяющих его факторов:

Qdx = f(Px, Ру, …, Pz, I, W, Тx, F, S, q),

где Qdx – объем спроса на товар x в единицу времени;

Px – цена товара;

Ру, …, Pz – цены товаров – заменителей товаров;

I – платежеспособность покупателей;

W – уровень благосостояния населения;

Тx – потребность покупателя в товаре х;

F – мнение потребителя о его благосостояния;

S – сезонность потребности, удовлетворяемая товаром;

Q – численность покупателей.

В установление рыночной цены не менее важную роль играет предложение – совокупность представленных на рынке в данный момент времени товаров и услуг. Предложение объединяет всех продавцов (производителей) и включает:

- готовность производить к отчуждению данного товара или услуги;

- совокупность условий, при которых продавец готов продать товар или услугу.

Функциональная зависимость предложения товара от определяющих его факторов может быть представлена выражением:

Qsx = f(Px, Ру, …, Pz, К, L, N, q),

где Qsx – объем предложения товара Х в единицу времени;

Px – цена предложения товара Х;

Ру, …, Pz – цены на товары – конкуренты и товары, производимые совместно с данными товаром;

К – уровень технологии производства;

L – государственная политика в области налогооблажения;

N – плата за ресурсы;

q – количество продавцов.

Стоимость товара для потребителя определяется через предельную полезность, а для производителя – через издержки производства. Издержки производства – это затраты труда. Земли, природных ресурсов, машин, оборудования для производства товара и т. д. Но стоимость – это не всякие, а лишь общественно необходимые издержки, уровень которых устанавливает рынок.

Каждый потребитель имеет свою цену спроса на тот или иной товар. Графическая зависимость цены спроса от количества товара показана на рис. 25.2.

Р

 

Q

 

Рис. 25.2.Кривые спроса и предложения.

Кривая и предложения SS характеризует прямо пропорциональную зависимость между ценой Р и количеством товараQ. Фирма – производитель через цену товара получает информацию о том, в какой степени общество нуждается в ее продукции. И если уровень цены, сложившейся на рынке, возмещает затраты предприятия и обеспечивает получение желаемой прибыли, то это служит самым верным ориентиром целесообразности производства и соответствия спросу ДД.

При высокой цене предложение максимально, т.е. се предприятия начинают выпускают этот товар или выполнять услугу. Отсюда: каждому количеству товаров и услуг соответствует цена предложения.

Р> Р´ - большое предложение и небольшой спрос (высокие цены);

Р< Р´ - большой спрос, низкое предложение (низкие цены);

Р = Р´ - оптимальная цена.

На уровне совпадения спроса и предложения цена соответствует стоимости, т. е. общественно необходимым затрат. Стоимость – равновесие интересов покупателей и продавцов, т. е. равновесие цены спроса, в основе которой лежит предельная полезность, и цены предложения, отражающей издержки производства.

Спрос на конкретный товар (услугу) на каком – либо конкретном рынке зависит от целого конкретных факторов.

Под рынком понимается определенная совокупность покупателей и производителей, самостоятельно отражающих каждый для себя предельную полезность данного вида продукта и обладающих определенной покупательной способностью.

Функция спроса - это взаимосвязь между спросом на продукт и определяющими его факторами:

• объем спроса в единицу времени,

• цена товара,

• цены других товаров (услуг),

• доход покупателя,

• уровень благосостояния покупателей,

• вкуса и предпочтения покупателей,

• мнения покупателя о своих перспективах,

• сезонные потребности удовлетворения этим товаром.

Объем спроса - это количество товара (услуг), которое покупатель готов приобрести при данных условиях в течение определенного промежутка времени.

Если все факторы, кроме цены, неизменны, то объем спроса будет зависеть только от одного фактора – цены. Так будет осуществлен переходит общей функции спроса к функции спроса цены. Эта зависимость носит название кривой спроса (КС).

КС показывает какое количество товара (Q) купили бы покупатели в зависимости от цены Р.

Закон: Чем больше количество товара (услуги), которое нужно продать, тем ниже должна быть цена, или величина спроса возрастает со снижением цены. Кривая спроса выражает цену спроса.

Цена спроса - это максимальная цена, которую согласен заплатить потребитель при покупке данного количества товара.

Правило. Объем спроса меняется тогда, когда изменяется только цена. Функция спроса меняется тогда, когда меняются факторы, которые принимались за постоянные.

Среди факторов, сдвигающих кривую спроса, особое значение имеет изменение величины доходов.

Увеличение доходов - рост совокупной платежеспособности. Кроме того, на изменение спроса влияет качество товара или услуги.

Качество товара - совокупность потребительских свойств данного товара. Позволяющая ему выполнять свои функции. Повышение качества позволяет повысить цену, не изменяя спроса или повысить спрос, не изменяя цены.

Цена - показатель качества действует не всегда: может быть отличный товар при низкой цене и наоборот.

Эффект престижного спроса.

Престижная цена - на изделия высшего качества, обладающего особыми свойствами, цена уни­кальных товаров,

Для этих товаров: чем выше цена, тем выше на них спрос. Этот эффект - чисто психологиче­ский.

Эффект ожидаемой динамики цен.

Когда часто и резко повышаются цены, у потребителей возникает боязнь последующего повы­шения и он начинает скупать все, боясь очередного повышения - это ажиотажный спрос.

Предложение - результат производственного процесса и отражает желание производите­ля - продать. Производитель стремится узнать зависимость между предложением своего - про­дукта и его сбытом на рынке.

Функция предложения - это взаимозависимость между предложением товара и опреде­ляющими его факторами:

• цены продукта,

• цены других продуктов,

• применяемой технологии,

• налогов и дотаций,

• природно-климатических условий.

Объем предложения - это количество товара или услуги, которое может продать прода­вец при данных условиях в единицу времени при прочих замороженных факторах. Кривая пред­ложения показывает, какое количество продукта производители продали бы при различных це­нах Р.

Цена предложения - это минимальная цена, по которой продавцы согласны предложить данное количество продукта.

Закон. Объем предложения увеличивается при увеличении цены.

Функция предложения меняется тогда, когда изменяются факторы, которые принимались за постоянные.

Рыночная цена реальная купля-продажа возможна только при уравновешивании спроса и предложения.

Продажи автомобилей в России в XXI веке выросли главным образом за счет небольшого прироста производства отечественных моделей и развития сборки иномарок. Ежегодный рост продаж импортных автомобилей составляет от 40 до %. Эта тенденция сохранится до исчерпания емкости рынка, что ожидается к 2010 – 2012 г.г. После это объемы продаж стабилизируются.

На «Автофоруме – 2006» автодилеры обменялись информацией о своем видении ситуации на рынке и перспективах его развития. Всплеск продаж иномарок в 2006г. они поставили в заслугу себе, а не росту доходов населения, кредитной активности банков, инфляция, всплеску цен на квартиры и влиянию рекламы. Мотивация потребителя: «Деньги на новое жилье копил, но квартиру уже не купить, а инфляция деньги съест, за границей отдыхал, импортная бытовая техника уже есть, только машина старая – пора менять, да и кредит предлагают – не надо светить доходы». О российских автомобилях на подобных форумах никто не вспоминает.

Потребление новых легковых автомобилей станет циклическим: после 2-4 лет эксплуатации одни покупатели приобретают новые автомобили, другие покупают автомобили с пробегом и тоже на 2-4 года, третьи приобретают 7-8 летние автомобили и эксплуатируют их до износа. Средний срок эксплуатации автомобилей составляет 9-12 лет, как в Европе.

В общем случае расчет остаточной стоимости автотранспортного средства проводится по выражению:

Сост. = Сост. при Сост. >Сут.

Сут. при Сост. ≤ С ут.,

где Сост. – остаточная стоимость АТС на дату оценки от даты производства до списания, тыс. руб;

Сут. – утилизационная стоимость АТС на дату оценки, тыс. руб.

Определение остаточной стоимости неразукомплектованного транспортного средства в работоспособном состоянии, на котором не производились замена агрегатов и переоборудование, а также отсутствуют неисправности и эксплуатационные дефекты, проводится рыночным методом (методом сравнительных продаж) и расчетными методами.

Рыночный метод (метод сравнительных продаж) основывается на определении статистическим выборочным методом рыночной стоимости транспортного средства данной марки, аналогичного возраста и пробега на вторичном рынке транспортных средств на дату оценки в месте оценки. В качестве исходной информации для определения рыночной стоимости могут быть использованы данные торгующих организаций (автомагазинов, дилеров, автосалонов, автоцентров и т.д.), осуществляющих продажу транспортных средств, периодических и справочных изданий, органов государственной статистики и т.д.

Доля пробега грузового отечественного или импортного автомобиля для перевозок определяется на основе данных, указанных в справке, представляемой и заверяемой заказчиком услуг по оценке.

Для грузовых автомобилей, эксплуатировавшихся частично за рубежом, фактический пробег с начала эксплуатации рассчитывается с использованием следующих параметров:

- продолжительность эксплуатации грузового автомобиля за рубежом, лет;

-количество видов перевозок, на которых использовался грузовой автомобиль за рубежом;

- среднегодовой пробег грузового автомобиля за рубежом для перевозок, тыс. км;

- доля пробега грузового автомобиля для перевозок за рубежом.

Для отечественных автобусов и автобусов импортного производства, эксплуатировавшихся только в Российской Федерации, фактический пробег с начала эксплуатации рассчитывается с использованием следующих параметров:

-продолжительность эксплуатации отечественного или импортного автобуса в Российской Федерации на дату оценки, лет;

- количество видов перевозок, на которых использовался отечественный или
импортный автобус в Российской Федерации;

- среднегодовой пробег отечественного или импортного автобуса для перевозок в Российской Федерации, тыс.км;

- доля пробега отечественного или импортного автобуса для f-ro вида перевозок, %.

Доля пробега отечественного или импортного автобуса для frr# вида перевозок определяется на основе данных, указанных в справке, представляемой и заверяемой заказчиком услуг по оценке.

Среднегодовой пробег маршрутных микроавтобусов и троллейбусов принимается равным 50 тыс. км.

Для автобусов, эксплуатировавшихся частично за рубежом, фактический пробег с начала эксплуатации рассчитывается с использованием следующих параметров:

- продолжительность эксплуатации автобуса за рубежом, лет;

- количество видов перевозок, на которых использовался автобус за рубежом;

- среднегодовой пробег автобуса за рубежом для перевозок, тыс. км;

- доля пробега автобуса для перевозок за рубежом.

Среднегодовой пробег автобуса для перевозок в Германии принимается равным: для городских и пригородных перевозок - 65 тыс. км, для туристических перевозок - 95 тыс. км. для междугородних перевозок - 135 тыс. км. Доля пробега автобуса дляперевозок определяется на основе данных, указанных в справке, представляемой и заверяемой заказчиком услуг по оценке.

При определении фактического пробега с начала эксплуатации специальных транспортных средств рассчитывается дополнительная составляющая пробега, учитывающая работу их двигателя для привода в действие специального навесного оборудования в стационарных условиях. Указанная составляющая прибавляется к пробегу, определенному по спидометру.

При построении интеллектуально телематической системы оперативной оценки технического состояния АТС учитываются функциональное назначение исследуемого объекта, алгоритмическое обеспечение, информационное наполнение, аппаратная и программная реализация.

С функциональной точки зрения система оценки технического состояния АТС должна решать:

- оперативное отражение информации о техническом состоянии АТС;

- вывод статистических данных о техническом состоянии АТС за определенный период времени;

- вывод информации в установленной форме о рекомендуемом перечне мер по устранению выявленных неисправностей;

- ввод и вывод результатов обслуживания и ремонта АТС по установленной форме.

Алгоритмическое обеспечение системы подразумевает несколько уровней алгоритмов. Первый уровень включает алгоритмы, реализованные на основе ботовых блоков. К ним относятся: операционная система микроконтроллера, драйвера периферии микроконтроллера алгоритмы обработки сигналов, поступающих от датчиков, алгоритмы диагностики и управления, формирования и передачи пакетов диагностических данных.

С информационной точки зрения система технического состояния должна представлять собой интегрированную среду, выполняющую следующие задачи:

- сбор и хранение информации, получение с бортовых блоков диагностики;

- сбор и хранение информации от компьютеров АТП о проведенных ремонтных работах по каждому АТС;

- информирование специалистов АТП о состоянии АТС.

Ключевым комплексом программ является графический интерфейсный модуль оценки технического состояния АТС. Комплекс программ оценки технического состояния и стоимости АТС можно эффективно реализовать на основе математического пакета MATLAB, который обладает широкой номенклатурой интегрированных приложений различного технического назначения при высокой стабильности работы.

Современные методы организации технического обслуживания и ремонта АТС активно внедряются на российском рынке только импортерами зарубежных машин. Эти методы должны применяться и для отечественной техники, иначе ее конкурентоспособность и стоимость АТС будет падать с каждым годом. Поэтому дилерам отечественных производителей объективно необходимо создавать системы для обслуживания и ремонта АТС, завоевывая рынок сервиса у владельцев импортной техники

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Процесс установления стационарной амплитуды. | Тема 26. Экологические и социальные аспекты хранения и утилизации АТС
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.09 сек.