Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема Акафиста в древнерусской живописи (на примере фресок Дионисия в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря и росписей Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве)

Отношения со сверстниками.

В младшем подростковом возрасте внутри стаек и компаний – «брожение» - то эти двое сошлись, то другие, обсуждают, что сказал учитель, во что одеты одноклассники и пр. Во взрослых важны личные качества, например, справедливость. Любят приключения, поэтому можно привить интерес к чтению.

Средние подростки - начинается второй возраст «почемучек» - интересует информация (о космосе, о животных, о людях), но важно, чтобы информация была интересной, не скучной, необычной.

Старших подростков начинает интересовать глубина явлений. Критичность достигает высшей точки, причем начинается критичность и в отношении себя. Поэтому подростки заводят дневники, то есть начинается самоанализ. Во взрослых важен профессионализм, компетентность. Учатся быть подчиненными и руководителями, быть организаторами и исполнителями дела, примеряют разные социальные роли.

Характерные особенности возраста:

1. Крайний конформизм – носить одежду одного стиля, слэнг. Не могут пойти против мнения группы, легко взять на «слабо». При этом есть свои собственные представления о чести – требуют друг от друга четкого соблюдения принятых в компании правил.

2. Проблемы подростков обычно связаны не только с психологией, но и с физиологической перестройкой организма, с гормональными изменениями. Отсюда плаксивость, обидчивость, постоянная смена настроений. В 13-14 и в 16 лет резко повышается утомляемость. По сути, подростковый возраст – это возраст глобального противоречия - быть иным, и быть как все.

3. Максимализм – в споре участвуют, чтобы выяснить собственную позицию, других часто не слушают, яростно отстаивают свое.

4. Навязчивый бред дисморфофобий – приписывание себе несуществующих физических недостатков – слишком толстая, очень длинный нос, торчащие уши и т.д.

5. Усиление акцентуации характера.

6. Для подростков характерно стремление пройти через все, чтобы познать себя, лезут в авантюры, чтобы испытать себя.

 

Роспись в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря посвящена теме Богородицы, около 25 композиций. Исключительно важное место в общей программе росписи занимает акафистный цикл, иллюстрирующий одно из самых известных богородичных песнопений – Акафист Пресвятой Богородице. Он становится основной темой росписи монастыря. В сценах ни разу не встречается смерть, успение Б. Ничто не омрачает праздничного, торжественного настроения, создающегося прежде всего коллоритом, поразительной гармонией нежных тонов: бирюзовых,бледно-зеленых, лиловатых, сиреневых, светло-розовых, палевых, белых, темно-вишневых. Все это объединено ярко-лазурным фоном. Все производит впечатление радостного, ликующего славословия в красках: свободная многофигурная композиция, узорные одежды, роскошь пиршественных столов, пейзаж с далекими горками, и тонкими деревьями. Стандартизация ликов – нет гармонической естественности и простоты высокодуховных образов Рублева.

В Новодевичьем монастыре, как и в ферапонтовском, главное лицо – «дева Мария». В отличие от ферапонтовской композици, где Мария представлена в виде ласковой юной матери с младенцем, одетым в короткую рубашечку и резвящимся на ее коленях, сидящей на большой подушке овальной формы, в росписи Новодевичьего монастыря Мария сидит на троне и держит не играющего младенца, а «Божественного сына», милостиво благославляющего идущих на поклонение ему людей.

В этой сцене образ Марии благодаря трону принял некоторые черты официальности, парадности. Общий тон всей сцены тих и спокоен. Хотя в сцене больше людей, чем в ферапонтовской фреске, так же, как и там, здесь нет ни суеты, ни пафоса.

 

36. Станковая живопись XVI - начала XVII века. Общая характеристика (развитие стиля Дионисия; исторические и «приточные» сюжеты; изменение цвета и изобразительной формы; новое понимание назначения и смысла иконы; Строгановская школа живописи).

Все более усиливается декоративность, усложненность, многоречивость композиции. Церковь и государь устанавливают каноны иконописания. Cтали чаще прибегать к историческому жанру, к жанровым элементам, реалиям быта, появляется тяготение к сложным богословским сюжетам, отвлеченному толкованию церковных догматов. используется много тем из апокалипсиса (время борьбы с еретиками). Условные архитектурные фоны (эллинистические), сменяются архитектурой вполне реальной, русской. От иконописцев требовали прославления Ивана Грозного и его деяний («Битва Новгородцев с Суздальцами» Иконы обязательно обложены серебряным басменным или чеканным окладом.

Строгановская школа иконописи (или «строгановские письма») — русская школа иконописи, сложившаяся в конце XVI века. Получила своё название по имени богатых купцов-солепромышленников Строгановых, поскольку наиболее ярко проявилась в ряде произведений, связанных с их именем. Лучшие мастера школы были московскими иконописцами, работавшими в царских мастерских. Строгановы ввели в области иконописания разделение труда между иконописцами узкой специализации: «личник», «доличник», мастер «палатного письма», и т. п. Впервые в истории древнерусской живописи художники строгановской школы открыли красоту и поэтичность пейзажа. На фонах многих икон показаны пейзажные панорамы с овражками и лесными полянами, с холмами, поросшими золотолиственными деревьями, травами и цветами, с извилистыми серебристыми реками, со множеством зверей и птиц. Наиболее известные представители: Прокопий Чирин (умер не позже середины XVII века), Никифор, Назарий, Фёдор и Истома Савины. Старший — Истома Савин — был государевым иконописцем, Степан Арефьев, Емельян Москвитин. Особенности: виртуозный рисунок, дробная и тонкая проработка деталей, сияющие и чистые краски, многофигурные композиции, пейзажные панорамы. Характерные произведения: икона «Никита-воин» Прокопия Чирина (1593, хранится в Государственной Третьяковской Галерее),икона «Иоанн Предтеча в пустыне» (20-30-е годы XVII века, хранится в Государственной Третьяковской Галерее

 

37. Монументальная живопись XVII века (Москва: на примере церкви Троицы в Никитниках и кремлёвских соборов; Ярославль: росписи церквей Илии Пророка и Иоанна Предтечи в Толчкове; Переславль-Залесский: росписи Троицкого собора Данилова монастыря).

В росписи Архангельского собора участвовали лучшие живописцы из разных городов во главе с мастерами Оружейной палаты. Они привнесли в древние композиционные схемы изощренный динамичный рисунок, сложное и энергичное архитектурное обрамление композиций, яркий, праздничный колорит, построенный на сочетании интенсивных тонов синего, вишневого, желтой охры с нежными тонами белого, розового, фисташкового.

В содержании программы декорации ансамбля идеи "политического богословия" времени Ивана Грозного переплетаются с темами смерти и покаяния. "Эпиграфом" ко всей росписи служат фрески предваряющей вход в храм лоджии, которые представляют собой "иллюстрации" к летописному сказанию о выборе христианской веры князем Владимиром. В алтаре храма звучит тема торжества русской национальной церкви. Здесь располагается композиция "София Премудрость Божия" в сопровождении многочисленных изображений русских церковных иерархов. В центральном куполе - "Отечество". «Страшный Суд»- западная стена. На северной и южной стенах храма - композиции, повествующие о чудесах Архангела Михаила. Тема прославления самодержавной власти находит свое развитие в изображениях святых князей - царских сродников и святых воинов, их покровителей. Среди них - Владимир и Ольга, Борис и Глеб, Петр и Феврония Муромские, князь Михаил Черниговский и его боярин Федор. Уникальная особенность росписи Архангельского собора - цикл надгробных портретов князей московской династии. Они располагаются непосредственно над княжескими гробницами. Фресками украшена и усыпальница Ивана Грозного. Фрески церкви Ильи Пророка отличаются большим разнообразием сюжетов, утверждают новые светские тенденции в религиозной живописи. Легкая и воздушная роспись, изобилующая голубым цветом, вносит ощущение радости и праздника. Она покрывает не только стены храма, но и галереи. Наиболее интересны фрески, расположенные по стенам и посвященные истории Ильи и его ученика Елисея. Светские моменты преобладают над религиозным содержанием. Фрески покрывают стены сплошным многоцветным ковром. В стремлении к декоративности художники зачастую сплетают контуры фигур в один замысловатый узор.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Отношения со взрослыми | Росписи Митрополичьего двора в Ростове Великом
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.