Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поступление на гражданскую службу и порядок замещения должности гражданской службы

Поступление на гражданскую службу как акт возникновения служебно-правовых отношений сопряжено с замещением должно­сти гражданской службы.

Все граждане России в соответствии с Конституцией РФ (ч. 4 ст. 32) имеют равный доступ к гражданской службе.

Но провозглашение Конституцией РФ равнодоступности к го­сударственной службе на практике является лишь юридической воз­можностью. Она еще не означает, что любой гражданин России, по­желавший поступить на должность гражданской службы, вправе тре­бовать, чтобы ему предоставили желаемую должность. В силу того что гражданская служба есть специфическая деятельность, требую­щая для ее исполнения необходимых знаний, умений и навыков, определенных личных качеств, к поступающему на гражданскую службу предъявляются как общие, так и специальные требования.

Прием на государственную гражданскую службу означает при­обретение гражданином правового статуса служащего.

Основные требования, предъявляемые к лицу для получения статуса гражданского служащего, выражаются в юридических фак­тах, при наличии которых и могут возникнуть служебно-правовые отношения. В число таких юридических фактов законодательство включает:

1) гражданство Российской Федерации;

2) возраст — не моложе 18 лет;

3) владение государственным языком;

4) соответствие квалификационным требованиям, установлен­ным Федеральным законом о гражданской службе.

Законодателем установлены также жесткие ограничения, при которых гражданин не может быть принят на гражданскую службу. К их числу отнесены: признание претендента на должность реше­нием суда (вступившим в законную силу) недееспособным или ог­раниченно дееспособным; отказ от прохождения процедуры офор­мления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений; наличие заболевания, препятствующего исполнению будущих должностных обязанностей; наличие у претендента близ­кого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сест­ры), если его служба будет связана с непосредственной подчинен­ностью или подконтрольностью одного из них другому; представ­ление заведомо ложных сведений, связанных с поступлением на гражданскую службу, или непредставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Препятствием к поступлению на гражданскую службу могут быть также запреты, связанные с несовместимостью должности гражданского служащего с другими видами деятельности и обес­печением дисциплинарного режима на гражданской службе.

Следует отметить, что к настоящему времени четко определе­но, кто является нанимателем гражданина на гражданскую службу. Федеральный закон «О системе государственной службы Россий­ской Федерации» (ч. 3. ст. 10) устанавливает, что нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации — соответствующий субъект Российской Федерации.

Полномочия государственного нанимателя от имени Россий­ской Федерации или субъекта РФ возлагаются на руководителя государственного органа, лицо, замещающее государственную дол­жность, либо представителя указанного руководителя или лица, замещающего государственную должность.

Как правило, первое представление о претенденте на долж­ность гражданской службы представитель нанимателя получает от знакомства с документами, характеризующими кандидата по ос­новным квалификационным и демографическим данным. Феде­ральным законом «О государственной гражданской службе Россий­ской Федерации» (ч. 2 ст. 26) предусматривается, что при поступле­нии на гражданскую службу гражданин предъявляет представителю нанимателя:

1) заявление с просьбой о поступлении на гражданскую служ­бу и замещении должности гражданской службы;

2) собственноручно заполненную и подписанную анкету уста­новленной формы;

3) паспорт;

4) трудовую книжку, за исключением случаев, когда служеб­ная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

5) страховое свидетельство обязательного пенсионного стра­хования, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) де­ятельность осуществляется впервые;

6) свидетельство о постановке физического лица на учет в на­логовом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;

7) документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

8) документ об образовании;

9) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имуще­ственного характера.

В отдельных случаях с учетом условий прохождения граждан­ской службы, установленных Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Прави­тельства Российской Федерации, при заключении служебного кон­тракта может предусматриваться необходимость предъявления иных документов.

В законодательстве о гражданской службе закрепляются два способа замещения служебных должностей:

а) замещение претендентом должности гражданской службы
или замещение гражданским служащим другой должности по ре­зультатам конкурса;

б) назначение претендента на должность без проведения кон­курса в случаях, установленных ст. 22 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В соответствии с п. 1 ст. 22 ФЗ № 79 способом замещения граж­данином РФ должности гражданской службы или замещение граж­данским служащим другой должности определен конкурсный отбор.

Федеральный закон и конкретизирующий его Указ Президен­та РФ от 1 февраля 2005 года № 112 «О конкурсе на замещение ва­кантной должности государственной гражданской службы Россий­ской Федерации» четко определяют порядок и условия проведе­ния конкурса.

Конкурс заключается в оценке профессионального уровня пре­тендентов на замещение должности гражданской службы, их соот­ветствия установленным квалификационным требованиям к дан­ной должности. Положение о конкурсе, утвержденное Указом Пре­зидента РФ, определяет, что право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет и вла­деющие государственным языком Российской Федерации.

Гражданин, изъявивший желание участвовать в конкурсе, пред­ставляет в государственный орган необходимые документы в тече­ние 30 дней со дня объявления конкурса.

Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе государствен­ный орган публикует объявление о приеме документов для учас­тия в конкурсе не менее чем в одном периодическом печатном из­дании, а также размещает информацию о проведении конкурса на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети обще­го пользования. Необходимые документы от претендентов при­нимаются в течение 30 дней со дня объявления об их приеме.

Затем осуществляется проверка достоверности сведений, пре­доставленных претендентами на замещение вакантной должности гражданской службы, а также, в случае необходимости, проводит­ся процедура оформления допуска претендента к сведениям, со­ставляющим государственную и иную охраняемую законом тайну.

Только после этих организационно-правовых действий пред­ставитель нанимателя принимает решение о дате, месте и време­ни проведения второго этапа конкурса. При этом не позднее чем за 15 дней до начала второго этапа он направляет соответствующее сообщение гражданам (гражданским служащим), допущенным к участию в конкурсе.

Если на первом этапе конкурса не были выявлены кандидаты, отвечающие квалификационным требованиям к вакантной долж­ности гражданской службы, представитель нанимателя может при­нять решение о проведении повторного конкурса.

Для проведения конкурса государственным органом образует­ся конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе. В государственном органе допускается образование нескольких кон­курсных комиссий для различных категорий и групп должностей гражданской службы. Состав конкурсных комиссий, сроки и порядок их работы, а также методика проведения конкурса опреде­ляется правовым актом государственного органа.

 

Таблица 1

КОНКУРС ПРИ ПРИЕМЕ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ

 

Конкурс   Конкурс не проводится в случаях   Конкурс может не проводится в случаях

 

Оценка соответствия профессионального уровня претендентов квалификационным требованиям к должности   Назначение на определенный срок   Назначение руководителей   Заключение срочного контракта   Назначение из кадрового резерва   При назначение на отдельные должности, связанные с государственной тайной   При назначении на младшую должность

 

Руководители   Помощники (советники)   Президентом РФ   Правительством РФ

При оценке профессиональных и личностных качеств канди­датов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалифи­кационных требований к вакантной должности, положений долж­ностного регламента по данной должности, а также иных положе­ний, установленных законодательством о гражданской службе.

Заседание конкурсной комиссии проводится при наличии не менее двух кандидатов и присутствии при этом не менее двух тре­тей общего числа ее членов.

Решение конкурсной комиссии принимается в отсутствии кан­дидата и является основанием для назначения его на вакантную должность либо отказа в таком назначении.

Кандидат, участвовавший в конкурсе, вправе обжаловать ре­шение конкурсной комиссии в соответствии с законом о граждан­ской службе.

По результатам конкурса издается акт представителя нанима­теля о назначении победителя конкурса на вакантную должность, и с ним заключается служебный контракт.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные модели бюрократии | Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.