Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Учёт основных средств и вложений во внеоборотные активы




1. Понятие, классификация и оценка основных средств.

2. Первичный, аналитический и синтетический учёт наличия и движения основных средств.

3. Учёт амортизации основных средств.

4.Учёт вложений во внеоборотные активы.

 

1.

 

Основные средства – средства труда, участвующие в течение длительного периода времени в хозяйственном процессе. Сохраняя первоначальную материальную форму, они переносят свою стоимость на производимую с их участием продукцию, выполняемые работы или оказываемые услуги частями путём начисления амортизации.

Согласно Положению по бухгалтерскому учёту 6/2001 «Учёт основных средств» (ПБУ 6/2001) для принятия к учёту активов в качестве основных средств необходимо одновременное соблюдение следующих условий:

а) использование для производства продукции, при выполнении работ, оказании услуг либо для целей управления организацией;

б) использование в течение длительного времени, т. е. срок полезного использования должен превышать 12 мес. или обычный операционный цикл, если он превышает 12 мес.;

в) не предполагается последующая перепродажа таких активов;

г) приобретение активов связано с намерением получить в будущем экономическую выгоду (доход).

Для рациональной организации бухгалтерского учёта основных средств и достоверного отражения в отчётности важна их классификация. Существует несколько классификационных признаков, по которым можно сгруппировать основные средства:

1) по видам и выполняемым функциям – здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь, вычислительная техника, инструмент, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения и др. Кроме того, в состав основных средств включаются земельные участки, а также объекты природопользования (лесные, водные угодья и т. п.), приобретённые организацией в собственность;

2) по отраслевой принадлежности – основные средства промышленности, сельского хозяйства, торговли, строительства и пр.;

3) по характеру участия в производственном процессе – активные (непосредственно участвующие в производственном процессе) и пассивные (создающие условия для нормального хода производства);

4) по назначению – производственные (используемые при ведении обычных видов деятельности) и непроизводственные (используемые в сфере бытового обслуживания, здравоохранении, в жилищно-коммунальном хозяйстве и пр.). Производственные основные средства сельскохозяйственных организаций, в свою очередь, подразделяются на средства сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения;

5) по принадлежности (по имеющимся правам) - принадлежащие организации на правах собственности (в т. ч. сданные в аренду), находящиеся у организации на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, полученные организацией в аренду;

6) по степени использования – находящиеся в эксплуатации, в запасе, в ремонте, на стадии достройки (или дооборудования), на реконструкции, модернизации, на консервации.

Единицей бухгалтерского учёта основных средств является инвентарный объект. Таковым признаётся отдельно взятый объект (со всеми приспособлениями и принадлежностями) или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определённых самостоятельных функций, или обособленный комплекс конструктивно сочленённых предметов (представляющих собой единое целое), предназначенный для выполнения определённых работ.

Если у объекта основных средств имеется несколько частей с разным сроком полезного использования, каждая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Для организации бухгалтерского учёта большое значение имеет оценка основных средств. Стоимость основных средств влияет на величину амортизационных отчислений и, соответственно, расходы организации, на оценку обеспеченности обязательств и др. В бухгалтерском учёте основные средства оцениваются по первоначальной, восстановительной и остаточной стоимости.

По первоначальной стоимости основные средства принимаются к учёту. Первоначальная стоимость определяется следующим образом:

- основные средства, приобретённые за плату – по сумме фактических затрат на приобретение без учёта НДС (суммы, уплаченные поставщику, оплата информационных, консультационных, посреднических услуг, расходы по доставке, сооружению, монтажу и др.);

- основные средства, полученные безвозмездно – исходя из их рыночной стоимости на дату принятия к учёту;

- основные средства, приобретённые в обмен на другое имущество (кроме денежных средств) – исходя из стоимости обмениваемого имущества, при этом стоимость устанавливается исходя из цены аналогичных ценностей в сравнимых обстоятельствах;

- основные средства, изготовленные в своей организации – исходя из фактических затрат на строительство, установку, монтаж, изготовление;

- основные средства, внесённые учредителями в счёт вкладов в уставный капитал – по договорённости сторон (согласованной стоимости).

Первоначальная стоимость основных средств может изменяться при достройке, дооборудовании, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценке объектов.

Под восстановительной стоимостью основных средств понимается стоимость их воспроизводства на данный момент времени. Обычно восстановительная стоимость определяется при пересчёте первоначальной стоимости (либо восстановительной, если объект уже переоценивался) путём индексации или методом прямой (или экспертной) оценки по документально подтверждённым рыночным ценам. Одновременно пересчитываются и сумм амортизации, начисленной за время использования объекта.

В сельскохозяйственных организациях по отдельным видам основных средств имеются особенности в оценке. Например, взрослый рабочий и продуктивный скот, приобретённый за плату, оценивается по сумме фактических затрат на приобретение с учётом расходов по доставке; молодняк, переводимый в основное стадо, оценивают по фактической себестоимости выращивания; многолетние насаждения принимают к учёту по сумме всех затрат на закладку и уход за ними, т. е. по фактической себестоимости.

Для определения остаточной стоимости необходимо из первоначальной (или восстановительной) стоимости вычесть сумму начисленной амортизации основных средств. Именно по этой стоимости они отражаются в бухгалтерском балансе.

 

2.

 

Основные средства поступают в организацию и принимаются к бухгалтерскому учёту в случаях их приобретения, сооружения, изготовления, строительства, внесения учредителями в счёт их вкладов в уставный капитал, получения по договору дарения и прочих поступлений.

Поступающие в организацию основные средства должны быть документально оформлены и сразу же оприходованы. Основным документом на оприходование основных средств (изготовленных или построенных в организации и полученных со стороны) является акт приёма-передачи основных средств.

В качестве документов по учёту поступления основных средств в сельскохозяйственных организациях также используются:

· акт приёма-сдачи отремонтированных и реконструированных объектов – при поступлении объектов из ремонта или после реконструкции;

· акт приёма многолетних насаждений и передачи их в эксплуатацию – для оформления законченных выращиванием многолетних насаждений (садов, ягодников, полезащитных полос и др.) и передачи их в эксплуатацию;

· акт на оприходование земельных угодий – для оприходования поступивших земельных участков, имеющих стоимостную оценку.

Все вышеуказанные документы составляет комиссия и утверждает руководитель организации, после чего они передаются в бухгалтерию.

Все поступающие в организацию основные средства должны быть закреплены за материально-ответственными лицами. С целью контроля за сохранностью, перемещением в организации и правильным использованием основных средств каждому инвентарному объекту присваивается инвентарный номер, который сохраняется за данным объектом на всё время его нахождения в эксплуатации, запасе или консервации. Инвентарный номер прикрепляется или обозначается на учитываемом объекте и обязательно указывается в документах, связанных с движением основных средств. Инвентарные номера выбывших объектов могут присваиваться другим, вновь поступившим основным средствам не ранее чем через 5 лет после выбытия.

Выбывают объекты основных средств по следующим причинам: продажа, списание в результате морального и физического износа, ликвидация при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях и т. д.

Для оформления списания соответствующих видов имущества при выбытии вследствие непригодности, снижения продуктивности, утраты производственного значения, нецелесообразности дальнейшей эксплуатации и т.п. применяются различные акты на списание:

· акт на списание зданий и сооружений;

· акт на списание машин, оборудования и транспортных средств;

· акт на выбраковку животных из основного стада;

· акт на списание многолетних насаждений.

Акты на списание также в обязательном порядке составляет комиссия. Она определяет причины списания объекта, в необходимых случаях конкретных лиц, виновных в преждевременном выбытии имущества. Комиссия должна определить возможность использования получаемых при ликвидации основных средств материалов, отдельных узлов и деталей и дать им оценку.

Акты на списание вместе с приложенными к ним документами комиссия передаёт на рассмотрение и утверждение руководителю организации.

Аналитический учёт основных средств по месту их эксплуатации и материально-ответственным лицам осуществляется в инвентарных списках основных средств. Учёт ведут по классификационным группам (здания, сооружения и т. д.) с указанием места эксплуатации.

Аналитический учёт в бухгалтерии ведётся в типовых инвентарных карточках учёта основных средств (для зданий, сооружений, машин, оборудования, инструмента, производственного и хозяйственного инвентаря), а также в инвентарной карточке учёта многолетних насаждений и инвентарной карточке группового учёта основных средств (для продуктивного и рабочего скота). Кроме того, используются карточки движения основных средств, в которых отражаются все изменения, происшедшие с объектами данной группы. Заполненные карточки регистрируются в описях и хранятся в картотеке

Для учёта земель в сельскохозяйственных организациях ведётся Земельная кадастровая книга, которая включает четыре раздела. В первом разделе указывается общая земельная площадь и основание на право пользования землёй (государственный акт, решение соответствующей администрации), во втором – состав земли по видам угодий, в третьем – характеристика сельскохозяйственных угодий по качеству почв, в четвёртом – приусадебные участки.

Синтетический учёт основных средств ведётся на счёте 01 «Основные средства» по первоначальной (или восстановительной) стоимости. На этом счёте учитываются основные средства, находящиеся в эксплуатации, в запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении, в залоге. Основные средства, приобретённые с целью сдачи в аренду или на прокат, учитываются на счёте 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

К счёту 01 открываются субсчета по видам основных средств, например:

1 «Производственные основные средства основной деятельности (кроме скота, многолетних насаждений, земельных участков и объектов природопользования) – для учёта основных средств, связанных с производством продукции, работ и услуг основной деятельности;

2 «Прочие производственные основные средства» - для учёта основных средств промышленных производств, строительства;

3 «Непроизводственные основные средства» - для учёта основных средств обслуживающих производств;

4 «Скот рабочий и продуктивный»;

5 «Многолетние насаждения»;

6 «Земельные участки и объекты природопользования»;

7 «Объекты неинвентарного характера» - для учёта капитальных вложений неинвентарного характера в земельные участки, лесные и водные угодья и пр.;

8 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» - учитывается указанное имущество со сроком полезного использования свыше 12 мес.;

9 «Основные средства, полученные по лизингу и в аренду»;

10 «Прочие объекты основных средств» - для учёта объектов, не указанных в предыдущих субсчетах;

11 «Выбытие основных средств» - отражается выбытие амортизируемых объектов основных средств. Ведение данного субсчёта предусматривается учётной политикой организации.

Счёт 01 активный, по дебету отражается поступление основных средств, по кредиту – выбытие объектов по разным причинам.

Принятие к бухгалтерскому учёту основных средств, а также изменение первоначальной стоимости в результате достройки, дооборудования и реконструкции отражаются по дебету счёта 01 в корреспонденции со счётом 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Изменение первоначальной стоимости при переоценке соответствующих объектов отражается записью: Дт01 Кт83.

Выбытие основных средств отражается в учёте с использованием счёта 91 «Прочие доходы и расходы». При выбытии объектов основных средств (ликвидация, продажа и пр.) составляются следующие бухгалтерские записи:

Дт91 Кт 01/1-01/10 – на остаточную стоимость;

Дт02 Кт 01/1-01/10 – на сумму начисленной амортизации;

Дт 91 Кт 10,70,69,60,23 и др. – на сумму расходов, связанных с выбытием основных средств.

Оприходование материалов от ликвидации основных средств, пригодных для использования, отражается записью: Дт10 Кт91.

Таким образом, при сравнении оборотов по дебету и кредиту счёта 91 определяется результат от выбытия основных средств – прибыль или убыток, который затем списывается на счёт 99 «Прибыли и убытки».

Если к счёту 01 открывается субсчёт 11 «Выбытие основных средств», то по дебету данного субсчёта отражается первоначальная (восстановительная) стоимость (Дт 01/11 Кт 01/1- 01/10), а также расходы, связанные с выбытием (Дт 01/11 Кт 70. 69, 23 и др.).

По кредиту этого субсчёта отражается сумма накопленной амортизации по выбывшему объекту (Дт 02 Кт01/11) и остаточная стоимость выбывшего объекта (Дт91 Кт01/11).

При инвентаризации основных средств используются: инвентаризационная опись основных средств; инвентаризационная опись рабочего скота и продуктивных животных, птицы и пчелосемей; инвентаризационная опись многолетних насаждений; инвентаризационная опись питомников; инвентаризационная опись земельных угодий.

Выявленные при инвентаризации излишки основных средств приходуются записью: Дт01/1,2,3,4,8 Кт91, а недостачи списываются проводкой: Дт94 Кт01/11.

 

3.

 

В процессе эксплуатации основные средства, сохраняя первоначальную стоимость, постепенно изнашиваются. Под износом понимают потерю основными средствами части их стоимости. Стоимостное выражение износа основных средств погашается путём включения в себестоимость произведённой продукции (работ, услуг) амортизационных отчислений.

Ежегодная величина износа основных средств, а, следовательно, и сумма амортизационных отчислений зависят от характера самих средств, интенсивности и условий их эксплуатации и других факторов. Для удобства расчётов годовую сумму амортизационных отчислений выражают в процентах к первоначальной стоимости основных средств. Эта величина получила название нормы амортизации основных средств.

В соответствии с ПБУ 6/2001 организации могут применять следующие способы начисления амортизации основных средств: линейный, способ уменьшаемого остатка, по сумме чисел лет срока полезного использования, пропорционально объёму продукции (работ).

Применение одного из указанных способов начисления амортизации по группе однородных объектов производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.

Объекты основных средств стоимостью не более 10 тысяч рублей за единицу, а также приобретённые книги, брошюры и др. издания разрешается списывать на затраты производства (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию.

Годовая сумма амортизационных отчислений определяется:

· при линейном способе – исходя из первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования объекта;

· при способе уменьшаемого остатка – исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчётного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения, установленного в соответствии с законодательством РФ;

· при способе списания стоимости по сумме чисел лет - исходя из первоначальной (восстановительной) стоимости объекта и соотношения, в числителе которого – число лет, остающихся до конца срока полезного использования, а в знаменателе – сумма чисел лет полного срока полезного использовании;

· при способе списания стоимости пропорционально объёму продукции (работ) - исходя из первоначальной стоимости объекта и соотношения объёма выпущенной продукции (выполненных работ) в отчётном периоде к предполагаемому объёму продукции (работ) за весь срок полезного использования.

Срок полезного использования определяется организацией самостоятельно при принятии объекта основных средств к учёту. Обычно сроком полезного использования является период, в течение которого предполагается получать доход от эксплуатации конкретного объекта. Срок полезного использования по каждому объекту определяется исходя из:

· ожидаемого срока использования в соответствии с планируемой мощностью или производительностью;

· предполагаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, системы проведения ремонтов и прочих условий;

· нормативно-правовых и других ограничений на использование этого объекта.

После модернизации или реконструкции объектов основных средств изменяются их технические характеристики и, следовательно, срок полезного использования по ним может быть пересмотрен.

Для целей налогообложения организации могут использовать, в соответствии с НК РФ, два способа начисления амортизации – линейный и нелинейный.

По объектам жилищного фонда, объектам внешнего благоустройства, а также по продуктивному скоту, буйволам, волам и оленям, многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста, амортизация не начисляется. По указанным объектам, а также по объектам основных средств некоммерческих организаций производится начисление износа в конце отчётного года по установленным нормам (с отражением сумм износа на отдельном забалансовом счёте 010 «Износ основных средств).

Не подлежат амортизации объекты, потребительские свойства которых с течением времени не меняются (земельные участки, объекты природопользования, объекты, отнесённые к музейным предметам и музейным коллекциям).

Амортизационные отчисления по объекту основных средств начинают начислять с первого числа месяца, следующего за месяцем его принятия к бухгалтерскому учёту.

Амортизация начисляется до полного погашения стоимости либо списания объекта, т. е. до момента прекращения права собственности на объект основных средств (и прекращает начисляться с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта или его списания).

В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизации прекращается только в случаях его перевода приказом руководителя на консервацию на срок более трёх месяцев или на период его восстановления, который превышает 12 месяцев.

Учёт амортизационных отчислений по объектам основных средств ведётся на счёте 02 «Амортизация основных средств», к которому могут быть открыты следующие субсчета:

1 «Амортизация собственных основных средств»;

2 «Амортизация основных средств, арендуемых и полученных по лизингу».

Счёт 02 пассивный, по кредиту отражается начисление амортизации в корреспонденции с дебетом счетов: 08,20.23,25,26,29,44,97. По основным средствам, сданным в аренду, амортизацию начисляют проводкой: Дт91 Кт 02/1.

По дебету счёта 02 отражается списание начисленных сумм амортизационных отчислений при списании объектов: Дт91 Кт02.

Для начисления и распределения амортизации в сельскохозяйственных организациях применяются специализированные ведомости и расчёты:

· ведомость расчёта амортизации и отчислений в ремонтный фонд по основным средствам;

· ведомость начисления амортизации и отчислений в ремонтный фонд (без автотранспорта);

· ведомость расчёта амортизации по автотранспорту и отчислений в ремонтный фонд;

· ведомость распределения амортизации в растениеводстве;

· ведомость распределения амортизации, отчислений в ремонтный фонд и других распределяемых затрат.

Аналитический учёт по счёту 02 ведётся по отдельным инвентарным объектам.

 

4.

 

Вложения во внеоборотные активы – затраты организации, связанные с:

· осуществлением капитального строительства (новое строительство, реконструкция, расширение и техническое перевооружение действующих объектов основных средств);

· приобретением основных средств;

· приобретением и созданием нематериальных активов;

· формированием основного стада путём перевода выращенного молодняка животных в основное стадо;

· приобретением продуктивного, племенного и рабочего скота основного стада;

· закладкой и выращиванием многолетних насаждений.

Учёт вложений во внеоборотные активы ведётся на счёте 08 «Вложения во внеоборотные активы». К данному счёту могут открываться следующие субсчета:

1 «Приобретение земельных участков»;

2 «Приобретение объектов природопользования»;

3 «Строительство объектов основных средств»;

4 «Приобретение объектов основных средств»;

5 «Приобретение нематериальных активов»;

6 «Перевод молодняка животных в основное стадо»;

7 «Приобретение взрослых животных»;

8 «Закладка и выращивание многолетних насаждений»;

9 «Приобретение основных средств по лизингу»;

10 «Прочие вложения».

По дебету счёта 08 отражаются фактически произведённые затраты по видам вложений в корреспонденции с кредитом счетов:

1) 60,76 – приобретение земельных участков, объектов природопользования и других объектов основных средств, а также нематериальных активов за плату, в т. ч. по лизингу; осуществление строительных работ подрядным способом;

2) 11 – перевод молодняка животных в основное стадо;

3) 10,23,26,02,69,70 и др. – списание соответствующих расходов при строительстве объектов хозяйственным способом, закладке и уходу за многолетними насаждениями (до передачи их в эксплуатацию);

4) 75 – внесение объектов внеоборотных активов учредителями в счёт вклада в уставный капитал;

5) 91 – принятие к учёту объектов незавершённого строительства, неучтённых и выявленных при инвентаризации;

6) 98 – безвозмездное получение основных средств и нематериальных активов и др.

С кредита счёта 08 списывается стоимость готовых к эксплуатации объектов основных средств и нематериальных активов, оформленных в установленном порядке, в дебет счетов 01 «Основные средства», 03 «Доходные вложения в материальные ценности», 04 «Нематериальные активы».

На субсчёте 10 «Прочие вложения» учитываются затраты по коренному улучшению земель: оросительные и осушительные работы, планировка земельных участков, раскорчёвка площадей под пашню, очистка полей от камней, срезание кочек, очистка водоёмов и пр. Затраты по указанным видам работ учитываются по дебету данного субсчёта в течение года, в конце года их списывают на счёт 01 «Основные средства».

Сальдо по счёту 08 «Вложения во внеоборотные активы» характеризует величину капитальных вложений организации в незавершённое строительство, а также незаконченные операции по приобретению основных средств, нематериальных активов (включая затраты по формированию основного стада, закладке и выращиванию многолетних насаждений).

Аналитический учёт по счёту 08 ведётся по каждому строящемуся или приобретаемому объекту. При этом должна обеспечиваться возможность получения данных:

- о затратах на строительные работы и реконструкцию; приобретение оборудования, требующего и не требующего монтажа; приобретение зданий, сооружений и других объектов; закладку и выращивание многолетних насаждений и др.;

- по затратам, связанным с формированием основного стада – о затратах по видам животных, а в отдельных случаях и по породам;

- по затратам, связанным с приобретением нематериальных активов – по каждому приобретаемому объекту.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1153; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.091 сек.