Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ранний период творчества




Творчество Михаила Александровича Шолохова (1905-1984)

 

1) Ранний период творчества;

2) «Тихий Дон»:

а) история написания;

б) трагический эпос романа;

в) споры в литературной критике;

3) «Поднятая целина».

 

Михаила Шолохова называли и классиком соцреализма, и «тихим казачком», и «тёмной лошадкой» в литературе. Шолохов получает Нобелевскую премию именно за тему казачества.

Шолохов происходил из полуказацкой семьи (отец — разночинец из Рязанской губернии, а мать Анастасия Даниловна Черникова — полуказачка, полукрестьянка). Отец Александр Михайлович был скупщиком скота (шибаем), сеял хлеб, был управляющим на паровой мельнице. В доме была библиотеке, отец настоял, чтобы сын учился в гимназии, Шолохов учился два или три года в Московской гимназии (частном пансионе). Вообще учился в разных гимназиях. Во время революции — в Воронежской губернии. Гражданская война à прекращает обучение.

Одно время помогал отцу — вёл документы. Во время Гражданской войны был в составе продразвёрстки, встречается с Махно, который его чуть не застрелил.

К 1922 году переезжает в Москву. Пишет маленькие рассказы. Один из них был опубликован в газете «Юношеская правда» (потерялся).

14 декабря 1924 года — официально 1я публикация.

На рабфак его не приняли: происхождение формально было не пролетарским.

Женился на дочери казацкого атамана М.П. Громославской (1901-1992), сочетались церковным браком (январь 1924 года). Снимали в Москве маленькую комнату. Жена переписывала его рукописи. Рассказы Шолохова печатались в журнале «Огонёк», «Смена», «Прожектор», газете «Молодой ленинец».

1926 г. — выходит сборник «Донские рассказы» (25 рассказов), в этом же году — «Лазоревая степь» (2-й сборник). Эти рассказы — и литературная школа, и накопление опыта для большого эпического полотна (1926 г. — приступил к «Тихому Дону»).

 

2. «Тихий Дон»:

а) история создания

Начинает с 1926 года, последний том закончил в 1940 году. Произведение тяжело далось Шолохову. Первая книга была написана очень быстро (с декабря 1926 по осень 1927 года).

Обратился в «Октябрь», которым заведовал А. Серафимович. Роман был напечатан, вызвал бурю восторга у читателей и гнев рапповской критики. Они объявили его идеологом казачества, отмечали множественные художественные просчёты и объявляли слабым романом. Говорили, что роман написан бесцветным, безликим языком, что Шолохов использовал шаблонный язык, сухо описывал войну, говорили о порнографии. Пока журнал публиковал первый том, Шолохов принёс вторую, которая начинает публиковаться в 1929 году. РАПП созвал пленум правления, придавил Серафимовича, попытался придавить Шолохова, завёл дискуссию в газетах и журналах. Официально выступал Владимир Ермилов. Главный вопрос: отражает ли роман Шолохова революционный подвиг народа или сочувствие белоказацкому движению?

Произведение было слишком сложным для первых лет советского строя, не нравилась и психологическая манера. Первая волна сплетен — об авторстве. Вспомнили Сергея Голоушева, его книгу заметок «Тихий Дон». А. Серафимович: это не его (Голоушева) тема. Виток защиты Шолохова от рапповцев и от клеветы в плагиате (А. Серафимович, М. Горький и др.).

5 ноября 1929 года — сообщение СКАППа (Северо-Кавказской организации пролетарских поэтов) «Против клеветы на пролетарского писателя» в газете «Большевистская смена», попытка доказать авторство.

Третья книга написана в очень тяжёлых условиях. Шолохов принимает идеологический приём: откладывает работу над «Тихим Доном», начинает работать над романом «Поднятая целина» (название цензурное, без ведома Шолохова. Его название — «С потом и кровью»). Роман понравился, автор заручился поддержкой. Шолохов возвращается к «Тихому Дону». 1932 г. — третий том «Тихого дома», первый том «Поднятой целины».

Накануне — аресты, раскулачивание, Шолохов находится в опасности.

Роман затягивается ещё на 10 лет, Шолохов, по его словам, «не хотел ставить точку». 1940 г. — завершение. 8 февраля 1940 года — в «Известиях» сообщение о завершении романа. Всё десятилетие его подталкивают и подсказывают, как завершить.

Очень спешно, 19 марта 1940 года, в Московском клубе писателей — обсуждение 4й книги, которая опять положило начало дискуссии. Дискуссия должна была проходить в нехорошей для Шолохова обстановки. Критика не была готова к дискуссии, потому что не успела прочитать. Неожиданно роман оценивают положительно, Шолохов получил Сталинскую премию.

 

б) трагический эпос романа

Ориентация на «Войну и мир» Л. Толстого. Более 700 героев. Представлены важные политические события. Хронологические рамки: 1912—весна 1922 года. Мирная жизнь, война, революции, Гражданская война, борьба с несогласными. События перемещаются: хутор Татарский, Австрия, Петербург и др.

Традиции семейно-бытового романа: семья как сюжетно-композиционный центр (отсюда расходятся и сюда сходятся все основные сюжетные линии). Некоторые определяли роман как семейно-бытовой. 6 семей (все социальные слои): Лесницкие (дворянская семья), семья купца Мохова (Михаил Кошевой влюбляется в Елизавету Мохову), Коршуновы (зажиточные. Когда Мелеховы сватают Наталью Коршунову, родители думают, отдавать ли её), Мелеховы (серединное место), Астаховы (такая же, как и Мелеховы, но она меньше и неубедительнее), Кошевые (бедная семья).

Это развитие толстовских традиций: соотношение мирных и военных событий. Военные события всё больше вклиниваются в мирную жизнь.

Проблема выбора, которая обозначена в каждом из присутствующих. Легче сделать выбор таким, как Моховы, Лесницкие, Кошевые, сложнее — таким, как Мелехов (срединной прослойке сложнее приспособиться к политическим изменениям). К тому же казачество до этого всегда было привилегированным слоем.

Раскол в семье Мелеховых: Григорий идёт к красным, а Пётр — к белым, отец поддерживает Петра. Трагизм усиливается именно из-за этого: рассыпается не только казачий быт, но и раскалываются семьи.

Шолохов прописывает историю семей, которых буквально разметало. Семья Мелеховых — работящая, крепкая семья, есть традиции, иерархия, дружная атмосфера, заранее определён путь каждого члена семьи. А далее — разламывание этого. В живых остаётся Григорий (обречён), Дуняшка (как свидетельство того, что жизненные силы не остановишь) и Миша (его судьба тоже под вопросом).

Наиболее трагично прописан путь Григория Мелехова. Шолохов не идеализирует казачество. Насилие — и со стороны белых, и со стороны красных. Потеря человеком ориентиров на войне. Мелехов, изрубивший юношу, бьётся головой о землю и кричит: «Братцы, вяжите меня, нет мне прощения!» Законы, каноны, традиции (например, не убивать пленных) ломаются, потому что эта война — братоубийственная.

Два эпиграфа — из старинных казачьих народных песен:

 

(1) Не сохами-то славная землюшка наша распахана...Распахана наша землюшка лошадиными копытами,А засеяна славная землюшка казацкими головами,Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами,Цветёт наш батюшка тихий Дон сиротами,Наполнена волна в тихом Дону отцовскими,материнскими слезами. (2) Ой ты, наш батюшка тихий Дон!Ой, что же ты, тихий Дон, мутнёхонек течёшь?Ах, как мне, тихому Дону, не мутну течи!Со дна меня, тиха Дона, студёны ключи бьют,Посередь меня, тиха Дона, бела рыбица мутит…

Дон никогда не был тихим, Дон — это всегда, как пограничное место, всегда наполнен подводными течениями, камнями.

Фигура Мелехова вызвала бурю полемики. РАПП: враг народа, отщепенец от него. Другая точка зрения: человек страдающий, жертва исторических перемен.

Впервые поставили вопрос о Мелехове как искателя народной правды П. Палиевский «Тихий Дон Михаила Шолохова», В.В. Гура «Как создавался "Тихий Дон"», С.Н. Семанов, И.И. Жуков. Он знаменует судьбу народа в этих исторических потрясениях: он ищет истины. Его путь очень сложен: он ищет правды и в личных отношениях. Разделяется между чувством любви и чувством долга. Аксинья и Наталья составляют две половины идеальной женщины. Аксинья представляет страстную, сжигающую. Она, как и сам Мелехов, бунтарь. Не скрывает своё счастье — в разрез с казачьими традициями. Мелехов ломает каноны, забирая её, уходя из дома, чтобы устроиться в батраки. Наталье Григорий сразу говорит, что отношений быть не может. Есть ответственность за Полю, дочь Аксиньи, потом — из за Мишу. «Она полюбила меня за муки, а я её — за сострадание».

Жизнь разрубает этот личностный узел, Григорий остаётся с Аксиньей. Политический выбор сделать сложнее: жизнь уже не даёт ему такого шанса.

Когда Мелехов задаёт себе вопрос, за что сражается казачество, он испытывает влияние и большевика Гаранжи, и сотника Ефима Изварина (казацкая автономия, особый путь казачества). Григорий тоже приходит к мысли об особом историческом пути казачества, но это оказывается иллюзией, когда он возвращается домой. Споры идут везде, и везде стоит проблема выбора. Григорий делает свой выбор, когда встречается с Фёдором Подтёлковым: идёт к красным. Это, по его мнению, отстаивание казачеством своих прав. В это же время к белым уходит Пётр.

Дальше — метания. Жестокость красных по отношению к пленным — Мелехов уходит к белым. В какой-то момент у Григория возникает усталость. Появляется ещё один иллюзорный путь: война никому не нужна, это игра правящих классов. Григорий пытается отстраниться от войны, вернуться к семье и труду, но в 1918 году его насильно мобилизируют белые. Муторное чувство от того, как рубят человеческие тела. Григорий снова уходит.

Попытка самоопределения всегда приводит к тупику. Январь 1919 года: Григорий — один из повстанческих лидеров. Казаки недовольны политикой красных (продразвёрстки, репрессии белых семей). Кратковременный союз против красных. Григорий опять понимает, что сделал неверный выбор: это братоубийственная война, нельзя победить всю России.

Ещё один знаковый выбор — в марте 1920 года — Григорий вступает в первую конную армию Будённого.

Когда он возвращается домой, Натальи уже нет. Советская власть уже установлена на хуторе, и Григорий воспринимается как матёрый враг. Кошевой, друг детства, обвиняет его, требует арестовать, оскорбляет недоверием, требует, чтобы Григорий немедленно стал на учёт в ЧК. Кошевой провоцирует побег Мелехова (понимает, что впереди — расстрел). Сцена прощания с родительскими могилами: «Хорошо им тут: лежат рядком».

Бежит с хутора, попадает в банду фоминовцев (отдалённая связь с Кронштадтским мятежом, который замалчивали). Григорий опять оказывается втянутым в этот конфликт. Понимая, что он попал в окружении мародёров, Григорий принимает решение уйти. Последняя иллюзия: забрать Аксинью и затеряться среди беженцев. Ночью, когда они с Аксиньей бегут из хутора, они встречаются с дозором, и шальная пуля убивает Аксинью. Григорий долго копает могилу шашкой. Солнце встаёт «чёрным диском». Дальше идти некуда. Белому проходящему казаку отдаёт оружие. Казак ищет лучшей доли, а Григорий уже своё отыскался.

Григорий оказывается в землянке дезертиров. Решает вернуться на руины родного дома, видит сына, играющего на этих руинах. На этом Шолохов ставит точку.

Шолохова засыпают письмами: почему пессимистический конец? Это конец 1938 года. А.И. Хватов: именно тогда было принято решение о трагическом финале.

Роман о распаде казацкого существования. Образ Дуняшки, которая вошла в новую жизнь. Она выходит за Кошевого, который участвует в расстреле брата Петра. Наталья Ильинична (мать) была вынуждена против воли благословить их брак, чтобы дочь не жила в безбожестве, и умирает. Даёт наказ «соблюсти» детишек Григория, которого она не дождалась. Дуня и Миша жили, практически не замечая Натальи Ильиничны.

Трагический финал усиливается и тем, что Григорий возвращается раньше амнистии, под которую он, таким образом, не попадает.

 

в) споры в литературной критике

Споры не утихают и по сей день. Одна из последних версий: уже три автора.

Вопросы, по которым полемизировали:

отношение к главному герою;

отношение к самому роману и к самому автору;

проблема авторства.

 

Отношение к образу Мелехова — см. выше. В оттепельный период меняются взгляды. А.И. Хватов, И.И. Жуков: сложность образа.

Отношение к роману и автору — тоже см. выше.

Проблема авторства. Дискуссия началась в 1928 г. («Реквием памяти Леонида Андреева» — упоминание о Сергее Голоушеве). Эти домыслы опровергали долго, в том числе А.С. Серафимович. Коллективное письмо писателей в «Правде»: А.С. Серафимович, В.М. Киршон, А.А. Фадеев, И.А. Авербах (неожиданно).

Вторая версия: Шолохов выкрал рукопись из полевой сумки погибшего офицера. Слухи о том, что объявилась вдова и узнала почерк.

В 1930е годы эти слухи перекочёвывают за рубеж. В 1930 оду в Берлин приехал Анатолий Каменский, который выступал перед писателям с докладом о жизни советских литераторов, в том числе версию о плагиате Шолохова. Пресса по-своему представила этот факт, слухи идут дальше. Мнения разделились. Считают, что подпитку дали опровержение Серафимовича. Письмо М. Горького (1929 года) и др.

Шолохов считает, что слухи пошли с руки его литературного редактора Ф. Березовского. Когда стали публиковать главы из романа, пролеткультовцы (например, Г. Санников) стали завидовать его быстрой славе.

Эмиграция находит другого претендента — Фёдора Крюкова (Кубань). Это известный писатель, он писал о казачестве, темы и персонажи, подходят. Ещё называли Кумакова (Новочеркасск). Но они умирают во время Гражданской войны, а Шолохов завершает своё повествование в 1922 году.

Критик Д. Воротынский «Близко-далёко: Новочеркасск — Шолохов» (журнал «Станица», 1936, №2): этого замысла не было у обоих писателей.

Одновременно в Советской России Шолохова объявляет в подкулачестве.

Никогда не стоял вопрос об авторстве «Поднятой целины», а эти два произведения очень похожи. К тому же в ранних «Донских рассказах» — похожие мотивы и герои.

Слухи возобновляются в 1960е-1970е годы. Это связано с Холодной войной, с нарастанием диссидентского движения, с волной эмиграции, с обиженными, которые оказались там.

А.И. Солженицын возглавляет волну слухов. Шолохову в 1965 году дают Нобелевскую премию, Солженицын против.

1974 год, Париж. «Стремя "Тихого Дона": загадки романа» под псевдонимом «Д*» (Ирина Медведева-Томашевская) — версия авторства Фёдора Крюкова. Предисловие А.И. Солженицына. Аргументы: молодой возраст автора, утраченные рукописи первой и второй книг во время бомбёжки во Вторую мировую войну, когда умирает и мать Шолохова.

1975 год: Р.А. Медведев «Кто написал "Тихий Дон"?», переиздана в Лондоне в 1977 году, в ней тоже отрицается авторство Шолохова.

В СССР Шолохова защищают (например, А.И. Хватов).

В полемику включаются международная группа славистов (шведско-норвежская: Гейр Хьетсо, Свен Густавссон, Бенг Бекман, Стейнер Гил). 1984 год — исследование «Кто написал "Тихий Дан": проблема авторства»: машинное исследование. В России вышла в 1989 году.

После перестройки стали появляться новые работы. За авторство Шолохова: Лев Калодный «Как я нашёл "Тихий Дон"» (Москва, 2000), Герман Николаев «Михаил Шолохов и его творчество» (1982, переиздана в 2000). Сюда же — «Рука судьбы» Ивана Жукова (1982), Александр Гришунин «Исследовательские аспекты текстологии» (1998). 1989 год: Минюст СССР — экспертиза, графологический анализ.

Противники: З. Васильцов (Санкт-Петербург) «ЭВМ в очередной раз протестировали "Тихий Дон"»: сомнение в результатов исследования шведских учёных, проблема авторства остаётся открытой. Самара — «Загадки и тайны "Тихого Дона"» (главный обвинитель — Солженицын): собрали все версии. А.Г. и С.Э. Макаровы: две или три версии авторства.

Л. Калодный вроде бы нашёл семью, в которой хранилась рукопись «Тихого Дона». Герман Ермолаев пошёл по путям шолоховского творчества: проанализировал исторические документы, которыми пользовался Шолохов, прошёлся по биографическим местам в романе, анализ ошибок, которые допускает Шолохов (их много, и Фёдор Крюков их бы не допустил: путает чины и др.), сравнивает стили Крюкова и Шолохова (Крюков более точен, у него меньше ошибок), говорит о цензурных купюрах, которые сломали Шолохова. Работал с разными текстами разные периоды (ранние более точные, дальше за Шолохова дописывали и цензоры). Разнобой в стиле — это включение исторических фрагментов. Ссылается на воспоминания генерала Краснова: многие верят Шолохову.

 

3. «Поднятая целина»

«Поднятая целина» прошла спокойно, хотя автору она досталась «с потом и кровью».

Соединение двух типов повествования: трагического и комического (Щукарь).

Герман Ермолаев пишет об истории создания: Шолохов не мог выходить за экономические рамки 1930х годов, иначе были бы затронуты трагические моменты, хотя Шолохов и коснулся темы раскулачивания.

Сейчас его читают более пристально, потому что многое в подтексте.

Вторая книга никак не могла завершиться. Вторая версия финала: должен был стать жертвой сталинских репрессий и кончить жизнь самоубийством в тюрьме. Шолохов эту версию вроде бы отрицал. Хрущёв давил на него, предложил Шолохову сопровождать его в поездке по Америке. Шолохов сдаётся и начинает после этого публиковать главы второй книги.

В живых остаётся Размётнов. Нагульнов — человек кулака. Давыдов, хоть и с душой пытается провести коллективизацию, он не крестьянин, и совершает много ошибок. Размётнов — свой.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.