Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Владимир семенович

ВЫСОЦКИЙ

(1938 - 1980)

Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним,

Мне есть чем оправдаться перед Ним.

В.Высоцкий. И снизу лед и сверху – маюсь между…

 

Владимир Высоцкий ворвался в жизнь вместе с громким, романтичным поколением «шестидесятников». Приподнятое настроение общества, вызванное «оттепелью», послужило импульсом к расцвету поэзии. За двадцать лет своей бурной и стремительной творческой жизни Высоцкий по праву заслужил всенародную любовь и признание, стал выдающимся поэтом-бардом и актером.

Высоцкий родился в Москве, в семье кадрового офицера. В 1955 г. он закончил школу и поступил в Московский инженерно-строительный институт, но через полгода оставил его и поступил в Школу-студию МХАТ. Закончив ее в 1960 г., стал работать в Московском драматическом театре им. А.С.Пушкина, затем в Московском театре миниатюр, а с 1964 г. по 1980 г. работал в Московском театре драмы и комедии на Таганке, где сыграл более 20 ролей, из них заглавные в спектаклях «Добрый человек из Сезуана», «Жизнь Галилея», «Гамлет», «Пугачев», «Десять дней, которые потрясли мир», «Послушайте», «Павшие и живые», «Антимиры». Параллельно Высоцкий снимается в кино, где создает ряд запоминающихся образов в фильмах «Место встречи изменить нельзя», «Служили два товарища», «Хозяин тайги», «Маленькие трагедии», «Короткие встречи». Две последние картины вышли на экран уже после смерти Высоцкого, во второй половине 80-х гг. Но широкое признание и известность принесло ему творчество барда, автора и исполнителя своих стихов. Когда он выступал с концертами, залы были переполнены, магнитофонные пленки имели миллионные тиражи, но при этом издано было всего одно стихотворение «Из дорожного дневника» (1975) и несколько песен в грамзаписи на маленьких дисках. Высоцкий написал более 700 стихотворений, но радио и официальная печать их не замечали, концерты иногда отменялись прямо перед выходом на сцену, были случаи, когда песни Высоцкого вырезались из фильма перед самой премьерой.

После смерти поэта читатель наконец получил доступ к его произведениям. Опубликованы несколько сборников стихов Высоцкого. Семь изданий выдержал его двухтомник (с 1990 по 1995), вышел в свет пятитомник. Книги Высоцкого изданы в Польше, Болгарии, Чехословакии, Германии, Франции, США и других странах.

Стихотворения – песни Высоцкого опубликованы также на армянском языке в переводе Левона Блбуляна.

Интересно проследить восхождение Высоцкого. Рассказывая о себе, он вспоминал, что поступил в студию МХАТ с большим трудом – «считалось, что мой голос не приспособлен для сцены», но закончил он студию в числе лучших. По свидетельству Высоцкого, песни он начал писать очень рано, но сначала это были пародии на чужие мелодии, все изменилось, когда он услышал Окуджаву: «Он мой духовный отец и в этом смысле остается для меня самым светлым…». Высоцкий говорил, что «стал писать в этой манере именно потому, что это не песни – это стихи под гитару. Это делается для того, чтобы еще лучше воспринимался текст. Вот только в этом смысле был у меня элемент подражания, а в других смыслах – нет». В отличие от романсовой, камерной манеры Окуджавы песни Высоцкого темпераментные и драматизированные. Его герои - люди разных профессий и характеров. Это и сам поэт, и летчик, и моряк, и спортсмен, и солдат, и альпинист и т.д. Но поэт пел от имени «я», вживаясь в образ своего героя. Эта «многогеройность» песен Высоцкого требовала различных интонаций, речевых стилей, ритмической вариативности стиха. По верному определению актрисы Аллы Демидовой, «каждая его песня – это моноспектакль, где Высоцкий был и драматургом, и режиссером, и исполнителем».

По свидетельству режиссера С.Говорухина, «альпинисты считали его своим. Верили, что он опытный восходитель. А он увидел горы впервые за два месяца до того, как написал ставшие такими популярными песни о горах. Люди воевавшие были уверены, что он их боевой товарищ. Такая правда, такая ободранная до крови правда лезла из его военных песен. А ему, когда началась война, исполнилось три года… Он, будучи артистической натурой, как бы становился на мгновение тем, кем хотел быть. Свою несостоявшуюся ипостась находил он в этих песнях. Но мало хотеть, надо знать. Судя по его песням, он всегда знал предмет досконально. Откуда? У него была изумительная память, а слушать он умел, как никто. Это редкий дар».

Стиль песен Высоцкого, по мнению его самого, сложился тогда, когда он жил «коммуной» с компанией талантливых молодых людей в Большом Каретном переулке (ныне улица Ермоловой), в квартире режиссера Левы Кочаряна.

Среди них был В.Шукшин, режиссер Андрей Тарковский, писатель Артур Макаров, актер Миша Туманов, сценарист Володя Акимов и еще несколько человек. Свои песни Высоцкий впервые исполнял в этой компании и только на нее рассчитывал. «Может быть, - вспоминал поэт, - эти песни и стали известны из-за того, что в них есть вот этот дружеский настрой. Я помню, какая у нас была тогда атмосфера: доверие, раскованность, полная свобода, непринужденность и, самое главное, дружеская атмосфера… И несмотря на то, что прошло так много времени, я все равно через все эти времена, через все эти залы стараюсь протащить тот настрой, который был у меня тогда».

Но помимо настроя требовалась еще огромная работа над словом. «Над песней, - говорил Высоцкий, - работать надо больше, чем над крупным поэтическим произведением. Ее надо еще больше очищать, чтобы она влезала в уши и в души одновременно… Несмотря на кажущуюся простоту этих вещей… песни требуют колоссальной отделки и шлифовки, чтобы добиться в них вот такого, будто бы разговорного тона». И по жанру его песни очень разнообразны, это и сказка, и бурлеск, и шутка. Средства выразительности очень разнообразные: ирония и пародия, аллегория и гротеск. И Высоцкий добивался колоссального эффекта воздействия на слушателя, которому казалось, что он так и хотел сказать по данному поводу, он эмоционально заряжался мужеством и нежностью, мудростью и лукавством, юмором и язвительным настроем. Песни поэта имеют подчас неожиданный сюжетный ход, обнажая глубокий смысл и широту обобщений.

Программное стихотворение Высоцкого «Мой Гамлет» (1972) (оно не имеет варианта песни) было написано им в связи с исполнением им роли Гамлета в театре на Таганке. По сути, Высоцкий исполнял эту роль всю жизнь с ответом: «быть», он не позволял себе скатиться в скепсис, уходить от трудных вопросов, быть пассивным в отношении к боли своих сограждан. Однако он осознавал, что его позиция не снимает всех трагических противоречий времени:

Но гениальный всплеск похож на бред,

В рожденье смерть проглядывает косо.

А мы все ставим каверзный ответ

И не находим нужного вопроса.

Своим достоинством и честной, принципиальной позицией поэта Высоцкий очень дорожил, чувство ответственности за свое поэтическое слово было присуще ему в высшей степени. Об этом он аллегорически высказался в песне «Певец у микрофона». Микрофон для него – это и «образа» (икона), и «амбразура», потому что всякую ложь он усилит стократно и не простит.

Свое нравственное кредо Высоцкий отчетливо и лаконично выразил в песне «Я не люблю» (1969), доминантой в этом кредо выступают мужество, прямота, духовная чистоплотность:

Я не люблю, когда стреляют в спину,

Я также против выстрелов в упор.

………………………

Досадно мне, что слово «честь» забыто

И что в чести наветы за глаза.

………………………

Я не люблю себя, когда я трушу,

Досадно мне, когда невинных бьют.

Я не люблю, когда мне лезут в душу,

Тем более – когда в нее плюют.

Очень выразительны трагические песни – баллады Высоцкого «Охота на волков», «Банька по-белому», «Натянутый канат», «Кони привередливые», «Бег иноходца». Эти аллегории раскрывают всю остроту конфликта творца с «лилипутами» духа. Творческий путь его сравнивается с работой канатоходца, идущего по канату, «натянутому, как нерв», без страховки:

Чуть правее наклон –

упадет, пропадет!

Чуть левее наклон –

все равно не спасти…

Но, должно быть, ему очень нужно пройти

четыре четверти пути.

«Кони привередливые» (1972) – песня-баллада, в иносказательной форме передающая сложную, драматическую судьбу художника, работающего на пределе возможностей как физических, так и гражданских, на пределе уровня свободы, стоящего «на краю пропасти». Монолог с самим собой герой представляет в виде диалога с «конями привередливыми», никак ни в чем не уступающими. И невольно возникает ассоциация с гоголевской птицей – тройкой:

Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!

Не указчики вам кнут и плеть.

Но что-то кони мне попались привередливые –

И дожить не успел, мне допеть не успеть.

Я коней напою,

я куплет допою –

Хоть мгновенье еще постою

на краю…

Высоцкий нередко обращался к теме войны, и его часто спрашивали, почему у него много военных песен. Поэт объяснял это тем, что, во-первых, об этой великой беде забывать нельзя, во-вторых, у него военная семья, а в-третьих, потому что и детям военных лет горько памятно это время и «мы “довоевываем” в своих песнях». А самое главное, «те же проблемы, которые были тогда, существуют и сейчас: проблемы надежности, дружбы, чувства локтя, преданности. Просто мне казалось, что на том материале это можно сделать намного ярче». Неизменно очень горячо принималась слушателями песня «Братские могилы», почти каждое выступление Высоцкий начинал с нее:

На братских могилах не ставят крестов,

И вдовы на них не рыдают –

К ним кто-то приносит букеты цветов,

И Вечный огонь зажигают.

Стихотворение «Мы вращаем Землю» передает жестокую реальность войны, тем самым утверждая величие подвига советских солдат, спасших мир от фашистского варварства. Емкая метафора «мы вращаем землю» передает вселенский масштаб этого подвига.

Животом – по грязи, дышим смрадом болот,

Но глаза закрываем на запах.

Нынче пó небу солнце нормально идет,

Потому что мы рвемся на запад.

 

Руки, ноги – на месте ли, нет ли, -

Как на свадьбе, росу пригубя,

Землю тянем зубами за стебли –

На себя! От себя!

В одной из самых любимых песен Высоцкого «Он не вернулся из боя» по-военному скупо, но очень проникновенно выражена горечь потери друга. Солдат, не вернувшийся из боя, показан как обыкновенный человек, его образ даже нарочито заземлен, он описан такими прозаическими деталями, как «он молчал невпопад и не в такт подпевал, // он всегда говорил про другое, // он мне спать не давал, он с восходом вставал» – и скупая фраза: «А вчера не вернулся из боя». Автор подчеркивает тем самым, что гибель человека на войне – это всегда трагедия. Для героя тепло друга было привычно, естественно, даже буднично, пока он был рядом, а когда погиб, ему показалось: «Это я не вернулся из боя». Трагедия гибели солдата контрастно усиливается картиной весенней природы:

Наши мертвые нас не оставят в беде,

Наши павшие – как часовые…

Отражается небо в лесу, как в воде, -

И деревья стоят голубые.

Высоцкий любил писать о спортсменах, моряках, альпинистах, ему нравились люди мужественные, способные к риску, самоотверженному поступку во имя взаимовыручки, достижения поставленной цели, «взятия высоты». Сам он был в хорошей спортивной форме: красиво плавал, занимался атлетической гимнастикой, верховой ездой, фехтованием. Все это было частью его актерского профессионализма, но, главное, как точно определил режиссер Г.Климов, «спорт был ему близок, он чувствовал его нутром. Сам характер его дарования был спортивен: стих мускулистый, сжатый, действие его стремительно, мысль упруга».

О морской взаимовыручке песни Высоцкого «Человек за бортом», «Спасите наши души». С юмором и веселым вызовом звучат его песни о шахматистах, прыгунах, футболистах. Виртуозно показан поэтом азарт спортивной борьбы, а самое главное – волевой характер спортсмена, нацеленный всегда на победу («Честь шахматной короны», «Песенка про прыгуна в высоту», «Вратарь» и др.).

Большой любовью Высоцкого были горы: «Лучше гор могут быть только горы, // на которых еще не бывал» («Прощание с горами»). А в «Песне о друге» звучит мысль о том, что лучшая проверка на дружбу – это совместный поход в горы.

Одна из лучших песен Высоцкого – «Баллада о любви» (1975 г.) с прекрасным рефреном:

Я поля влюбленным постелю –

Пусть поют во сне и наяву!..

Я дышу, и значит – я люблю!

Я люблю, и значит – я живу!

В 1980 г. в возрасте 42 лет Высоцкий скончался (перед этим он пережил две клинические смерти). Он буквально сгорел в работе. Хоронило поэта огромное количество народа из здания театра на Таганке. В стихотворении «Памятник» (1973 г.) Высоцкий, предвидя возможный вариант посмертных толкований его поэзии, а также надгробного памятника, высказал опасение, что его пригладят, «обузят», стешут его «острые скулы». Однако в то же время поэт выразил уверенность в том, что всенародное признание и любовь не позволят этого: «Я, напротив, ушел всенародно – из гранита!».

А памятник на могиле, сделанный известным скульптором Эрнстом Неизвестным, вероятно понравился бы Высоцкому. Фигура поэта с гитарой во весь рост отлита из бронзы. Он как бы стремится освободиться от пут, стянувших его. А позади него – две лошадиные головы из «Коней привередливых», ставших символом поэзии Высоцкого.

В 1987 г. Высоцкому была посмертно присуждена Государственная премия за создание образа Жеглова в фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен.

Любители творческого Высоцкого увековечили его память, назвав три перевала именем поэта. В 1985 г. астрономы Крымской обсерватории назвали вновь открытую планету между орбитами Марса и Юпитера – Владивысоцкий.


ВАМПИЛОВ (САНИН)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Александр валентинович
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.