Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность, формы и показатели уровня концентрации




Тема 3. Концентрация производства на предприятии

Лекция 2 Формы организации производства

Концентрация – процесс, направленный на увеличение выпуска продукции или оказания услуг.

Она может развиваться на основе различных форм:

1. увеличение выпуска однородной продукции (специализация производства);

2. увеличения выпуска разнородной продукции (универсализация производства);

3. развитие концентрации на основе комбинирования производств;

4. развитие концентрации на основе диверсификации производства (осуществление производства разнородной продукции).

Концентрация может быть достигнута следующим образом:

1. увеличение количества рабочего оборудования (на прежнем технологическом уровне);

2. применение машин и оборудования с большей единичной мощностью;

3. сочетание 1 и 2 случаев.

Для анализа уровня концентрации применяются абсолютные и относительные показатели. Абсолютные показатели характеризуют размеры производства определенных предприятий с помощью следующих показателей: объем выпуска продукции; среднегодовая стоимость производительных фондов; среднесписочная численность рабочих.

Относительные показатели характеризуются распределением общего объема производства в отрасли между производствами различного размера при помощи следующих показателей: доля отделенного предприятия в выпуске какой-либо продукции; доля предприятия на рынке продаж.

Специализация промышленного производства является эффективной формой общественного разделения труда. Специализация ведет к повышению однородности производства, что означает усиление конструктивной и технологической общности выпускаемой продукции, ограничение разнообразия применяемого оборудования и технологических процессов, исходных материалов, а также форм организации промышленного производства.Различают специализацию промышленности, предприятия, специализацию внутри предприятия. Специализация промышленности выражается в расщеплении существующих отраслей и создании новых производств, выпускающих определенную продукцию, а также в разделении труда между предприятиями данной отрасли. Кооперирование. Научно-технический прогресс ведет к концентрации в одном продукте затрат труда работников все большего количества специализированных отраслей, что усложняет производственные связи и вызывает развитие кооперирования. Под кооперированием понимаются планово-организованные производственные связи между предприятиями, совместно изготовляющими какой-либо вид продукции. Предметное (или агрегатное) кооперирование — это такой вид производственных связей, когда головной завод, выпускающий сложную продукцию, получает от других предприятий готовые агрегаты идущие на комплектование продукции этого завода.

Подетальное кооперирование, когда предприятия-смежники поставляют головному заводу детали и узлы

Технологическое (или стадийное) кооперирование проявляется в поставках одних предприятий другим определенных полуфабрикатов (отливок, поковок, штамповок) или в выполнении для них отдельных технологических операций, связанных с обработкой выпускаемых изделий

 

2 Экономическая сущность концентрации производства

Экономические показатели работы предприятия (себестоимость, прибыль, рентабельность и другое) в значительной мере зависят от объема выпускаемой продукции, то есть по сути дела от концентрации производства. С развитием концентрации, экономические показатели предприятия улучшаются до того момента пока размеры не достигнут оптимума, затем показатели будут ухудшаться. Это связано с тем, что издержки производства в виде их постоянной составляющей с увеличением масштаба производства будут падать (анализ производства).

Крупные производства имеют следующие достоинства: являются проводниками НТР; исполняются более передовые технологии; совершенствуют систему производительности труда; имеют большие возможности для кооперации и специализации.

Недостатки крупного производства: увеличиваются транспортные расходы на подвоз комплектующих изделий и сырья; усложняется система управления, что часто ведет к сбоям производства; необходимы большие инвестиции для сооружения крупных предприятий, сроки внедрения достаточно большие; большая нагрузка на экологию; возможности для монополизации производства; нарушаются принципы равномерного размещения предприятий.

В рыночной экономике концентрация и монополизация тесно связаны между собой. Это объясняется тем, что давно сложилась в рыночной экономике система антимонопольного законодательства.

В отечественной практике до недавнего времени использовался только один показатель концентрации – доля отдельного производства на рынке продаж. Закон РФ о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках, был принят 22 марта 1991года. В соответствии с ним антимонополистическая политика проводилась через антимонополистический комитет, который в 1998году был преобразован в антимонополистическое министерство. Ключевым определением в этом законе является понятие предпринимателя и хозяйствующего субъекта. В соответствии со статьей 4 этого закона определена доля предприятия на рынке: если она не превышает 35%, то его положение не может быть признано доминирующим. В этот закон позднее были внесены изменения и дополнения, согласно их безусловным монополистом считается предприятие контролирующие 65 и более процентов товарного рынка (а раньше было 35%). В диапазоне от 35 до 65% также предприятие может быть признано монополистом, но для этого нужно доказать, что оно занимает доминантное положение на рынке. При этом надо учесть, что сам факт доминантного положения не наказуем. Антимонопольные органы преследуют не за доминирующее положение на рынке, а за злоупотребление этим положением.

Для промышленности России характерно высокая степень концентрации производства. Число промышленных монополистов включенных в федеральный список (государственный реестр) составил 1993году – 545 предприятий; 94году – 499 предприятий; 95г. – 487 предприятий такие наиболее монополизированные отрасли как черная металлургия, машиностроение, цветная металлургия и так далее.

Для экономики России характерны следующие модели монополизма:

1. Локальный монополизм, в масштабах региональных товарных рынков, например, предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции.

2. Олигополия, наличие на рынке нескольких предприятий, которые делят между собой рынок, например, производство легковых автомобилей.

3. Наличие на товарном рынке одного доминирующего предприятия естественного монополизма, например: газо и энергоснабжение.

4. Наличие слабо концентрированных отраслей, особенно в сфере обслуживания, например, розничная торговля.

Недостатками действующего антимонопольного законодательства в России являются:

1. неразработана система объективных показателей уровня концентрации;

2. недостаточны санкции за нарушение антимонопольного законодательства;

3. нет четкой ясности в государственной политике в отношении монополистов;

4. неучтен опыт законодательства западных государств.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1191; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.