КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 1. Теоретические основы пенитенциарной психологии. Предмет, задачи и принципы ППБудучи отраслью юридической психологии, пенитенциарная психология имеет свой достаточно выраженный предмет изучения. Предметом пенитенциарной психологии (1) является изучение закономерностей функционирования психики как человека, так и группы людей, подвергнутых мерам уголовного наказания, а также психологии лиц, осуществляющих исполнение уголовного наказания. Пенитенциарная психология призвана не только описать те или иные закономерности функционирования психики осужденных, но и вскрыть их причины, наметить пути воздействия на сознание осужденных с целью их исправления. Осужденные - люди, отличающиеся сложными индивидуальными психическими состояниями, нравственно-психологическими особенностями, поэтому хорошо знать все эти особенности - первейший долг воспитателя, в противном случае все осужденные будут в глазах воспитателя единой безликой массой, и он не сможет так успешно, как мог бы, применять различные методы и способы их исправления. Таким образом, к объектам пенитенциарной психологии можно отнести (2): · Личность осужденного, динамику ее специфических особенностей и способов проявления в различных условиях отбывания наказания и в процессе ресоциализации; · Общности и группы осужденных, их социально-психологические характеристики, особенности ценностных ориентаций, асоциальной субкультуры, стратификации в среде осужденных; · Личность и коллективы сотрудников учреждений, исполняющих уголовные наказания, их деятельность по организации процесса исправления и ресоциализации осужденных; · Психологическую обоснованность главных средств исправления и ресоциализации осужденных; · Психологическую экспертизу норм уголовно-исполнительного законодательства и их соответствия задачам исправления и ресоциализации осужденных.
Перед пенитенциарной психологией стоят следующие задачи (3): - исследование индивидуальных нравственно-психологических особенностей личности осужденного, подлежащего исправлению (анализ жизненной философии, мотивов совершения преступления, уровня интересов, мышления, потребностей и т. д.); - исследование с психологических позиции самого процесса исправления, психологический анализ происходящих в сознании осужденного изменений под влиянием воспитательных мероприятий, режима, общего и профтехнического образования; - изучение эмоционально-волевой сферы, психических состояний осужденных; использование данных о психических состояниях осужденных в практике их исправления; - разработка психологических основ применения основных средств исправления осужденных: воспитание в процессе общественно полезного труда, общеобразовательной и профессиональной подготовки. Знание воспитателями психологических основ средств исправления делает их труд более целеустремленным и осознанным; они (воспитатели) должны быть способны объяснить необходимость и правомерность применения тех или иных методов к конкретным осужденным в тех или иных микросоциальных условиях; - изучение особенностей осужденных, обусловленных возрастом, профессией, национальной принадлежностью, полом (например, особенности психологии женщины и мужчины, несовершеннолетнего и взрослого человека, рабочего и интеллигента и т. д.); - исследование социально-психологических проблем в деятельности исправительного учреждения (ИУ). К их числу относятся такие проблемы, как социально-психологическая адаптация, подготовка осужденных к жизни в новых условиях, явка осужденных с повинной, изучение традиций, настроений, конфликтов, различных психических процессов в коллективе осужденных. К социально-психологическим проблемам относится психология личности воспитателя и педагогического коллектива ИУ в целом. Работники ИУ нуждаются в тщательной профессиональной и психологической подготовке к работе с осужденными. В первую очередь от работников ИУ требуется особая моральная закалка, твердость и сила характера, невосприимчивость к разлагающему влиянию осужденных, психологическая устойчивость. Здоровые взаимоотношения в коллективе воспитателей, высокий уровень сплоченности, единой целеустремленности - главнейшие условия успешной деятельности исправительного учреждения. Требуют тщательного психологического анализа и постоянного внимания взаимоотношения между воспитателями и осужденными; - научный анализ и критическое использование передовых взглядов дореволюционной и современной зарубежной пенитенциарной психологии.
Связь пенитенциарной психологии с другими науками и учебными дисциплинами Пенитенциарная психология развивается успешно благодаря ее тесному взаимодействию с другими науками. В. Ф. Пирожков, один из соавторов учебника «Исправительно-трудовая психология», все связи пенитенциарной психологии подразделяет на пять групп. К первой группе он относит связь пенитенциарной психологии с общественными и естественными науками - в первую очередь с философией и физиологией. Ко второй группе относится связь пенитенциарной психологии с другими психологическими дисциплинами: общей психологией, социальной психологией, психологией труда и т. д. Пенитенциарная психология широко использует достижения этих отраслей психологии. Третью группу составляет родство пенитенциарной психологии с правовыми науками, прежде всего с уголовно-исполнительным правом и криминологией. Уголовно-исполнительное право во многом определяет предмет и задачи пенитенциарной психологии. Пенитенциарная психология в свою очередь обеспечивает уголовно-исполнительное право научными сведениями и рекомендациями, способствуя тем самым развитию уголовно-исполнительного права. Четвертая группа - связь между пенитенциарной психологией, педагогикой и организацией труда осужденных и экономикой ИУ. В чем же она заключается? Пенитенциарная психология черпает сведения о проявлениях личности из пенитенциарной педагогики. Пенитенциарная психология должна давать для разработки приемов и методов, используемых в пенитенциарной педагогике, необходимую информацию о психической деятельности человека и групп людей в связи с изменениями, происходящими в обществе, в общности осужденных. И, наконец, пятая группа - связи пенитенциарной психологии с уголовной статистикой, математикой и особенно с математическими методами обработки материала. Таковы взаимообогащающие связи пенитенциарной психологии и целого ряда наук и научных дисциплин.
Итак …. Пенитенциарная психология как наука изучает (5): · психологию личности осужденных; · социально-психологические особенности среды осужденных; · психологическое обоснование главных средств воздействия на осужденных; · личность и коллективы сотрудников пенитенциарных учреждений; · деятельность сотрудников исправительных учреждений, их психологическую подготовку, в том числе к действиям в экстремальных условиях. Пенитенциарная психология как дисциплина состоит: · из предмета пенитенциарной психологии; · истории отечественной и зарубежной пенитенциарной психологии; · психологические особенности личности и среды осужденных; · психологического обоснования ведущих средств исправления осужденных и их ресоциализации; · психологии личности и коллективов сотрудников пенитенциарных учреждений и специфики их деятельности; · методики преподавания пенитенциарной психологии. Пенитенциарная психология включает следующие прикладныеотрасли(4): · психодиагностику личности и среды осужденных, а также личности и коллектива сотрудников пенитенциарных учреждений; · психологическую коррекцию осужденных и психологическую помощь сотрудникам; · психологическое консультирование осужденных и сотрудников пенитенциарных учреждений и др.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |