Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюция технологических укладов

Ученые, изучающие проблемы социально-экономического разви­тия стран, пришли к выводу:

Ø во-первых, развитие происходит вол­нообразно, в соответствии с теорией длинных волн Н. Кондратьева;

Ø во-вторых, уровень социально-экономического развития определяет­ся воздействием множества факторов: технологических, социальных, политических и др.;

Ø в-третьих, движущей силой развития страны яв­ляется уровень технологического и информационного развития.

Например, И. В. Липсиц и А. А. Нещадин1 отмечают, что согласно теории длинных волн Н. Кондратьева научно-техническая революция развивается волнообразно с циклами протяженностью примерно в 50 лет. Известно 5 технологических укладов (волн):

П ервая волна (1785-1835 гг.) сформировала технологический ук­лад, основанный на новых технологиях в текстильной промышленно­сти, использовании энергии воды.

Вторая волна (1830-1890 гг.) связана с развитием железнодорож­ного транспорта и механического производства во всех отраслях на основе парового двигателя.

Третья волна (1880-1940 гг.) базировалась на применении в про­мышленном производстве электрической энергии, развитии тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности на основе использования стального проката, новых открытий в области химии. Были внедрены радиосвязь, телеграф, автомобили, самолеты, начали применяться цветные металлы, алюминий, пластмассы и т. д. Появи­лись крупные фирмы, картели, тресты. На рынке господствовали мо­нополии и олигополии. Началась концентрация банковского и финан­сового капиталов.

Четвертая волна (1930-1990 гг.) сформировала уклад, основанный на дальнейшем развитии энергетики с использованием нефти и неф­тепродуктов, газа, средств связи, новых синтетических материалов. Это была эра массового производства автомобилей, тракторов, само­летов, различных видов вооружения, товаров народного потребления. Появились и широко распространились компьютеры и программные продукты для них, радары. Атом использовался в военных, а затем в мирных целях. Было организовано массовое производство на основе фордовской конвейерной технологии. На рынке господствовала оли-гопольная конкуренция. Появились транснациональные и межнацио­нальные компании, которые осуществляли прямые инвестиции.

Пятая волна (1985-2035 гг.) опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергий, материалов, освоения космического простран­ства, спутниковой связи и т. п. Происходит переход от разрозненных фирм к единой сети крупных и мелких компаний, соединенных элект­ронной сетью на основе Интернета, осуществляющих тесное взаимо­действие в области технологии, контроля качества продукции, пла­нирования инноваций, организации поставок по принципу «точно в срок».

Каждый из укладов в своем развитии проходил различные стадии, отличающиеся мерой его влияния на общий экономический рост в стране. Устаревшие уклады, теряя свое решающее влияние на темпы роста, оставляли в составе национального богатства страны созданные производственные, инфраструктурные объекты, культурное наследие, знания и т. п. Продолжительность некоторых волн была больше 50 лет в связи с совпадением периода спада уходящей волны с периодом роста новой волны. В связи с ускорением НТП в будущем продолжи­тельность волн станет сокращаться.

В экономике России в связи с большими возможностями для эк­стенсивного развития (огромная территория, дешевые природные ре­сурсы и рабочая сила) к концу 1999-х гг. прослеживалось наличие одновременно 3, 4 и 5го технологических укладов с преобладанием 3 и 4.

С точки зрения уровня развития международной кооперации и ин­теграции мировое сообщество делят на следующие группы стран.

1. Технологическое ядро: США, Япония, Германия, Англия, Франция.

2. Страны первого технологического круга (ТК): Италия, Канада, Швеция, Голландия, Австралия, Южная Корея и др.

3. Страны второго технологического круга: наиболее продвинувшиеся развивающиеся страны.

4. Постсоциалистические страны Восточной Европы.

5. Страны СНГ и ближнего зарубежья.

6. Наименее развитые из развивающихся стран.

 

К специфическим характеристикам современных технологий относит следующие:1

♦ узкую специализацию;

♦ быструю устареваемость;

♦ необходимость постоянного развития;

♦ высокую рискованность финансовых ресурсов;

♦ быструю распространяемость по всему миру; *

♦ разработку и внедрение ноу-хау;

♦ развитие при тиражировании;

♦ невозможность распространения только с помощью документа­ции и др.

Эти свойства создают неопределенность и неравномерность НТП, постоянное появление «ниш», в которые могут встроиться аутсайде­ры, сложность сохранения позиций лидерства и монополизма в техно­логической сфере.

Используя разработанные в мире передовые технологии, отмечает Ю. В. Перевалов, можно перейти лишь на стадию инвестиционного развития. Стадия инновационного развития предполагает определен­ный технологический монополизм, получаемый в результате соб­ственных разработок и изобретений.

Однако уже в начале XXI в. развитие науки и техники будет не це­лью, а средством социально-экономического развития стран.

 

Можно выделить следующие структурные источники экономиче­ского развития страны:

♦ развитие на основе факторов производства;

♦ развитие на основе инвестиций;

♦ развитие на основе инновационной деятельности.

Каждая страна одновременно использует все источники развития. Конкурентоспособность и эффективность экономики определяются структурой источников. Если для функционирования и развития на­родного хозяйства страны, приобретения потребительских товаров используется в основном валюта от экспорта природных ресурсов, то уровень экономического развития такой страны будет низким.

Направление развития на основе инвестиций характеризуется вло­жениями капитала не в повышение конкурентоспособности отдель­ных отраслей страны, а в их простое воспроизводство. В российской экономике в настоящее время инвестиций не хватает даже на простое воспроизводство, вследствие этого растет удельный вес изношенных основных фондов, повышается их аварийность. Экономическая по­литика страны, ориентированная на международные кредиты, беспер­спективна, так как кредиты надо возвращать, и с большими процен­тами.

Приоритет должен быть отдан не развитию страны на основе фак­торов производства и инвестиций, а развитию на основе активизации инновационной деятельности в области базовых наукоемких отраслей народного хозяйства, являющихся двигателями развития экономики.

Факторы производства и инвестиции являются средствами научно обоснованной инновационной деятельности, а не ее целью.

Если правительство РФ и законодательная власть не предпримут в ближайшее время конкретные шаги по ориентации развития эконо­мики на активизацию инновационной деятельности с применением научных подходов и методов менеджмента, то трудно будет спрогно­зировать, когда России удастся наконец войти в число развитых стран.

 

Будущее человечества должно быть связано не с технотронным, а с гуманистическим обществом, основан­ным на достоинстве, знаниях, свободе личности. Гуманист — это и есть достойный человек, стремящийся к знаниям, добру и красоте.

Важнейшей, определяющей основой гуманистического общества бу­дет являться идеологическая структура — определенная система фи­лософских, научных, художественных, нравственных, правовых, поли­тических, экономических, социологических знаний и ценностей о мире, о месте человека в нем, о смысле жизни личности в мироздании.

В процессе становления гуманистического общества должна осуще­ствляться его переориентация с материальных благ на духовные цен­ности. Поэтому одной из главных задач общества гуманизма является производство знаний, а высшая цель общества — формирование и раз­витие личности.

Например, в промышленно развитых странах накопление челове­ческого капитала в конце XX в. в 3-4 раза превысило накопление ка­питала в материально-вещественной форме, значительно возросли расходы на строительство новых музеев, библиотек, театров, спортив­ных сооружений.

В США молодые люди в возрасте от 18 до 34 лет покупают и читают 2-3 книги в неделю. В субботний день в США переполнены все теат­ры, музеи, музыкальные салоны. За последние 25 лет посещаемость музеев возросла в 2,5 раза (более 500 млн человек в год). В 1988 г. аме­риканцы истратили $3,7 млрд на посещение культурных мероприя­тий, $2,8 млрд — спортивных; в последние годы резко сократилось употребление алкогольных напитков и табачных изделий.

В Великобритании ежегодно открывается порядка 18 новых музеев, сфера культуры и искусства приносит больше дохода, чем автомобиль­ная промышленность. Вложения британских корпораций в искусство подскочили с $ 1,08 млн в 1976 г. до $ 46,8 млн в 1987 г. ИБМ инвести­рует средства в развитие 2500 учреждений искусства во всем мире.

Шведское правительство тратит на развитие искусства и культуры примерно $35 на душу населения в год, канадское - $32, голланд­ское — $27.

С 1960 г. в Японии построено более 200 новых музеев. В Южной Ко­рее уважение к образованию и образованности нашло благодатную почву в восточной этике самосовершенствования, в семейных и куль­турных традициях. По численности населения в возрасте 20-24 лет, получившего высшее образование, Южная Корея сопоставима с Япо­нией и Францией. На 1 млн человек населения в 1993 г. приходилось 8706 научно-технических работников. В Сеуле половина населения посещает университеты либо закончила их. В стране самое высокое в мире число докторов наук на душу населения. В Южной Корее поду­шевой доход вырос с $82 в 1962 г. до $7250 в 1993 г., т. е. в 88 раз. К 2001 г. расходы на НИОКР увеличатся до 5 % от ВВП. В 2000 г. У3 экспорта составляли товары, выпущенные но новейшей техноло­гии. Темпы ежегодного экономического роста в Южной Корее — око­ло 10 %, повышения заработной платы — 15 %.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принципы эффективного управления инновациями | Уровень новизны инно­вации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.