Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновационный потенциал организации




Через развитие потенциала идет развитие организации и ее подраз­делений, а также всех элементов производственно-хозяйственной си­стемы. Развитие организации рассматривается как реакция на изме­нения внешней среды и потому носит стратегический характер. От состояния инновационного потенциала зависят выбор и реализация инновационной стратегии, и поэтому его оценка представляет собой необходимую текущую операцию.

Инновационный потенциал организации — это мера ее готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инно­вационной цели, т. е. мера готовности к реализации инновационного проекта или программы инновационных преобразований и внедрения инновации.

Внутренняя среда организации построена из элементов, образу­ющих ее производственно-хозяйственную систему. Элементы сгруп­пированы в следующие блоки:

♦ продуктовый (проектный) блок — направления деятельности
организации и их результаты в виде продуктов и услуг (проекты
и программы);

♦ функциональный блок (блок производственных функций и де­ловых процессов) — оператор преобразования ресурсов и управ­ления в продукты и услуги в процессе трудовой деятельности сотрудников организации на всех стадиях жизненного цикла из­делий;

♦ ресурсный блок — комплекс материально-технических, трудовых, информационных, финансовых и других ресурсов предприятия;

♦ организационный блок — организационная структура, техноло­гия процессов по всем функциям и проектам, организационная культура;

♦ блок управления — общее руководство организации, система уп­равления и стиль управления.

 

Оценка инновационного потенциала производится по схеме: ресурс (Р) — функция (Ф) — проект (П). Под проектом или программой име­ются в виду выпуск и реализация нового продукта (услуги), направ­ление деятельности. Задачи оценки инновационного потенциала орга­низации могут быть поставлены в двух плоскостях:

♦ частная оценка готовности организации к реализации одного но­вого проекта;

+ интегральная оценка текущего состояния организации относи­тельно всех или группы уже реализуемых продуктов.

Потребности практики выдвигают необходимость в двух схемах анализа внутренней среды и оценки инновационного потенциала: де­тального и диагностического.

Детальный анализ внутренней среды и оценки инновационного потенциала организации проводится в основном на стадии обосно­вания инновации и подготовки проекта ее реализации и внедрения. При большой трудоемкости он дает системную и полезную инфор­мацию.

Схема оценки инновационного потенциала организации при дея­тельном анализе внутренней среды такова:

♦ дается описание системной нормативной модели состояния ин­новационного потенциала организации (его внутренней среды), т. е. четко устанавливаются те качественные и количественные требования к состоянию потенциала по всем блокам, компонен­там блоков и параметров, которые обеспечивают достижение уже данной инновационной цели и ее подцелей (по дереву цели);

♦ устанавливается фактическое состояние инновационного потен­циала по всем блокам, компонентам и параметрам;

♦ анализируется рассогласование нормативных и фактических зна­чений параметров потенциала организации; выделяются сильные (с запасом или точно соответствующие нормативной модели) и слабые (значительно или незна*"ительно несоответствующие нормативной модели) стороны потенциала;

♦ составляется примерный перечень работ по инновационному преобразованию организации (усилению сильных сторон).

Ограничение в сроках, отсутствие специалистов, способных прово­дить системный анализ, отсутствие или недоступность информации об организации (особенно при анализе инновационного потенциала - конкурентов) заставляют использовать диагностические подходы к оцен­ке инновационного потенциала организации.

Диагностический подход реализуется в анализе и диагностике со­стояния организации по ограниченному и доступному как для внут­ренних, так и для внешних аналитиков кругу параметров.

Обязательные условия качественного проведения диагностики ана­лиза:

♦ должны использоваться знания системной модели и в целом системного анализа исследуемого объекта;

♦ необходимо знать взаимосвязь диагностических параметров с дру­гими важными параметрами системы, чтобы по состоянию како­го-либо одного диагностического параметра оценить состояние либо всей системы, либо ее части;

- информация о значениях отработанных диагностических пара­метров должна быть достоверной, так как при ограничении пара­метров возникает риск потерь из-за неточно определенного диаг­ноза состояния системы.

Если в качестве диагностируемого элемента (блока) системы вы­ступает элемент «кадры» в инновационной организации, то по состоя­нию этого элемента можно диагностировать состояние системы инноватора в целом. Диагностическими параметрами, характеризующими внешние проявления, будут входные и выходные (относительно си­стемы «инноватор») параметры. Это внешние параметры. Входные: численность специалистов, имеющих ученую степень, расходы на за­работную плату и т. п. Выходные: продолжительность выполненных работ (длительность фаз ЖЦИ и всего цикла, длительность выполне­ния проекта или программы); конкурентоспособность, качество про­дукции, услуг, проектов; затраты на выполнение работ; увольнения и перемещения сотрудников; объем выполненных работ и т. п. В каче­стве диагностических параметров служат также интегральные показа­тели эффективности использования ресурсов (интегральные не в смысле обобщения частных параметров, а в смысле эффективности: отношение входных параметров к выходным, т. е. отношение использу­емых ресурсов к полученным результатам). Например, производитель­ность труда, рентабельность продукции. Если входные и выходные параметры — это абсолютные показатели, то интегральные — относи­тельные.

Диагностические параметры могут быть локальными (частными), указывающими на один дефект системы (характеристика внутреннего состояния системы, выражаемая структурным параметром), и комп­лексными (общими, обобщенными), указывающими на ряд дефектов, недостатков (структурных параметров), на ряд элементов, подсистем фирмы.

Диагностические параметры могут быть также зависимыми, когда для выявления дефекта внутреннего состояния системы требуется не­сколько диагностических параметров, и независимыми, когда доста­точно одного диагностического параметра.

Внутреннее состояние системы описывается структурными парамет­рами (не следует отождествлять с параметрами организационной структуры фирмы). В свою очередь, структурные параметры делятся на ре­сурсные и функциональные. Ресурсные структурные параметры ха­рактеризуют износ (физический и моральный), материально-техни­ческих, информационных, финансовых и организационных средств (технологии, методов, организационной структуры). Функциональные структурные параметры характеризуют рациональность, эффективность функционирования системы по отношению к использованию ресур­сов и организационного потенциала, управляющему воздействию.

В части элемента «кадры» ресурсными параметрами будут: конкурен­тоспособность, сотрудничество, лояльность по отношению к фирме, навыки и опыт, средний возраст коллектива и т. п. Функциональные параметры: уровень профессионально-квалификационного разделе­ния труда, специализации и совмещения, кооперации; учет личност­ных характеристик сотрудников и руководителей и др.

Проведение диагностического анализа требует определенных навы­ков и информационной базы. Схема диагностического анализа и оцен­ки инновационного потенциала организации такова:

♦ ведение каталога управляющих воздействий;

♦ ведение каталога состояния внешней среды в статике;

♦ ведение каталога диагностических параметров, характеризующих внешние воздействия на организацию;

♦ ведение каталога структурных параметров, характеризующих внутреннее состояние организации;

♦ установление взаимосвязи структурных и диагностических пара­метров организации;

♦ мониторинг диагностических параметров и обработка статисти­ческих данных;

. ♦ оценка структурных параметров;

♦ оценка состояния частных параметров и определение интеграль­ной оценки потенциала организации.

Для решения аналитических задач с использованием оценки инно­вационного потенциала разрабатываются специальные вопросники и анкеты различной степени детализации параметров.

В первую очередь предлагается использовать более общие анкеты блоковых оценок (см. табл. 9.1), в которых эксперты проставляют свои оценки по пятибалльной шкале:

♦ 5 — очень хорошее состояние, совершенно удовлетворяющее нормативной модели достижения инновационной цели, — классифицируется как очень сильная сторона инновационного потенциала;

4 — хорошее состояние, удовлетворяющее нормативной модели, не требует изменения — сильная сторона;

♦ 3 — среднее состояние, требует некоторых ограниченных изме­нений, чтобы довести до требований нормативной модели;

♦ 2 — плохое состояние, требует серьезных изменений — класси­фицируется как слабая сторона инновационного потенциала;

♦ 1 — очень плохое состояние, требует радикальных преобразова­ний — очень слабая сторона. Оценку осуществляет экспертная группа из специалистов организации численностью не менее пяти человек.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.