Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ действия закона конкуренции

Закон конкуренции - закон, в соответствии с которым в мире проис­ходит объективный процесс повышения качества продукции и услуг, снижения их удельной цены. Это объективный процесс «вымывания»' с рынка некачественной, дорогой продукции. Предлагается следу­ющий механизм действия закона конкуренции (рис. 11.2).

Допустим, однородную продукцию выпускают шесть фирм. Срав­нивать их продукцию можно по показателю удельной цены (Цуд) как отношение цены к полезному эффекту, отражающему отдачу потре­бительских свойств продукции в конкретных условиях.

Сначала отстающей фирмой оказалась первая, у которой самая вы­сокая удельная цена. Поэтому первая фирма принимает стратегию пе­рехода на вторую модель продукции, с лучшим показателем удельной цены. Аналогично поступили вторая, третья и четвертая компании. Пятая фирма не успела перейти на новую модель, а старую модель потребители не стали покупать, и она обанкротилась. Ее место на рын­ке заняла седьмая компания, сразу освоившая конкурентоспособную продукцию. Таким образом, постоянно идет процесс «вымывания» с рынка некачественной, дорогой продукции. Никто никого не застав­ляет повышать качество работы, кроме угрозы банкротства. В соответ­ствии с законом конкуренции в мире происходит объективный про­цесс повышения качества продукции и снижения ее удельной цены.

Закон конкуренции длительное время может действовать только при наличии качественного антимонопольного законодательства. Во промышленно развитых странах введены антимонопольные или антитрестовские законы, ограничивающие действия монополистов.

Суть антимонопольного законодательства. Оно регламентирует нормы, ограничивающие монополистическую деятельность, принци­пы ведения конкурентной борьбы на рынке, полномочия государствен­ных органов по надзору за соблюдением соответствующих правовых норм. Допустим, по данному виду продукции законодательство огра­ничивает действия шести предприятий: для одного изготовителя — не более 35 % общего объема внутреннего рынка по данной продукции, для двух изготовителей — в сумме 45 %, трех — 55 % и т. д. Больше можно выпускать, но тогда прибыль от программы свыше этого нор­матива (допустим, свыше 35 %) идет в бюджет. В некоторых странах вводится и второй норматив, допустим, первый — 35 %, второй — 40 %. Тогда прибыль от реализации продукции объемом до 35 % от объема рынка идет изготовителю, от 35 до 40 % — в бюджет, а свыше 40 % — в бюджет идет не только прибыль, но и часть себестоимости продук­ции. Таков механизм ограничения внутренней монополии (рис. 11.3).

В Российской Федерации основу антимонопольного законодательства составляет Закон РФ от 1991 г. «О конкуренции и ограниче­нии монополистической деятельности на товарных рынках», который регулирует отношения хозяйствующих субъектов на республиканском (ФАС) утверждены методические рекомендации по опреде­лению границ и объемов товарных рынков. Установленные в соответ­ствии с данными рекомендациями характеристики товарных рынков используются для определения доли хозяйствующего субъекта на то­варном рынке. Со стороны государства принимаются меры по предот­вращению доминирующего положения на товарных рынках. ФАС России формирует Государственный реестр объединений и предприя­тий-монополистов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Отрасль, регион, страна | Анализ конкурентоспособности организации и ее конкурентов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.