КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Задачи статистики цен
Основная часть 1й учебный вопрос: Основные понятия и задачи статистики цен Статистика цен – самостоятельный блок, входящий составной частью в социально-экономическую статистику. Поэтому в органах государственной статистики сформирована самостоятельная служба статистики цен. Существуют и альтернативные (негосударственные) службы статистики цен, например, при товарных и фондовых биржах. В статистике цен и ценообразования принято использовать классификацию цен по нескольким признакам (табл. 19.1). Задачи статистики цен существенно изменились и расширились в условиях рыночной экономики. Они определяются характером ценообразования, ролью и функциями цены. Концепция статистики цен в условиях плановой экономики и командно-административной системы исходила из необходимости получения информации для плановых и управляющих государственных органов. В задачи статистики цен входили главным образом оценки изменения цен с позиции уровня жизни населения, выделение ценового фактора стоимостных показателей товарооборота, продукции, национального дохода, а также торговой скидки как фактора прибыли. Эти задачи решались на практике с помощью анализа динамики цен, основанного на индексном методе. Кроме того, статистика цен занималась изучением структуры плановых цен, обеспечением базы ценообразования и контроля цен. Весьма ограниченно изучались региональные различия цен, их вариация (колеблемость) и сезонность (по ценам колхозного рынка), практически не рассматривались соотношения цен различных товаров.
Таблица 19.1 Классификация цен
Требования рынка не только расширяют и углубляют задачи статистики цен, вытекающие из плановой концепции, но и принципиально меняют их. В основу современной классификации концептуальных задач статистики цен могут быть положены следующие критерии: цели, достигаемые решением задачи, и субъекты, заинтересованные в решении задачи. Первая классификация включает три концептуальные задачи.
1. Характеристика состояния (конъюнктуры) рынка. Решая эту общую задачу в условиях рынка, статистика рассматривает поведение цен как опосредованную реакцию на изменение экономической ситуации (денежная эмиссия, сбалансированность спроса и предложения, рост и дифференциация доходов населения, изменение цен на взаимосвязанные товары, изменение уровня качества товаров и требований к нему и т.д.). 2. Характеристика цены как инструмента управления рынком. С этой позиции статистика изучает возможности и степень воздействия цен на производство (в том числе и с помощью налогов, заложенных в структуру цены), обращение (от цены зависят скорость оборота и издержки обращения), спрос. Общепризнанная обратная зависимость между ценой и спросом не всегда подтверждается на практике, например в случае «престижной» цены или цены «показателя качества». Статистика цен имеет возможность обосновать экономические рычаги для маркетингового регулирования рынка. 3. Анализ цен с позиции маркетингового управления ценообразованием и государственного регулирования цен. Решение этой задачи предполагает статистически выявить закономерности ценообразования, поведения цен и поведения покупателя, установить влияние их на уровень жизни, смоделировать и осуществить прогноз изменения цен. Вторая классификация – с позиции пользователей и заказчиков статистической ценовой информации – выделяет следующие общие задачи статистики цен. 1. С позиции государства: изучение цены как орудия социальной и экономической эффективности рынка, как фактора уровня жизни, как главной составляющей инфляционных процессов; изучение влияния цен на рынок труда, прогнозирование последствий изменения цены; изучение цены в роли дефлятора для пересчета стоимостных показателей: как важнейшего фактора формирования бюджета; статистическое изучение цен, моделирование их закономерностей для принятия решений по ценообразованию, для контроля над денежным обращением в стране; анализ цен с целью регулирования уровня цен на стратегические и жизненно важные товары, для выявления отраслей, в которые невыгодно вкладывать капитал, где неэффективен частный сектор, и т.д. 2. С позиции производителя, продавца: изучение цен как инструмента маркетинга, анализ внутривидовых, региональных уровней цен и их дифференциации, моделирование взаимосвязи цен и качественных характеристик товара, структуры цен в отрасли, изучение цен альтернативных товаров и других субрынков и т.д.
3. С позиции покупателя: изучение цен как фактора индексации доходов, формирования потребительской корзинки и прожиточного минимума; определение ценового влияния на уровень жизни раз личных социальных групп населения; анализ соответствия цен качеству товаров и уровню доходов, предпочтениям потребителей; выявление ассортиментной дифференциации цен как фактора выбора (вынужденности) покупки и т.д. Для решения этих задач в статистике цен необходимо постоянно осуществлять: P регистрацию цен, наблюдение за их изменением; P анализ уровня цен, изучение его дифференциации по отдельным пунктам продажи товаров; P характеристику структуры цен; P изучение соотношений цен различных товаров, субрынков и перекрестной эластичности цен; P оценку, анализ и моделирование вариации (колеблемости), цикличности и сезонности цен; P региональный анализ цен; P анализ и моделирование динамики цен; P выявление и моделирование факторов, влияющих на уровень, вариацию и динамику цен; P прогнозирование цен. 2й учебный вопрос: Основные принципы концепции выборочной регистрации цен Существуют две концепции регистрации цен. В основе первой, получавшей название прейскурантной методики, лежит строго документированный и сплошной учет цен, который в известной мере был оправдан в условиях политики стабильных цен, сравнительно узкого и почти не меняющегося ассортимента товаров. Практически регистрировались не сами цены, а только изменения цен. По мере расширения объема и ассортимента товаров стали накапливаться серьезные ошибки: происходило неучтенное (скрытое) повышение цен, обусловленное появлением якобы «новых» видов товаров, и скрытое нарастание инфляционных процессов, так как не считались изменением и не учитывались в индексе новые цены на ранее не выпускавшиеся разновидности товара, временные цены на товары улучшенного качества, уценка залежалых товаров и т.п. Эта концепция считалась основной в условиях централизованной плановой экономики; в рыночных условиях она применяется на коммерческих предприятиях с хорошо поставленным учетом.
С конца 1980-х годов в связи с либерализацией цен, началом перехода к рынку официальное признание получила выборочная концепция регистрации цен, согласующаяся с международной практикой. В предшествующие годы такой метод статистического наблюдения за ценами ограничивался рамками статистики колхозной торговли, потребительской кооперации и статистики семейных бюджетов. Накопленный опыт наблюдения за рыночными ценами позволил в 1988–1989 гг. государственной статистике оперативно перейти на выборочную систему регистрации цен, основанную на следующих принципах: P отказ от массового документированного учета, практически не возможного в условиях различных форм собственности, и переход к ограниченному использованию документов; P отказ от сплошного учета цен и переход к использованию выборочного метода во времени, пространстве и товарной массе; P формирование потребительской корзинки, т.е. набора товаров-представителей; P введение системы поправок на изменение качества товаров; P полный охват всех форм и видов торговли (субрынков). Ряд проблем, связанных с регистрацией цен остался спорным и продолжает обсуждаться. Формирование выборочной совокупности осуществляется по схеме: 1. Выборка во времени. Оптимальной считается ежемесячная регистрация цен. При необходимости на минимум товаров может быть организовано еженедельное или ежедневное наблюдение за ценами. Так, например, в 1992 г. Госкомстат РФ организовал еженедельную регистрацию цен на 22 непродовольственных товара в 132 городах России. 2. Отбор товаров-представителей. Осуществляется выбор представляющих всю совокупность товаров, характеризующих общие закономерности, тенденции, уровни цен. Товар-представитель – конкретная марка, артикул или малая товарная группа, основа которой – общность потребительского назначения. Отбор товаров-представителей из генеральной совокупности, сгруппированной по характеру использования товаров, может осуществляться по следующим критериям: доля данного товара в объеме реализации товарной группы, возможность регулярного получения данных, вариация индивидуальных индексов в группе, степень корреляции в динамике цен товаров группы. Как правило, предпочтение отдается первым двум критериям как менее дорогостоящим. В нашей стране с 1989 г. до 1992 г. статистическими органами велось наблюдение за ценами на 700 товаров-представителей (650 непродовольственных), а с 1 квартала 1990 г. – уже на 1030. В 1992 г. по договоренности между Госкомстатом РФ и Департаментом статистики Международного валютного фонда (МВФ) это число сократилось до 407 товаров. Для сравнения: потребительская корзина для расчета ИПЦ в США состоит из 300 продуктов и услуг- представителей, во Франции – 250, Англии – 350, Германии – 475. В настоящее время в набор товаров и услуг, разработанный для ежемесячного наблюдения за ценами, включены товары и услуги массового потребительского спроса, а также отдельные товары и услуги необязательного спроса, которые раньше обычно называли «предметами роскоши» (легковые товары, ювелирные украшения). Всего в этот набор входит 444 товара и услуги, которые поделены на три крупные группы: - продовольственные товары (103); - непродовольственные товары (249); - услуги (92 наименование). Информация о ценах на эти товары и услуги регистрируется с 23-го по 25-е число каждого месяца. Наблюдение за ценами ведется на территории всех 89 субъектов РФ в столицах и крупных городах всех республик, краев, областей, автономных округов, а также в районных центрах. В каждом городе отобраны крупные, средние и мелкие предприятия торговли различных форм собственности. Кроме того, для еженедельного наблюдения за ценами из полного состава товаров отобраны 37 наименований товаров и услуг так называемого социального набора, в том числе набор из 25 важнейших продуктов питания, который служит основой для формирования продовольственной корзины в составе прожиточного минимума. 3. Выбор конкретной разновидности товара-представителя и вида регистрируемой цены. Для регистрации цены товара-представителя применяется подробная спецификация товара – перечень его обобщенных потребительских признаков. Определение спецификаций требует экспертных знаний. При этом необходимы постоянство указанных параметров товара, возможность следить за их изменением, значительная доля товара в объеме товарооборота, достигнутая и прогнозируемая устойчивость продаж. Принципиальное отличие набора товаров-представителей, разработанного в соавторстве с экспертами МВФ, от действовавшего в 1989–1992 гг. – отсутствие единых и твердых спецификаций. В современных условиях конкретные параметры спецификации самостоятельно определяются регистратором и содержат характеристики – название торговой фирмы, размер, качественные признаки и др. Предполагается в дальнейшем регулярно повышать профессиональную квалификацию регистраторов, внедрять методы вероятностной выборки, проводить отбор спецификаций по принципу: каждый товар (в том числе с небольшим объемом продаж) имеет право быть представленным в выборке. 4. Выборка по территории (отбор населенных пунктов, предприятий торговли). Возможны следующие варианты: – выборка, в которой пропорционально представлены крупные, малые города и села (географические, административные регионы); – широко применяемая в международной практике выборка пропорционально размерам (ВПР) – в выборку включаются все города с численностью населения больше заданной, а оставшиеся отбираются с вероятностью, пропорциональной их размерам; – выборка с учетом дисперсии, способствующая уменьшению разброса (дисперсия цены или дохода в регионе не должна превышать общей величины дисперсии); – выборка на основе интервальной группировки населенных пунктов (единица с меньшим объемом признака, например, численности населения имеет равную вероятность выбора со всеми единицами группы); – гнездовая выборка (с помощью кластерного анализа выделение территорий, однородных по совокупности цен на основные товары). Часто имеет смысл комбинировать различные методы выборки в зависимости от целей исследования и возможностей страны, географического положения и т.д. Так, например, в США в выборку включают 12 городов (свыше 1 млн. чел.), остальные разбиваются на 3 группы с учетом климата, плотности населения, уровня дохода и др., в которых производится случайный отбор. В большинстве западных стран из-за дороговизны обследуются только столицы и некоторые крупные города, что в определенных условиях ведет к ошибочным выводам относительно населения других населенных пунктов. В России, как стране с большими социальными, региональными различиями, необходим отбор, в котором представлены городское и сельское население, различные географические регионы, населенные пункты разного размера (по численности на селения). Для обследования в каждом городе отбираются торговые предприятия различного размера и разных форм собственности, включая государственные, муниципальные, частные, смешанные, а также городские рынки и ярмарки. В перспективе планируется усовершенствовать отбор торговых предприятий для наблюдения за ценами. Необходимо учитывать то, что цены в зависимости от величины, типа и расположения магазинов (элитарные, фирменные, универсальные и специализированные, расположенные в центре или в «спальном» районе), могут сильно различаться. Например, в США выборка магазинов ежегодно обновляется на 1/5 часть, в нее входят магазины, наиболее посещаемые семьями, попавшими в обследование. В России эта методика еще недостаточно отработана. Предлагается следующая очередность отбора: населенные пункты; семьи; посещаемые ими магазины; конкретные товары в этих магазинах. Для экономии и рационализации выборки будут проводиться специальные серии выборочных обследований населенных пунктов, семей, магазинов. 3й учебный вопрос: Характеристика основных показателей статистики цен Цены и ценообразование – сложная система, составной элемент рыночного механизма. Следовательно, статистическое изучение цен требует развернутой системы показателей, соответствующей требованиям рыночной экономики. Система показателей должна отразить различные виды дифференциации рыночных цен: ассортиментный, территориальный, во времени, по социально-доходным группам, раз личным субрынкам. Важнейшими остаются показатели динамики (особенно индексы) и прогнозные оценки (с учетом прогноза условий и факторов, влияющих на цены). Особое значение приобретают показатели динамики цен, учитывающие качественные изменения товаров. Система показателей статистики цен приведена в табл. 19.3.
Таблица 19.3.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |