Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи статистики цен

Основная часть

1й учебный вопрос: Основные понятия и задачи статистики цен

Статистика цен – самостоятельный блок, входящий составной частью в социально-экономическую статистику. Поэтому в органах государственной статистики сформирована самостоятельная служба статистики цен. Существуют и альтернативные (негосударственные) службы статистики цен, например, при товарных и фондовых биржах.

В статистике цен и ценообразования принято использовать классификацию цен по нескольким признакам (табл. 19.1).

Задачи статистики цен существенно изменились и расширились в условиях рыночной экономики. Они определяются характером ценообразования, ролью и функциями цены. Концепция статистики цен в условиях плановой экономики и командно-административной системы исходила из необходимости получения информации для плановых и управляющих государственных органов. В задачи статистики цен входили главным образом оценки изменения цен с позиции уровня жизни населения, выделение ценового фактора стоимостных показателей товарооборота, продукции, национального дохода, а также торговой скидки как фактора прибыли. Эти задачи решались на практике с помощью анализа динамики цен, основанного на индексном методе. Кроме того, статистика цен занималась изучением структуры плановых цен, обеспечением базы ценообразования и контроля цен. Весьма ограниченно изучались региональные различия цен, их вариация (колеблемость) и сезонность (по ценам колхозного рынка), практически не рассматривались соотношения цен различных товаров.

 

Таблица 19.1

Классификация цен

По сферам товарного обслуживания По формам продажи По стадиям продажи По степени государственного регулирования
1. Оптовые цены промышленности (по которым предприятия промышленности реализуют свою продукцию в больших объемах другим промышленным предприятиям и оптовым предприятиям торговли) 2. Оптовые цены торговли (по которым оптовые торговые организации реализуют товары розничным предприятиям торговли) 3. Розничные цены (по которым розничные торговые предприятия реализуют товары конечному потребителю) 4. Закупочные цены (по которым государство закупает продукцию у с/х предприятий) 5. Цены и тарифы на услуги 1. Контрактные (договорные) цены – цены фактической договоренности между продавцом и покупателем 2. Биржевые котировки это уровень цены товара, реализуемого через биржу 3. Цены ярмарок и выставок (часто льготные) 4. Аукционные цены, отражающие ход продаж на аукционах     1. Цены предложения (цены продавца, или стартовые), по которым продавец желает продать товар 2. Цены спроса, по которым покупатель заинтересован приобрести товар 3. Цены реализации (сделки, продажи, покупки) – фактические, или номинальные, цены 1. Жесткие, или фиксированные, цены (основной тип цен в условиях административно-командной экономики) 2. Регулируемые цены (допускаются изменения в определенных пределах, устанавливаются государством, как правило, на товары повышенной социальной значимости)   3. Свободные цены (не подвержены прямому вмешательству, формируются в соответствии с конъюнктурой рынка)

 

Требования рынка не только расширяют и углубляют задачи статистики цен, вытекающие из плановой концепции, но и принципиально меняют их. В основу современной классификации концептуальных задач статистики цен могут быть положены следующие критерии: цели, достигаемые решением задачи, и субъекты, заинтересованные в решении задачи.

Первая классификация включает три концептуальные задачи.

1. Характеристика состояния (конъюнктуры) рынка. Решая эту общую задачу в условиях рынка, статистика рассматривает поведение цен как опосредованную реакцию на изменение экономической ситуации (денежная эмиссия, сбалансированность спроса и предложения, рост и дифференциация доходов населения, изменение цен на взаимосвязанные товары, изменение уровня качества товаров и требований к нему и т.д.).

2. Характеристика цены как инструмента управления рынком. С этой позиции статистика изучает возможности и степень воздействия цен на производство (в том числе и с помощью налогов, заложенных в структуру цены), обращение (от цены зависят скорость оборота и издержки обращения), спрос. Общепризнанная обратная зависимость между ценой и спросом не всегда подтверждается на практике, например в случае «престижной» цены или цены «показателя качества». Статистика цен имеет возможность обосновать экономические рычаги для маркетингового регулирования рынка.

3. Анализ цен с позиции маркетингового управления ценообразованием и государственного регулирования цен. Решение этой задачи предполагает статистически выявить закономерности ценообразования, поведения цен и поведения покупателя, установить влияние их на уровень жизни, смоделировать и осуществить прогноз изменения цен.

Вторая классификация – с позиции пользователей и заказчиков статистической ценовой информации – выделяет следующие общие задачи статистики цен.

1. С позиции государства: изучение цены как орудия социальной и экономической эффективности рынка, как фактора уровня жизни, как главной составляющей инфляционных процессов; изучение влияния цен на рынок труда, прогнозирование последствий изменения цены; изучение цены в роли дефлятора для пересчета стоимостных показателей: как важнейшего фактора формирования бюджета; статистическое изучение цен, моделирование их закономерностей для принятия решений по ценообразованию, для контроля над денежным обращением в стране; анализ цен с целью регулирования уровня цен на стратегические и жизненно важные товары, для выявления отраслей, в которые невыгодно вкладывать капитал, где неэффективен частный сектор, и т.д.

2. С позиции производителя, продавца: изучение цен как инструмента маркетинга, анализ внутривидовых, региональных уровней цен и их дифференциации, моделирование взаимосвязи цен и качественных характеристик товара, структуры цен в отрасли, изучение цен альтернативных товаров и других субрынков и т.д.

3. С позиции покупателя: изучение цен как фактора индексации доходов, формирования потребительской корзинки и прожиточного минимума; определение ценового влияния на уровень жизни раз личных социальных групп населения; анализ соответствия цен качеству товаров и уровню доходов, предпочтениям потребителей; выявление ассортиментной дифференциации цен как фактора выбора (вынужденности) покупки и т.д.

Для решения этих задач в статистике цен необходимо постоянно осуществлять:

P регистрацию цен, наблюдение за их изменением;

P анализ уровня цен, изучение его дифференциации по отдельным пунктам продажи товаров;

P характеристику структуры цен;

P изучение соотношений цен различных товаров, субрынков и перекрестной эластичности цен;

P оценку, анализ и моделирование вариации (колеблемости), цикличности и сезонности цен;

P региональный анализ цен;

P анализ и моделирование динамики цен;

P выявление и моделирование факторов, влияющих на уровень, вариацию и динамику цен;

P прогнозирование цен.

2й учебный вопрос: Основные принципы концепции выборочной регистрации цен

Существуют две концепции регистрации цен. В основе первой, получавшей название прейскурантной методики, лежит строго документированный и сплошной учет цен, который в известной мере был оправдан в условиях политики стабильных цен, сравнительно узкого и почти не меняющегося ассортимента товаров. Практически регистрировались не сами цены, а только изменения цен. По мере расширения объема и ассортимента товаров стали накапливаться серьезные ошибки: происходило неучтенное (скрытое) повышение цен, обусловленное появлением якобы «новых» видов товаров, и скрытое нарастание инфляционных процессов, так как не считались изменением и не учитывались в индексе новые цены на ранее не выпускавшиеся разновидности товара, временные цены на товары улучшенного качества, уценка залежалых товаров и т.п. Эта концепция считалась основной в условиях централизованной плановой экономики; в рыночных условиях она применяется на коммерческих предприятиях с хорошо поставленным учетом.

С конца 1980-х годов в связи с либерализацией цен, началом перехода к рынку официальное признание получила выборочная концепция регистрации цен, согласующаяся с международной практикой. В предшествующие годы такой метод статистического наблюдения за ценами ограничивался рамками статистики колхозной торговли, потребительской кооперации и статистики семейных бюджетов.

Накопленный опыт наблюдения за рыночными ценами позволил в 1988–1989 гг. государственной статистике оперативно перейти на выборочную систему регистрации цен, основанную на следующих принципах:

P отказ от массового документированного учета, практически не возможного в условиях различных форм собственности, и переход к ограниченному использованию документов;

P отказ от сплошного учета цен и переход к использованию выборочного метода во времени, пространстве и товарной массе;

P формирование потребительской корзинки, т.е. набора товаров-представителей;

P введение системы поправок на изменение качества товаров;

P полный охват всех форм и видов торговли (субрынков).

Ряд проблем, связанных с регистрацией цен остался спорным и продолжает обсуждаться.

Формирование выборочной совокупности осуществляется по схеме:

1. Выборка во времени. Оптимальной считается ежемесячная регистрация цен. При необходимости на минимум товаров может быть организовано еженедельное или ежедневное наблюдение за ценами. Так, например, в 1992 г. Госкомстат РФ организовал еженедельную регистрацию цен на 22 непродовольственных товара в 132 городах России.

2. Отбор товаров-представителей. Осуществляется выбор представляющих всю совокупность товаров, характеризующих общие закономерности, тенденции, уровни цен.

Товар-представитель – конкретная марка, артикул или малая товарная группа, основа которой – общность потребительского назначения.

Отбор товаров-представителей из генеральной совокупности, сгруппированной по характеру использования товаров, может осуществляться по следующим критериям: доля данного товара в объеме реализации товарной группы, возможность регулярного получения данных, вариация индивидуальных индексов в группе, степень корреляции в динамике цен товаров группы. Как правило, предпочтение отдается первым двум критериям как менее дорогостоящим.

В нашей стране с 1989 г. до 1992 г. статистическими органами велось наблюдение за ценами на 700 товаров-представителей (650 непродовольственных), а с 1 квартала 1990 г. – уже на 1030. В 1992 г. по договоренности между Госкомстатом РФ и Департаментом статистики Международного валютного фонда (МВФ) это число сократилось до 407 товаров. Для сравнения: потребительская корзина для расчета ИПЦ в США состоит из 300 продуктов и услуг- представителей, во Франции – 250, Англии – 350, Германии – 475.

В настоящее время в набор товаров и услуг, разработанный для ежемесячного наблюдения за ценами, включены товары и услуги массового потребительского спроса, а также отдельные товары и услуги необязательного спроса, которые раньше обычно называли «предметами роскоши» (легковые товары, ювелирные украшения). Всего в этот набор входит 444 товара и услуги, которые поделены на три крупные группы:

- продовольственные товары (103);

- непродовольственные товары (249);

- услуги (92 наименование).

Информация о ценах на эти товары и услуги регистрируется с 23-го по 25-е число каждого месяца. Наблюдение за ценами ведется на территории всех 89 субъектов РФ в столицах и крупных городах всех республик, краев, областей, автономных округов, а также в районных центрах. В каждом городе отобраны крупные, средние и мелкие предприятия торговли различных форм собственности. Кроме того, для еженедельного наблюдения за ценами из полного состава товаров отобраны 37 наименований товаров и услуг так называемого социального набора, в том числе набор из 25 важнейших продуктов питания, который служит основой для формирования продовольственной корзины в составе прожиточного минимума.

3. Выбор конкретной разновидности товара-представителя и вида регистрируемой цены. Для регистрации цены товара-представителя применяется подробная спецификация товара – перечень его обобщенных потребительских признаков. Определение спецификаций требует экспертных знаний. При этом необходимы постоянство указанных параметров товара, возможность следить за их изменением, значительная доля товара в объеме товарооборота, достигнутая и прогнозируемая устойчивость продаж.

Принципиальное отличие набора товаров-представителей, разработанного в соавторстве с экспертами МВФ, от действовавшего в 1989–1992 гг. – отсутствие единых и твердых спецификаций. В современных условиях конкретные параметры спецификации самостоятельно определяются регистратором и содержат характеристики – название торговой фирмы, размер, качественные признаки и др. Предполагается в дальнейшем регулярно повышать профессиональную квалификацию регистраторов, внедрять методы вероятностной выборки, проводить отбор спецификаций по принципу: каждый товар (в том числе с небольшим объемом продаж) имеет право быть представленным в выборке.

4. Выборка по территории (отбор населенных пунктов, предприятий торговли). Возможны следующие варианты:

– выборка, в которой пропорционально представлены крупные, малые города и села (географические, административные регионы);

– широко применяемая в международной практике выборка пропорционально размерам (ВПР) – в выборку включаются все города с численностью населения больше заданной, а оставшиеся отбираются с вероятностью, пропорциональной их размерам;

– выборка с учетом дисперсии, способствующая уменьшению разброса (дисперсия цены или дохода в регионе не должна превышать общей величины дисперсии);

– выборка на основе интервальной группировки населенных пунктов (единица с меньшим объемом признака, например, численности населения имеет равную вероятность выбора со всеми единицами группы);

– гнездовая выборка (с помощью кластерного анализа выделение территорий, однородных по совокупности цен на основные товары).

Часто имеет смысл комбинировать различные методы выборки в зависимости от целей исследования и возможностей страны, географического положения и т.д. Так, например, в США в выборку включают 12 городов (свыше 1 млн. чел.), остальные разбиваются на 3 группы с учетом климата, плотности населения, уровня дохода и др., в которых производится случайный отбор. В большинстве западных стран из-за дороговизны обследуются только столицы и некоторые крупные города, что в определенных условиях ведет к ошибочным выводам относительно населения других населенных пунктов. В России, как стране с большими социальными, региональными различиями, необходим отбор, в котором представлены городское и сельское население, различные географические регионы, населенные пункты разного размера (по численности на селения).

Для обследования в каждом городе отбираются торговые предприятия различного размера и разных форм собственности, включая государственные, муниципальные, частные, смешанные, а также городские рынки и ярмарки. В перспективе планируется усовершенствовать отбор торговых предприятий для наблюдения за ценами. Необходимо учитывать то, что цены в зависимости от величины, типа и расположения магазинов (элитарные, фирменные, универсальные и специализированные, расположенные в центре или в «спальном» районе), могут сильно различаться. Например, в США выборка магазинов ежегодно обновляется на 1/5 часть, в нее входят магазины, наиболее посещаемые семьями, попавшими в обследование. В России эта методика еще недостаточно отработана. Предлагается следующая очередность отбора: населенные пункты; семьи; посещаемые ими магазины; конкретные товары в этих магазинах. Для экономии и рационализации выборки будут проводиться специальные серии выборочных обследований населенных пунктов, семей, магазинов.

3й учебный вопрос: Характеристика основных показателей статистики цен

Цены и ценообразование – сложная система, составной элемент рыночного механизма. Следовательно, статистическое изучение цен требует развернутой системы показателей, соответствующей требованиям рыночной экономики. Система показателей должна отразить различные виды дифференциации рыночных цен: ассортиментный, территориальный, во времени, по социально-доходным группам, раз личным субрынкам. Важнейшими остаются показатели динамики (особенно индексы) и прогнозные оценки (с учетом прогноза условий и факторов, влияющих на цены). Особое значение приобретают показатели динамики цен, учитывающие качественные изменения товаров. Система показателей статистики цен приведена в табл. 19.3.

 

Таблица 19.3.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Введение. Разрешение на ввод данных | Методы расчета и анализа индексов цен
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.104 сек.