Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комиссия по ПЧ при Президенте РФ

Администр. юстиция и защита ПЧ.

В демократич. прав. гос-ве действует обширная система организац.-прав. способов обеспеч-я законности, защиты ПСГ. Среди них важное место Є суд. конт-лю. Право граждан на суд. защиту реализ-ся во многих странах мира ч/з сист. общей и спец. юрисдикции – ч/з АЮ.

АЮ – это с/стоят., специализированная суд. власть, призванная защищать субъектив. права гражд-на от незаконн. реш-й адм. власти. →, основой АЮ явл-ся рассмотрение споров, урегулиров-е конфликтов м/у гражд-ми и органами гос. упр-я.

Т.о., особ-ть АЮ состоит в том, что она решает споры, возникающие в сфере управл-й деят-ти. Вот почему такую юстицию принято называть адм-й.

Исторически в зап. странах сложились 2 осн. модели АЮ.

1-я модель хар-рна для стран романо-герм. прав. семьи. Особ-ть этой модели закл-ся в наличии сист. специализированных судов, α отделены от общей суд. системы.

2-я модель хар-рна для англо-амер. прав. семьи и опр-ся отсутствием спец. органов АЮ и широкой компетенцией судов общей юрисдикции по разреш-ю адм.-прав. споров.

Франц. модель АЮ основана на раз÷ вл-тей. Создатели этой модели исходили из необх-ти max обособления исполн. власти путем изъятия конт-ля адм-цией из сферы действия обычных судов. «Соt АЮ, - отмечает франц. профессор Г.Брэбан, - была создана как рез-т недоверия революционеров к суд. вл-тям и необх-ти любой ценой обеспечить юрисдикц-й конт-ль над апп-том упр-я». Этот контроль был возложен на созданный в 1800 г. Гос. совет. В рез-те деят-ти этого органа сложилась возглавляемая им система спец. судов, разрешающих жалобы граждан, адресованные органам упр-я и их должн. лицам.

Принципы теории ответ-ти гос. власти во Фр. были заложены еще в кон. XIX в. постановл-м трибунала по конфликтам по делу Бланке (1873 г.). Это постановл-е гласит: «Ответ-ть, α м/принять на себя гос-во за убытки, причиненные отд. лицом неправомерн. действиями гос. служб, не подпадает под принципы Гражд. кодекса в части регламентации вз/отн-й граждан др. с др.».

Приведенное положение разграничивает гражд.-прав. ответ-ть, вытекающую из споров м/у частн. лицами, и адм.-прав., хар-ризующую вз/отн-ия м/у гос. службами и отд. гражд-ми.

Трибунал по конфликтам – высшая суд. инстанция во Фр., на α возложено разреш-е споров о компетенции м/у общими и адм. судами.

Суд. сист. Фр. состоит из 2-х с/стоят. ветвей: общей суд. во главе с Кассационным судом и адм., возглавляемой Гос. советом. Основную массу жалоб на действия и акты органов упр-я и должн. лиц по 1-й инстанции рассм-т адм. трибуналы (их 25). В 1987 г. были созданы 5 адм. апелляц-х судов в кач-ве промежуточной инстанции, куда поступают апелляц. жалобы на решения адм. трибуналов.

На реш-я адм. апелляц. судов м/б поданы кассац. жалобы в Гос. совет. Т.о., в рез-те создания апелляц. адм. судов во Фр. Гос. совет из апелляц. инстанции превратился в кассационную, сохранив компетенцию по рассмотрению дел по 1-й инстанции.

Всякий процесс начинается с подачи искового заявления (жалобы). Никакой адм. спор без этого усл-я в суде не рассм-ся. Важное правило адм. пр-са состоит в том, что судья связан жалобой, т.е. он исследует т-ко те??, α перед ним поставлены, и не м/выходить за эти пределы; он связан предоставленными ему док-тами и доводами. Поэтому и решение, принимаемое по делу, основывается на тех требованиях, α сформул-ны в жалобе. Напр., if гражд-н просит возместить убытки и указывает опр-ю сумму, то судья не вправе присудить ему >, даже если считает это возможным.

Вместе с тем из этого правила сущ-т исключения. Так, Гос. совет м/ сам установить наличие оснований, не указанных в жалобе, когда дело касается мотивов публ. порядка, среди α вы÷ся 2 осн. категории. Во-1, речь идет об оспаривании обоснованности прав. актов. Если Гос. совет усмотрит, что обжалованный прав. акт исходит от компетентного органа власти, он его отменяет, даже если у истца и не было помыслов выставить возражения по поводу компетентности этого органа. Во-2, если суд обнаружит, что какое-то реш-е было принято за пределами рамок, очерченных законом, он отменит его по долгу службы, т.е. выдвигая мотив наруш-я публ. интересов.

Решения адм. суда обладают большим авторитетом. Доктрина исходит из того, что адм-ция обязана исполнять решения суда. Хорошим стимулом, способствующим ускорению исполнения судебных решений адм-цией, явилось принятие в 1989 г. Закона о штрафных пени, α наделяет суд правом напр-ть в адрес адм-ции требования об уплате штрафной пени за каждый день просрочки в исполнении судебного решения.

Основной недостаток АЮ Фр. состоит в медленном рассмотрении жалоб. Анализ адм. суд. пр-ки этой страны свидет-т о том, что область применения обжалования по разл. основаниям в рамках АЮ довольно обширна. Основанием для возбуждения дела в органах АЮ м/служить не т-ко жалобы граждан, но и жалобы прав-ва и гос. органов.

В США на общие суды возложено реш-е всех прав. споров, в т.ч. и адм.-прав. Однако фед. закон 1946 г. об адм. процедуре огранич-т возм-ти обращения в общий суд. Оно невозможно, if закон предусматривает иной порядок рассмотрения жалобы. Это связано с тем, что наряду с общими судами в США сущ-т специализированные органы, выполняющие квазисудебные ф-ции. К специализированным квазисудебным органам в США отн-ся ряд крупных адм. трибуналов, α по степени своей автономности и стилю деят-ти близки к адм. судам. Примером таких обособленных органов явл-ся Налоговый суд и Претензионный суд. О них говорят, что следующим шагом м/стать их превращение в собственно суд. учр-я.

Rt АЮ в В/бр связано с принятием в 1958 г. Закона о трибуналах и расследов-х, α стал 1-м актом, унифицировавшим деят-ть адм. трибуналов.

Пр-сс создания специализиров-х трибуналов продолжается. Так, законом 1969 г. об адм. службах были созданы иммиграц. трибуналы, в компетенцию α входит рассмотрение жалоб, связанных с отказом иммиграц. служб в выдаче въездных виз, с отказом министра внутр. дел продлить срок пребывания в В/бр лица, временного проживающего в стране.

В последующие годы этот акт претерпел ряд изменений, и в наст. t действует Закон о трибуналах и расследованиях 1971 г., где содержится перечень осн. адм. трибуналов. Это трибуналы нац. сохранения, трибуналы по предоставлению доп. пособий, промышленные трибуналы, апелляционные трибуналы по пенсионным делам, трибуналы нац. службы здравоохранения и т.д. Каждый из этих трибуналов призван рассматривать опр-ю категорию споров м/у гражд-ном и адм-цией, т.е. трибуналы создаются в конкретных сферах и носят узковедомственный хар-р.

Трибуналы в сфере пенсионной службы В/бр рассм-т дела, связанные с обжалованием реш-й министра соц. обеспечения в отн-и предоставления или перераспределения военных пенсий всех видов.

Для В/бр хар-рно, что адм. трибуналы обязаны следовать реш-м судов общего права и вышестоящих трибуналов, а т.же своим собств. предшествующим реш-м по аналогичным делам.

Системы АЮ В/бр и США функционируют на стыке исполн. и суд. ветвей гос. власти. С исполн. властью АЮ связывает то, что ее органы находятся в тесном вз/действии с гос. адм-цией. С суд. властью ее сближает тот факт, что общие суды выступают в кач-ве апелляц. инстанции на реш-я адм. трибуналов.

АЮ – эффект-й инстр-т защиты ПСГ от незаконн. действий органов гос. вл-ти. В силу этого в >ве цивилиз-х стран мира высоко оценивается роль адм. судов. Справедливо подчерк-ся их роль не т-ко в контексте обеспеч-я одного из осн. принципов прав. гос-ва. В усл-х расшир-я круга объектов прав. регулиров-я в обл. соц. сферы и ↑ объема нормотв-ва на разных ур-нях пробл. соблюд-я ПСГ в деят-ти органов упр-я приобретает исключит. знач-е. Это отн-ся и к РФ.

Комиссия по ПЧ при Президенте РФ явл-ся совещат. и консультат. органом; ее полномочия определены Указами Президента РФ от 1 ноября 1993 г. «Об обеспечении деят-ти Комиссии по ПЧ при Президенте РФ» и «Об утверждении Положения о Комиссии по ПЧ при Президенте РФ». Согласно этим актам. Комиссия создается с целью усиления гарантий ПСЧ и гражданина.

Эта Комиссия явл-ся органом, α д/содействовать осущ-ю Президентом функций гаранта ПСЧ и гражданина. Она призвана изучать реальные ситуации з/дат. регулирования и правоприменительной практики, связанные с ПЧ, выступать с соотв-ми реком-циями готовить доклады Президенту по вопросам ПСЧ и гражданина в РФ.

Органам власти субъектов РФ рекомендовано образовать комиссии по ПЧ с функциями, аналогичными функциям Комиссии по ПЧ при Президенте РФ. Комиссии создаются при главах адм-ций субъектов РФ и оказывают им помощь и содействие в соблюдении и защите основных прав и свобод российских граждан. Комиссии т.же рассматривают поступающие жалобы и принимают возможные меры для защиты и восстановления нарушенных прав граждан. В настоящее время примерно в 70 регионах страны созданы такие комиссии.

7. Уполномоченный по ПЧ – омбудсмен

В пр-ке разл. стран мира известны разнообразн. мех-змы, регулирующие вз/отн-я м/у гражданином и гос. аппаратом, а т.же целостные системы органов, обеспечивающих надзор за соблюд-м прав граждан. Среди мех-змов защиты прав и законных интересов чел-ка от произвола гос. органов упр-я и злоупотребления властью со стор. чиновников важное место занимает институт омбудсмена.

Пр-сс создания и деят-ти этого института открыл важную страницу в отн-х м/у гос-вом и гражданином. Институт омбудсмена явл-ся важным фактором укрепления законности и прав. основой в деят-ти исполн. власти, важнейшей формой внесудебного конт-ля.

Исторически институт омбудсмена впервые был создан в сканд. странах (Швеция, Норвегия, Финляндия). После II мир. войны этот институт получил широкое распр-е во многих европ., азиатских странах и в др. регионах мира.

Институт парл. омбудсмена появился в Швеции в 1809 г. Однако в связи с изменением общ. условий в стране к концу XIX в., становлением и Rtм конституц. норм возникла объективная необх-ть у=весить широкие полномочия короля с полномочиями парламента, α предоставлялось право избирать спец. парл. уполном-го (омбудсмена) для осущ-я надзора за соблюд-м з/дат. актов парламента судами и другими органами власти. С момента своего создания этот орган был наделен функциями осущ-я конт-ля за деят-тью органов исполн. власти, а т.же способствования улучшению защиты прав граждан от нарушений со стороны администр. органов и их должн. лиц.

Rt института парламентского омбудсмена в Швеции пошло по пути создания разветвленной системы специализированных омбудсменов. Шеф-омбудсмен занимается вопросами доступа общ-венности к официальным документам, а т.же к компьютерной системе и банкам персональных данных. К ведению омбудсмена по вопросам юстиции относится деятельность органов правосудия, полиции, тюрем. Специальный омбудсмен осуществляет надзор за вооруженными силами и их отношениями с различными гражданскими структурами. В особую сферу деятельности одного из омбудсменов выделен надзор за законностью в области социального обеспечения и налогового обложения (Общая теория ПЧ. – С. 370). Специальный омбудсмен был назначен по вопросам расовой дискриминации в соответствии с законом против расовой дискриминации, принятым в 1986 г. В его функции входит пресечение дискриминации в различных областях трудовых и социальных отношений (найма на работу и увольнения, оплаты труда, аренды жилья и т.п.). Таким образом, функции омбудсмена Швеции распространяются не т-ко на деятельность органов исполнительной власти, но и на деятельность судебной системы, исправительных учреждений (с. 205).

Наи> распростр-й функцией шведского омбудсмена явл-ся выполнение им роли общ. обвинителя в делах против гос. служащих. Эти ф-ции раньше регулир-сь предписаниями Конституции 1809 г. На соt этапе объем задач, выполняемых омбудсменом, опр-ся двумя основными актами: Конст-цией 1975 г. и инструкцией парл-та. Традиционно деят-ть омбудсмена рассм-сь как часть парл. конт-ля. Однако if парл-т надзирает т-ко за деят-тью Кабинета министров, то в функции омбудсмена входит надзор за законностью в работе судов, всех гос. и муницип. органов и учр-й, их персонала, а т.же др. должн. лиц.

Кроме адм. надзора омбудсмены Швеции осущ-т контроль за выполн-м законов и др. норм. актов. Однако присутствие омбудсмена на заседаниях судов не дает ему права высказывать св. мнение в ходе пр-са, поск-ку такое активное участие м/рассм-ся как посягат-во на независ-ть суда. Вместе с тем омбудсмен наделен правом орг-ции и проведения инспекции судов, тюрем, полиции, правит. агентств и т.д. Он проверяет деят-ть этих учр-й и по собств. инициативе, чб выявить наруш-я ПСГ, α по ряду причин к нему не обращались.

В пр-се проведения инспекций омбудсмен изучает неα гражд. и угол. дела, проверяет соблюд-е сроков их прохождения, правильность вынесенных по ним суд. реш-й. Для выполн-я св. задач, напр-х на поддержание режима законности во всех сферах упр-я, он имеет доступ к любой док-ции, вправе запрашивать и получать инф-цию из любых источников, а его заключения публикуются в составляемых им ежегодных докладах.

Контролю со стороны омбудсмена не подвергаются члены парл-та, Кабинета министров, контр. совета шведского банка, а т.же члены муницип. советов и неα др. орг-ций, связанных с парл-том и шведским банком.

Институт омбудсмена в В/бр был создан в соотв-и с законом 1967 г. о парл. комиссаре по адм.?? – парл. омбудсмене. Этим законом омбудсмен был наделен статусом, эквивалентным статусу судьи Высокого суда.

Парл. омбудсмен назначается королевой и имеет право занимать этот пост до 65-летнего возр.; до достижения этого возр. он м/б смещен по предложению королевы т-ко реш-м обеих палат парл-та. В отличие от скандинавской модели уполном-й в Англии не имеет прямого контакта с гражданами, поск-ку они м/обратиться с ходатайством лишь ч/з своего депутата: т.о, уполном-й выступает косвенно как представитель граждан и действует как орган, помогающий парламентариям решать конфликты м/у гражд-ми и исполн. властью. В силу этого в законе о парл. уполном-м четко сказано, что речь идет не о создании органа, α снизил бы значение и роль членов парл-та, а о том, чб парламентарии были снабжены лучшими ср-вами для защиты граждан от произвола и злоупотреблений органов исполн. власти их должн. лиц.

Парл. уполном-й – это офиц. лицо, независимое от апп-та органов исполн. власти и наделенное правом рассм-ть жалобы граждан на «плохое управление», α включает не т-ко незаконные действия и реш-я этого апп-та, но и широкий комплекс действий, могущих вызвать «-» последствия для гражд-на. Примером такой формы «плохого управления» явл-ся дача должн. лицом совета, α ввел в заблуждение гражд-на отн-но его прав и причинил ему тем самым убыток. Источником «плохого управления» м/б:

- закон, на α основывается реш-е или действие;

- процедура принятия реш-я или осущ-я акта;

- кач-во самого реш-я или деят-ти.

Т.о., парл. уполном-й рассм-т жалобы граждан с требов-м устранить проявленную в отн-и них несправедл-ть, ущемление их прав, совершенное в рез-те «плохого управления». Парл. уполном-й не рассм-т жалобы, α входят в юрисдикцию обычных судов, или те дела, в α гражд-н уже пользовался или м/воспольз-ся правом апелляции или пересмотра реш-я в суде или трибунале; уполном-й не м/начинать расследование по собств. инициативе. Однако if он считает, что нет смысла ожидать обращения жалобщика в суд за возмещением ущерба, он рассматривает жалобу сам, используя свое право на рассмотрение.

Важной компетенцией англ. омбудсмена явл-ся и то, что он рассм-т жалобы граждан на любые действия министров, if эти действия не м/б обжалованы в суде или трибунале. Такое усл-е использ-я гражд-ном др. защитных (судебных) процедур явл-ся своеобразным фильтром сдерживания потока ходатайств, направляемых омбудсмену. > того, в сферу его деят-ти попадают лишь действия тех органов упр-я, за α министр непоср-венно отвечает перед парл-том. Парл. омбудсмен проводит расследование, избирая по своему усмотрению методы его осущ-я: он м/проводить открытые слушания с правом сторон иметь законных представителей или неформ. беседы. Закон о парл. комиссаре наделяет омбудсмена правом требовать от любого министра, должн. лица и любого гражд-на предоставления всей инф-ции и док-тов, отн-ся к делу.

Институт парл. уполном-го в В/бр играет «+» роль в кач-ве ср-ва несуд. защиты ПСГ. Но англ. модель омбудсмена имеет и недостатки, затрудняющие его функцион-е в обл. защиты ПСГ. Сюда отн-ся огранич-я компетенция омбудсмена, в рез-те чего действия многих должн. лиц и орг-ций не м/б обжалованы; отсутствие прямого доступа граждан к омбудсмену; рекомендат., а не обязывающий, хар-р его выводов и заключений.

ФЗ «Об Уполном-м по ПЧ в РФ» был принят 26.02.1997. Статья 1 Закона гласит: «Должность Уполном-го по ПЧ в РФ учр-ся в соотв-и с Конст-цией РФ в целях обеспеч-я гарантий гос. защиты ПСГ, их соблюд-я и уважения гос. органами, органами местн. с/упр-я и долж. лицами». Уполном-й призван способ-ть:

1) восстановлению нарушенных прав;

2) совершенств-ю з/дат-ва РФ о ПЧ и гражд-на, приведению его в соотв-е с общепризн. принципами и нормами м/унар. права;

3) Rt м/унар.го сотруд-ва в области ПЧ;

4) прав.у просвещению по вопросам ПСЧ, форм и методов их защиты.

В соотв-и с росс. законом на должность Уполном-го назнач-ся лицо, явл-ся гражд-ном РФ. Уполном-й назнач-ся и освобожд-ся от должности Гос. Думой.

Самым важным из способов реализации Уполном-м своих контр. функций явл-ся пр-сс рассмотрения жалоб граждан. Гражд-н обращается к нему в случае несогласия с адм. реш-м. Он вправе рассм-ть жалобы росс. граждан, а т.же находящихся на терр. России иностранцев и лиц без гражд-ва.

В Законе «Об Уполном-м по ПЧ в РФ» четко сказано, что Уполном-й рассм-т жалобы граждан т-ко в случае, if ранее гражданин обжаловал эти реш-я или действия (бездействие) в суд. или адм. порядке, но не согласен с принятым реш-м. В силу этого Уполном-й при проведении проверки обладает правом: требовать и получать от гос. органов, общ. и частных орг-ций и их органов, органов местного с/упр-я, должн. лиц любые сведения, док-ты и мат-лы, необх-е для рассмотрения жалобы; входить в помещения любого органа и проводить проверку их деят-ти без предварит. уведомления. При рассмотрении жалобы Уполном-й обязан предоставить органу или должн. лицу, чьи действия или реш-я обжалуются, возм-ть дать свои объяснения по любым??, подлежащим выяснению в пр-се проверки, т.е. выслушать обе заинтерес-е стороны. С предоставленными объяснениями м/б ознакомлен гражданин.

В рез-те проверки жалоб Уполном-й вправе: обратиться в суд с заявл-м в защиту конституц. ПСЧ; в компетентные гос. органы с ходатайством о возбужд-и дисциплинарн. или адм. произв-ва либо угол. дела в отн-и виновных должн. лиц, а т.же в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу реш-я, приговора, определения или постановл-я суда.

Закон предусматривает широкий круг гарантий независ-ти и обеспечения надлежащего функционирования института Уполном-го по ПЧ и исполнения его реш-й и реком-ций. Так, в качестве гарантии его независ-ти > знач-е имеет ст. 35 Закона, устанавливающая ответ-ть за вмешат-во в деят-ть Уполном-го с целью повлиять на его реш-е или воспрепят-ть его деят-ти в иной форме.

В соотв-и с Законом деят-ть Уполном-го дополняет сущ-е ср-ва защиты ПСГ, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции гос. органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Уполном-й независим и неподотчетен к.-л. гос. органам и гос. лицам. Он не вправе заниматься полит. деят-тью, быть членом полит. партии или иного полит. объединения, преследующего полит. цели.

Уполном-й по ПЧ д/б max независим от власти.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Судебная защита ПЧ | ЛЕКЦИЯ №10
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.