Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения




Неоклассическая модель регулирования экономики

Кейнсианская модель регулирования экономики

Кейнсианская и классическая концепции развития капиталистической экономики.

Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения.

План лекции

Введение. Рыночная экономика саморегулируемая. Она сама устанавливает пропорции между основными макроэкономическими показателями. Вместе с тем она не совершена, в экономике могут возникнуть проблемы связанные с тем, что нарушаются пропорции общественного воспроизводства. В данной теме мы рассмотрим различные точки зрения на проблему пропорциональности общественного производства.

Задача макроэкономики состоит в том, чтобы выяснить, как функционирует экономическая система в целом, в связи с чем возникает необходимость агрегирования экономических ка­тегорий. При этом для анализа макроэкономики необходимо рассмотреть категории совокупного спроса (AD )и совокупного предложения ( AS ) ведь на реальном рынке встречаются не два контрагента - продавец и покупатель, а множество продавцов и покупателей. Поэтому речь идет не об индивидуальном спросе и не об отдельном предложении какого-то конкретного товара, а о совокупном агрегированном спросе и совокупном предложении в масштабе национального рынка. В этих условиях конкретные товары объединяются в совокупную массу товаров, предложение которых выражается не в штуках, метрах, тоннах, а в стои­мостном измерении в виде совокупной цены. В свою очередь спрос выступает не как спрос индивидуальных покупателей или групп населения, а в форме платежеспособного совокупного спроса в масштабе национального хозяйства. Следовательно, совокупный спрос - это модель, представ­ляющая собой сумму всех индивидуальных спросов на конечные товары и услуги ВНП при возможном уровне цен. Другими слова­ми, с овокупный спрос - это такой объем национального произ­водства, который может быть востребован потребителями при различных уровнях цен.

По структуре совокупный спрос состоит из личных потре­бительских расходов населения - С; инвестиционных расходов (спрос на средства производства со стороны предпринимателей) - I; государственных расходов на товары и услуги - G; из чистого экспорта - Хn. Следовательно, AD = C + I + G + Xn.

Поскольку совокупный спрос представляет собой агрегиро­ванный денежный спрос на элементы реального ВНП при соот­ветствующем уровне цен, то AD зависит прямо пропорционально от денежной массы (М) и скорости оборота денег (V) и обратно пропорционально - от уровня цен (Р), то есть AD = M x V: P.

Совокупное предложение (AS) есть модель, представляющая собой сумму всех индивидуальных предложений товаров и услуг ВНП, которая может быть предложена при возможном уровне роз­ничных цен.

Величина AS может быть приравнена к величине ВНП, то есть AS = ВНП = QxP. Совокупное предложение показывает ре­альный объем национального производства, который будет про­изведен при различных уровнях цен.

Рыночный процесс взаимодействия совокупного спроса и предложения, достижения общего экономического равновесия можно проанализировать при помощи модели AD - AS.

 
 


Уровень цен AS1 AS2

 

P3

 

AD1 AD2

P2

AD4

 
 

 


P1 AD3

 
 

 


q1 q2 q3 q4 ВВП

 

Рис.1. Совокупный спрос и совокупное предложение

 

На рис.1 мы имеем графики совокупного спроса и предложения. Кривая совокупного предложения состоит из трех отрезков: горизонтальный или кейнсианский, вертикальный, или неоклассический, и восходящий, или промежуточный.

Кейнсианский отрезок свидетельствует о том, что эконо­мика не использует все имеющиеся ресурсы. Их можно привести в действие, не оказывая или почти не оказывая никакого влия­ния на уровень цен. Для этого необходимо увеличить совокуп­ный спрос. На рисунке увеличение совокупного спроса с AD1 до AD2 обусловливает увеличение производства с q1 до q2. Увели­чение производства влияет и на занятость. По учению Кейнса, совокуп­ный спрос определяет совокупное предложение, а следователь­но, производство и занятость.

Классики исходят из того, что рыночная экономика всегда находится в таком состоянии, когда все ресурсы вовлечены в процесс производства. На графике - это объем производства, равный q3. В этом случае увеличение совокупного спроса уже не может увеличить производство. Рыночное равновесие наруша­ется, что обусловливает увеличение уровня цен. По взглядам классиков, уровень производства может быть увеличен в объеме, равном росту эффективности производства. В этом случае производство увеличивается за счет экономии ресурсов. В последнем случае рост производства сказывается на уровне потребления или на уровне спроса. Спрос увеличивается. Следовательно, по мнению клас­сиков, производство определяет спрос.

Вернемся к нашему рисунку. На графике увеличение сово­купного спроса с AD3 до AD4 без роста эффективности произ­водства обусловливает рост общего уровня цен с Р1 до Р3. С ростом эффективности производства предложение увеличивается с q3 до q4, что является основой для роста спроса без изме­нения общего уровня цен. Спрос увеличивается на величину роста объема производства.

Вопросы о том, в каких условиях (полной или неполной занятости) функционирует капиталистическое хозяйство и что первично - спрос или предложение, имеют важное методологичес­кое и практическое значение. Поэтому остановимся более под­робно на научных концепциях Кеинса и классиков, при помощи которых они обосновывают свои теоретические положения.

Вопрос 2. Кейнсианская и классическая концепции разви-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.