Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идеологические конструкты

Сравнение жесткого и мягкого подходов к переговорам

(по Г.Г. Почепцову)

 

Критерии Жесткий подход Мягкий подход
Роли участников   Противники Друзья
Цель Победа Соглашение  
Стратегия Требовать уступок Делать уступки
  Придерживаться жесткого курса   Придерживаться мягкого курса
Доверие Не доверять другим Доверять другим  
Позиция Твердо придерживаться своей позиции, угрожать Легко менять свою позицию, делать предложения  
Достижение согласия Требовать односторонних дивиден­дов в качестве платы за соглашение, настаивать на своей позиции Допускать односторонние потери ради соглашения, наста­ивать на соглашении  
Отношение к давлению Применять давление Поддаваться давлению

 

Бесперспективность «жесткого подхода» – борьбы за выигрыш – кроется в том, что, во-первых, выигрыш одной из сторон автоматически означает проигрыш другой, а во-вторых, обе стороны, обладая знанием о возможности проигрыша, будут бороться за выиг­рыш и конфликт может перерасти в затяжной кризис.

«Мягкий подход», где мы ориентированы делать ус­тупки, не является альтернативой. Его очень трудно выдержать психологически, что опять-таки означает невозможность нахождения решения, нужного обоим.

Модель «Гарвардского проекта», получившая так­же название «принципиальные переговоры», базиру­ется на четырех постулатах:

1. Делайте разграничение между участниками пере­говоров и предметом переговоров.

2. Сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях.

3. Разрабатывайте взаимовыгодные варианты.

4. Настаивайте на использовании объективных кри­териев.

Первое правило заставляет нас быть твердыми в от­ношении проблемы, но мягкими в отношениях с людь­ми, участвующими в переговорах. Переговоры – это в первую очередь эффективная коммуникация.

Второй постулат позволяет заглянуть вглубь меха­низма целедостижения. Ведь главное в переговорах не отстаивание позиции (жестко сформулированных усло­вий, от которых невозможно отойти), а достижение ин­тересов. Работа с интересами оказывается эффектив­нее, поскольку:

• Позиция – это «окаменевший» интерес, интерес, представленный с одного ракурса.

• Любой интерес можно удовлетворить несколькими возможными позициями.

• Позиции содержат гораздо больше интересов (в том числе и ненужных), чем те, которые непо­средственно входят в противоречие.

Третий постулат не вызывает сомнений для дости­жения общих интересов, а последние позволяют соиз­мерять результаты через независимые от сторон кри­терии, что просто позволяет сократить время на споры.

 

Мифология современного мира неразрывно связа­на с идеологией, поэтому остановимся на некоторых определениях идеологии. Известный исследователь Славой Жижек считает, что «идеологическое прост­ранство содержит несопряженные, несвязанные эле­менты – «плавающие означающие», сама идентич­ность которых «открыта» и предопределяется их со­членением в цепочки с другими символическими элементами. Центральным у Жижека здесь является понятие «плавающего означающего», которое впер­вые было применено французским психоаналитиком Ж. Лаканом. Каким же образом этот теоретический конструкт использует С. Жижек в отношении к идео­логии?

Жижек рассматривает это на примере. Предпола­гается, что в идеологическом пространстве «плавают» те или иные «означающие» – «свобода», «равенство», «государство», «справедливость», «процветание», «разруха», «мир». При внесении в этот конгломерат более сильного, господствующего означающего («коммунизм»), всем остальным придается опреде­ленное в данном случае «коммунистическое» значе­ние. Тогда становится ясно, что настоящая свобода возможна только после преодоления природы буржу­азной свободы, которая на самом деле лишь одна из форм порабощения; «государство» становится оруди­ем господства правящего класса; «равенство» высту­пает как лозунг мелкой буржуазии, направленный на устранение дворянских привилегий; рыночный обмен не может быть «справедливым», поскольку сама фор­ма эквивалентного обмена между трудом и капиталом предполагает эксплуатацию; «процветание» стране может обеспечить только социалистическая плановая организация хозяйства и т.п. То есть пристегивание «коммунистического» означающего к «плавающим означающим» выстраивает из них вполне закончен­ную, все объясняющую картину мира. Точно также пристегивание «либерального», «консервативного» означающего формирует другие ряды значений из тех же означающих, и картина мира меняется калейдо­скопически.

Почему идеология может быть успешной? Жижек выдвигает несколько ответов на этот вопрос. Во-пер­вых, идеология всегда претендует на истинность. Во-вторых, идеология внутренне непротиворечива и позволяет поставить себе на службу даже факты, ее опровергающие. В-третьих, идеология стремится из­бежать работы с содержанием, так как содержание может быть фальсифицировано, а форма не имеет ос­нований для критики и сомнения.

При анализе идеологии следует различать три ос­новных вопроса: 1) «Что такое идеология?»; 2) «Как действует механизм идеологии?»; 3) «Почему возника­ет потребность в идеологии?».

Ответ на эти три вопроса составляет две части. В первой части демонстрируются возможные причины, по которым идеология становится эффективна и акту­альна, а также делаются пояснения, касающиеся носи­телей идеологии. Во второй части объединены ответы на первый и второй вопросы. Такое объединение сдела­но по причине того, что сложно дать определение идео­логии, не объясняя механизмов ее «работы».

Часть I. Эпоху идеологически определенных массовых дви­жений открыла Французская революция, и с тех пор идеологии выступали важным средством самоопреде­ления различных социальных сил. Также оказалось, что идеология может быть сильным средст­вом сохранения господства, когда социальный порядок стало возможно поддерживать не на штыке, а на кончи­ке пера, то есть с помощью СМИ. Поддержание поряд­ка таким способом стало сопряжено с меньшими экономическими и организационными издержками, Постепенно идеологией как средством борьбы за господство овладевало все большее число социальных групп.

Из политической сферы идеология перемещается в сферу профессиональную и культурную. Для про­фессиональных групп идеология выполняет некото­рые внутренние и внешние функции: внутренние – формирование образцов идентификации, поддержа­ние корпоративной целостности, передача основ про­фессиональной этики; внешние – формирование бла­гоприятного образа группы, выполняющей социально значимые функции, способ легитимации власти через тезис о связи; качества работы с имеющимися creden­tials, расширение сфер влияния, получение дополни­тельных экономических и социальных привилегий от общества. В профессиональной сфере существует дифференциация между «идеологами», т. е. теми, кто производит и транслирует идеологический дискурс, главным образом через профессиональные объедине­ния, кодексы профессиональной этики и т. п., и ос­тальным профессиональным сообществом, принима­ющим идеологию и воспроизводящим ее в своих соци­альных практиках.

Часть II. Идеология стремится к репрезентации в пространстве публичного обсуждения. Став спутницей современного общества, во многом живущего в символическом прост­ранстве средств массовой коммуникации, за его предела­ми идеология распадается подобно медузе, вынесенной из морской воды и оставленной на солнце. Идеология закры­того клуба может быть и существует, но она не способна оформиться в идеологию до тех пор, пока не выходит за стены этого клуба. Только переместившись на страницы газет и интернет-сайтов, воспроизводясь на радио и по те­левидению, высказывания становятся идеологией.

Идеология репрезентирует себя как мнение большинства или хотя бы как мнение, о котором большин­ство не знает в настоящий момент, но, которое, безусловно, будет разделяться большинством, когда оно узнает об этом мнении.

Идеология смело берет на себя миссию просвеще­ния, используя дидактику воздействия и убеждения.

Идеология апеллирует к научности как наиболее авторитетной форме знания. Наука и техника состав­ляют основу легитимации господства в современном обществе. При этом широко используется научная лексика, час­то в отрыве от наличествующего научного контекста. В обсуждении экологических проблем «зеленые» и ме­неджеры предприятий, выбрасывающих в окружаю­щую среду ядовитые отходы, прибегают к помощи уче­ных, признавая их мнение как самое авторитетное.

Идеология предполагает восприятие реальности через установленную жесткую систему ценностных координат. Идео­логия дуалистична, противопоставляет чистое «мы» злому «они», провозглашая: кто не со мной, тот против меня». Идеология позволяет различить «+» и «–», не вдаваясь в причины такого различения. Идеология стремится быть простой и четкой, даже в том случае, когда эти простота и ясность искажают обсуждаемый предмет. Идеологическая картина рисуется четкими линиями, черной и белой красками. Идеолог пользует­ся преувеличением и шаржем, как карикатурист.

Идеология внутренне непротиворечива: с помо­щью идеологии можно объяснить все, находясь в пре­делах избранной идеологической системы.

Идеология исходит из нескольких простых концептов, которые при воспроизведении тасуются и формально по­даются «под разным соусом». Идеология – это рутинизация, то есть бесконечное повторение, тиражирование, ав­томатическое усвоение идеи. Идеология обращена к по­тенциально безграничной аудитории, и поэтому апел­лирует простыми лингвистическими конструктами.

Идеология иерархизирует мышление, навязывает стиль мышления, навязывает стиль жизни.

Идеология стремится совершить экспансию на все большее число символических пространств: наука, по­литика, повседневность, искусство, экономика. Таким образом, идеология – мировоззрение, в неявном виде содержащееся в различных формах социальной жизни.

Идеология мифологична. Идеология широко исполь­зует риторические обороты и взывает к эмоционально­му восприятию феноменов. Наукообразность не лиша­ет идеологию эмоциональности, но предлагает рациона­лизованные объяснения этой эмоциональности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теория переговоров | Тема 18. Міжнародне співробітництво під час кримінального провадження. • риторика является теорией ораторской речи, поэтому ее использование в PR важно при подготовке и произнесенияи речей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 965; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.