Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Политическая власть и государственная политика

1.Понятие, структура и агенты власти

1.1. Субъект и объект политической власти

1.2.Ресурсы политической власти

1.3.Политическая легитимность

2..Государственная политика и ее виды

2.1. Производство товаров и услуг

2.2.Налоговая политика

2.3.Дистрибутивная политика

2.4. Государственное регулирование социальных отношений

 

1.1.Субъект и объект политической власти

Определение дефиниции «власть» достаточно много. Это связано с тем, что власть одно из фундаментальных составляющих политики. И не только политики, но и жизни людей вообще, поскольку власть существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, во всем государстве.

Непосредственные носители, агенты власти – это субьекг и объект. Субъект (актор) воплощает активное, направляющее начало власти. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например народ, или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.

Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств. Прежде всего, это желание и воля к власти, проявляющаяся в распоряжениях или приказах. Большинство людей не испытывает психологического удовольствия от обладания властью. Сама по себе власть не является для них ценностью. Многие вообше предпочли бы уклониться от руководящих должностей и связанной с ними ответственности, если бы власть не открывала широкие возможности для получения различного рода благ: высокого дохода, престижа, выгодных связей, привилегий и т.д. Для таких индивидов, которые видят во власти получения каких-то благ стремление к власти имеет инструментальный характер, т.е. служит средством/ инструментом достижения других целей.

Помимо желания руководить и готовности брать на себя ответственность субъект власти должен быть компетентным, знать суть дела, состояние и настроение подчиненных, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом. Для политической власти важнейшее значение имеет организованность субъекта.

Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер. Ее первичными акторами являются индивиды и социальные группы, вторичными — политические организации, и субъекты наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные группы и организации, — политические элиты и лидеры.

Когда мы говорим о решениях власти, о действиях властей и т.п., то подразумеваем под властью управленческие органы иди субъекты власти.

Субъект определяет содержание властного взаимодействия через распоряжение (приказ, команду), в котором предписывается поведение объекта власти, указываются или подразумеваются поощрение и наказание за выполнение или невыполнение команды.

Объект — это второй важнейший элемент власти.

Власть всегда двустороннее явление - взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения.

Границы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение (в этом случае власть отсутствует) до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения.

В принципе подчинение так же естественно присуще человеческому обществу, как и руководство. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта властвования, от характера предъявля¬емых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект, а также от восприятия руководителя исполнителями, наличия или отсутствия у него авторитета.

Мотивация подчинения может основываться:

• на страхе перед санкциями;

• на долголетней привычке к повиновению;

• па заинтересованности в выполнении распоряжений;

• на убежденности в необходимости подчинения;

• на авторитете, вызываемом руководителем у подчиненных и т.п.

Все эти мотивы существенно влияют на силу власти, т.е. способность ее субъекта влиять на объект.

1.2.Ресурсы политической власти

Помимо субъекта и объекта важной категорией являются «средства» или «ресурсы» власти, которые мы будем рассматривать как средства, использование которых обеспечивает влияние субъекта на объект власти. Ресурсы могут применяться для поощрения, наказания или убеждения.

Ресурсы власти разнообразны. Можно выделить утилитарные, принудительные и нормативные ресурсы (А. Этциони).

Утилитарные ресурсы — это материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей.

В качестве принудительных ресурсов обычно выступают меры административного наказания, используемые в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные.

Нормативные ресурсы включают средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека (нормы, ценности, принятые в обществе и закрепленные законодательно).

В ходе общественного развития такие традиционные ресурсы власти, как сила и богатство, утрачивают влияние, хотя и не исчезают полностью. Сегодня знания и информация становятся важнейшим ресурсом власти.

1.3.Политическая легитимность. Положительная оценка, принятие населением власти, признание се правомерности, права управлять и согласие подчиняться означает ее легитимность. Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая. Легитимность связана с наличием у власти авторитета, ее соответствием ценностным представлениям большинства граждан, с консенсусом общества в области основополагающих политических ценностей.

Сам термин «легитимность» иногда переводят с французского как «законность» или «узаконенность». Такой перевод не совсем точен. Законность, понимаемая как действие через закон и в соответствии с ним, может быть присуща и нелегитимной власти.

Большой вклад в теорию легитимации господства (власти) внес Макс Вебер. В зависимости от мотивов подчинения он выделил три главных типа легитимности власти:

1.Традиционная легитимность. Она обретается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере, традициям существующего порядка. Традиционное господство характерно дня монархий.

2. Харизматическая легитимность.

Она основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму, руководителя, которого иногда даже обожествляют, создают культ его личности. Харизматический способ легитимации часто наблюдается в периоды революционных перемен, когда новая власть для признания населением не может опереться на авторитет традиций или же демократически выраженной воли большинства. В этом случае сознательно культивируется величие самой личности вождя, авторитет которого освящает институты власти, способствует

их признанию и принятию населением. Харизматическая легитимность базируется на вере и на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы.

3. Рационально-правовая (демократическая) легитимность. Ее источником выступает рационально понятый интерес, который побуждает людей подчиняться решениям правительства, сформированного по общепризнанным правилам, т.е. на основе демократических процедур.

Эффективность власти — это ее результативность, степей выполнения ею своих функций в политической системе и обществе, реализации ожиданий (экспектаций) граждан и прежде все го наиболее влиятельных слоев - элит.

В современных условия легитимность и эффективность власти — два важнейших фактора ее стабильности, доверия к ней и поддержки ее гражданами.

В демократических режимах власть принято делить на законодательную, исполнительную и судебную.

2..Государственная политика и ее виды

В категорию государственной политики входят все властные решения, которые следует рассматривать как результаты функционирования политической системы.

Политический курс или программа избираются с определенной целью и должны приводить к определенному политическому итогy. Для достижения этого могут быть применены различные, более или менее эффективные способы.

В соответствии с теми действиями, которые предпринимает государство для выполнения своих намерений, государственную политику можно разделить на четыре направления:

1) извлечение ресурсов (денег, товаров, людей и услуг) из внутренней и внешней среды;

2) распределение (денег, товаров, услуг);

3) регулирование человеческого поведения — использование насильственных методов или стимулов для того, чтобы обеспечить извлечение и распределение ресурсов, а также для того, чтобы иными методами добиться желаемого поведения;

4)символические процедуры — политические речи, празднества, церемонии, монументы и памятники. Все это используется государством для обращения к гражданам с просьбой следовать определенным формам поведения и часто — для создания духа общности.

Различные политические системы имеют разные приоритеты в своей деятельности: некоторые производят большое количество товаров и услуг, и в меньшей мере занимаются регулированием социальных отношений, другие — наоборот.

Государство может активно заниматься извлечением и распределением ресурсов, но при этом практически полностью передавать производство товаров и услуг частному сектору.

В целом государства можно классифицировать в соответствии с тем, как сочетаются в нем эти виды деятельности.

К примеру, принято сравнивать существовавшее в XIX в. государство «ночной сторож» с государствами «всеобщего благоденствия», возникшими в высокоразвитых (главным образом западноевропейских) странах в XX в., и с «полицейскими» государствами (т.е. государствами с нацистскими, фашистскими, коммунистическими режимами).

Государство «ночной сторож» (вид государства, описанный Локком; в первую очередь занято регулированием, направленным на поддержание законности и порядка, создание нормальных условий для торговли и защиту своих граждан от иноземного нашествия.

«Полицейское» государство вторгается в жизнь своих граждан значительно сильнее и извлекает ресурсы в более жесткой форме. Фашистские и коммунистические режимы, как правило, требуют, чтобы их граждане отдавали большую часть своего времени службе (военной или иной) государству.

И, наконец, государства «всеобщего благоденствия» берут на себя распределение ресурсов, предназначенных для здравоохранения, образования, жилищного строительства, занятости трудоспособного населения и для финансовой поддержки (в виде социальных выплат и пособий) своих граждан. Для выполнения этих задач ресурсы они должны извлекать (взимать налоги) более экстенсивным путем.

Виды государственной политики

2.1. Производство товаров и услуг

Деятельность власти может быть охарактеризована по нескольким направлениям.

Во-первых, она производит товары и услуги, сильно отличающиеся друг от друга в зависимости от «страны-производителя». В большинстве стран власть предоставляет такие услуги, как правоохранительная деятельность и почтовое сообщение, но существует много стран, где она далеко не ограничивается этим.

В Советском Союзе и других коммунистических странах государство владело и управляло практически всеми промышленными предприятиями, производя, таким образом, все — от военной техники и вооружений до таких потребительских товаров, как одежда и обувь.

В одних капиталистических странах (в США, например) государство производит значительно меньше товаров этой категории. В других индустриально развитых странах (в Западной Европе) государство производит значительно больше, чем в США, но существенно меньше, чем это было в СССР.

Во многих странах государство контролирует различные сферы производства, но степень этого контроля сильно варьируется в каждом конкретном случае.

В странах с капиталистической, рыночной экономикой государство менее активно, чем в социалистических, однако не бывает стран, где государство вообще не производило бы никаких товаров и услуг, как не бывает стран, где все они производятся государством. Даже в Советском Союзе в частных руках находилась известная доля агропромышленного сектора и сферы услуг.

Роль государства не сводится только к производству.

Более того, практически во всех современных странах эта его функция не относится к числу важнейших.

Государство помимо этого вовлечено в различные формы жизнедеятельности общества.

2.2. Получение/ извлечение ресурсов. Налоговая политика

Все политические системы извлекают ресурсы из внешней и внутренней среды. Война и добыча, полученная при победе, долгое время оставалась весьма эффективным и практически единственно значимым способом извлечения властных ресурсов.

Но, сегодня наиболее распространенной формой извлечения ресурсов является налогообложение — процесс сбора государством денег или товаров у членов политической системы, не получающих от этого немедленной или непосредственной выгоды.

Налоговая политика направлена на достижение множества разнообразных целей, которые иногда могут входить друг с другом в проти¬воречие.

С одной стороны, государство для финансирования различных нужд стремится собрать со своих граждан максимальное количество налогов. С другой стороны, чем выше налогообложение, тем меньше у граждан стимулов к работе, а если налоговое бремя становится невыносимым, у них может возникнуть стремление покинуть страну.

В налоговой политике следует соблюдать равновесие между эффективностью и справедливостью.

Эффективность налоговой политики – это извлечение максимально возможной налоговой прибыли при минимальной стоимости продукции.

Справедливость налоговой политики предполагает такой порядок налогообложения, при котором никто не несет чрезмерное налоговое бремя.

В большинстве стран налоговая система призвана перераспределять богатство в пользу менее имущих. Поэтому подоходный налог высчитывается, как правило, по прогрессивной шкале, т.е. процент налогообложения зависит от величины дохода. Здесь, однако, возникает опасность того, что чрезмерно высокие ставки подоходного налога отобьют у людей желание работать и зарабатывать и, пагубно сказавшись на формировании капитала, окажутся неэффективными.

Для классификации налогов первостепенное значение имеет разделение их на прямые и косвенные. Налоги на прибыль называются прямыми. Прямыми налогами облагаются доходы и имущество;

Косвенные налоги включаются в цену либо в виде надбавки к ней, либо в качестве части издержек производства. К косвенным налогам относятся налоги с продаж, налоги на добавленную стоимость, акцизные сборы, таможенные пошлины.

Важный вопрос связан с определением объекта, который в конечном счете покрывает (оплачивает) указанные налоги. В налоговой практике подобный вопрос решается просто: предполагается, что прямые налоги полностью оплачиваются владельцами облагаемых доходов и имущества, косвенные же налоги целиком покрываются конечными потребителями продукции, хотя вносят эти налоги в бюджет либо ее производители, либо продавцы.

Налоги на заработную плату, благодаря которым финансируются пенсии (например, система социального страхования), сильнее всего затрагивают средний класс, поскольку богатые люди большую часть своего дохода получают в форме денежной ренты или прибыли.

Политические системы, видящие основной источник пополнения казны, прежде всего, в налогах с продаж и в налогах на заработную плату, обычно не склонны к расширению прогрессивной налоговой структуры.

С другой стороны, эти виды налогов менее «заметны» по сравнению с подоходным налогом, а потому предполагается, что они вызывают не столь сильное желание уклониться от их уплаты. Во многих странах собирать косвенные налоги легче, чем прямые.

Следует учитывать также, что чем мобильнее объект налогообложения, тем труднее получить с него налоги. Финансовые инвестиции, будучи чрезвычайно подвижными, плохо поддаются налогообложению, тогда как налоги на землю и на недвижимость — объекты не мобильные — собрать гораздо легче, чем и пользуются многие государства.

Помимо перераспределения средств, налоговая политика имеет целью и установление определенных социальных ценностей — таких, как благотворительность, энергосбережение, приобретение недвижимости.

Правительства многих стран, понимая, что владение собственным домом повышает стабильность семьи, которая будет способствовать процветанию своего квартала, поощряют покупку домов путем предоставления скидки с выплаты процентов под закладные.

Однако такие инициативы, если они осуществляются с чрезмерным размахом и щедростью, могут вызвать экономический дисбаланс: подобные налоговые послабления способны побудить семьи к слишком крупным инвестициям в жилищное строительство, что в свою очередь приведет в этой сфере бизнеса к оттоку капитала, необходимого для роста и развития.

Доля всех налогов в ВНП (валовой национальный продукт) в странах с развитой рыночной экономикой достигает заметной величины

2.3. Дистрибутивная политика (распределение денег, товаров, услуг).

Государство не только берет, но и дает — это и называется распределением.

Дистрибутивная политика заключается в том, что правительственные ведомства предоставляют отдельным лицам и общественным группам деньги, товары, услуги, возможности, воздают им почести.

Классифицировать и сопоставить дистрибутивную политику, проводимую разными странами, можно по следующим критериям:

• по количеству распределяемого;

• по тому, какие именно области жизнедеятельности дистрибутивная политика затрагивает какие группы населения получают от этого пользу или выгоду;

• какова система взаимоотношений между потребностями граждан и государственным распределением, которое призвано эти потребности удовлетворить.

Расходы центрального правительства (в % к ВНП) на такие сферы, как здравоохранение, образование и оборона в значительной степени зависит от уровня экономического развития той или иной страны.

Развитые страны, как правило, тратят от половины до двух третей бюджета на здравоохранение, образование и оборону.

2.4. Государственное регулирование социальных отношений

Под регулированием понимается осуществление политического контроля за поведением отдельных членов и групп общества. У государства есть много способов воздействовать на жизнь своих граждан.

Хотя обычно регулирование ассоциируется с принуждением или угрозой его применения, существуют и иные пути.

Власти могут контролировать поведение граждан, предлагая материальные или финансовые стимулы, используя методы убеждения, воздействуя на систему моральных ценностей.

Несомненно, что государственное регулирование может облегчить многие аспекты взаимовыгодной социальной деятельности.

Например, производство и торговля нуждаются в том, чтобы благодаря административной/регуляторной деятельности государства устанавливались и защищались права собственности и выполнялись взаимные договорные обязательства.

В то же время граждане и потребители ищут в государственном регулировании защиту от жульничества, мошеннического манипулирования и таких неприятных крайностей, как истощение и загрязнение окружающей среды.

На протяжении минувшего века государство значительно расширило свою регуляторную деятельность, что объясняется как новыми, не существовавшими прежде задачами, так и изменившимися потребностями граждан.

Индустриализация и урбанизация породили сложности в организации дорожного движения, они пагубно влияют на здоровье граждан и общественный порядок.

Рост промышленности вызвал такие проблемы, как монополизм, производственный травматизм, эксплуатация трудящихся, загрязнение окружающей среды.

Развитие науки и укоренившаяся убежденность в том, что человечество способно подчинять себе природу и управлять ею, привели к тому, что громче зазвучали призывы усилить роль государства.

И, наконец, изменения в системе ценностей могут вызвать необходимость новых видов регулирования. Здесь и защита прав избирателя, запрет на дискриминацию при устройстве на работу, экологическая безопасность и т.п. Одновременно в большинстве развитых стран уменьшилась степень регулирования в вопросах контроля над рождаемостью, абортов, разводов, сексуального поведения.

Хотя регуляторная политика во всем мире характеризуется целым рядом общих черт, конкретные государства существенно отличаются друг от друга «профилирующими» политическими программами.

Эти отличия обусловлены не только степенью индустриализации или ур¬банизации данного государства, но и системой ценностей.

При изучении государственной политики мы описываем и объясняем различия, существующие между политическими системами, с помощью следующих вопросов:

1. Какие именно аспекты поведения и взаимодействия людей подлежат регулированию и до какой степени? Регулирует ли государство такие вопросы, как семейные отношения, экономическая, религиозная, политическая деятельность, возможность смены местожительства, профессиональная деятельность, защита личности и собственности? Эти вопросы очерчивают сферу применения государственного регулирования.

2. Какие меры применяются для того, чтобы принудить или убедить граждан подчиниться? Использует ли государство средства морального убеждения, систему финансового поощрения или взыскания, лицензирования определенных видов деятельности, физического ограничения свободы или наказания, либо другие насильственные методы? Эти вопросы помогают нам понять инструменты, или механизмы, регулирования.

3. Какие социальные группы подлежат регулирующему воздействию государства, существуют ли процедурные ограничения этого регулирования и как осуществляется защита прав? Применяются ли эти санкции единообразно или существует дифференцированный подход к различным лицам и группам? Есть ли у них право опротестовать примененные к ним меры? Эти вопросы позволяют установить субъекты регулирования.

Все современные государства используют санкции, но степень этого использования отражает различия в укоренившихся ценностях, в преследуемых целях и стратегических средствах их достижения.

Один аспект регулирования особенно важен для политических намерений — это контроль правительства над участием граждан в политической деятельности и над средствами коммуникаций.

Именно наличие политической конкуренции определяет, насколько демократична та или иная политическая система.

Существует широкий спектр режимов — от авторитарных, ставящих под запрет организацию партий, добровольных ассоциаций и свободу информации, до демократических, где эти права соблюдаются и защищаются. Государственное регулирование в этой сфере оказывает, таким образом, решающее воздействие на демократию.

Понятие «гражданские свободы» относится к защите значительных сфер человеческой деятельности и поведения (свободы слова, печати, собраний, совести) и к соблюдению процедурной защиты (имеются в виду право на суд присяжных, гарантии против произвола и жестокого обращения). Политические и гражданские права не существуют в отрыве друг от друга. Нет государства, в котором уровень участия граждан в политической деятельности был бы высок и где при этом не соблюдались бы гражданские права, как нет государства, где при соблюдении гражданских прав уровень участия граждан в политической деятельности был бы низок. Это соотношение предполагает прочную связь между участием граждан в политической деятельности и верховенством закона, а также равенством всех граждан перед законом, которое обеспечено соответствующими процедурами. Все развитые демократические страны имеют высокий рейтинг и по гражданским, и по политическим правам, хотя Соединенные Штаты намного опережают остальных по уровню гражданских свобод.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 1: Введение в политологию. Определение основных понятий | Тема 3: Модели политической системы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.