Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Международные отношения и модели международных систем

1. Основные понятия и этапы развития международных отношений

2.Модели международных систем

2.1. Ветсфальская международная система

2.2. Европейский концерт или Венская международная система

2.3. Версальско-Вашингтонская система или Версальский миропорядок

2.4. Ялтинско-Потсдамская система

 

Политология, в качестве одного из объектов исследования рассматривает общественные явления, которые последние столетия принято обозначать термином «международные отношения».

При более детальном определении предметной области данного направлении невозможно обойтись без таких категорий, близких по значению к категории «международные отношения» как «внешняя политика», «международная политика», «мировая политика». Центральное, системообразующее место среди всех вышеназванных категорий принадлежит категории «международные отношения».

На динамику международных отношений оказывает существенное влияние внешняя среда — внесоциальная и социальная.

Под внесоциальной средой системы международных отношений принято понимать то, что существовало и существует независимо от человека и человеческого общества. Это природа в ее первоначальном, не затронутом внешним воздействием виде, представляющая объект изучения геологии, географии, метеорологии, экологии и т. д..

Воздействие социальной среды на международные отношения гораздо глубже и динамичнее. Социальной средой называется все, что появилось вместе с человеком, и то, что определяет жизнь общества, это – экономика, политика, техника, технология, идеология, культура, религия и т.п.

Термин «международные отношения» появился в на рубеже XVIII-XIX столетий. К тому времени в Западной Европе окончательно сложилась система суверенных национальных государств.

На смену отношениям между царствующими домами/монархами/ правящими династиями пришли отношения между государственно организованными народами-нациями. (в западной традиции понятия «нация» и «государство» являются синонимами).

До этого периода практически все межгосударственные отношения выглядели как межличностные отношения между монархами. Но постепенно формируются народы-нации, завершается процесс становления гражданского общества (буржуазные революции), подчинившего себе и преобразовавшего в соответствии со своими потребностями государство. Гражданское общество каждой страны наделяло государство всеми полномочиями в области обеспечения национальной безопасности и внешних сношений. Правительство одного государства в соответствии с этими полномочиями вступало в официальные связи с правительством другого государства, и именно по этому каналу осуществлялось большинство связей не только между государственными структурами, но и между различными субъектами гражданского общества этих стран. Именно государство монополизировало сферу внешних сношений, на долгие времена, оставаясь единственным международным актором/субъектом.

Позже активно начинают вступать на международную арену и неправительственные организации, получившие возможность стать в одни ряд с государствами как международным актором.

Международные политические отношения можно рассматривать и как международную политику — одну из основных сфер мира политических процессов и отношений. Субъектами международной политики изначально выступали государства, коалиции государств, а последние сто с лишним лет также и международные межправительственные организации.

В центре международной политики находится борьба государств за власть, т. е. способность в максимальной степени влиять на поведение других международных субъектов в соответствии со своими собственными интересами

Из этого вытекает основная дилемма международных политических отношений — межгосударственный конфликт или межгосударственное сотрудничество (проблемы войны или мира).

Международная политика формировалась и функционировала в локальных и региональных рамках; вплоть до 2-й половины XIX в. ее глобального уровня не существовало.

После изобретения парового двигателя и электрических средств связи (телеграф, телефон) появилась возможность преодолевать на гигантские расстояния и перемещать огромные объемы грузов, моментально передавать информацию.

Развитие транспортных и информационных коммуникаций повлекло за собой экономические, социальные, а затем и политические изменения.

Первым и главным следствием революции в области производства, транспорта и связи стало формирование единого мирового хозяйства, в котором колебание экономической конъюнктуры в одной части земного шара сразу же отзывается в других, самых отдаленных его частях.

На базе сложившейся мировой экономики началось формирование и мировой политики.

Мировая политика отличается от международной политики и по содержанию проблем, стоящих в ее центре, и по характеру субъектов, действующих в ее рамках.

Мировой политика – это проблемы, получившие определение глобальных проблем современности: экологические, демографические, энергетические продовольственные и др. (загрязнение окружающей среды, морского пространства, потепление климата и т.п.).

Появление новых проблем в мировом развитии вызвало к жизни множество общественных движений на национальном уровне и новые неправительственные организации на международной арене.

2.Модели международных систем

В каждый отдельный промежуток времени складывается определенный характер взаимодействия основных участников международных отношений. Эти отношения приобретают особую для каждого периода структуру, которая определяет тот или иной тип системы международных отношений, или международной системы.

Иначе говоря, структуру системы международных отношений можно охарактеризовать как особый, закономерно возникающий в процессе ее функционирования и развития способ связи между

С возникновением ракетно-ядерного оружия и расширением системы международных отношений до действительно глобального масштаба структура самой системы стала определяться наличием и численностью сверхдержав и соотношением сил между ними.

Обычно выделяют типа структур международных систем — мулътиполярпую, биполярную, однополярную. Основание классификации — количество великих держав, входящих в эту структуру.

Наиболее могущественные государства - великие державы - определяют структуру, основные процессы и общую эволюцию международной политической системы. Самое главное, великая держава обладает высоким уровнем военных возможностей и относительной самодостаточностью с точки зрения военной безопасности. Великие державы, в основном, неуязвимы к военным угрозам со стороны стран, не являющихся державами, и должны бояться только других великих держав. Кроме того, великие державы могут проецировать свою военную мощь за пределы своих границ и проводить как наступательные, так и оборонительные военные операции.

Существует и фактор военного престижа, когда «великодержавное право управлять» определяется, прежде всего, «победой в последней войне за гегемонию и продемонстрированной способностью распространять свою волю на другие государства» Система «Совета Безопасности ООН»).

Наряду с военной мощью великие державы обладают определенными международно-правовыми привилегиями, которые дают им возможность оказывать весомое воздействие на ход и конечный исход дипломатического торга как способа избежать конфликта.

Разумеется, полного равенства нет и среди великих держав. И среди них выделяются державы-лидеры, превосходящие по своей военной и экономической мощи других членов привилегированного клуба великих держав. Такие страны-лидеры называются гегемонами. Именно на них, в силу их статуса и роли в международных отношениях, лежит ответственность за:

• обеспечение стабильности системы международных отношений;

На протяжении XIX - первой половины XX вв. бесспорным гегемоном в системе международных отношений была Великобритания – гегемон в мировой экономике.

2.1. Ветсфальская международная система

Вестфальская системы международных отношений, считается первой, хотя и весьма несовершенной моделью, оформление которой связано с завершением Тридцатилетней войны и заключением Вестфальского мира.

В ХIV-XV веках в мировой политике начинается процесс формирования нового государственного и общественного устройства — национальных государств, связанный как с распадом старых империй, так и с появлением и становлением основного субъекта национальных государств — национальной буржуазии. Внутри прежних империй, сохраняющих внешние имперские атрибуты, вызревают такие национальные государства, как Франция, Англия, Португалия, Швеция, Нидерланды, Испания.

Из всех европейских государств лишь Россия в эту эпоху продолжает оставаться подлинной империей, т.е. страной, объединенной общим имперским замыслом. К тому же она и не пытается создать национальное государство. Даже при Петре Великом, осуществляющим национальную модернизацию, она остается империей.

Рубиконом между эпохой империй и эпохой национальных государств стал Вестфальский мир, заключенный европейскими державами в 1648 году после кровавой Тридцатилетней войны в Европе.

Вестфальский мир 1648 года подвел следующие итоги Тридцатилетней войны:

- две основные силы того времени — папство и империя — были сокрушены; правда, формально Священная римская империя германской нации существовала еще несколько столетий (до 1806 г. – политика Наполеона);

- был создан Швейцарский союз;

- Испания утратила доминирующие позиции в Европе, уступив их Франции, которая превратилась на полтора столетия в региональную сверхдержаву;

- другие страны, такие как Швеция, Португалия, Чехия, Дания, Италия и Нидерланды, сложились в национальные государства.

Последнее было, пожалуй, главным политическим итогом Тридцатилетней войны, поскольку это стало началом формирования мира национальных государств, который и составил Вестфальский мировой порядок или Вестфальскую систему международных отношений, основные элементы которого действуют и в наши дни. Вестфальская система закрепила в мировом порядке определенные правила игры, которые, с известными поправками и модификациями, работают до сих пор:

- Вестфальская система не запретила, а разрешила войны, в том числе и агрессивно-наступательные, начало и ведение которых она отнесла к законному праву суверенного государства;

- Вестфальская система не препятствовала, а по сути дела способствовала закреплению в международном праве права сильного;

- Вестфальская система утвердила в международном праве принцип невмешательства во внутренние дела других суверенных государств. «Суверенитет — это абсолютная и постоянная власть государства над подданными и гражданами» (Боден).

Именно поэтому ни в XVII, ни в XVIII, ни в XIX вв. никто не считал себя вправе вмешиваться во внутренние дела европейских тираний, в которых откровенно и в массовом порядке нарушались права человека и гражданина. И даже в первой половине ХХ столетия западные демократии не вмешивались во внутренние дела нацистской Германии и коммунистического Советского Союза.

Положение несколько изменилось лишь в последней трети прошлого столетия и то лишь потому, что Запад стал использовать права человека как инструмент борьбы.

2.2. Европейский концерт или Венская международная система

Последовавшие за Французской революцией наполеоновские войны закончились поражением Франции в 1815 г. Венский конгресс подвел им итог и восстановил нарушенный Наполеоном принцип национального суверенитета. В рамках Вестфальской модели мира сложилась система международных отношений, получившая название «Европейский концерт» или «Венская система». Европейский концерт базировался на общем согласии наиболее могущественных европейских стран, или пентархии: России, Австро-Венгрии, Великобритании, Франции и Пруссии.

Созданная на конгрессе Венская система просуществовала 100 лет и потерпела крах только в 1914 г., с началом Первой мировой войны.

Это важнейший этап в истории международных отношений, оказавший сильнейшее воздействие на современный мир.

Основными чертами сформировавшейся системы были следующие.

1. Развитие международных отношений зависело от очень узкого круга - пяти великих европейских держав. Взаимоотношения Великобритании, Франции, Пруссии (Германии), России, Австрии (Австро-Венгрии) определяли положение дел на мировой арене.

Внеевропейские государства, равно как и малые европейские государства, превратились к этому времени из субъектов в объекты безусловно европоцентрической системы международных отношений.

Наступила эпоха политического реализма, когда политики и дипломаты интересовались лишь соотношением сил пятерки великих европейских держав (остальные страны не имели ровно никакого значения), а не "прогрессивностью" или "демократичностью" их государственного устройства.

2. Интересы всех великих европейских держав, за исключением Великобритании и России, были сконцентрированы почти исключительно на Европе, хотя в это время происходила интенсивная колонизация мира.

3. Одной из основ "европейского концерта" стал принцип поддержания баланса сил. Ответственность же за поддержание внутриевропейского баланса возлагалась на великие державы.

4. Хотя аннексии и контрибуции по-прежнему являлись формами международной практики, правители великих держав уже не рассматривали в качестве реальной цели расчленение и ликвидацию какой-либо великой державы, принадлежащей к "клубу избранных".

5. Система, созданная в Вене, оказалась удивительно устойчивой в области международных отношений.

Из числа держав, бесспорно считавшихся на Вестфальском конгрессе великими три - Швеция, Голландия и Испания - перестали быть великими, и одна, а именно Польша, вообще перестала существовать... Их место заняли Россия и Пруссия - два государства, которые за сто лет перед тем почти не имели значения.

6. Совокупность принципов, разделявшихся элитой великих держав, отличалась гомогенностью.

7. XIX век - век "европейского концерта" - был временем расцвета классической дипломатии. Дипломатия, с помощью которой формировались международные отношения, обладала значительной долей автономии. Каста европейских дипломатов принадлежала к единой культуре

8. Бесспорная заслуга "европейского концерта" заключается в том, что в период существования этой системы были сформулированы и приняты всеми цивилизованными странами нормативные акты о мирном решении международных споров и о законах и обычаях войны, такие как Женевская конвенция 1864 г., Санкт-Петербургская декларация 1868 г., Декларация Брюссельской конференции 1874 г., Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг. И именно в период "европейского концерта" в практику международных отношений вошли переговоры об ограничении и сокращении вооружений (конференция 1899 г.).

9. Начиная с 1815 г. пять держав "европейского концерта" определяли судьбы мира. Особенностью этого квинтета была не только обнаруженная культурная общность и совместимость интересов, но и продвижение по пути промышленной модернизации (хотя и в различной степени).

Но эта ситуация, обеспечивавшая британское экономическое и политическое превосходство на протяжении большей части XIX столетия, начала быстро меняться начиная с 1870 г. Объединенная Германия обогнала Англию в качестве лидера экономического развития Старого Света.

Постепенно складывается ситуация, ведущая к кризису: из "европейского концерта" выделяется лидер, что заставляет остальных объединяться ради самозащиты. Лидер - Германия (вкупе со своим союзником Австрией) стала посягать на континентальное преобладание уже не только в экономическом, но и политическом влиянии, и это в конце концов привело к союзу против нее Франции, России и Британии.

Именно нарушение равновесия погубило систему. (Когда в ходе мирового конфликта вышеуказанных сил оказалось недостаточно для противовеса Германии, они пригласили нового - заокеанского – гиганта США.

2.3. Версальско-Вашингтонская система или Версальский миропорядок

Версальский миропорядок сформировался по итогам Первой мировой войны.

Все основные потери и разрушения пришлись прежде всего на Европу. Но не только европейской социально-экономической системе был нанесен страшный удар. В тяжелейшем положении оказалась система Европейского концерта.

В самом деле, из 5 великих держав - столпов концерта - к моменту начала Версальской конференции одна (Австро-Венгрия) перестала существовать; еще две (Германия и Россия) находились в ситуации глубочайшего внутреннего кризиса после краха традиционных авторитарных монархических режимов. Таким образом, задача поддержания миропорядка падала на 2 оставшиеся великие европейские державы - Англию и Францию.

Уже на рубеже XIX - XX вв., как уже было сказано, соотношение сил - экономических и технологических - между Европой и не-Европой начало стремительно меняться не в пользу Европы. В конце XIX в. Соединенные Штаты превратились в экономическую державу номер один. Темпы промышленного и технологического роста в США оставались накануне первой мировой войны более высокими, чем в Европе.

К 1921 г. европейская задолженность Америке - как государственная, так и частная - достигла астрономической суммы в 15 млрд. долл., а европейская собственность в Южной Америке, принадлежавшая до войны европейцам, перешла в значительной части в руки американцев. Таким образом, сложилась небывалая, неслыханная в новейшей истории ситуация - экономическая зависимость Европы от неевропейского центра силы.

Япония была в то время слишком слаба, чтобы играть глобальную экономическую роль; тем не менее первая мировая война привела к резкому экономическому усилению "Страны восходящего солнца".

После первой мировой войны внешняя политика великих держав строилась не на принципе политического реализма (realpolitik), а на основе идеологических построений.

Развивающиеся идеологии первой половины 20-ого столетия: коммунизм, фашизм и либерализм. Для коммунизма международные отношения – проявление классовой борьбы; для фашизма в центре международных отношений стоит "борьба рас", а для либерализма мировая арена - это противостояние между демократией и тоталитаризмом.

Условия перемирия были беспрецедентно жестоки по отношению к Германии. Условия

Версальский мир был подписан 28 июля 1919 г., вступил в силу 10 января 1920 г.

Этот договор, с одной стороны, был договором между потерпевшей поражение Германией и державами-победительницами, что с самого начала ставило Германию в неравноправные условия в новой системе международных отношений и подогревало настроения реванша в немецком обществе.

С другой стороны, из числа держав-победительниц была исключена Россия, что заведомо настраивало любое русское правительство против Версаля.

Но дело даже не только в этих формальных подробностях - само содержание Версальского договора закладывало так много мин замедленного действия под новый европейский и мировой порядок, что срабатывание этих мин было лишь, так сказать, вопросом времени.

Но не только многие европейские народы были недовольны версальской системой. Послевоенное мироустройство закономерно вызывало разочарование у тех народов колониальных и зависимых стран, которые всерьез рассчитывали на перемену в своей судьбе. Ведь лидеры послевоенного мира, и прежде всего Великобритания и Франция, не собирались отказываться от "старого доброго" колониализма.

Колониальные державы получали от новой международной организации безопасности - Лиги Наций - мандаты на управление колониями, которые именовались отныне "подмандатными территориями" (в некоторой степени удовлетворить план деколонизации Вильсона – 14 пунктов Вильсона).

Мандаты Лиги делились на категории "А", "В" и "С". Мандат класса "С" позволял мандатарию управлять подмандатной территорией по своим национальным законам и не допускать на подмандатную территорию иностранный капитал.

Превращение ряда арабских земель, бывших колоний распавшейся Османской Империи, в подмандатные территории колониальных держав вызвало взрыв негодования в арабском мире. В ходе первой мировой войны арабские партизаны оказали неоценимую помощь англичанам в борьбе с турками. Чтобы поддержать боевой дух арабов, англичане в октябре 1915 г. пообещали им свое содействие в создании арабского государства после войны.

Лига Наций

Устав Лиги содержал такие прогрессивные международные правовые нормы, как положение о мирном разрешении конфликтов, о недопущении агрессии, о применении международных санкций против агрессора, о международном арбитраже. Еще большее значение имело создание постоянно действующей структуры международной гражданской службы и системы многосторонних консультаций.

Главными органами Лиги были Ассамблея, Совет и постоянный Секретариат. Все решения принимались консенсусом. В статье 8 Устава Лиги говорилось о разоружении "до возможно низкого уровня". Совет должен был сформулировать планы разоружения, исходя из "национальной безопасности и международных обязательств". В статье 10 - о недопущении агрессии, уважении территориальной целостности и существующей политической независимости членов Лиги. В статье 11 провозглашалось право Лиги обсуждать любой вооруженный конфликт или такую международную ситуацию, которая чревата угрозой войны. В статья 12-14 говорилось о передаче всех спорных вопросов на международный третейский суд или на рассмотрение Совета Лиги. Наконец, статья 16 Устава провозглашала войну против одного из членов Лиги как войну против всех. Все государства должны были в этом случае прекратить всякое сношение с агрессором. Совет имел право давать правительствам заинтересованных государств относительно военных мер, необходимых для реализации принципов Устава Лиги.

Лига Наций выступила в качестве последнего спасителя системы "концерта". Но особенности наступившего после первой мировой войны периода, соотношение охранительных и подрывных сил на международной арене - все это сказалось на характере этой мировой организации решающим образом.

Во-первых, внеевропейские державы - США и Япония - были вынуждены по различным причинам после окончания первой мировой войны уделить основное внимание решению не глобальных, а региональных и внутренних проблем. Тем самым новая - Версальская - система международных отношений с самого начала своего существования фактически, несмотря на все претензии на противоположное, перестала быть глобальной. Не случайно все историки Лиги Наций указывают на отсутствие универсальности как на одну из главнейших причин ее неудачи.

Во-вторых, структура Лиги оказалась недостаточно приспособленной к кризисам ХХ в. Она продемонстрировала неадекватность международным процессам, как только международное сообщество столкнулось на рубеже 20-х - 30-х гг. с зарождением очагов агрессии в Азии и в Европе.

Вашингтонская система

19 ноября 1919 г. большинством голосов американский сенат отверг Версальский Договор. Это была подлинная катастрофа для президента Вильсона- не только политическая, но и личная. Не выдержав напряжения политической борьбы за прохождение Договора - своего детища - президент тяжело заболел и последние полтора года своего пребывания у власти был фактически полупарализован.

Новая республиканская администрация (президент Гардинг) предложила созвать Конференцию по Дальневосточным и Тихоокеанским вопросам.

В Вашингтонской конференции приняли участие 14 стран - США, Британская империя с доминионами (Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Индия), Япония, Франция, Италия, Китай, Бельгия, Голландия и Португалия). Все важнейшие вопросы конференции и здесь решались в формате большой тройки (США, Великобритания, Япония), но в обсуждении некоторых вопросов активную роль играли Франция, Китай и даже делегация ДВР (Дальневосточной Республики), находившаяся в Вашингтоне неофициально.

В процессе подготовки к Вашингтонской конференции (1921-1922) Англия, Франция и Япония с самого начала дали понять, что ни о какой "контр-Лиге", которая могла бы стать тихоокеанской альтернативой Лиге Наций, не может быть и речи. Поэтому американская дипломатия была вынуждена отказаться от этой затеи. Американцы выдвинули свой план сокращения военно-морских вооружений. Этот продуманный ход позволил американцам сразу овладеть инициативой в ходе конференции, которая в дальнейшем, проходила под их диктовку.

Американцы совершенно искренне стремились сократить морские вооружения (и, тем самым, сократить государственные расходы, что всегда было особенно важно для республиканцев) и, кроме того, обеспечить при этом а) равенство с Великобританией на море и б) превосходство над Японией. Нужно сказать, что этих целей американцы сумели добиться. Кроме того, стороны брали на себя обязательство ограничить строительство военно-морских баз и укреплений в регионе.

Это был настоящий прорыв. И дело не только в том, что США, Великобритания и Япония должны были более чем в 2 раза сократить существующие тоннажи линейных судов и пустить на слом строящиеся линкоры. Великобритания 1) признала утрату своей морской гегемонии и 2) смирилась с неизбежной грядущей гегемонией США, ибо кто господствует в мировом океане тот господствует в мире.

Другим важнейшим итогом конференции был Договор четырех держав (Англии, США, Японии и Франции), по которому страны-подписанты договаривались о неприкосновенности островных владений и территорий на Тихом океане. Важнейшим элементом договора четырех было положение об отмене военно-политического союза Японии и Великобритании 1911 г. Это решение было принято под сильнейшим нажимом Вашингтона, который рассматривал японо-британский союз как величайшее препятствие для американской политики открытых дверей в Китае.

Большим успехом этой политики можно считать Договор девяти держав, подписанный 6 февраля 1922 г. В соответствии с этим договором стороны обязывались уважать суверенитет, административную и территориальную целостность Китая, строить отношения с этим государством на принципах "открытых дверей и равных возможностей" и не оказывать поддержки действиям своих граждан, направленным на создание сфер влияния в Китае. Державы также согласились уважать права Китая как нейтрального государства в случае войны, в которой Китай не участвует.

Внешне все выглядело так, что, по итогам Вашингтонской конференции США становились активным участником международных отношений, важнейшим гарантом стабильности в громадном Тихоокеанском регионе. Однако это было не так. Находящиеся у власти в Соединенных Штатах республиканцы не стремились играть активной роли ни в Европе, ни в Азии. Американская внешняя политика и после Вашингтонской конференции оставалась пассивной и, по сути, изоляционистской. В Белом доме были довольны результатами Вашингтонской конференции, которые зафиксировали паритет между ВМФ США и Великобритании, а также признали принцип "открытых дверей" в Китае. Там решили, что дипломатия выполнила свою задачу. Таким образом, инициатива в региональных делах Дальнего Востока передавалась в руки Японии.

2.4. Ялтинско-Потсдамская система

Ялтинско-Потсдамская система международных отношений — принятое обозначение системы международных отношений, закрепленной договорами и соглашениями Ялтинской и Потсдамской конференции.

Потсдамская эпоха стала историческим прецедентом, поскольку никогда раньше весь мир целиком не был искусственно разделен на сферы влияния между двумя государствами. Биполярный расклад сил быстро привел к началу противостояния между капиталистическим и социалистическим лагерями, именуемому в истории Холодной войной.

Для Потсдамской эпохи характерна чрезвычайная идеологизированность международных отношений а также постоянная угроза начала прямого военного противостояния между СССР и США.

Была ликвидирована многополярная организация структуры международных отношений, возникла биполярная структура послевоенных МО, в которых ведущую роль играли два сверхгосударства — СССР и США. Значительный отрыв военно-силовых, политических, экономических и культурно-идеологических возможностей этих двух держав от других стран мира, привел к формированию двух основных, доминирующих «центров силы», которые оказывали системообразующее влияние на структуру и характер всей международной системы.

конфронтационный характер — системное, комплексное противостояние в экономической, политической, военной идеологической и других сферах, противостояние, которое время от времени приобретало характер острого конфликтного, кризисного взаимодействия. Такой вид противостояния в формате взаимных угроз использования силы, балансирования на грани реальной войны, получил название «холодной войны».

Послевоенная биполярность складывалась в эпоху ядерного оружия, что привело к революции, как в военных, так и в политических стратегиях.

Распределение мира на сферу влияния двух сверхгосударств как в Европе, так и на периферии, возникновения «разделенных» стран (Германия, Корея, Вьетнам, Китай) и становления военно-политических блоков, под руководством СССР и США привело к глобализации и углубленной геополитической структуризации системного противостояния и конфронтации.

Послевоенная биполярность имела форму политико-идеологического противостояния, идеологической конфронтации между «свободным миром» стран западной демократии во главе с США и «социалистическим миром» во главе с СССР. США хотели установления в мире американской гегемонии под лозунгом «Рах Americana», СССР — утверждал о неотвратимости победы социализма в мировом масштабе. Идеологическая конфронтация, «борьба идей», приводила к взаимной демонизации противоположной стороны и оставалась важной чертой послевоенной системы МО. Советско-американское противостояние выглядело в первую очередь как соперничество системы политических и этических идеалов, социальных и моральных принципов.

Послевоенный мир перестал быть преимущественно евроцентристским, международная система превратилась в глобальную, общемировую. Разрушение колониальных систем, становление региональных и субрегиональных подсистем международных отношений осуществлялось под доминирующим влиянием горизонтального распространения системного биполярного противостояния и тенденций экономической и политической глобализации.

Ялтинско-потсдамский порядок не имел крепкой договорно-правовой базы. Договоренности, которые легли в основу послевоенного порядка были или устными, официально не зафиксированными, или были закреплены преимущественно в декларативной форме, или же их полноценная реализация была заблокирована в результате остроты противоречий и конфронтацией между основными субъектами послевоенных международных отношений.

ООН, один из центральных элементов Ялтинско-Потсдамской системы, становилась главным механизмом координации усилий с целью исключения из международной жизни войн и конфликтов путем гармонизации отношений между государствами и создания глобальной системы коллективной безопасности. Послевоенные реалии, непримиримость конфронтационных отношений между СССР и США значительно ограничили возможность ООН реализовать свои уставные функции и цели. Главное задание ООН преимущественно сосредоточивалось на предупреждении вооруженного столкновения между СССР и США как на глобальном, так и региональном уровнях, то есть на поддержании стабильности советско-американских отношений в качестве основной предпосылки международной безопасности и мира в послевоенное врем

Конец Потсдамской эпохи ознаменовался развалом мирового социалистического лагеря, последовавшим за провальной попыткой реформировать экономику Советского Союза, и был закреплен Беловежскими соглашениями 1991 года.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 5. Политическая элита и политическое лидерство | Тема 7. Современная система мировой политики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3100; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.