Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 15. Модели поведения фирмы на рынке




 

1. Модели поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции

2. Модели поведения монополии

1. Модели поведения фирмы в условиях
совершенной конкуренции

 

Спрос на продукцию отдельной фирмы в условиях чистой конкуренции является абсолютно эластичным. Если цена 1 кг яблок составляет Ро, то кривую спроса на них можно изобразить в виде горизонтальной линии d, показывающей, что любое количество предлагаемой продукции будет продаваться по цене Ро (рис. 35, а). Напротив, график рыночного спроса на яблоки D будет наклонным, отражая готовность потребителей приобрести различное количество яблок при всех возможных уровнях цен (рис. 35, б): при цене Ро будет приобретено Qo яблок.

 

Рис. 35 - Спрос на продукцию конкурентной фирмы (а)

и отраслевой спрос (б)

 

Поскольку цена продукции конкурентной фирмы является внешним фактором и не зависит от объема производства, общий (валовой) доход фирмы TR будет равен произведению цены на количество продукции:

TR=Q P.

При этом предельный доход MR (прирост дохода, связанный с выпуском каждой дополнительной еди­ницы продукции) будет равен цене продукции:

MR=TR(Q) - TR(Q - 1)=QP - (Q - 1)P=P.

Средний доход (вало­вой доход, деленный на количество проданных товаров) фирмы в условиях совершенной конкуренции также будет равен цене:

ATR=TR/Q=Q P/Q=P.

Пример. На рынке продали 5 кг яблок по рыночной цене 7 руб. за 1 кг. Общий (валовой) доход составит 35 руб. (5х7), средний и предельный доходы будут равны 7 руб. На графике кривые среднего и предельного дохода совпадают между собой, а также с горизонталью спроса на продукцию конкурентной фирмы, валовой доход линейно зависит от объема проданной продукции (рис. 36).

Рис. 36 - График валового TR и предельного MR
доходов конкурентной фирмы

Объем выпуска и реализации в условиях совершенной конкуренции. Для определения объема производства фирмой позволяющий получить, максимальную прибыль необходимо учитывать различия во временных интервалах. В краткосрочном периоде, недостаточном для вхождения новых производителей в отрасль или выхода из нее, фирма определяет объем производства двумя способами. Первый состоит в том, что фирма сравнивает получаемый ею валовой доход при различных объемах выпуска с валовыми издержками, соответствующими каждому из возможных объемов. Фирма выберет вариант, когда разница между валовым доходом и валовыми издержками будет максимальной, иными словами, будет достигнут максимальный объем прибыли (рис. 37, а):

max π = max (TR-TC).

Однако на практике, когда фирма уже занимается производством, важно определить, что ей даст производство еще одной дополнительной единицы продукции, в какой пропорции расширение производства увеличит доход и издержки. Для этого фирма должна сравнить предельный доход и предельные издержки. До тех пор, пока расширение производства будет обеспечивать более быстрый рост дохода по сравнению с ростом издержек, фирма будет наращивать производство. Когда же дополнительная продукция будет больше добавлять к из­держкам, чем к доходу, фирма прекратит расширять объем выпуска. То количество продукции, при котором обеспечивается это равенство, и будет выбрано фирмой (рис. 37, б):

 

max π: MR=MC.

Для конкурентной фирмы MR=P, следовательно, max π: MC=P.

Этот объем будет соответствовать точке оптимального выпуска.

Любой объем производства от Q1 до Q2 принесет фирме прибыль (рис. 37, а), однако лишь в точке Qo эта прибыль будет максимальной. Именно при Qo предельный доход будет равен пре­дельным издержкам (рис. 37, б). На участке Q1Qo фирма будет недополучать возможную прибыль, а на промежутке QoQ2 предельные издержки превысят предельный доход и эффективность снизится.

Рис. 37 - Выбор объема производства фирмой путем сопоставления

вало­вых (а) и предельных (б) дохода и издержек:

ТС - валовые издержки; TR - валовой доход; МС - предель­ные издержки; MR - предельный до­ход

 

В краткосрочном периоде фирма может столкнуться с ситуацией убытков, например при снижении рыночной цены. Поведение фирмы может быть двояким: либо она продолжит производство, несмотря на убытки, либо прекратит свою деятельность и закроется.

В случае возникновения временных убытков, фирма предпочтет производить. При этом ее задачей станет минимизация убытков.

Возможны три ситуации, с которыми сталкивается фирма в условиях совершенной конкуренции. Производя продукцию в количестве Qo, при котором обеспечивается равенство цены (предельного дохода) и предельных издержек, фирма получает прибыль, поскольку сложив­шаяся на рынке цена Ро превышает минимальные средние валовые издержки (рис. 38).

 

 

Рис. 38 - Максимизация прибыли фирмой в условиях совершенной

конкуренции Заштрихованный прямоугольник показывает размер прибыли

 

 

Предположим, что по каким-то причинам рыночная цена продукции упала до уровня P1 и стала ниже минимума средних валовых издержек фирмы, однако выше минимума средних переменных издержек. В этом случае фирма продолжит производство в объеме, который позволит минимизировать возникшие убытки и хотя бы частично компенсировать постоянные издержки (затраты на аренду помещения, оборудование и т.п.).

Потери показаны заштрихованным прямоугольником на рисунке 39.

 

 

Рис. 39 - Минимизация убытков фирмой в условиях

совершенной конкуренции

 

 

Если рыночная цена снизится до уровня Р2 и окажется ниже минимальных средних переменных издержек, то фирма не сможет компенсировать даже части своих постоянных затрат и единственным приемлемым выходом для нее станет прекращение производства. Подобная ситуация отражена на рисунке 40.

Рис. 40 - Соотношение цены и издержек, когда единственным выходом

для фирмы является прекращение деятельности

 

Из рисунков 38 и 39 видно, что при более высокой рыночной цене равенство предельного дохода (цены) и предельных издержек будет достигаться при большем объеме производства данной фирмы. Учитывая это обстоятельство, можно построить график предложения конкурентной фирмы при всех возможных вариантах рыночных цен (рис. 41).

Рис. 41 - График предложения фирмы в условиях совершенной конкуренции

 

Фирма начнет производство при цене не ниже минимума средних переменных издержек (P1) и будет продолжать увеличивать выпуск до Q3 при цене Рз, минимизируя убытки, затем при росте цены до Р4 и далее до Р5 будет производить от Q4 до Q5, максимизируя прибыль. Кривая Х1 Х2 будет кривой предложения фирмы при всех возможных ценах от Р1 до Р5.

Рассмотрим действия фирмы, имеющей издержки, рассмотренные выше, при разных ценах, складывающихся на рынке.

Цена 500 руб. за единицу продукции.

1 подход определения оптимального объема производства продукции, максимизирующего прибыль:

π=500Q-(1406+198Q+10,3Q2),

π =302Q-1406-10,3Q2,

max π:=302-20,6Q=0,

Q=14,7.

2 способ:

max π: 500=198+20,6Q,

Q=14,7.

Цена 400 руб. за единицу продукции. Минимальное значение средних валовых издержек равно 439 руб., т.е. выше сложившейся цены. Но цена выше минимального значения средних переменных издержек (328 руб.). Поэтому в краткосрочном периоде фирмы будет минимизировать убыток.

1 подход:

m=1406+198Q+10,3Q2-400Q,

m=1406-202Q+10,3Q2,

min m: =20,6Q-202=0,

Q=9,8.

2 подход:

min m: 4000=198+20,6Q,

Q=9,8.

Цена 300 руб. Ее уровень ниже минимального значения средних переменных издержек. Осуществлять производство и в краткосрочном периоде не целесообразно.

Фирма будет производить продукцию в краткосрочном периоде, если цена превысит 328 руб. за единицу. В интервале цены 328-439 руб. фирма будет получать убыток. Объем производства будет находиться в пределах 6,3-11,7 ед.

Если цена превысит 439 руб., фирма получит прибыль. Объем производства составит не менее 11,7 ед.

Предложение фирмы в краткосрочном периоде может быть выражено следующей формулой:

 

QS=0,0485Р-9,6, (при Р>328 руб.).

 

В долгосрочном периоде, когда могут меняться все виды затрат, решение фирмы об объеме выпускаемой продукции будет приниматься иначе.

Если при существующей рыночной цене несколько фирм получают убытки и прекращают производство, предложение на рынке сокращается. Результатом сокращения предложения (при постоянном спросе) является повышение цены. Возросшая цена позволит фирмам, оставшимся в отрасли, получать экономическую прибыль. В условиях совершенной конкуренции, когда нет ограничений доступа на рынок, в отрасль вступят новые фирмы, привлеченные возросшей прибыльностью производства. В результате предложение возрастет, а цена сни­зится. При совершенной конкуренции такие колебания носят постоянный характер.

Равновесие на рынке будет достигнуто, когда у фирм не будет стимулов как для входа в отрасль, так и для выхода из нее. Это достигается при условии, если рыночная цена установится на уровне минимума средних валовых издержек и экономическая прибыль, таким образом, будет равна нулю.

Графическое решение представлено на рисунке 42. При цене Ро объем производства фирмы составит Qo. При таком объеме предельный доход равен предельным издержкам, а минимальные средние валовые издержки равны рыночной цене, экономическая прибыль равна нулю. При таких условиях фирма не изменяет объемы производства.

 

Рис. 42 - Долгосрочное равновесие фирмы в условиях

совершенной конкуренции

Математическая запись условия равновесия фирмы на конкурентом рынке:

Po=min ATC(Qo)=MC(Qo)=MR(Qo).

Изменения предложения в конкурентной отрасли при изменении спроса.

Предположим, что до изменения спроса на рынке существовало равновесие. График S на рисунке 43 представляет собой кривую предложения всех фирм, производящих данную продукцию, т.е. кривую предложения отрасли; D - кривая рыночного спроса; Ро - равновесная рыночная цена, a Qo - равновесный объем производства отрасли:

Qo=D(Po)=S(Po).

Рис. 43 - Кривая предложения отрасли в долгосрочном периоде:

D, D1 - отрасле­вой спрос до и после изменения; S, S1 - отраслевое

предложение до и после изменения; Sдолг - долгосрочное

предложение отрасли

 

Если по каким-либо причинам спрос на данную продукцию возрастет, то кривая спроса сдвинется вправо до уровня D1. Цена на рынке возрастет до Р1:

Q1=D11)=S(P1).

Для отдельных фирм и отрасли это будет означать, что цена окажется выше минимума средних валовых издержек, а равенство цены и предельных издержек будет достигаться при большем объеме производства. Фирмы начнут получать эко­номическую прибыль, что создаст стимулы для расширения производства и вступления новых производителей в отрасль.

Вступление новых фирм, привлеченных возможностью получения экономической прибыли, сдвинет кривую предложения отрасли до S1. В результате цена снизится и возникнет новое равнове­сие при цене Р2 и объеме производства Q2:

Q2=D12)=S(P2).

Если увеличение объема производства в отрасли не приводит к росту издержек, то кривая долгосрочного предложения будет горизонтальной. Однако в условиях ограниченности ресурсов вовлечение в производственный процесс все большего и большего их количества вызовет рост цен на них, поэтому Р2о, а кривая долгосрочного предложения будет восходящей: Qo=Sдолго); Q2=Sдолг(P2); Q2>Q0.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 701; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.