Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соборное уложение 1649 г

Наличие проезжих пошлин не только тормозило торговлю, но и негативно сказывалось на государственных делах – дворяне и служилые люди, выполнявшие казенные поручения в дальних поездках вынуждены были платить проезжие пошлины за собственный проезд, за провозимые припасы и сопровождавших их людей. Добавим сюда еще и произвол и злоупотребления со стороны таможенных служащих и откупщиков. Неслучайно, что еще Иван IV собирался отменить мыт, компенсировав эту статью доходов в казну увеличением торговых пошлин. Однако это намерение только намерением и осталось. Статейный список 23 июля 1641 г. запрещал взимать проезжие пошлины с дворян и служилых людей, с сопровождавших их лиц и провозимых ими припасов. Ограничивалось взимание проезжих пошлин с торговых людей «сверх государева указу и сверх уставных грамот».

Соборное Уложение 1649 г. вобрало в себя ранее предпринятые меры в этом направлении, дополнив их рядом других мер. Это был первый общегосударственный документ, который в законодательстве России в рассматриваемый период занимал ведущее место среди других правительственных актов, посвященных таможенному делу. Регламентация проезжих сборов, а также мер по сохранению и благоустройству дорог содержалась в IX главе Соборного Уложения «О мытах, и о перевозах, и о мостах».

Согласно ей законодательно закрепилось освобождение дворян и служилых людей, выполнявших государевы поручения, от уплаты проезжих пошлин за собственный проезд, за провозимые припасы и сопровождавших их людей. Для мытчиков и мостовщиков, не выполняющих эти требования, предусматривалась мера наказания. Если с лиц, освобожденных от пошлины, она была взята, то лица, виновные в нарушении установленных правил, обязаны были возвратить взятое в тройном размере, а также подвергались телесным наказаниям.

Другие нормы устанавливали порядок беспошлинного провоза «людьми», и, прежде всего, крестьянами, товаров не на продажу, а для личного пользования. К служителям таможни, которые не соблюдали установленный порядок, применялись санкции в виде тройной уплаты и предания суду. Предусматривались наказания и тем, кто злоупотреблял своими правами (московских чинов люди, городовые дворяне, дети боярские и иноземцы) и пытался провозить товары торговых и других чинов людей: «Тех людей бити кнутом, да на них же взять мыт и мостовщину и перевоз втрое, и отдати мытовщиком и перевозщиком и мостовщиком». В свою очередь, если торговые и всяких чинов люди попытаются прикрыться именами имеющих льготы и таким образом провезти беспошлинно товары, то согласно ст. 5 «тем людем по тому же чинити наказание, бити кнутом и имати на Государя пени по пяти рублев с человека; а имати пеню с таких людей на Москве и в городех, где на них о том будет челобитье».

В силе оставлялись только те таможенные пункты, на которые ранее были выданы жалованные грамоты. Учреждение новых таможенных пунктов запрещалось под угрозой изъятия их в пользу государя. В зимнее время торговые люди имели право объезжать мытные заставы на мостах, и перевозах по льду, освобождаясь от уплаты мостовщины. Мытчикам же запрещалось откалывать лед по берегам.

Ряд пунктов главы «О мытах, и о перевозах, и о мостах» был посвящен ответственности вотчинников за соблюдение исправного состояния дорог, мостов и переправ. Кроме того, помещикам и вотчинникам запрещалось создавать новые дороги вместо старых, если это не было выгодно для торговых людей. Строительная деятельность вотчинников оговаривалась особо: если она могла привести к порче указанных дорог, мостов и переправ, то в этом случае вотчинник обязан был сооружать новые дороги. Также запрещалось вводить дополнительно к установленному ранее мыт и другие пошлины.

Анализируемая глава явилась важным документом, закрепившим права господствующего класса на таможенные привилегии, обозначила обязанности феодалов по поддержанию в исправности дорог, мостов и переправ, что способствовало перемещению товаров, развитию торговли и складыванию всероссийского рынка.

 

 


Тема 5. ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ
в XIII – первой половине XVII вв.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные источники торгового и таможенного права периода централизации русского государства | Практика взимания таможенных пошлин
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.