Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сетевые аукционы

Сетевые аналоги аукционов — одно из наиболее интересных явлений в коммерческом Интернете. Собственно, привнесенный в торговлю азарт и в офлайне мало кого оставит равнодушным. Интернет-аукционы имеют свою специфику, которая не позволяет расценивать их как еще один вид аукционной торговли или электронной коммерции. Скорее их можно рассматривать как новое явление в деловом сегменте Сети.

Аукционы классифицируются по основным четырем видам:

· английский;

· голландский;

· американский;

· двойной.

Наиболее распространен первый. Именно английскому аукциону свойственны публично оглашаемый ход торгов, многократное заявление цены одним и тем же участником, то есть процессы, которые у большинства людей ассоциируются с самим понятием аукциона. Данный вид аукциона наиболее популярен и в Интернете.Продавец выставляет на продажу лот, устанавливая срок, в течение которого ставки могут повышаться, и иногда резервную цену, ниже которой он не желает продавать товар.

Противоположностью английского аукциона является аукцион голландский. Торги начинаются с неоправданно высокой цены, которая постепенно снижается. Выигрывает покупатель, который первым сочтет текущую цену приемлемой.

Для американского аукциона характерны закрытое проведение торгов и однократная подача заявки. Побеждает покупатель, давший наивысшую цену. Если же товар не единичный, то приоритет заявок определяется величиной заявленной цены и, в отличие от голландского аукциона, в данном случае каждый покупатель берет товар по той цене, которую он назвал.

Двойной аукцион предусматривает одновременное поступление заявок от продавца и покупателя. Продажа происходит по найденной «равновесной» цене.

Кроме того, Интернет-аукционы подразделяются по длительности проведения (час, день, неделя), по географическому охвату участников (город, страна, мир), по бизнес-направленности. В последнем случае все существующие сетевые аукционы разделяются на три типа:

· b2b (business-to-business);

· b2c (business-to-consumer);

· c2c (consumer-to-consumer).

Аукционы b2b проводятся в корпоративной сфере, продавцы и покупатели на них являются юридическими лицами; b2c -аукционы позволяют предприятиям продавать свои товары и услуги физическим лицам; c2c -аукционы предназначены для сделок только между физическими лицами. Последний тип аукционов наиболее распространен в Интернете и имеет максимальный охват участников.

Интернет-аукцион — очень широкое понятие, которое подразделяется на категории online, live и offline. В первом случае торги полностью происходят в Интернете, во втором — проходящий в реальности аукцион транслируется через Сеть, в третьем случае речь идет о сайтах офлайновых аукционов, содержащих описание лотов, даты проведения торгов и прочую информацию.

Интернет-аукционы — самый малочисленный торговый вид деятельности, представленный в Интернете. В самом деле, любой заядлый интернетчик может без труда назвать с десяток онлайн-магазинов, но вряд ли вспомнит более двух-трех аукционов. Причины этого кроются в специфике их деятельности: аукционам нужно гораздо большее количество участников и они обычно не ограничены в тематике идущих с молотка товаров. Один Интернет-аукцион в состоянии удовлетворить спрос гораздо большего числа людей, чем Интернет-магазин, пусть даже универсальный. В коммерческом Интернете можно встретить десятки тысяч магазинов, но число аукционов не дотягивает даже до пятисот. Высокой популярностью пользуются аукционы Yahoo!Auction (auction.yahoo.com), DigiBid (www.digibid.com), а также совместные проекты крупных офлайновых аукционных домов и Интернет-компаний: Sotheby’s и Amazon.com (sothebys.amazon.com), Skinner и Lycos (skinner.lycos.com). Но все же наибольшая часть оборота (свыше 60%) в этой сфере приходится на легендарный eBay (www.ebay.com), общий объем доходов которого составляет более 16 млрд. долл. Это при том, что основными источниками доходов Интернет-аукциона являются комиссионные с заключенных сделок (5%) и размещение лотов в каталоге (от 0,3 до 3% — в зависимости от расположения).

Аукцион eBay появился в 1996 году и с тех пор прочно удерживает лидерство. За эти годы eBay вышел за пределы США, став крупнейшим мировым аукционом. Десятки миллионов зарегистрированных пользователей по всему миру ежедневно продают, покупают и меняют на eBay практически все, что только можно себе представить: более 3,5 млн. единиц товара, среди которых встречаются и довольно своеобразные лоты, вроде обломков станции «Мир» или даже продаваемой души. По вполне понятным причинам наиболее популярны продажи на сетевых аукционах компьютерных и коллекционных товаров. Для некоторых людей продажа самых разнообразных вещей на этом аукционе стала источником средств к существованию.

Россияне, как правило, торгуют на eBay железными рублями с ленинским профилем или олимпийским мишкой, наборами матрешек, советскими открытками, шапками-ушанками и прочей национальной атрибутикой. После трагических событий в список наиболее продаваемых товаров добавились модели подлодки «Курск».

Однако у российских участников аукциона eBay возникают проблемы с приемом и проведением платежей. Кредитные карты есть далеко не у всех, западные платежные системы (PayPal, например) наших сограждан не жалуют, а их российские аналоги на аукционе не применяются. Решить эту проблему помогает компания Western Bid — финансовый проводник на eBay для стран СНГ, предоставляющий комплекс услуг для продавцов и покупателей. Western Bid позволяет продавцам из СНГ принимать оплату в любой форме, а покупателям в других странах — оперативно оплачивать выигранные лоты. Можно также обратиться в компании Pregrad.Net и West Import, оказывающие услуги по оплате и доставке в СНГ лотов eBay и товаров из американских и канадских магазинов. Все эти сервисы работают с популярной у нас электронной платежной системой WebMoney. Кроме того, предусмотрена возможность оплаты через переводы Western Union и MoneyGram, однако это относительно дорогой способ.

Интернет-аукцион принципиально отличается от аукциона реального временем окончания торгов. Если в офлайне распорядитель как можно дольше тянет счет до трех, надеясь на новые предложения, то в Интернете аукцион заканчивается, как только истекает предусмотренный для данного лота срок. Последняя ставка делается за 30-40 секунд до окончания торгов, чтобы конкурент просто не успел предложить больше. Подобные приемчики входят в сборники советов по торговле на Интернет-аукционах, которые при желании можно во множестве найти на просторах Сети.

Наиболее актуальная проблема при участии в Интернет-аукционах связана с доставкой товара, которая целиком возлагается на продавца и покупателя. Кстати, дадим еще несколько советов, актуальных для российских пользователей eBay. Дело в том, что около 40% выставляемых лотов принадлежит американцам, и не факт, что продавцы захотят возиться с международной доставкой, даже несмотря на то, что покупатель оплатит расходы. В общем, стоит с самого начала обращать внимание только на те лоты, для которых международная продажа разрешена. Кроме того, при регистрации на eBay не стоит указывать в качестве своего e-mail адрес одного из бесплатных почтовых серверов. В этом случае вас попросят подтвердить вашу личность, указав номер кредитной карты, а если таковой не имеется, то просто откажут в регистрации из соображений безопасности.

Если вы решили приобрести что-либо через eBay, обратите внимание на такой параметр, как рейтинг предполагаемого продавца. После каждой сделки покупатель начисляет (или же снижает) продавцу рейтинговые очки. Естественно, продавцы, в особенности завсегдатаи аукциона, стараются сохранить и упрочить свою репутацию. Ну а рейтинговый «порог доверия», начиная с которого можно иметь дело с данным продавцом, покупатель должен определить сам. Если вы убеждены, что риск — дело благородное и раз на раз не приходится, то рекомендую очень внимательно отнестись к формулировке лота.

Однако eBay, несмотря на все его прелести и удобства, остается для российских интернетчиков чужим. Сама доставка приобретенных товаров в Россию дорога и сопряжена с рядом проблем. Одно дело, когда речь идет о покупке какой-то редкой и очень необходимой вещи, и совсем другое — если это всего лишь несколько компакт-дисков. Оплачивать услуги авиапочты или курьерской службы в этом случае весьма накладно. А добавьте к этому еще и комиссионные проценты за конвертацию валюты WebMoney, если вы используете сервис этой системы, в подходящий для торгов на eBay эквивалент. Отсутствие адаптации как eBay, так и других мировых аукционов к национальным особенностям торговли, хроническое нежелание большинства отечественных пользователей учить английский и, наконец, банальное недоверие создали нишу для появления аналогичных проектов на российской почве. И они не заставили себя ждать. На российском рынке Интернет-аукционов появился безусловный лидер — Molotok.Ru. Его объем торгов на 2 мая составлял 3 029 393 697 долл., 936 163 348 руб., 4 393 010 евро. Для сравнения: следующий по популярности Интернет-аукцион ОНО.ru в этот момент показывал только 1 008 044,30 руб. Кроме упомянутых, в русскоязычном Интернете можно отметить и другие проекты — Auction.ru, Kupi-prodai.com, Stavka.Ru.

Популярность Molotok.Ru в первую очередь обеспечил его хозяин — Интернет-холдинг Mail.ru, благодаря которому в Сети был проведен ряд крупных рекламных акций. Их результатом стало появление сильного, известного бренда. Вторым важным достижением можно назвать успешное формирование коммьюнити вокруг Molotok.Ru, основанное на специальной системе взаимодействия пользователей между собой и с аукционом. Собранная таким образом большая аудитория уже сама по себе способна привлечь новых участников, так как те, выставляя лоты на продажу, видят немедленную реакцию на свое предложение и возвращаются на аукцион вновь и вновь. Нужно внести либо единовременный вступительный взнос в размере 15 у.е., либо сначала 5 у.е., а потом еще по 3 у.е. в течение пяти месяцев. Также привлечению новых участников способствуют относительно широкие возможности работы продавцов со своими предложениями: редактирование, повторное выставление на торги, внутренняя реклама и т.д.

Факторы, сдерживающие развитие аукционной торговли в русскоязычном Интернете, можно разделить на две группы.

Первые свойственны электронной коммерции в целом: к ним, например, относятся ограниченные возможности по приему платежей вследствие слабого развития отечественных платежных систем и «пластиковых» денег. Большинство новичков в Сети просто не подозревают о существовании электронной наличности или же не имеют ни малейшего представления о том, как завести свой сетевой «кошелек» и работать с ним. А ситуацию со скромными объемами торговли с оплатой по кредитным картам еще более усугубляет банальное недоверие к сайтам, принимающим оплату по кредиткам. В результате единственным возможным вариантом остается классический наличный платеж «из рук в руки», реализация которого в сетевой торговле через курьерскую доставку достаточно чувствительна для кошелька покупателя.

Факторы второй группы касаются непосредственно аукционов. Таковым является отсутствие развитой инфраструктуры у российских Интернет-аукционов, позволяющей участникам завершить сделку под контролем системы. Сейчас аукционы не имеют ни службы пересылки отправлений, ни собственной системы расчетов между физическими лицами. Да и единственным методом воздействия на недобросовестного покупателя или продавца является понижение рейтинга, от которого мошеннику может быть ни тепло, ни холодно. Предотвратить же нарушения при сделках, вроде недоставки товара после оплаты или же предоставления товара несоответствующего качества, российские Интернет-аукционы сегодня не в состоянии. Один из вариантов решения этой проблемы — escrow service — применяют некоторые зарубежные аукционы. Суть метода сводится к тому, что деньги, отправленные покупателем, замораживаются на счете продавца. После получения подтверждения о поступлении товара и его удовлетворительном качестве, продавец может снять деньги со счета.

Для участия в торгах необходимо зарегистрироваться и перечислить деньги на свой счет в системе, с которого аукционом будут взиматься комиссионные. Процесс регистрации прост. Необходимо заполнить стандартную форму (ФИО, e-mail, пароль и т.д.) и подтвердить свое участие присланным по почте регистрационным кодом. Перечислить деньги на свой счет можно по пластиковым картам VISA, EuroCard/MasterCard, STB Card, American Express, Union, Diners Club, JCB, e-port, через платежные Интернет-системы «Яндекс.Деньги», «КредитПилот», WebMoney или же банковским переводом. Сумма перевода зависит от стоимости выставляемых продавцом товаров и от того, намерен ли он пользоваться платными услугами, вроде приоритетного расположения лота, продления времени аукциона, автоматического перевыставления лота на продажу и т.д.

На Molotok.Ru таковых предусмотрено три: стандартный (английский), голландский и М-Лоток. О том, что представляют собой первые два, уже известно. Можно лишь сказать, что в случае стандартного аукциона наряду с резервной (минимальной) ценой продавец указывает блиц-цену, по которой он согласен продать свой товар без дальнейших торгов. М-Лоток представляет собой, собственно говоря, уже неаукционную систему торгов, поскольку выставленные на таком лоте товары продаются по фиксированной цене. М-Лоток чаще всего используется при распродаже партии товара.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Интернет-трейдинг | Обзор автоматизированных банковских систем
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 724; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.