Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ 10 страница




В применении к обществу отношение необходимости и случайности раскрывается также через сопоставление свободы и необходимости. Человеческие действия не просто случайны, как природные явления – в них проявляется свобода выбора, принятия решений. Вопрос о свободе воли обсуждали еще Демокрит и Эпикур (см.: гл 1), средневековые схоласты (см.: гл. 3), а в ХХ веке – экзистенциалисты (см.: гл. 6, § 6). Экзистенциализм подошел к проблеме свободы воли по-своему. Раньше ее считали безусловным благом для человека (не случайно самое распространенное уголовное наказание так и называется – «лишение свободы»). В экзистенциализме свобода рассматривается, наоборот, как тяжелое бремя, лежащее на человеке всегда: человек (хочет он или нет) вынужден постоянно делать выбор, совершать те или иные поступки и нести ответственность за их последствия. Не делать выбора, отказаться от него невозможно – любой поступок, включая бездействие, уже является результатом свободного решения и выбора. В марксизме с момента его создания подчеркивалась социальная природа человека, его связь с обществом, с другими людьми. Абсолютная свобода невозможна – человек всегда зависит от своего социального окружения, данного ему воспитания, комплекса знаний, уровня развития культуры и техники, достигнутых в том обществе, в котором он живет. Отсюда – известное марксистское определение: свобода есть осознанная необходимость. Человек становится свободным благодаря пониманию объективной необходимости (в самом абстрактном смысле – законов природы и общества). Это осознание необходимости дает возможность опираться на нее в практической деятельности.

Подводя итог, можно сказать, что категории необходимости и случайности описывают механизмы детерминации процесса развития. Законы развития действуют с необходимостью, но они как бы оставляют место для случайных явлений, которые заранее не предопределены. В крупномасштабных, глобальных процессах (например, развитие от физической формы материи к социальной, смена общественно-экономических формаций) преобладает необходимость. Но в локальных, более ограниченных масштабах (например, в отдельных конкретных событиях) необходимость проявляется через огромный набор случайностей. Точное предсказание отдельных случайных событий ни в природе, ни в обществе невозможно.

 

Явление и сущность.

Явление можно определить как внешнюю, а сущность – как скрытую глубинную, внутреннюю сторону действительности. Сущность – это наиболее важное, основное, необходимое в вещи или процессе. Это внутреннее и необходимое содержание как бы скрыто за явлением. Явление – внешнее выражение сущности, ее обнаружение.

Обнаружение в реальной действительности таких уровней, или пластов, как сущность и явление, стало возможным только на довольно высоком уровне развития познания. В античной культуре различие сущности и явления первоначально вообще оставалось незамеченным. Так, ранние греческие философы придерживались концепции наивного реализма: они считали, что мир таков, каким мы воспринимаем его с помощью органов чувств. Позже Платон пришел к выводу, что сущности вещей могут быть отделены от них и существовать в мире идей – с этого учения, как известно, начинается идеалистическая линия в философии. Скептики предположили, что сущности вещей для человека непознаваемы – мы не можем отделить правильные мнения от заблуждений. В ХVIII веке классик агностицизма И. Кант попытался доказать, что сущность окружающей действительности в принципе непостижима для человека – мы можем знать только мир явлений. В философии Гегеля проводится противоположная мысль: сущность и явление глубоко связаны между собой, сущность всегда находит выражение в мире явлений и доступна человеческому познанию.

В естествознании и материалистической философии проблема взаимосвязи явления и сущности тоже была понятна не сразу. Гелиоцентрическая система Коперника заставила ученых пересмотреть старую точку зрения на природу: раньше считалось, что вещи и есть такие, какими они нам кажутся. Астрономические расчеты Коперника показали, что вращение Солнца вокруг Земли – только видимость, кажимость, искажающая реальное положение. Эффект кажимости – это то искажение, которому сущность может подвергаться на уровне явления. Таким образом, в эпоху Возрождения ученые поняли, что научные исследования должны преодолевать этот самый эффект кажимости, раскрывать сущность, скрытую за явлениями. Позже, в ХIХ веке К. Маркс писал: если бы явление и сущность совпадали, всякая наука была бы излишня.

Эффект кажимости постоянно возникает в науке и в практической деятельности человека. Кажется, что Солнце вращается вокруг Земли. Кажется, что тяжелые тела из-за большей массы должны падать на землю быстрее легких (эту иллюзию в свое время разоблачил Г. Галилей). Кажется, что хищник вредит травоядным животным, которых он поедает – на самом деле биологи обнаружили, что он регулирует численность травоядных и поэтому полезен для биологического вида в целом. Кажется, что при капитализме рабочий получает зарплату за свой труд – но К. Маркс показал, что это иллюзия. Рабочему оплачивается только стоимость его рабочей силы, а разница между нею и зарплатой присваивается капиталистом в виде прибавочной стоимости. Кажется, что ужесточение наказаний должно привести к уменьшению количества совершаемых преступлений, но юристам известно, что так происходит далеко не всегда. Во всех подобных случаях наука помогает раскрыть за явлением сущность – более глубокий, чем явления, пласт закономерностей, не заметный без специальных исследований.

Познание и практическое освоение мира движется от явления к сущности, затем от сущности первого порядка к сущности второго порядка и так далее. Движение познания во все более глубокие пласты сущности можно проследить на примерах из физики, биологии, экономики, психологии и любой другой науки.

В процессе развития сущность остается более устойчивой, а явление – изменчиво и текуче. В то же время диалектика показывает, что в процессе развития сущность тоже изменяется и усложняется. Ни в природе, ни в обществе процесс развития не может идти, так сказать, только по поверхности – он затрагивает глубокие сущностные характеристики вещей.

 

Форма и содержание.

 

Содержание – это элементы, компоненты, из которых состоит вещь. Форма – совокупность связей между элементами, организация или структура вещи. Вещь, рассмотренная как единство элементов и структуры, называется системой. Так, содержание атома – составляющие его элементарные частицы, а его форма, или структура – те связи, которые устанавливаются между этими частицами. Содержание способа производства материальных благ – люди и средства производства (например, техника), форма – производственные отношения, которые складываются между людьми в процессе труда. Есть содержание научной теории (ее основные положения) и форма ее изложения – например, специальный математический аппарат, логически последовательная система рассуждений и приемы структурирования материала.

Различают внутреннюю и внешнюю форму. Так, внутренней формой воды является способ связи посредством электрических сил атомов кислорода и водорода, а внешняя форма – это принятие водой формы сосуда, в который она помещена. Таким образом, внешняя форма выражает связь данного объекта с другими, внутренняя – его собственную структурированность.

Диалектико-материалистическая концепция содержания и формы включает в себя следующие моменты.

Во-первых, содержание и форма находятся в единстве, причем определяющую роль в их взаимодействии играет содержание. Например, производственные отношения, образующие экономическую форму общества, создаются и воспроизводятся содержанием процесса производства, то есть людьми, их трудовой деятельностью и созданными человеком техническими приспособлениями.

Во-вторых, форма, определяемая содержанием, находится в соответствии с ним. Одно и то же содержание может быть выражено в некотором (далеко не беспредельном) многообразии форм. Так, политическая организация общества – это форма, соответствующая его экономической жизни как содержанию. Один и тот же уровень развития содержания (экономики) допускает некоторое многообразие политических форм. Например, государственное устройство при зрелом капитализме – парламентская республика, президентская республика или конституционная монархия.

В-третьих, форма обладает относительной самостоятельностью и активностью, способна в некоторых пределах оказывать обратное воздействие на содержание. В современной России постоянно идут споры о наиболее эффективных юридических формах организации экономической деятельности – собственности на землю, степени самостоятельности органов местного самоуправления, размерах и механизмах взимания налогов, формах контроля государства над хозяйственной жизнью и т.п. Обнаруживается, что формы организации производства могут оказывать на него деструктивное, разрушительное воздействие.

В-четвертых, форма никогда не соответствует содержанию целиком и полностью. Она обычно отстает от него, оказывается более консервативной, чем содержание. Противоречие между формой и содержанием периодически разрешается путем приведения формы в более точное соответствие содержанию, однако это противоречие никогда не преодолевается целиком и окончательно. В обществе конфликт между формой и содержанием наиболее ярко выражается в таком явлении, как бюрократизм или формализм. Любая деятельность в экономике, политике, системе образования и других сферах общественной жизни опирается на всевозможные законы, правила и инструкции. Правовая база – необходимая форма организации человеческой деятельности в современном мире. Но форма постепенно отстает от развития содержания и начинает сдерживать это развитие. Практически во всех странах мира сетуют на бюрократов – чиновников, которые строго следят за соблюдением формы (устаревающих уставов, правил и инструкций), порой нанося урон реальному делу. Ясно, что правила, регулирующие, например, финансовую деятельность, по мере развития экономики устаревают и рано или поздно становятся деструктивными. В то же время эти формы организации хозяйственной деятельности могут, наоборот, стимулировать деловую активность или действовать в интересах той или иной правящей в стране силы (класса, социального слоя и т.п.), которая пытается направить общественные процессы в выгодное для нее русло. Все это – проявление сложных отношений, возникающих между содержанием общественной жизни и теми формами, в которых оно существует.

В процессе познания также происходит постоянное взаимодействие формы и содержания. Содержание научных теорий требует адекватных методов изложения. Например, развитие физики постоянно сопровождается совершенствованием формы выражения ее содержания. Возникали новые математические теории и методы – исчисление бесконечно малых, интегрирование и дифференцирование, матричное исчисление и т.п. Новое содержание, добытое наукой, всегда требовало корректировки формы – математического аппарата, приемов изложения и группировки материала. В наиболее выдающихся научных трудах – таких, как «Математические начала натуральной философии» И. Ньютона, «Капитал» К. Маркса или «Происхождение видов» Ч. Дарвина – обычно достигается высокая степень соответствия содержания теории и формы ее изложения.

Взаимодействие формы и содержания – один из механизмов процесса развития. Возникающее между ними противоречие становится движущей силой изменений, происходящих в природных и социальных системах. Обострения этого противоречия периодически приводят к конфликтам, которые разрешаются посредством качественного скачка – сбрасывания старой формы и переделки содержания.

 

Возможность и действительность.

 

Понятие действительности имеет широкий и узкий смысл. В широком смысле действительность – это все существующее, примерно то же, что бытие. Здесь мы будем обсуждать понятие действительности в узком смысле, то есть действительности как противоположности возможности.

Действительность – это все актуально существующее, реализовавшееся в процессе развития. Возможность – заложенная в действительном тенденция, нечто потенциальное, еще не реализовавшееся. Эти категории, как и закон отрицания отрицания, выражают преемственность в процессах развития. Новое не возникает неожиданно, без предпосылок, так сказать, «на пустом месте». Всякое бытие сначала существует потенциально, в виде неких тенденций, то есть в возможности. Часть возможностей реализуется и переходит в состояние актуального бытия, действительности. Другая часть возможностей не используется процессом развития – они могут быть реализованы позже или не реализуются никогда.

Некоторые механизмы процесса развития описываются путем выделения различных типов возможностей. Общепринятой их классификации не существует. Опишем один из наиболее распространенных вариантов.

Существуют возможности обратимые и необратимые, абстрактные и конкретные, формальные и реальные.

Обратимые возможности переходят в действительность таким образом, что при этом не исключается возврат к старой, первоначальной действительности. Обратимые процессы широко распространены в природе, обществе и в технике. Так, важнейшее требование к техническим приспособлениям – способность многократно возвращаться к исходному состоянию и повторять производственный цикл. Одноразовый автомобиль или компьютер – нелепое, никому не нужное устройство. Необратимые возможности в результате своей реализации делают невозможным возвращение к исходной действительности. В разделе о пространстве и времени уже упоминалась необратимость электромагнитного излучения (лампочка может испускать свет, но никакой прибор не может собрать его обратно). Необратимо горение бумаги и множество других химических реакций. В обществе обращает на себя внимание необратимость распространения информации. Информационное сообщение легко тиражировать с помощью средств массовой коммуникации, но невозможно заставить людей забыть то, что они уже узнали (отсюда – известная поговорка: «Слово – не воробей: вылетит – не поймаешь»). В процессе развития, таким образом, возникают и реализуются как обратимые, так и необратимые возможности. В общественной деятельности различение этих типов возможностей превращается в важную и нетривиальную задачу. Политика или менеджера всегда интересует, является ли та или иная возможность обратимой, или возврата к ранее существовавшему состоянию больше никогда не будет.

Абстрактной называют возможность, для реализации которой обладающее ею материальное образование должно будет претерпеть ряд качественных изменений, пройти ряд стадий развития. Конкретной является возможность, для реализации которой уже сложились все необходимые условия. Так, предельно абстрактная возможность появления жизни или человека имеется уже в облаке элементарных частиц, поскольку любой организм, включая человеческий, состоит, в конечном счете, из них. Конкретной же возможность появления жизни станет только после возникновения сложных органических молекул, а появления человека – благодаря развитию приматов. Философы, признающие мир познаваемым, считают, что человек обладает абстрактной возможностью познания любых явлений природы и общества. Но возможность исследовать и понять те или иные явления становится конкретной возможностью только на определенном, достаточном для ее реализации уровне развития науки и техники. Все эти примеры иллюстрируют одну из закономерностей процесса развития: развитие идет от самых общих, абстрактных возможностей возникновения какого-либо явления к следующему состоянию – конкретной возможности. Часть конкретных возможностей реализуется, превращается в новую действительность, в которой вызревает, конкретизируется новый набор возможностей.

Реальными являются возможности, осуществление которых связано с основным направлением развития данного круга явлений, с проявлением необходимости. Формальные возможности реализуются в результате случайных, маловероятных событий. Их реализация не запрещается законами природы, но происходит только при редких и необычных стечениях обстоятельств, не вытекающих из главных тенденций эволюции данной сферы действительности. Яркий пример формальной возможности привел Гегель: существует возможность, что турецкий султан станет римским папой. В самом деле, султан, как и любой другой человек, может принять христианство, стать католическим священником и т.д. Такой курьезный факт, конечно, не вытекал бы из тенденций развития государственного строя Турции. В то же время в истории папства действительно были маловероятные события. Так, однажды римским папой была избрана женщина (голосовавшие за нее кардиналы, конечно, считали ее мужчиной).

В практической жизни сплошь и рядом возникают ситуации, когда человек искаженно воспринимает действительность, принимая абстрактные и формальные возможности за конкретные и реальные. В политике или хозяйственной деятельности невозможно добиться успеха без умения хорошо отличать возможности, которые имеют шанс реализоваться, от таких, у которых этот шанс есть только теоретически. Почти у всех крупных писателей выводятся человеческие типы, которые путают возможности конкретные и формальные, возможное и невозможное – например, некоторые герои Ф.М. Достоевского, живущие в мире собственных фантазий и иллюзий.

Понятию возможности можно противопоставить не только понятие действительности, но и понятие невозможности. Невозможность бывает абсолютной, полной – в этом смысле слова невозможны нарушения законов природы, так называемые чудеса. (Религия, наоборот, считает их возможными). Относительная невозможность – это невозможность совершения некого события в данных конкретных условиях (например, невозможность формирования постиндустриального общества в средние века). До сих пор ведутся споры по сложной проблеме теории познания: способна ли наука на основе имеющегося у нее конечного опыта (человеческие знания всегда, в любую эпоху конечны, ограничены) точно сказать, что те или иные явления невозможны? Неопозитивисты считают, что конечность нашего опыта делает невозможными любые достоверные заключения о мире и его законах: что если эти законы нарушаются в каких-то других областях Вселенной? С точки зрения марксизма данные современной науки все же позволяют человеку делать достоверные заключения о природе бесконечного мира. К этой проблеме мы вернемся в разделе о теории познания (гл. 9, § 3).

Степень возможности того или иного события можно оценить количественно с помощью понятия вероятности. Вероятность – это количественная мера возможности, степень реализации данного события в конкретных условиях. Теория вероятности использует специальный математический аппарат и дает оценку степени осуществимости события в данных условиях. Стопроцентная вероятность – это неизбежность события, нулевая вероятность – его невозможность. Между этими крайними полюсами располагается шкала вероятностей (от 0 до 100%), исчисляемых математическими методами. Вероятность – это свойство больших массивов событий. Вероятностные методы позволили открыть новую область исследований – статистические закономерности.

Таким образом, современные представления о возможности и действительности позволяют описать возникновение в процессе развития качественно новых явлений и дать количественную оценку вероятности того или иного события.

 

Причина и следствие.

 

Категория причины обозначает явление, которое обусловливает, вызывает к жизни, порождает другое явление. Следствие – это явление, которое обусловлено, вызвано к жизни, порождено другим явлением (то есть причиной).

Легко заметить, что любое явление может выступать и как причина, и как следствие: оно порождено предшествующими событиями и само, в свою очередь, порождает новые явления. Причина всегда предшествует следствию и порождает его. Современная наука и материалистическая философия отвергают субъективно-идеалистический подход Д. Юма (см.: гл. 4), считавшего, что причина только предшествует следствию во времени. Установить же содержательную связь между ними, порождение причиной следствия Юм считал невозможным.

Повседневная жизнь и наука дают разнообразные примеры причинно-следственной связи. Действие физических сил является причиной изменения механического движения тел. Химическая реакция – причина возникновения новых веществ. Наследственная изменчивость и естественный отбор – главные причины биологической эволюции. Изменения в содержании и характере труда – причина изменений в производственных отношениях и идеологии общества. Учению о всеобщей причинной обусловленности явлений противостоит другая концепция – индетерминизм. Индетерминизм отрицает существование объективных причин природных и социальных явлений. Этот подход широко используется в религии: типичным индетерминизмом является вера в чудеса, то есть причинно необусловленные события, нарушающие законы природы.

Причинно-следственная связь между двумя конкретными событиями – это мельчайший фрагмент универсальной всеобщей связи между явлениями материального мира. Если попытаться проанализировать, говоря языком математики, ближайшие окрестности этого фрагмента, мы обнаружим, что причинно-следственные отношения часто входят в более сложную структуру – отношения взаимодействия. Отношение взаимодействия образуют стороны, связь между которыми не односторонняя (от причины к следствию), а обоюдная. Так, изменения в экономической системе являются причиной перестроек в сфере классовых отношений, в идеологии, искусстве и культуре в целом. Однако культура и идеология оказывают обратное воздействие на экономику, тоже, в свою очередь, становясь причинами каких-то изменений экономической ситуации. В отношении взаимодействия есть ведущая, доминирующая сторона. Так, с точки зрения исторического материализма во взаимодействии материального производства и духовной жизни общества доминирующей стороной в конечном счете является материальное производство. Именно в нем формируются наиболее глубокие причины происходящих в обществе изменений.

Существуют два вида явлений, которые похожи на причину и могут быть ошибочно приняты за нее – это условия и пусковое явление, или повод.

Причина входит в состав условий. Условия – весь комплекс факторов и обстоятельств, которые делают возможным и необходимым появление следствия. Условия намного шире, чем причина. Приведем простейший пример. Причина того, что студенты собрались в аудитории – лекция или экзамен, которые должны здесь состояться. Но для нашего присутствия в аудитории недостаточно только причины. Необходим еще большой набор всевозможных обстоятельств: должно существовать это здание, мы должны иметь возможность до него добраться и т.п. Все эти обстоятельства и составляют условия, необходимые для наступления следствия. В этой совокупности условий может существовать также особое пусковое явление, или повод. Иногда причина не может начать действовать без повода. Так, повод для тех или иных действий часто бывает нужен в политике и дипломатии. Классическим примером такой ситуации является начало первой мировой войны. Условия и причины глобального военного конфликта назревали годами. О них открыто писали политики и журналисты. Однако начать силовые действия без подходящего повода никто не хотел. Толчком для начала войны стало, как известно, убийство в Сараево эрцгерцога Фердинанта. Инциденты с убийствами политических деятелей происходили в разное время, но они использовались как повод для начала войны только в том случае, если для конфликта уже существовали необходимые условия и причины – гораздо более глубокие и весомые, чем единичный трагический эпизод.

Существуют различные виды и формы причинно-следственной связи. Так, до ХХ века наука имела дело преимущественно с динамической, или однозначной причинностью: причина точно и жестко предопределяет вытекающие из нее следствия. Такова причинность в классической механике: по исходному состоянию системы и параметрам внешнего воздействия можно точно рассчитать, в какое состояние должна перейти механическая система. Однако в микромире было обнаружено новое явление: причина предопределяет следствие не однозначно, а приблизительно, с некоторой долей вероятности. Из того факта, что точно предсказать, например, траекторию движения электрона невозможно, некоторые физики сделали вывод о «свободе воли» электрона и неприменимости понятия причинности к микромиру. В конце концов победила другая, материалистическая точка зрения. Ученые пришли к заключению, что они столкнулись с новой формой причинности – вероятностной, или статистической. Здесь причина предопределяет следствие не жестко, а по законам теории вероятности, с некоторым «разбросом» возможных вариантов.

В природе нет воли и сознания, поэтому в ней действуют только объективные причины, которые от сознания не зависят. С формированием общества появляется новый тип причин, связанный с человеческим сознанием – целями, стремлениями, намерениями, взглядами людей, социальных слоев и групп, классов, общества в целом. Это субъективные причины. Объективные причины – это факторы, не зависящие от сознания как отдельных людей, так и общества в целом. Событие, для которого сложились объективные причины, наступает с необходимостью, неизбежно (хотя эта необходимость и проявляется через набор случайностей). Объективными причинами, вытекающими из глубинных экономических законов развития общества, было обусловлено становление новых общественно-экономических формаций. Действие таких объективных причин и законов в художественной форме было описано многими великими писателями – Оноре де Бальзаком, Л.Н. Толстым, Джоном Голсуорси. Человек воспринимает эти причины как таинственную, никому не подвластную силу, заставляющую деревни пустеть, заводы – разрастаться, людей эпохи классического капитализма – прозябать в нищете или включаться во всеобщую гонку за прибылью. Наблюдение за такой исторической необходимостью, не зависящей от воли людей, вероятно, привело Гегеля к созданию учения о мировом духе – особой неотвратимой силе, стоящей как бы за спиной людей и незаметно управляющей их действиями (см.: гл. 5). Материалистическая философия понимает эту силу как объективные законы общества, проявляющиеся в цепи объективных причин. Однако человек способен действовать сознательно, и его решения тоже становятся причинами событий. Это и есть субъективные причины, которые зависят от воли и сознания людей и человеческих сообществ.

Различие причин, условий, повода, объективных и субъективных причин помогает понять действительную сущность исторических событий. Так, при осмыслении истории России в ХХ веке всегда возникает вопрос: имел ли культ личности И.В. Сталина и тоталитарный режим в СССР объективные причины, то есть был ли он неизбежен, или возник из-за причин субъективного характера – особенности личностей отдельных людей, политических ошибок, которых могло бы и не быть? Есть две крайние точки зрения на эту проблему. Во-первых, существовало мнение, что культ личности имел чисто субъективные причины, возник вследствие сознательных действий людей, сосредоточивших в своих руках политическую власть. Во-вторых, наиболее убежденные критики социалистического строя полагают, что культ личности и диктаторский режим в социалистическом обществе неизбежен, так как имеет объективные, не зависящие от воли людей причины. Нам представляется, что создание культа личности и тоталитарного режима имело более сложные детерминанты. Для его возникновения имелись объективные условия, связанные с особенностями экономики, истории и культуры России, но не объективные причины. Причины культа были субъективны – то есть роль личности политических вождей, руководителей общества состояла в совершении возможного в такой ситуации выбора – движения к демократии или диктатуре. Субъективный фактор истории, то есть сознательный выбор, сделанный отдельными людьми, с одной стороны, происходит в рамках объективной необходимости. С другой стороны, в рамках этой необходимости есть различные варианты развития, и их использование зависит уже от субъективных причин и обстоятельств.

Можно сделать вывод, что категории причины и следствия, а также связанный с ними блок философских понятий выражают свой специфический аспект процесса развития. Явления, возникшие раньше во времени, создают, формируют по некоторым законам последующие явления, новую реальность. Причинно-следственная связь в обществе включает в себя взаимодействие объективных и субъективных факторов. Самым сложным видом причинной связи является формирование в процессе развития качественно новых явлений. Здесь следствие, возникшее на основе причины, оказывается более сложным, чем причина. Так, каждая последующая, более сложная форма материи является следствием развития предыдущей, низшей формы, но оказывается сложнее ее. Эта закономерность – способность причины порождать качественно более сложное следствие – проявляется в смене общественно-экономических формаций или отдельных фаз развития в рамках одной и той же формации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.