Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ 11 страница




 

 

Х Х Х

 

Мы закончили изложение теории материалистической диалектики – ее основных принципов, законов и категорий. Каждая конкретная наука рассматривает процессы развития в изучаемой ею области мира, осознанно или неосознанно опираясь на эти закономерности. Под конец необходимо сделать одну оговорку. Данное выше описание философского учения о развитии – важный, но только первоначальный, наиболее простой, или абстрактный раздел диалектики. Более глубокий ее слой может быть с точки зрения ряда философов назван конкретно-всеобщей теорией развития. Этот раздел дает более глубокое и конкретное описание реального процесса развития материального мира и человеческого познания. Конкретно-всеобщая концепция развития была намечена в трудах Гегеля, Энгельса и ряда крупнейших естествоиспытателей ХIХ – ХХ веков, однако пока разработана недостаточно и почти никогда не излагается в учебной литературе. Мы очень бегло затронули отдельные ее идеи в гл. 7, § 3. Различные варианты изложения конкретно-всеобщей концепции развития содержатся в специальной философской литературе и в некоторых учебниках (см., например: Орлов В.В. Основы философии. Часть первая. Общая философия. Вып. 2. Пермь, 1997. С. 99-124).

 

Г Л А В А 9

КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

 

§ 1. Проблема человека в философии.

 

В первобытном обществе человек учился отделять себя от природы и от других людей. Начинается формирование личностных качеств каждого индивида, осмысление противоположностей «человек – мир», а после возникновения религии – «человек – бог». В истории цивилизации эти проблемы ставятся на все более и более глубоком уровне.

Первые греческие философы воспринимали человека как часть природы, как микрокосм – миниатюрную копию огромного Космоса. В человеке есть в миниатюре все силы и проявления макрокосма, то есть окружающей нас Вселенной. Но осмыслить мир человека оказалось не так просто. Материалистическое учение об атомах мало могло дать для понимания общественного развития и отношений между людьми. Софисты, Сократ и Платон впервые начинают обсуждать специфически человеческие, социальные явления – интересы и ценности человека, логику движения мысли. Крупнейшему софисту Протагору принадлежит высказывание: «Человек есть мера всех вещей». Все события в природе и обществе можно, по его мнению, оценить в специфическом ракурсе – сопоставлять их с ценностями и интересами человека. Платон и Аристотель разрабатывают первые в европейской философии развернутые учения об обществе и государстве.

Античная религия признает только одно принципиальное различие между богом и человеком – люди смертны, а боги бессмертны. Люди могут вступать в контакт со сверхъественными силами – разговаривать с богами, помогать им, вступать с ними в сговор, обманывать (как Прометей, согласно легенде укравший у богов огонь). Непреодолимой пропасти между богом и человеком нет. При желании боги даже способны наделить человека бессмертием.

Другой взгляд на человека формировался в христианстве. Как известно, в средние века в Европе христианство превратилось в господствующую официальную идеологию. Оно рассматривает человека как слабое, греховное существо, которое должно посвятить всю жизнь спасению своей души и служению богу. Бог считается всемогущим – не может быть и речи о торге, споре или заключении с ним союза, его бесполезно пытаться обмануть. Бог все знает и все может, человек же в состоянии только умолять его и стремиться исполнять божественные предписания. До конца познать бога человек не в силах. Ислам тоже рассматривает человека как раба бога. А.С. Пушкин в знаменитом стихотворении «Подражание корану» так передал теологические размышления о различии между человеческим и божественным могуществом:

С тобою древле, о всесильный,

Могучий состязаться мнил,

Безумной гордостью обильный;

Но ты, господь, его смирил.

Ты рек: я миру жизнь дарую,

Я смертью землю наказую,

На все подъята длань моя.

Я также, рек он, жизнь дарую

И также смертью наказую:

С тобою, боже, равен я.

Но смолкла похвальба порока

От слова гнева твоего:

Подъемлю солнце я с востока;

С заката подыми его!

 

Чего бы ни достиг человек, он всегда остается слабым и ничтожным по сравнению с богом.

В эпоху Возрождения (XIV – XVI века) в Европе формируется новая, раннебуржуазная идеология, получившая название гуманизм. Гуманистическое мировоззрение во многом воспроизводит античное понимание человека. Он несет в себе огромные возможности, в нем есть прекрасное, возвышенное и героическое, сближающее человека с богом. Создатели гуманистической идеологии (Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джованни Бокаччо и другие) считают изучение человека, его внутреннего мира, чувств и эмоций, реальных земных проблем человеческого бытия главной задачей науки и искусства. Красота и величие человека гениально воспеты в произведениях живописцев и скульпторов этой эпохи – таких, как «титаны Возрождения» Рафаэль Санти, Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонаротти. В эпоху Возрождения начинается исследование строения человеческого организма, открывающее путь к современному естественно-научному знанию о человеке. Появляются более глубокие, постепенно освобождающиеся от религиозных догм концепции общества. Создается утопический социализм (Т. Мор, Т. Кампанелла), разрабатывается идеология тоталитарных, диктаторский режимов (Н. Макиавелли).

В новое время (ХVII – XVIII века) развитие естествознания, медицины и некоторых наук об обществе позволяет создать более широкое и свободное от религии материалистическое учение о человеке. Согласно Ф. Бэкону и Р. Декарту, человеческий разум способен понять сущность мироздания. В это время формируется научная медицина, возникают элементы психологических знаний, этика и эстетика, политическая экономия, возникают буржуазные концепции личности, общества и государства, теория естественного права. Специфика естествознания ХVII – ХVIII веков обусловливает механистический взгляд на человеческий организм: его пытаются объяснить как сложнейшее механическое приспособление, в котором по законам физики движутся атомы и молекулы. Французский материалист Ж.О. де Ламетри пишет о людях в работе «Человек-машина»: «…гордые и тщеславные существа, гораздо более отличающиеся от животных своей спесью, чем именем людей, сколько бы они не претендовали на то, чтобы быть выше животных, в сущности являются животными и ползающими в вертикальном положении машинами. Эти машины отличаются замечательным инстинктом, из которого посредством воспитания образуется ум, всегда находящийся в мозговой ткани…». Но постепенно наука начинает осознавать, что объяснить весь мир и, тем более, человека и общество законами механики не удастся.

Идеалистическая философия – Беркли, Юм, Кант – выражает сомнение в бесконечных познавательных возможностях человека. С точки зрения Канта наше познание по своей природе конечно и ограничено – мы не можем познавать вещь-в-себе. На рубеже ХVIII – XIX веков с критикой идей Канта выступил Гегель. Он считал человеческое познание достоверным и истинным. Человек для Гегеля – необходимая, высшая ступень развития Вселенной. Однако человек – прежде всего дух. Он порожден лежащей в основе мира нематериальной силой – мировым духом.

Концепции Гегеля противостоит учение о человеке в материалистической философии XVIII – XIX веков (французские материалисты, Л. Фейербах, Н.Г. Чернышевский). Они считали, что главное в человеке – не духовная сущность, а то, что он «материальное существо», «часть природы», подчиненная ее законам. Следующий шаг вперед делает Карл Маркс, обосновавший понятие социальной формы материи. Общество – новая ступень развития Вселенной, опирающаяся на природу и ее законы. Но сущность общества выражена в новых, только ему свойственных материальных социальных закономерностях. Их невозможно свести ни к природным, ни к духовным. Маркс рассматривал человека как высшую ступень развития материи – существо, способное к универсальной трудовой деятельности. Человек может существовать только перестраивая, преобразуя в процессе труда более простые формы материи и тем самым постоянно воспроизводя необходимые для себя условия жизни. В этой преобразовательной деятельности формируется человеческая личность, развиваются ее способности и создаются потребительные стоимости, удовлетворяющие человеческие потребности. С точки зрения марксизма высшая ступень развития общества создаст возможности для гармоничного, всестороннего развития личности, реализации всего творческого потенциала (способностей) каждого человека. Маркс впервые подводит конкретное экономическое основание под гуманистические идеи эпохи Возрождения: новая общественно-экономическая формация должна возникнуть как закономерный результат естественно-исторического процесса развития материального производства и общества в целом.

На рубеже XIX – XX веков появляется несколько новых конкретно-научных концепций природы человека и общества, которые вскоре получают философское осмысление. Это теория возникновения человека, русский космизм, учения З. Фрейда и И.П. Павлова о сознании и психической деятельности.

Теория возникновения и биологической эволюции человека начала разрабатываться Ч. Дарвином. Опираясь на нее Ф. Энгельс формулирует трудовую теорию антропосоциогенеза – учение о социальных закономерностях развития первобытного общества (являющихся высшими, более сложными по отношению к закономерностям биологическим).

Зигмунд Фрейд строит свою концепцию человека на исследовании психической деятельности, прежде всего бессознательных слоев психики и сексуальных инстинктов. Явная переоценка австрийским ученым влияния сексуальных влечений на развитие цивилизации была скорректирована его последователями – неофрейдистами (см.: гл. 6, § 5). И.П. Павлов подошел к изучению сознания и психики как бы с другой стороны – он создал учение об условных рефлексах. Русский физиолог анализировал не содержание мысли, психических процессов, как Фрейд, а механизмы функционирования материального носителя мысли и всей психической деятельности – нервной системы животных и человека. Павлов и Фрейд создают две конкурирующие научные школы, разными методами изучавшие высшую нервную деятельность и психику. В конечном счете эти два подхода могут дополнять друг друга и вносить свой специфический вклад в целостное учение о человеке.

Уникальная российская научная школа, изучавшая связь человека с окружающей его природой и со Вселенной в целом получила название русский космизм.

К русскому космизму принадлежали мыслители, имевшие разные научные интересы и мировоззренческие ориентации. Наиболее известные из них – утопист Н.Ф. Федоров (1828-1903), священник и религиозный философ П.А. Флоренский (1882-1943), Н.А. Бердяев (см.: гл. 6, § 4), создатель ракетодинамики и астронавтики К.Э. Циолковский (1857-1935), основоположник геохимии, биогеохимии и теории биосферы В.И. Вернадский (1863-1945). Главная мысль, объединившая этих ученых в одно направление – это идея активной эволюции, то есть необходимости нового, сознательного этапа развития мира. На этом этапе человек научится направлять эволюцию Вселенной в том направлении, которое диктует ему разум и нравственное начало. Н.Ф. Федоров мечтал о регуляции природы средствами науки и техники. Путь к этой регуляции лежит через овладение силами природы, переустройство человеческого организма, освоение космоса и управление космическими процессами. Высшая цель регуляции выглядит совершенно фантастично – это воскрешение предков («отцов»), то есть всех ранее живших людей. Но фантастические проекты Федорова сменяются глубоко научными идеями Циолковского и Вернадского о связи человека с окружающей нас природой и с космосом в целом.

К.Э. Циолковскому принадлежит знаменитый афоризм: «Земля – колыбель человечества, но нельзя вечно жить в колыбели». Он был сторонником расселения цивилизации во Вселенной и делал прогнозы о грядущей в далеком будущем полной биохимической перестройке человеческого организма (идея, приобретающая все более реальный смысл в результате разработки методов генной инженерии). Мысль о неизбежности выхода цивилизации с породившей ее планеты в космос тоже стала актуальной в эпоху глобального экологического кризиса. Работами ученых Римского клуба и других научных центров было показано, что невозобновляемые ресурсы полезных ископаемых на планете далеко не беспредельны и в обозримом будущем должны быть исчерпаны. (См., например: Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л. и др. Пределы роста. Доклад по проекту Римского клуба «Сложное положение человечества». Изд. 2-е. М.: Изд-во МГУ, 1991). Это может привести к постепенной деградации и гибели цивилизации. Любые меры экономии способны только оттянуть этот кризис, но не предотвратить его раз и навсегда. Поэтому существует точка зрения, что расселение на определенной стадии эволюции за пределы планеты является объективным законом развития цивилизаций. Во второй половине ХХ века американскими учеными были даже предложены технические проекты, позволяющие в обозримом будущем начать выдвижение человечества в космическое пространство. Это прежде всего так называемый Принстонский проект (самоокупаемый проект создания орбитальной станции с населением 10 000 человек) и сфера Дайсона (создание из вещества метеоритов искусственного космического тела). В СССР, как известно, была создана первая орбитальная станция. Все подобные проекты в значительной степени являются продолжением идей К.Э. Циолковского.

Следует отметить, что главная техническая идея Циолковского, имеющая историческое значение, во второй половине ХХ века была воплощена в жизнь. Современному человеку трудно представить себе, что еще в конце XIX века не существовало летательных аппаратов тяжелее воздуха. Без них освоение космического пространства оставалось пустой фантазией. К. Маркс и Ф. Энгельс, например, считали, что достичь других небесных тел для человека принципиально невозможно и высмеивали мечты о полетах в космос. Создание самолета и вертолета не изменило ситуацию, так как в безвоздушном пространстве эти аппараты, как известно, передвигаться не могут. Циолковский первый предположил, что для освоения космоса может быть применен реактивный двигатель (см., например, работу «Исследование мировых пространств реактивными приборами»). Однако ракета с таким двигателем не могла развить первую космическую скорость и выйти на стационарную околоземную орбиту. В течение двадцати лет Циолковский совершенствовал свою идею, предлагая проекты «соединения пушечного метода с ракетным», «космического поезда», «эскадрильи ракет» и т.п. В конце концов он выдвигает новый фундаментальный технический принцип – идею многоступенчатой ракеты. Этот принцип, как и другие работы Циолковского, был использован С.П. Королевым и де Брауном для создания первых космических аппаратов. Таким образом, философские, в чем-то утопические рассуждения Циолковского о связи человека с космосом начали воплощаться в реальную действительность.

В.И. Вернадский известен, прежде всего, разработкой концепций биосферы и ноосферы. Биосфера, или сфера жизни – это часть природы, которая преобразована живым веществом и образует некую целостность, единство, развивающееся по своим специфическим законам. Ноосфера (от «ноос» – разум и «сфера» – шар) – область взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития. (Для ее обозначения используют также близкие по значению понятия: техносфера, антропосфера, социосфера, «вторая природа»). В пределах ноосферы человечество глубоко перестраивает низшие, природные формы материи, постепенно становясь главным фактором эволюции Вселенной. В перспективе ноосфера будет расширяться за пределы Земли, превращая человека в фактор космической эволюции.

Учение о ноосфере ориентирует на разумную, отвечающую потребностям развивающегося человечества организацию взаимодействия общества и природы – в противоположность стихийному, хищническому отношению к ней, приводящему к разрушению окружающей среды.

Пока цивилизация только нащупывает пути взаимодействия с природной средой, которые должны будут предотвратить надвигающуюся глобальную экологическую катастрофу. Есть, например, серьезные разработки по использованию новых источников энергии. В то же время предложенные в западных странах пути решения экологических проблем путем уменьшения потребления истощающихся запасов полезных ископаемых (так называемый «нулевой рост») способны только отсрочить глобальный сырьевой и энергетический кризис. В последние годы получила широкую известность так называемая концепция «золотого миллиарда»: на Земле удастся обеспечить нормальные условия для одного миллиарда человек, живущих в развитых странах, остальные же 5-6 миллиардов людей являются избыточным населением, для которого невозможно создать удовлетворительные условия существования. Эта концепция, если ее попытаться претворить в жизнь, чревата гигантскими мировыми конфликтами. Так, население России в «золотой миллиард» войти не сможет, поскольку ее отставание от стран «большой семерки» огромно и с точки зрения ведущих экономистов не может быть преодолено в течение ближайших десятилетий (тем более, что необходимой для этого политической воли пока нет). Поскольку Россия располагает крупнейшими в мире запасами природных ресурсов, «золотому миллиарду» рано или поздно потребовалось бы установить над ними контроль. Таким образом, в обозримом будущем не исключен гораздо более жесткий и конфликтный вариант развития цивилизации, чем тот гуманистический сценарий, который предлагали сторонники русского космизма. Предотвращение такого жесткого сценария – важнейшая задача науки, экономики и политики.

Практически все философские концепции XIX – ХХ веков считают проблему человека, общества, человеческого познания центральной проблемой современной философии. Пока мы рассматривали современное материалистическое учение о человеке преимущественно в самом широком плане – место человека в эволюции материи, отношение к природе и т.п. Далее следует перейти к более конкретным, собственно социальным проблемам – возникновению и развитию человека (общества) и механизмам процесса познания.

 

§ 2. Возникновение человеческого сознания.

 

Как отмечалось в главе 2, сознание и материя – два типа реальности, существующие во Вселенной. Главные философские направления – материализм и идеализм – издавна вели полемику по вопросу о том, какая из этих реальностей является первичной, исходной. С точки зрения идеализма сознание первично и более фундаментально. Для субъективного идеализма мир выступает как совокупность человеческих ощущений, с позиций объективного идеализма он представляет собой проявление духовной субстанции, не зависящей от человека и порождающей человеческое сознание. В объективном идеализме утверждается, что сознание может существовать вне человека – в виде божественного духа, сотворившего мир, абсолютной идеи, мировой воли и т.п. Превращая сознание, духовное в самостоятельную и абсолютную сущность, идеализм делает невозможным действительно научное объяснение сознания. Сознание не может быть понято из самого себя, независимо от исследования материального мира. С точки зрения материализма предпосылки для появления сознания постепенно подготавливаются, формируются в процессе эволюции материи. Сознание как таковое возникает только у человека.

Уже в материализме XVIII века делались попытки научно обосновать глубокое единство человека с живой и неживой природой. Человеческое сознание не «разлито» в окружающем нас мире, но развитие природы готовит необходимые условия для его возникновения. Появление сознания – не случайный и неожиданный скачок в эволюции Вселенной. Всей материи, писал В.И. Ленин, присуще свойство, по существу родственное с сознанием и ощущением, в результате которого сознание и появилось. Это всеобщее свойство материи – отражение.

Отражение – это способность материальных объектов воспроизводить, запечатлевать внешнее воздействие, а в более развитых формах – и отвечать на это воздействие.

С явлением отражения человек сталкивается постоянно. Начнем с простейших форм отражения в физических и химических процессах. Еще Аристотель приводил нехитрый пример: если к куску воска прижать печать, то воск примет соответствующую форму. Информацию о печати теперь можно получить, изучив не ее саму, а другой предмет – кусок воска. Одна вещь, таким образом, фиксирует, образно говоря – «запоминает» некоторые черты и свойства другой вещи. Это «запоминание», фиксация внешнего воздействия и представляет собой очень простой и отдаленный, но вполне реально существующий аналог сознания. Само сознание познает и запоминает свойства вещей уже в буквальном, а не в переносном смысле этого слова. Столбик ртути в термометре отражает температуру окружающего воздуха. Грампластинка, магнитная лента или лазерный диск отражают воздействие звука, например, голос певца, который может быть считан с них и воспроизведен соответствующей аппаратурой. Индикатор отражает характер химической среды, в которую он попал, изменяя свою окраску. Все это – сравнительно простые, физические и химические проявления отражения.

Отражение внешнего мира живыми организмами приобретает приспособительный характер, то есть служит средством приспособления к среде обитания. Живая материя порождает более сложные формы отражения, в которых уже явно прослеживается прообраз сознания. Первая из этих форм – раздражимость, то есть способность организмов классифицировать (конечно, бессознательно) все многообразие воздействий внешней среды, разделяя их на два больших класса: полезные воздействия и вредные воздействия. Например, если в сосуд с инфузориями помещают кристалл поваренной соли, они стремятся отдалиться от него, если же возникает большая концентрация бактерий, которыми инфузории питаются, они приближаются к этому источнику пищи. Способность к такой избирательной реакции – приближаться к источнику полезных воздействий и удаляться от источника вредных – повышает жизнеспособность одноклеточных животных.

С формированием нервной системы и органов чувств возникает следующая форма отражения – чувствительность. Теперь ответ организма на воздействия внешней среды становится более тонким и совершенным, так как животное уже различает качество воздействующего раздражителя – является ли он световым, слуховым, обонятельным, вкусовым или тактильным (осязательным). Соответствующие пять органов чувств есть у членистоногих. На основе чувствительности у них формируются инстинкты, которые передаются по наследству и обеспечивают довольно сложное поведение (мы наблюдаем его у пчел, ос, муравьев, пауков). Инстинкт представляет собой совокупность безусловных рефлексов – врожденных способностей тем или иным образом себя вести и отвечать на воздействия среды (собирать мед, охотиться на других насекомых, заботиться о потомстве). Основными безусловными рефлексами являются пищевой, половой, оборонительный и ориентировочный.

Наконец, высшей ступенью эволюции отражения в природе является психика. Существуют две исторические формы развития психики: животная психика и психика человека. При формировании человеческой психики происходит самое крупное событие в эволюции материального мира – возникновение сознания, то есть реальности, противоположной материи.

Главная особенность психической формы отражения – возникновение идеального мысленного образа. Идеальность – самая важная проблема и загадка теории сознания. В философии идеальное противопоставляется материальному как его противоположность. В чем особенность идеального образа, идеального отражения действительности?

Идеальный образ, возникающий в сознании человека (а в более примитивных формах – в психике высших животных) находится в сложном и противоречивом отношении с той материальной вещью (предметом, процессом, событием), которую он отражает. С материалистической точки зрения он вторичен по отношению к вещи, производен от нее. (Противоположной точки зрения придерживался Платон: вещи производны от идей, неких сверхчеловеческих мысленных образов). Далее, мысленный образ содержит в себе реальные признаки вещи – мы знаем, например, вес, цвет, размеры, химический состав камня, который мы воспринимаем, знаем химические свойства составляющих его веществ. В этом смысле идеальный образ сходен с вещью. Однако в другом смысле слова можно утверждать, что мысленный образ не просто отличается от реального камня, а составляет его прямую противоположность. Образ предмета не имеет ни одного физического или химического свойства самого предмета: камень имеет объем – образ камня не имеет никаких габаритов, камень имеет вес, а его образ невесом, камень имеет химический состав – но ни одна его молекула не попадает в мозг (поэтому можно, например, думать о самых сильных ядах, не подвергаясь ни малейшей опасности отравиться). Таким образом, идеальность психики и сознания заключается в том, что в сознании материальные предметы получают особое, второе существование, принципиально отличающееся от их существования в натуральной, природной форме. В предисловии к «Капиталу» К. Маркс заметил: «Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Практика человеческой деятельности показывает, что мы способны достаточно правильно, адекватно отражать в своих мысленных образах окружающий мир. В то же время сам идеальный образ не обладает ни одним свойством материального предмета в его конкретно-чувственной форме. Поэтому идеальное можно определить как предмет, лишенный своего природного материального субстрата, непосредственного конкретно-чувственного бытия, и существующий на основе особого материального субстрата – человеческого мозга. Этот удивительный способ существования мысленных образов диаметрально противоположен способу существования материальных предметов, которые имеют свой собственный субстрат, свойства и проявления.

Идеальное – это форма, в которой выступают реальные предметы, отображаемые сознанием (психикой вообще). Важнейшая функция идеального отражения заключается в том, чтобы замещать любые материальные субстраты, сохраняя при этом свойства, качества, сущности вещей. Если масса и энергия, химические и биологические свойства в объективном мире всегда связаны с конкретными материальными субстратами, то в мышлении они существуют на базе принципиально нового, универсального материального субстрата – человека с его мозгом, нервной системой и органами чувств.

Важнейшая черта идеального образа – его субъективность. Мысленный образ возникает и существует только в сознании данного субъекта, и передать его другому в принципе невозможно. Никто не может непосредственно воспринимать мысленный образ другого человека, видеть его ощущения и понятия. То же относится и к животным, обладающим простейшей психикой. Ф Энгельс писал по этому поводу: «Разумеется, мы никогда не узнаем того, в каком виде воспринимаются муравьями химические лучи. Кого это огорчает, тому уже ничем нельзя помочь». Передать другому содержание своих мыслей можно только с помощью знаковых систем, используя материальные носители – слова и знаки естественного языка, звуки, зрительно воспринимаемые изображения и т.п.

Мысль находится в сложнейшей связи со своим материальным носителем – человеком. Утверждать, что мыслит человеческий мозг, является неточным: для мышления «нужен» весь организм – органы чувств, нервная система, нужны взаимодействия человека с другими людьми в рамках конкретного исторически сложившегося типа общества. У детей, выросших в джунглях в стадах животных и оторванных от общества, человеческого мышления не развивается, хотя мозг у них от рождения устроен так же, как у нас всех. Поэтому более точной является формулировка: мыслит человек при помощи мозга (причем человек является частью сформировавшей его личность социальной системы).

Конкретные нервные и психологические механизмы связи сознания с мозгом и человеческим организмом в целом исследованы пока слабо. Их научный анализ начался только в ХХ веке на основе методов, разработанных школой академика И.П. Павлова (1849-1936), создателя учения об условных рефлексах. Затем были найдены новые пути исследования высшей нервной деятельности, лежащей в основе психики – это электрофизиологические методы, химические воздействия, хирургическое вмешательство и т.д. Тем не менее в современной философии, физиологии высшей нервной деятельности и психологии существуют концепции, объясняющие общие, фундаментальные принципы организации мышления и взаимодействия материального и идеального, происходящего в организме человека. Эти концепции довольно сложны и в данном курсе лекций не рассматриваются. Обзор их можно найти в учебниках более сложного уровня (см., например: Орлов В.В. Основы философии. Часть первая. Общая философия. Выпуск 2. Пермь, 1997. С. 23-34).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.