Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Сущность культуры




1. Основные подходы к понятию «культура»

2. Основные функции культуры.

3. Культура и цивилизация

Культурология представляет собой науку о культуре, ее теории и истории. Культурология как наука складывается в конце 19 века, когда во всемирном масштабе возникает ситуация диалога культур. До этого рефлексия над культурой осуществлялась в рамках своей собственной культуры и собственной философии и выполнялась философией культуры. Но изучением культуры занимаются различные отрасли знания, такие как археология, этнография, социология. Не говоря уже о том, что существуют и обыденные представления о культуре, в которых она предстает как степень общественного и умственного развития.

Что же представляет собой культура как объект культурологического исследования? Обратимся к этимологии этого термина. Первоначальный смысл этого слова в латинской античности предполагал возделывание и обработку почвы. Позднее в «Тускуланских диспутах» Цицерона слово культура было применено метафорически, для характеристики возделывания ума, мышления.

С той поры и началась длительная история этого слова, но только к 17 столетию в европейской и впоследствии мировой теоретической терминологии произошло превращение слова «культура» в содержательное понятие. Бескомпромиссно мыслители 17 века противопоставили культуру природе, сформулировав оппозицию: культура – это контр – натура. То есть в философской мысли четко было отрефлексировано неприродное происхождение поведения человека, норм, обычаев, традиций человеческого общества. С тех пор представления о культуре формируются в двух основных направлениях: оптимистическом и пессимистическом. Оптимистические воззрения на культуру развивались многими французскими просветителями, Гегелем, Марксом, современными сциентистами. Более мрачное видение культуры представлено в трудах Ж.-Ж. Руссо, Ф. Ницше, экзистенциалистов, школы психоанализа. Только назвав некоторые имена и философские школы, мы сразу обращаем внимание на тот интерес, который проявляется в настоящее время к проблеме культуры в мировой гуманитаристике.

Отечественные исследователи проблем культуры, выявляя ее специфику, вырабатывают ряд подходов к определению этого понятия. Самое простое определение культуры предлагает суммативный подход, в котором культура предстает как все, что создано человечеством. Но в таком случае мы не выявляем особенности культуры по отношению к обществу.

Попытки более точно выделить специфику понятия культуры привели к возникновению аксиологического (ценностного) подхода, в рамках которого культура определялась как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе общественного развития. В границах этого подхода культура предстает в двух своих формах: материальной и духовной. Под материальной культурой подразумевают материальный мир, созданный в результате обработки, «очеловечивания» природы.

Духовная культура – это то, что создано человеком, но не несет в себе утилитарного назначения, а направлено на формирование у человека этических и эстетических ценностей, художественного вкуса и интеллектуальных потребностей. Истина, добро, красота объединяют основные сферы духовной культуры – науку, искусство и нравственность.

Суть третьей позиции состояла в понимании культуры как духовной жизни общества. Она определялась как совокупность достижений общества в области просвещения, науки, искусства и т. д. Материальная сфера выпадала из бытия культуры.

Дальнейшая логика процесса выработки определения культуры привела к формированию «деятельностного подхода», в рамках которого сформировались две основные концепции «антропологическая» и «технологическая».

«Антропологическая позиция» (Межуев В. М.; Коган Л. И; Злобин Н. и др.) предполагает перенесение акцента в определении культуры с результата (ценностей) на субъект деятельности, т.е. на самого человека, творящего ценности. С этой точки зрения, культура есть самопроизводство человека во всей целостности и всесторонности его общественного существования. Она есть механизм формирования и реализации сущностных сил человека, посредством которого обеспечивается взаимодействие процессов социализации и индивидуализации личности.

«Технологическая концепция» (Маркарян Э. С.; Давидович В. Е.; Коган М. С.; Файнбург З. И. И др.) предполагает переход от понятия «продукт деятельности» к понятию «способ (технология) деятельности». Логика развертывания сущности культуры в рамках данной позиции следующая. Культура есть то, что отличает человеческую жизнедеятельность от форм биологической деятельности. Если в живой природе коллективные биологические организмы регулируются биологическими механизмами, их существование возможно лишь на основе доминирования «жесткой» наследственно передаваемой программы поведения (у термитов, пчел и т.д.) или на основе механизма условных рефлексов (у высших животных), то в обществе человеческая деятельность программируется не биологически наследственно, а закрепленными в традициях типами поведения, которые усваиваются путем социализации. На место биологических механизмов становятся внебиологические. Система внебиологических механизмов и средства – есть культура. «Технологичность культуры» состоит в том, что она представляет собой исторически изменяющуюся и исторически конкретную совокупность тех приемов, процедур, норм, которые характеризуют уровень и направленность всей человеческой деятельности, взятой во всех ее измерениях и модификациях. С этих позиций, функциональное назначение культуры в обществе состоит в том, что она выступает как способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития всей общественной жизни.

Каждый из указанных подходов акцентирует внимание на какой-либо одной стороне человеческой деятельности: либо на способе, либо на результатах, либо на субъекте. Эта односторонность должна быть снята, видимо, в некоем интегративном понимании культуры. В этом плане, культура есть характеристика и субъекта, и способов, и результатов деятельности с точки зрения воплощения в них сущностных сил человека. Она представляет собой систему создания, сохранения, трансляции и освоения ценностей, являющихся самореализацией индивидов в обществе.

Как следует определить основные функции культуры?

Познавательная функция культуры состоит в том, что культура дает целостное представление о народе стране, эпохе. Культура есть самопознание и самосознание народов.

Культура выступает как форма самоидентификации людей. Благодаря ей, общество осмысляет, что его связывает с другими обществами, что отличает данное общество от других.

Информативная функция культуры состоит в том, что культура передает знания и опыт предшествующих поколений. В культуре проявляется социальная негенетическая наследственность человечества, его историческая память. Культура опредмечена в знаковых системах: устных преданиях, литературных памятниках, «языках» науки и искусства. Являясь в этот мир, человек застает устоявшуюся систему отношений, традиций, обычаев. Все это негенетическая память человечества, которую нельзя усвоить от рождения, она обретается в ходе социального опыта индивида.

Коммуникативная функция культуры состоит в том, что культура не существует вне общества, она формируется через общение. Это общение может быть синхронным и диахронным. Культура всегда связана с историей, и даже не подозревая об этом, современная культура воспроизводит «голоса» предшествующих эпох. Ведь все объекты, окружающие человека, воспринимаются не только как физические функции, но и как знаки. Таким образом, все воспринимаемые человеком феномены бытия могут быть поняты и прочитаны как «тексты», несущие информацию. Это дает возможность обмениваться не только самими вещами, но и информацией о них, знанием, опытом, т.е. осуществлять социокультурную коммуникацию.

Компенсаторная функция культуры состоит в том, что культура позволяет творчески восполнить, возместить труднодостижимое, утраченное, уравновешивает дисбаланс между потребностями и возможностями их удовлетворения.

Духовно-охранительная функция культуры состоит в том, что в культуре формируется система нравственных ценностей общества, которая способствует духовному и нравственному единству социума. Разрушение этой системы неизбежно приводит к духовному и культурному кризису.

Символическая функция культуры состоит в тои, что в культуре различные явления и предметы превращаются в ее символы, которые несут в себе смысл реальных предметов.

Аккумулирующая функция культуры выполняет роль человеческой памяти, с ее помощью отбираются и хранятся духовные ценности общечеловеческого и национального характера.

Проблема культура и цивилизация различными исследователями культуры интерпретируется различно. Так, Тайлор отождествляет культуру и цивилизацию, считая, что это не что иное как совокупность материальных и духовных достижений общества.

М.Вебер и А. Тойнби полагают, что цивилизация это особый социокультурный феномен, ограниченный определенным пространственно – временными рамками, основу которых составляет религия.

Противопоставление культуры и цивилизации свойственно о.Шпенглеру, который считает, что цивилизация – это совокупность технико – механистических элементов, а культура – царство органично – жизненного. Цивилизация – заключительный этап развития культуры, где наблюдается упадок литературы и искусства. Цивилизация – внешний по отношению к человеку мир, воздействующий на него и противостоящий ему, а культура внутреннее достояние человека, являющаяся символом его духовного богатства.

Таким образом, существуют три точки зрения на этот вопрос:

· отождествление понятий

· цивилизация – специфическое социокультурное образование

· разводят понятия, закрепляя за ними специфический смысл

В настоящее время понятие «цивилизация» интерпретируют в трех смыслах: унитарном, стадиальном, локально – историческом.

В унитарном смысле цивилизация рассматривается в качестве идеала прогрессивного развития обществ а в целом.

В стадиальном под цивилизацией понимается особые этапы этого развития, выделяя аграрную, индустриальную, постиндустриальную, космогенную, техногенную и антропогенную.

Локально – историческом – цивилизациями называют уникальные исторические образования, ограниченные определенными пространственно- временными рамками.

В русле культурологического подхода цивилизация – это историческое социокультурное образование, основу которого составляет однородная культура.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 883; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.