Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие уровня жизни населения. Система показателей уровня жизни

Статистика уровня жизни населения

 

22.1. Понятие уровня жизни населения. Система показателей уровня жизни.

22.2. Доходы населения в системе показателей уровня жизни

22.3. Статистика потребления населением материальных благ и услуг.

22.4. Отражение важнейших показателей социальной статистики в СНС.

 

Нормативные документы по теме лекции:

1.Постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь 29 декабря 2009 г. № 307 «Об утверждении методики по формированию и расчету баланса денежных доходов и расходов населения».

Уровень жизни в узком смысле – это достигнутый уровень потребления населением материальных благ и услуг.

Уровень жизни в широком смысле – это весь комплекс социально-экономических условий жизни общества.

Выделяют 4 уровня жизни:

1) достаток, т.е. использование благ и услуг, обеспечивающих всестороннее развитие человека;

2) нормальный уровень, т.е рациональное потребление благ и услуг, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил;

3) бедность, т.е. потребление благ и услуг на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы;

4) нищета, т.е. минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых позволяет лишь поддерживать жизнеспособность человека.

Основные задачи статистического изучения уровня жизни:

• характеристика социально-эконо­мического благосостояния населения;

• анализ влияния различных факторов на уровень жизни;

• оценка степени дифференциа­ции общества между отдельными группами населения;

• выделение и характеристика малообеспеченных слоев на­селения, нуждающихся в социально-экономической поддержке.

Для характеристики уровня жизни населения используется система показателей, состоящая из трех групп:

1) доходы населения,

2) потребление населением благ и услуг,

3) условия проживания.

Эти показатели рассчитываются как в целом по всему населению, так и в расчете на душу населения.

Возможны три аспекта изучения уровня жизни:

1) применительно ко всему населению;

2) к отдельным социальным группам;

3) к домохозяйствам с различными доходами.

К числу основных социально-экономических показателей уровня жизни населения в белорусской статистике относятся следующие основные группы:

- показатели доходов населения;

- показатели расходов и потребления населением материальных благ и услуг;

- сбережение;

- показатели накопленного имущества и обеспеченности населения жильем;

- показатели дифференциации доходов населения, уровня и границ бедности;

- обобщающие оценки уровня жизни населения.

В зависимости от единицы измерения и формы представления показатели, характеризующиеуровень жизни, делят на следующие группы:

1) стоимостные показатели;

2) физические показатели, измеряющие объем потребления конкретных материальных благ;

3) относительные показатели, демонстрирующие пропорции и структуру распределения благосостояния.

Одним из обобщающих показателей уровня жизни является индекс человеческого развития (ин­декс развития человеческого потенциала) (Iч.р), который одновременно учитывает влияние трех факторов:

- ожидаемой продолжительности жизни;

- достигнутого уровня образования;

- реального объема ВВП на душу населения.

Он представляет собой сводный индекс и рас­считывается как средняя арифметическая из индексов трех указанных показателей:

 

Iч.р = 1/3 * å Ii . (22.1)

 

При расчете каждой из составляющих сводного индекса ис­пользуются фиксированные стандарты минимального и макси­мального значений, с которыми сравниваются фактические по­казатели по исследуемой стране:

 

Ii = (Xi факт - Xi min ) / (Xi max - Xi min), (22.2)

 

где Xi факт – фактическое значение i-го показателя,

Xi min и Xi max – соответственно минимальное и максимальное значение i-го показателя.

При исчислении индекса ожидаемой продолжительности жизни в качестве максимального уровня принят возраст в 85 лет, минимального – 25 лет:

 

Ii = (X1 - 25) / (85- 25). (22.3)

Для расчета индекса достигнутого уровня образования стандарты составляют соответст­венно 100 % и 0 %. Причем этот индекс рассчитывается как средняя арифметическая взвешенная из двух субиндексов:

I21 – индекса грамотности среди взрослого населения (в возрасте от 15 лет и старше) весом 2/3

I22 – индекса совокупной грамотности для учащихся начальных, средних и высших учебных заведений (для лиц моложе 24 лет) весом 1/3:

Ii = I21*2/3 + I22*1/3. (22.4)

 

При исчислении индекса среднедушевого реального ВВП — минимальное и максимальное значение показателя соответственно равно 100 и 40000 долларов США.

I ВВП =

где ВВПi – фактическая величина валового внутреннего продукта на душу населения i-той страны

На основе анализа уровня и динамики показателей уровня жизни разрабатывается социальная политика государства.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Частные показатели использования оборотного капитала | Доходы населения в системе показателей уровня жизни
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 758; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.