Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепции информационного общества




За последние годы многие страны и международные организации в качестве приоритетной задачи выделили реализацию концепций и программ по переходу к информационному обществу. Их анализ позволяет выявить системные признаки информационного общества.

При создании концепций информационного общества, как правило, используется комплексный подход, основанный на формировании баланса интересов государства, общества, предпринимательских кругов, личности. Подобные концепции разработаны и реализуются в США, Великобритании, Канаде, Франции, Финляндии, Японии, Италии, ФРГ, Дании.

Каждая страна разрабатывает концепцию вхождения в информационное общество, исходя из собственных конкретных условий: развитости телекоммуникационной инфраструктуры, индустрии содержания, законодательной базы и т.п. Однако анализ различных программ и концепций позволяет выявить инвариантные свойства, которые и составляют ядро любой концепции информационного общества.

В основе концепции лежит предпосылка, что формирование информационного общества происходит под воздействием нового поколения информационных и телекоммуникационных технологий в сочетании с глобализацией рынков и конкуренцией как внутри стран, так и на международной арене. Однако для гармоничного вхождение в информационное общество необходимы координирующие и направляющие усилия со стороны государства как субъекта, выражающего интересы всего общества.

В 1995 г. учреждён Фонд информационного общества для обсуждения общих проблем становления информационного общества. Цель работы Форума – проследить воздействие становления информационного общества на следующие области:

- экономику и занятость;

- основные социальные и демократические ценности в «виртуальном сообществе»;

- государственные службы;

- образование, институты переквалификации и обучения;

- культуру и средства массовой информации;

- устойчивое развитие, технологии и инфраструктуру.

В годовом отчёте о деятельности Фонда подчёркивается, что информационное общество движется вперёд возникшими новыми рынками, порождёнными информационными и коммуникационными технологиями и услугами. Эти технологии не будут успешно применены, если проблемы информационного общества не станут предметом широкого обсуждения, а люди сами не будут вовлечены в обсуждение и принятие решений по ключевым вопросам, связанным с защитой личной жизни, права на доступ к информации.

Использование ИТТ (информационных телекоммуникационных технологий) характеризуется их всепроникающим характером и скоростью внедрения во все секторы – в промышленность, сферу услуг, государственное управление, образование и т.п. Оказывают они воздействие и на обыденную жизнь людей.

Дальнейшее развитие возможно при переориентации моделей роста – от потребления товаров и природных ресурсов – к потреблению информации.

Наиболее существенной угрозой переходного к информационному обществу периода является разделение людей на имеющих информацию, умеющих обращаться с ИТТ и не обладающих такими навыками. Наличие таких небольших социальных групп, которые имеют возможность приоритетно распоряжаться ИТТ, ведёт к формированию угроз механизму функционирования обществу.

Новые ИТТ оказывают влияние на:

- расширение прав граждан путём предоставления моментального доступа к широкому ряду информации;

- увеличение возможности людей участвовать в процессе принятия политических решений и следить за действиями правительства;

- предоставление возможности людям стать активными производителями информации, а не только её пассивными потребителями;

- обеспечение средств для защиты частной жизни и анонимности личных посланий и коммуникаций.

Информационная революция предоставляет возможность обновить структуры демократии с помощью обеспечения более лёгкого доступа к информации, более эффективного использования государственного аппарата, расширенного участия общественности в принятии решений.

Права граждан на доступ к общественной информации должны быть защищены законодательно. Необходимо принятие также законодательства, обеспечивающего свободный доступ к официальной информации на всех уровнях государства.

Цена за удобство, скорость передачи и получения информации, разнообразные информационные услуги – потеря анонимности. Все шаги по информационной магистрали можно проследить и внести в постоянно растущие базы данных. Сведения о покупках должны отделять от персональных сведениях о людях, которые покупают. В связи с особой чувствительностью к сбору персональной информации:

- сбор и хранение идентифицируемой информации должны быть минимальны;

- информационные системы должны предоставлять самим людям право решать, открывать или закрывать сведения о них;

- проектирование информационных систем должно учитывать необходимость в защите персональной информации;

- граждане должны иметь доступ к возможностям, которые даёт новейшая технология по защите личной тайны;

- защита персональных сведений и личной жизни должна стать центральным пунктом политики, обеспечивающей право на анонимность граждан в информационных системах.

Граждане должны иметь доступ к технологии и программному обеспечению для защиты своей личной жизни, посланий и коммуникаций. Средством достижения этих целей являются цифровая подпись и шифрование.

Интенсивное внедрение ИТТ в государственные органы даёт возможность:

- приблизить их к гражданам, улучшить и расширить услуги, обеспечивающие населению свободный доступ к ним, сделать их доступными для каждого как реализацию концепции «всеобщих услуг»;

- повысить внутреннюю эффективность и сократить затраты на госсектор;

- стимулировать создание нового информационного оборудования, продуктов и услуг частным сектором путём адекватной государственной политики.

Внедрение в органы государственного управления ИТТ – сложный процесс, обусловленный рядом факторов: вертикальная структура администраций, которую необходимо заменять на матричную, недостаточное понимание со стороны служащих (требуются интенсивные программы обучения), нехватка баз данных, сделанных в расчёте на публичный доступ, неясность с правовым статусом доступа к общественной информации. Следующие принципы должны применяться относительно доступа к общественной информации:

- информация должна быть открыта для всех;

- основная информация должна быть бесплатной;

- разумная цена должна назначаться, если требуется специфичная обработка, имея в виду стоимость подготовки и передачи информации плюс небольшую прибыль;

- информация должна обеспечиваться постоянно и должна быть одинакового качества.

Стирание границ между традиционным вещанием, электронным издательством, телекоммуникациями и информационными технологиями, порождённое оцифровыванием информации, требует осмысления того, как существующие законы должны применяться в этих условиях для обеспечения равных условий для конкуренции, плюрализма мнений и свободы доступа к информации.

Существенной целью развития ИТТ является сохранение культуры, особенно малочисленных народов.

Регулирующие органы должны отслеживать, чтобы конкуренция существовала на всех уровнях производства и распространения информации.

Переход к информационному обществу требует государственного вмешательства.

В отличии от подхода к построению информационного общества в США, где предпочтение отдаётся технологическим аспектам информационной супермагистрали, в Европе больше внимания уделяется социальному измерению. Например, именно социальные составляющие общественного развития стоят на первом месте в труде, подготовленном Европейской Комиссией, – «Работа и жизнь в информационном обществе».

В этой «Зелёной книге» подчёркивается, что мы переживаем исторический период очень быстрых технологических изменений, который порождает два главных вопроса:

1. Смогут ли люди адаптироваться к этим изменениям, порождают ли информационные и телекоммуникационные технологии новые рабочие места или разрушают уже сложившиеся?

2. Увеличат ли сложность и высокая стоимость современных технологий разрыв между индустриальными и менее развитыми странами, молодым и пожилым поколениями, теми, кто умеет с ними обращаться, и теми, кто их не знает?

Информационные технологии за последние 50-60 лет резко снизили стоимость обработки и хранения информации. Снижается стоимость коммуникаций. Революционные изменения распределения информации преобразуют организацию рабочего процесса, деятельность организаций, функционирование всего общества.

Происходят изменения структуры рабочих навыков и профессий, обусловленные необходимостью обработки, передачи и хранения больших массивов информации.

Наши экономики трансформируются из стандартного машинного производства к производству, основанному на знаниях.

Перед европейскими странами ставятся новые задачи. Необходимо улучшить условия для ведения бизнеса с помощью эффективной и согласованной либерализации телекоммуникаций, создать условия для эффективного ведения электронной торговли. Важен переход к обучению в течение всей жизни.

Целью одной из важных инициатив Европейской Комиссии является ускоренное вхождение школ в информационное общество. Для реализации этой цели предлагается:

- поощрение взаимосвязи между региональными и национальными школьными сетями на уровне Сообщества;

- стимулирование развития и распространения европейского образовательного материала;

- обучение и переобучение учителей способом интеграции технологии и преподавательских методик;

- информирование всех участников процесса образования о возможностях, которые дают аудиовизуальное оборудование и мультимедийные продукты.

Задача данной инициативы – не допустить ситуации, когда дети только привилегированных слоёв общества могут рассчитывать на мультимедийное образование.

Индустрия производства содержания (данные, текст, звук, образы, представляемые в аналоговом или цифровом форматах, на различных носителях, таких как бумага, микрофильмы, магнитные или оптические накопители) – ключевое направление формирования информационного общества, поскольку она повышает уровень занятости, конкурентоспособность европейской экономики, способствует сохранению культурной идентичности и языкового многообразия.

Следующее направление, которому уделяется огромное внимание при формировании концепции информационного общества – это охрана авторских прав и вообще интеллектуальной собственности в современных условиях.

Одна из наиболее важных инициатив формирования информационного общества – создание глобальной информационной инфраструктуры, к потенциальным преимуществам которой следует отнести:

- более высокий уровень социальной инфраструктуры;

- восстановление чувства сообщества;

- стимулирование развития демократических ценностей;

- сохранение и распространение культуры;

- создание рабочих мест;

- более высокая экономическая эффективность;

- установление баланса между нациями в экономическом и социальном прогрессе;

- более мягкая и органичная интеграция развивающихся стран в глобальную экономику.

Поскольку создаются национальные информационные инфраструктуры, важно обеспечить их совместимость с глобальной информационной инфраструктурой (ГИИ) и гарантии доступа к ГИИ каждому гражданину. При этом следует руководствоваться следующими принципами:

- обеспечение справедливой конкуренции;

- поощрение частных инвестиций;

- определение и адаптация регулирующих механизмов;

- обеспечение открытого доступа к сетям;

- создание условий для обеспечения универсального доступа к информационным услугам;

- обеспечение равенства возможностей для граждан;

- обеспечение разнообразия содержания, включая культурное и языковое;

- признание необходимости международного сотрудничества с особенным вниманием к развивающимся странам.

Эти принципы применяются к глобальной информационной инфраструктуре с помощью:

- обеспечения технических возможностей соединения и оперирования различных компьютерных систем;

- развития глобальных рынков для компьютерных сетей и телекоммуникационных и информационных услуг;

- обеспечения информационной безопасности личности и данных;

- кооперации в области исследований и разработок по созданию новых информационных продуктов и услуг;

- мониторинга социальных последствий становления информационного общества.

Составными частями глобальной информационной инфраструктуры становятся национальные информационные инфраструктуры, развивающиеся в соответствии с национальными концепциями.

Правительство США сделало развитие национальной информационной инфраструктуры приоритетом своей политики. В плане для действий по созданию национальной информационной инфраструктуры отмечено, что все американцы вносят свой вклад в создание национальной информационной сети, включающей различные сети, компьютеры, базы данных, потребительскую электронику и делающей доступной любую информацию. Информационную инфраструктуру создаёт главным образом частный сектор. Однако государство призвано сыграть существенную роль в этом процессе, обеспечив её доступность для всех американцев по разумным ценам.

Планом по созданию национальной информационной инфраструктуры государству рекомендуется:

1. Поощрять частные инициативы.

2. Не допускать монополизма.

3. Обеспечить всем поставщикам информационных услуг доступ к оборудованию, сетям и сетевым услугам на недискриминационной основе и за приемлемую плату.

4. Обеспечивать оптимальное административное и законодательное регулирование.


[1] Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. / Редакторы: Е.С. Ивашкина, В.Г. Деткова. — М.: ВЛАДОС, 1994. — С. 96-97. — 336 с. — 20000 экз. — ISBN 5-87065-012-7.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.