Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Центры государства Русь

Первые сведения о прославянах.

2. Формирование государства у восточных славян:

а) разложение родовой общины;

б) причины объединения племен.

4. Происхождение слова «Русь».

5. Периодизация Древнерусского государства.

Первые сведения о прославянах

Русская история начинается с проблемы – откуда возникли славяне, где их родина и как они попали на территорию современных России, Украины и Белоруссии.

Эта проблема привлекала и привлекает до сих пор многих ученых, но точного ответа не найдено.

По всей видимости они, как и многие другие народы, вышли из Азии, но когда и почему – об этом не сохранилось никаких сведений или преданий.

Первые сведения о прославянах (предках славян), как и других варварских племенах, мы находим их иностранных источников.

В древности вся восточно-европейская равнина (современная Россия) была известна под общим названием Скифия, по имени кочевых народов скифов, обитавших в Причерноморье и контактировавших с греками.

И древнегреческий историк Геродот (названный «отцом истории»), посетив причерноморские греческие колонии, описал обитавшие там племена и их жизнь.

Лет за 300 до Р.Х. скифов покорили сарматы, но все эти описания дают лишь представления о территории будущей Руси, первые же сведения о прославянах мы находим в источниках уже послегеродотова времени.

Древние греки знали прославян под собирательным именем «венеты» или «венеды».

Местом их обитания определена территория по Висле к северу от Карпат до Балтийского моря (или как его называли «Венедского залива»).

На Северо-западе венеды соседствовали с германскими племенами, а на Юго-востоке – с сарматами.

Во времена Римской империи ее легионы подчинили ряд германских племен (галлов, бриттов и т.д.), но распространить свою власть на венедов им не удалось.

За римскими войсками шли купцы и ученые, и древнеримский историк КорнелийТацит, изучавший германцев, попытался описать и венедов.

Вначале он ошибочно причислял венедов к азиатским кочевым племенам сарматов, с которыми они соседствовали, но позже отказался от этих взглядов и отнес их к европейским народам.

Он писал, что венеды строят дома (т.е. ведут оседлый образ жизни), носят щиты и сражаются пеши, что совершенно отлично от сарматов, живущих в кибитках и на лошадях.

IV – VII вв. называют эпохой Великого переселения народов, когда под давлением пришедших из Азии готов и гуннов стали переселяться на Запад и европейские варварские племена.

Но если готы, гунны и германцы двинулись на Запад, то прославяне пошли на обширные просторы Востока и Юга.

Именно тогда по территории расселения они разделились на три ветви: восточных славян (в будущем русских, украинцев и белорусов), южных славян (в будущем болгары, сербы) и западных славян (в будущем чехов, словаков, поляков).

Однако древние авторы VI в. разделили венедов на два народа:

Ø славяне – территория от верховья Вислы и до Днепра;

Ø анты – от Днепра и до Днестра.

Но подчеркивается, что между ними в то время не было никаких различий, ни в языке, ни в обычаях, ни во внешнем облике.

Связь между венедами и антами видна из византийских источников IV – VII вв, в которых сказано, что за Днестром начинается земля «бесчисленных племен антов» «наиболее могущественных» из венедских племен.

Византиец Прокопий из Кесарии писал:

«Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них и счастье и нсчастье в жизни считается делом общим…

Они считают, что только Бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды…

У тех и других один и тот же язык…

И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же».

Сирийские рукописи VI в. впервые упоминают о народе «рос», который, якобы живет по соседству с легендарной страной амазонок, что располагается в районе Днепра.

Иранский же географ IX в. Ибн-Хордадбек уточняет, что «русы суть племя из славян».

Ученые считают, что племя «росы» или «русы» жило на р. Рось (притоке Днепра) чуть ниже Киева.

Именно здесь обнаружены наиболее богатые археологические материалы V – VII вв., в том числе вещи с княжескими знаками.

Таким образом складывается взаимосвязь:

древнегреческие и древнеримские (Корнелий Тацит) источники   авторы VI в.   Сирийские рукописи VI в.
венеды   анты и славяне   рос
  Византийские источники IV – VII вв. (Прокопий из Кесарии)   Иранский географ IX в. Ибн-Хордадбек  
                 

С VIII в. появляются уже славянские источники, наиболее полным из которых является летопись монаха Киево-Печерского монастыря Нестора«Повесть временных лет» или «Откуда есть пошла Росская земля и кто в Киеве нача первее княжити», написанная около 1113 г.

По этой летописи мы можем определить места проживания различных восточнославянских племен, ядром же русской земли Нестор считает полян (жителей полей, на чьей земле возник Киев) и древлян (жителей лесов).

Соседями полян были (по карте):

– на Востоке – северяне;

– вниз по Днепру – уличи;

– на западе – древляне;

– на севере – дреговичи и радимичи;

– наиболее дальние северные области Нестор называет землями кривичей, полочан и словен.

По всей видимости в древности у восточных славян насчитывалось около 100 – 200 племен, каждое из которых занимало территорию 40 – 60 км. в поперечнике.

Главным органом власти было общеплеменное вече (собрание), на котором выбирали военного вождя («князя») и решали основные вопросы внутренней и внешней политики.

Помимо этого племя формировало постоянную дружину для обороны и походов (княжеская дружина), в случае же крупных войн все мужчины входили в общеплеменное ополчение, состоящее из тысяч и сотен.

Центром каждого племени был «град», где собиралось вече, происходил торг, суд и стояло главное языческое святилище (в будущем эти грады превратились в города).

Формирование государства у восточных славян

Каждое племя состояло из родов, которые, исходя из суровых условий жизни, жили общинами («родовая община»), в которой земля и орудия труда находились в коллективной собственности, труд был общий, а плоды труда делились поровну.

Для управления общиной, решения хозяйственных вопросов, культовых дел и т.п. избирались старейшины и жрецы, а на общеплеменном вече представители родов избирали князя и дружину.

Вся эта общинная и племенная знать освобождались от повседневного труда и получали от общин все необходимое для жизни.

Это было очень удобно, т.к. общинная знать материально зависела от общин и не могла узурпировать власть или пойти против их воли.

Каждая община жила на определенном участке кормления, территория которой была ограничена определенным расстоянием от поселения (поля и охотничьи угодья не могли быть слишком удалены).

Но со временем орудия труда и приемы землепользования совершенствовались, что привело к достатку и резкому приросту населения, но территория кормления оставалась прежней.

Выход был один – уход части населения на новые территории, где начали формироваться новые общины из выходцев разных родов, а это уже не родовая, а соседская община.

Управление соседской общиной идентично родовой, но, не будучи родственниками, общинники вместо совместного владения землей переходят к частной собственности на землю.

Лучшие участки земли получает знать, которая перестает зависеть от общин, т.к. способно самостоятельно обеспечивать не только себя, но и своих слуг.

Именно поэтому, опираясь на силу князья, и прочая общинная и племенная знать захватывают свои должности и из выборных они переходят в категориюнаследственных.

За счет излишков и военной добычи князья смогли нанимать военных слуг, формируя подчиненную только им дружину, которая позже за свою службу начнет получать земельные владения («феоды»), что приведет к формированию класса феодалов.

Частная собственность на землю приводит к возникновению имущественного неравенства, и наиболее зажиточные активно поддерживают новую наследственную власть, которая с помощью законов и полицейских структур защищает их собственность от более бедных соседей.

Параллельно с формированием внутри каждого племени зачатков феодального государства у славян шел и процесс объединения племен в союзы племен.

Здесь можно выделить три причины объединения:

1. Межплеменные войны, при которых слабые поглощались сильными.

2. Совместные грабительские походы на Византию.

3. Самый мощный стимул объединения – внешняя опасность (необходимость совместной обороны от набегов кочевников).


К сер. I тыс. у восточных славян сложилось свыше 15 союзов племен, из которых и сложилось государство «Русь».

Центры государства Русь

Центр любого государства формируется в наиболее развитых районах, которые, как правило, находятся на торговых путях, где проходит активная торговля, ведущая к развитию ремесел и культурному обмену.

На Руси самым крупным торговым путем был путь «из варяг в греки» (со Скандинавского полуострова в Византийскую империю): Скандинавский п-ов – Варяжское (Балтийское) море – Финский залив – р. Нева – Ладожское оз. (Нево) – р. Волхов – оз. Ильмень – р. Ловать – р. Днепр – Русское (Черное) море – Царьград (Константинополь).

Именно на этом пути возникли два наиболее развитых центра – Киев и Новгород.

Однако, благодаря своему более выгодному географическому положению, именно Киев стал центром объединительного процесса восточнославянских земель:

- Киев находился в южной части пути «из варяг в греки», ближе к самому развитому по тому времени государству – Византийской империи, контакты с которым привели к более бурному развитию города;

- Новгород же располагался на земле словен ильменских в северной части пути «из варяг в греки» и больше контактировали с варягами (норманнами), находившимися на более низком уровне развития, чем славяне.

Именно это преимущество и вывело Киев на лидирующее положение и сделало его столицей древнерусского государства – Киевская Русь.

Происхождение слова «Русь»

Северные соседи Древней Руси – скандинавы (варяги) называли славянские земли Гардарикой, что означало «Страна Городов».

По всей видимости, не имея своих городов, купцы варяги были поражены количеством городов у своих ближайших соседей – славян.

Однако официально восточнославянское государство стало называться «Русью», и о происхождении этого слова до сих пор ведутся споры.

Чаще всего приводятся версии географического и лингвистического характеров:

- Например, происхождение этого слова связывают с р. Рось (приток Днепра), на которой проживало племя полян, земли которых стали ядром Киевской Руси.

- Есть мнения, что слово принесено норманнами и произошло от названия местечка Руслаген, что на южном побережье Швеции.

Многие стоят на позициях иностранного происхождения этого слова:

1. На многих иностранных языках слова, созвучные русскому слову «рос» («рус») имеют один и тот же перевод:

- на латыни «ursus» – медведь;

- по-французски «ours» – медведь;

- по-итальянски «arsa» – медведь.

2. Словом «Rops» назывались норманны-дружинники, приходившиеся со своими конунгами в славянские земли и становившиеся сборщиками дани (не столько географический, сколько социальный смысл).

3. На прусском языке слово «iruso» («ирюсо») переводится как дружинник.

Есть и приверженцы более простого объяснения – происхождение слова от русогоцвета волос славян.

Периодизация древнерусского государства

Историю Древнерусского государства можно разделить на 3 периода:

1. С 80-х гг. IX в. до кон. X в. – период «собирания» восточнославянских земель в единое государство (до Владимира I Красное Солнышко).

2. С кон. X в. до 20-х гг. XII в. – период существования единого или относительно единого раннефеодального государства Киевская Русь (до Владимира II Мономаха, ставшего последним князем единой Киевской Руси).

3. С 20-х гг. XII в. до 30-40-х гг. XIII в. – период феодальной раздробленности (до нашествия Бату-Хана и начала монголо-татарского ига).

Практически эти периоды соответствуют стадиям подъёма, расцвета и упадка государства.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Несобственные интегралы | Промышленность здравоохранения в условиях рыночных отношений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.