Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль профессиональной среды в воспитании будущих психологов




Групповое и индивидуальное обучение.

Все обсуждавшиеся в предыдущем разделе формы учебных занятий можно разделить на индивидуальные и групповые. К групповым занятиям относятся семинарские и практические занятия, тренинги, некоторые лабораторные работы. Лекции, работа с литературой, индивидуальные консультации, научно-исследовательская работа являются индивидуальными формами. При индивидуальных формах занятий происходит взаимодействие студента только с преподавателем. Здесь многое зависит от активности и организованности студента.

В групповых формах работы эффективность определяется активностью всех студентов группы. Групповые занятия воспринимаются студентами как наиболее продуктивные. В хорошо организованной дискуссии во время занятий от студентов обязательно требуется высказывание плодов собственных размышлений, а не формальный отчет о прочитанном. Обсуждение вопросов группой расширяет кругозор студентов, т.к. они слышат новую информацию, другие точки зрения и т.п. Студенты учатся последовательно, логично излагать свои мысли. В дискуссию часто включаются и неактивные студенты, она побуждает их возразить кому-то или поддержать близкое ему суждение или, если он не готов к семинару, вызывает интерес к вопросам, которые так бурно обсуждают товарищи, желание почитать об этом.

В групповых формах работы сильней проявляется соревновательский дух. Возникает чувство ответственности не только за себя, но и за всю группу. Студенты стремятся лучше подготовиться к занятиям. Они также перенимают друг у друга наиболее эффективные способы подготовки к занятиям, узнают о ранее неизвестных им источниках.

Некоторые студенты предпочитают и к зачетам и экзаменам готовиться группой. Они обсуждают каждый вопрос, проверяя друг друга, корректируя, дополняя. Рекомендуется даже специально подбирать себе «нтернет-партнера», с которым можно самостоятельно готовиться к занятиям и экзаменам.

В ходе обучения в вузе будущий психолог должен получить не только знания, но и практические навыки. Общаясь с преподавателями, студент легче всего овладевает навыками преподавания психологии, работая над курсовыми работами под руководством научного руководителя, он приобретает некоторые навыки проведения научных исследований. На производственной практике осваиваются приемы работы практического психолога. Но имеется явный перевес первого вида работы по сравнению с двумя другими. Будущему профессионалу важно видеть работу разных специалистов и в области науки, и в области практики. Важно еще в период обучения включаться в жизнь профессионального сообщества, быть в курсе наиболее важных событий, тенденций, проблем. Это поможет студенту определиться, в какой сфере психологических услуг он хотел бы работать, на кого из известных специалистов он хотел бы ориентироваться, какому стилю практической работы следовать и т.п. Участие в жизни профессионального сообщества со студенческих лет значительно облегчает переход от обучения к работе и делает сам процесс обучения более целенаправленным.

Каким образом студент может участвовать в жизни профессионального сообщества? Во-первых, он может следить за событиями, читая психологические периодические издания. Во-вторых, может участвовать в научных и научно-практических конференциях. Причем он может участвовать не только в роли слушателя, но и в роли докладчика на специальных конференциях молодых ученых. В-третьих, помимо ограниченной по времени производственной практики, студенты могут начинать работать по специальности в качестве помощников опытных профессионалов. Познакомиться с психологическими исследованиями других психологов можно и выступая в них в качестве испытуемых. Для практических психологов также очень важен личный клиентский опыт. Во-первых, будущему психологу важно хорошо ориентироваться в собственном внутреннем мире, разрешить какие-то острые внутриличностные конфликты, с тем чтобы они не мешали его работе с клиентами. Считается, что человек, не верящий в то, что психология может быть полезна для него лично, вряд ли сможет оказывать эффективную помощь другим. Во-вторых, такой опыт позволит прочувствовать на себе, как работают психологические техники, познакомиться с процессом оказания психологической помощи изнутри.


 

Лекция 3. Система психологического образования в России

План:

7. Различные системы подготовки профессиональных психологов за рубежом.

8. Специфика профессионального психологического образования в России. Подготовка профессиональных психологов в рамках системы классических университетов и в рамках системы педагогического образования.

9. Приобретение профессиональных навыков. Виды поствузовского образования, повышение квалификации. Супервизия как фактор повышения профессиональной квалификации практических психологов.

4. Система подготовки профессиональных психологов в РУДН. Учебный план, программа специализации. Требования к письменным работам. Научная работа студентов.

 

3.1. Различные системы подготовки профессиональных психологов за рубежом.

В разных странах существуют различные системы подготовки профессиональных психологов. В Европе, например, в ряде стран обычный период психологического образования составляет 5 лет, в других странах – 6 лет. Однако, во многих странах требуется больший, чем обычно период для того, чтобы реально завершить образование. В соответствии с классификацией С.Ньюстеда можно назвать три основных типа профессионального психологического образования в Европе:

- непрерывное пятилетнее специализированное;

- непрерывное пятилетнее общее;

- прерывающееся специализированное образование «три+три».

При непрерывном специализированном образовании студенты с самого начала специализируются в одной сфере психологии, например, клинической, педагогической, психологии развития. Такая система существует в Финляндии, Швеции, Бельгии.

При непрерывном пятилетнем общем образовании студенты начинают с общего психологического образования и специализируются только на последних курсах, а в некоторых случаях даже после окончания университета. Такая система существует в Португалии, Финляндии, Норвегии, Нидерландах, Австрии, Испании, Венгрии, Италии, Германии, Швейцарии, Дании.

При прерывающемся специализированном образовании, типа «три+три» студенты в течение трех лет получают общее психологическое образование. После этого они могут продолжить специализированное образование. Часто это происходит уже в другом заведении. Многие студенты заканчивают свое изучение психологии уже после первых трех лет. Такая система существует в Великобритании, Греции, Ирландии, Франции, Португалии, на Мальте.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1162; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.