Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История практической психологии в образовании




В начале 20 в. потребность в практической психологической работе возникла и в педагогической сфере. Актуальным становится решение многих психологических проблем, связанных с обучением и развитием детей. Первыми практическими психологами в сфере образования часто становились педагоги. Постепенно стали вводиться должности практических психологов в разные типы учебных заведений.

Американский психолог Стэнли Холл (создатель педологии) начал в 1891 г. издавать журнал «Педагогический семинар» – первый журнал, посвященный проблемам педагогической и детской психологии. Во Франции проблемами школьной психологической службы в конце 19 в. занимался Альфред Бине. Исследования в этой области он начал еще в 1894 г., а в 1897 г. вышла его работа, посвященная психологическим проблемам начальной школы. В 1905г. Министерство образования Франции обратилось к Бине с просьбой психологически исследовать проблему детей, которые не в состоянии обучаться в школе по общей программе. Бине основал педагогическую лабораторию, где им была разработана методика изучения умственного развития ребенка, известная под названием шкалы для измерения интеллекта Бине-Симона, позволяющая выявлять детей с задержкой умственного развития. Затем были открыты специальные классы для таких детей.

В начале 20 в. возникла профессиональная психологическая работа в сфере образования. Наиболее древние традиции школьной психологии существуют в Англии, США, Франции, Швейцарии. В 1909 г. открылась первая во Франции профессиональная школьная психологическая служба. В 1913 г. в Англии приступил к работе первый школьный психолог Цирил Бэрт. В 1915 г. в США начал работать первый американский школьный психолог – Арнольд Гессель. В 1920 г. в Швейцарии, в Берне открылся консультационный пункт по проблемам педагогической и детской психологии. Затем психолого-педагогические службы стали возникать во многих странах мира.

В американских школах в работе школьных психологов широко использовались тесты, и прежде всего, тесты на определение коэффициента умственной одаренности. Возникла и развивалась служба «гайденс». С1945 по 1960г. в практику специалистов-консультантов этой службы прочно вошли батареи тестов. Такой крен в сторону тестирования сделал эту службу селективным механизмом американской школы.

Развитие школьной психологической службы во Франции привело к тому, что в 1951 г. Министерство образования впервые представило описание функций школьных психологов. Этот документ стал основой дискуссии на первом (в 1952г.) и втором (в 1954 г.) Международных коллоквиумах по школьной психологии, организованных ЮНЕСКО в Гамбурге.

На первой конференции рассматривался вопрос о возможностях эффективного применения психологических знаний в школе. Здесь был обобщен практический опыт разных стран и сделаны попытки выявить наиболее эффективные пути функционирования школьной психологической службы.

Если рамки, в которых действовали первые школьные психологи, были довольно узкими, то в 50-60 гг. происходит расширение их обязанностей. Перед психологическими службами школ в то время ставились следующие задачи: помощь учителям в индивидуализации содержания и методов обучения; помощь детям в выборе наиболее подходящих путей образования. Специфической задачей психологической службы школы было раннее выявление детей с существенными отклонениями в развитии, препятствующих обучению в нормальной школе.

Перед школьными психологами стояли разнообразные задачи от определения готовности ребенка к школе до профориентации. Но к середине века ни в одной европейской стране психологическая служба в школе не была настолько развитой, чтобы выполнять все эти задачи. В реальной практике школьный психолог оказывал лишь повседневную помощь учителю, выполнял роль советчика.

Развитие психологических служб в образовании в разных странах зависело и от политики государства. Например, в 50-х гг. во Франции в силу изменения политики в сфере образования деятельность школьной психологической службы была приостановлена, школьных психологов переводили на должности учителей младших классов. Но потребность в школьных психологах нарастала прежде всего с ростом количества детей с задержками умственного развития и другими нарушениями. Начиная с 70-х гг. преобладающей организационной формой деятельности школьной психологической службы во Франции становятся группы психолого-педагогической помощи. Они работали преимущественно с детьми дошкольного и младшего школьного возраста (от 2 до 12 лет).

В 60-х гг. в США была создана профессиональная организация школьных психологов. Важное значение для развития школьной психологической службы имела конференция в Уэльсе в 1973 г., на которой обсуждалась роль школьной психологической службы, ее цели, этические и юридические основы ее деятельности, проблемы обучения и повышения квалификации школьного психолога. В 80-х гг. в США была организована Национальная ассоциация школьных психологов. В настоящее время в большинстве стран есть национальные организации, представляющие интересы педагогических психологов. Иногда, как например, в Великобритании и Дании, есть две организации, одна из которых выполняет профсоюзные обязанности, а другая является чисто профессиональной организацией.

В нашей стране первые попытки практического использования психологии в обучении и развитии также были предприняты в начале 20 в. Занимались этим специалисты в области педологии, предполагавшей использование знаний психологии, физиологии, социологии в работе с детьми. В 30-е гг. педологи-практики увлеклись измерениями психического развития детей. В 1936 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов», в котором педология была объявлена вредной наукой. Это затормозило на многие годы развитие детской практической психологии.

И только в конце 60-х гг. в нашей стране возобновился активный поиск форм практического участия психологов в работе школы. Школьная психологическая служба в СССР начала первоначально создаваться в Эстонии под руководством Х.Й. Лийметса и Ю.Л.Сыэрда. Первый штатный школьный психолог начал работать в Эстонии в одном из сельскохозяйственных техникумов в 1970 г. С 1975 г. уже работал ряд психологов в специальных школах-интернатах для трудных подростков, а с 1980 – в порядке эксперимента – в некоторых общеобразовательных школах.

С начала 80-х гг. происходит интенсивное становление психологической службы в системе образования страны. Началось активное изучение научных основ, обсуждение различных форм и методов работы практических психологов в школе. Журналом «Вопросы психологии» в 1983 г. был организован «круглый стол»: «Психологическая служба в школе». В том же году на Всесоюзной психологической конференции в Таллинне был проведен анализ экспериментов по созданию школьной психологической службы, обсуждались организационные вопросы по дальнейшему ее развитию.

В 1984 г. в Москве в ИП АН СССР состоялась первая Всесоюзная конференция по вопросам психологической службы в СССР. В рамках конференции работала секция «Психологическая служба школы».

Важным этапом развития школьной психологической службы в нашей стране стал многолетний (1981-1988) эксперимент по введению в школы Москвы должности практического психолога, проводившийся под научным и методическим руководством лаборатории научных основ детской практической психологии НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (ныне Психологический институт РАО). На основе анализа результатов эксперимента было разработано Положение о психологической службе народного образования (1989), которое широко используется в стране.

В 1988 г. вышло постановление Гос. Комитета СССР по образованию о введении ставки школьного психолога во все учебно-воспитательные учреждения страны. Это стало правовой основой деятельности школьного практического психолога, определило его социальный статус, права и обязанности.

С этого момента служба энергично развивалась практически во всех регионах страны. Происходило расширение сферы деятельности детского практического психолога. Служба начала охватывать всю систему обучения и воспитания от дошкольного возраста до ранней юности. В педагогических институтах была организована подготовка специалистов по педагогической психологии, возникли курсы переподготовки специалистов с высшим педагогическим образованием, увеличилось число профессиональных объединений для повышения квалификации практических психологов образования.

В июне 1994 г. в Москве прошел первый съезд практических психологов образования РФ. В октябре 1995 г. в Перми состоялся второй съезд психологов образования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3147; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.