Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Российское профессиональное психологическое сообщество




Лекция 10 Профессиональное сообщество психологов.

План:

1. Мировые психологические общества и ассоциации Российское профессиональное психологическое сообщество.

2. Цели, задачи и функции Российского Психологического Общества.

3. Нормативные требования, регулирующие профессиональную деятельность психологов в России.

4. Профессионально-значимые качества психолога

5. Морально-этические принципы и правила в профессиональной деятельности психолога.

Представители любых профессий имеют тенденцию к объединению в профессиональные сообщества. Это объединение происходит на основе целей, задач деятельности и интересов профессионалов. Профессиональное сообщество составляют люди, профессионально выполняющие психологическую работу.

Психологическое сообщество – это система коммуникации и взаимодействия психологов, необходимая для успешного выполнения ими своей профессиональной деятельности. Наиболее важными аспектами жизни психологического сообщества являются:

- состав психологического сообщества;

- система подготовки профессиональных психологов;

- обмен информацией и опытом деятельности;

- профессиональные встречи психологов;

- профессиональные общественные организации.

Для координации своей деятельности психологи создают профессиональные общественные организации.К основным целям таких организаций можно отнести:

- обмен научной информацией и опытом практической деятельности;

- регулирование норм и стандартов профессиональной деятельности;

- повышение квалификации профессиональных психологов;

- регулирование статуса и норм профессиональных отношений между психологами и работодателями.

 

Во всех странах, как правило, существуют национальные психологические общества и ассоциации. В России таким обществом является – Российское Психологическое Общество, в США – Американская Психологическая Ассоциация, в Великобритании – Британское Психологическое Общество и т.д. Американской Психологической Ассоциации уже более 100 лет. Она является самой крупной ассоциацией психологов в мире и одной из наиболее авторитетных.

В рамках каждой такой национальной организации обычно действуют отделения по профессиональным направлениям деятельности и интересам ее участников. В ряде стран существуют отдельные ассоциации по конкретным сферам профессиональной психологической деятельности (например, ассоциация школьных психологов). Кроме РПО в России действуют такие общественный организации как Российская психотерапевтическая ассоциация, Психоаналитическая Ассоциация РФ, Ассоциация Гуманистической психологии, Ассоциация перинатальной психологии и медицины (г.Иваново), Коллегия семейных психологов (с.-Петербург), Международная Академия Психологических Наук с центром в Ярославле, Международная Академия Акмеологических Наук с центром в Санкт-Петербурге, Психофизиологическая Ассоциация, Ассоциация Гуманистической психологии.



Национальные психологические общества и ассоциации объединяются в международные. К такого типа организациям относятся Европейская Федерация Ассоциаций Профессиональных Психологов, Международный Союз Психологической науки, Международный Совет Психологов.

Кроме того, существует огромное количество международных обществ и ассоциаций по отдельным отраслям научной или практической психологии. К числу наиболее известных и авторитетных относятся, например, Международная Ассоциация Прикладной Психологии, Международная Ассоциация Школьной Психологии, Международная Ассоциация Кросс-Культурной Психологии, Общество Изучения Стресса и Тревожности, Международная Ассоциация Групповой Психотерапии.

Все психологические общества и ассоциации проводят регулярные встречи, съезды, конференции. Одни организации проводят такие встречи раз в четыре года, другие – раз в два года, третьи – ежегодно. На них психологи обсуждают научные и практические проблемы профессиональной деятельности, организационные вопросы. Каждое общество или ассоциация обычно выпускают регулярные информационные бюллетени, журналы.

 

В последние годы в России во много раз увеличилось число специалистов в области психологии. Если к началу 80-х гг. было 6-7 тыс., то сейчас – 25-30 тыс.

Основными местами работы профессиональных психологов являются научные учреждения, учебные заведения, организации и фирмы, пользующиеся услугами психологов, а также психологи работают частным образом.

Анкетирование, проведенное журналом «Вопросы психологии» в 1993г., дает представление о местах работы и сферах деятельности психологов СНГ. На вопросы анкеты ответили 120 респондентов. Наиболее распространенными специальностями оказались возрастная и педагогическая психология (51%) и социальная психология (20%). 90% отвечавших работают на полную ставку, при этом 55% заняты на одной работе, 30% - на двух и 12, 5% - на трех работах. Конкретные места работы респондентов отличаются большим разнообразием: это и кафедры, и лаборатории, и дома ребенка, общеобразовательные и специальные школы. Приблизительно 35% участников опроса работают в общеобразовательных школах, 15% - в пединститутах, 9% - в университетах, 7% - в различных структурах Министерства образования. В качестве основной работы исследовательскую назвали лишь 10%, лекционную и преподавательскую –22,5%, работу в области народного образования – 56%. Хотя российское общество постепенно продвигается по пути развития рыночной экономики, число психологов, чья работа связана со сферой производства и управления, явно отстает от требований дня. Менее 2% поставили эту сферу деятельности на первое место. Лишь несколько человек указали, что занимаются медико-психологическим обслуживанием (включая психотерапию). В то же время в другом месте анкеты 86% опрошенных написали, что давали консультации по проблемам психического здоровья и оказывали другие медико-психологические услуги.

Таким образом, оказывается, что большинство российских психологов заняты в системе образования и воспитания. Лишь немногие психологи работают в области психологии труда. Мужчины больше заняты в «научных» областях, женщины – в «практических»

Наиболее известными психологическими научно-исследовательскими центрами в Росси считаются Психологический институт Российской Академии Образования, Институт психологии Российской Академии Наук, факультет психологии Московского Государственного Университета, факультет психологии Санкт-Петербургского Государственного Университета, факультет психологии Ярославского университета, Научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М.Бехтерева, Санкт-Петербургская Медицинская Академия последипломного образования, кафедра психотерапии. В последние годы значительно активизировалась исследовательская работа и во многих других российских университетах. Психологические лаборатории действуют также в составе некоторых других научных институтов.

В 90-х гг. появились также институты практической психологии. Сейчас наиболее известными центами практической психологии, помимо названных выше университетов и институтов, считаются Государственное предприятие «Иматон», Институт психотерапии и консультирования «Гармония», Институт групповой и семейной психотерапии, Институт Тренинга, центр практической психологии «Катарсис», Научный центр психического здоровья РАМН.

 

Государственные органы и психологические организации вырабатывают определенные требования к профессиональной подготовке и квалификации психологов. Подготовка психологов в России осуществляется в высших учебных заведениях, имеющих лицензию на такую образовательную деятельность. Наибольший опыт подготовки психологов имеется в старейших учебных заведениях страны – МГУ, СПбГУ, Ярославском, Ростовском-на-Дону университетах. В то же время в последние годы факультеты психологии открыты во многих других вузах. Крупными психологическими центрами становятся Казань, Самара, Уфа, Пермь, Курск, Новосибирск, Иркутск.

Полный курс высшего образования по специальности «020400- психология» является наиболее желательным и дающим достаточную квалификацию для того, чтобы начать психологическую деятельность. Однако, в виде исключения допускается работа специалистов по отдельным направлениям психологии после краткосрочных курсов переподготовки. Экспертными комиссиями в соответствующих ведомствах осуществляется оценка уровня профессиональной квалификации специалистов.

Лицензирование как выдача специалисту свидетельства о праве на проведение профессиональной психологической деятельности в России пока еще не существует.

Важной частью жизни психологического сообщества является повышение квалификации психологов. Для этого помимо научных и практических конференций проводятся различного рода обучающие семинары, тренинги, курсы по отдельным актуальным направлениям психологии. Участие психологов в такого рода мероприятиях необходимо для углубления своих знаний, умений, для расширения практического опыта.

 





Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1246; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. Вопрос 4. Психологическое состояние сотрудников, принимавших участие в действиях по освобождению заложников
  2. Вопрос 5. Психологическое обеспечение сотрудников органов внут­ренних дел и военнослужащих внутренних войск, выполняющих служебно-боевые задачи
  3. Воспитательная система «справедливое сообщество».
  4. Для формирования и осуществления производственной системы профессиональное мышление и практику специалиста необходимо представлять общей моделью системы.
  5. Лекция 6. Исследования психологического восприятия рекламы. Социально-психологическое воздействие рекламы на потребителя
  6. Научное и житейское психологическое знание.
  7. Научное, профессиональное и информационное обеспечение производства.
  8. Признание суверенного Казахстана мировым сообществом.
  9. Профессиональное самоопределение
  10. Психологическое консультирование
  11. Психологическое консультирование
  12. Психологическое консультирование как сфера профессиональной деятельности.




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.225.19.255
Генерация страницы за: 0.088 сек.