Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды, способы получения и области применения психологического и медицинского знания




Объект изучения

Исторические корни

Медицина - один из источников психологического знания. Трудами медиков закладывались в древности и развивались психологические знания. Так, учение о темпераментах, сформулированное Гиппократом, «отцом медицины», и нашедшее свое развитие и трудах римского врача Галена использовалось и продолжает использоваться в психологии в настоящем. Древнегреческий философ Платон связывал душевные явления с телесными. Классифицируя психические явления, он разместил их в различных частях тела: разум (мышление) – в голове; мужество (волю) – в груди; вожделение (потребности) – в брюшной полости. С глубокой древности телесные явления и душевные воспринимались как взаимосвязанные, представляли собой единое целое, в котором душа, по словам Аристотеля, будучи «энтелехией» тела, управляла им, была его сущностью и выражала себя через него.

Современные школы, такие как: Психоанализ, Индивидуальная психология, Аналитическая психология, Трансперсональная психология – созданы людьми, имевшими медицинское образование и работавшими в медицинской практике. Более того, отдельные отрасли медицины, например: психотерапия - основанная врачами, построены на психологических техниках.

Медицина и психология обладают сходным объектом изучения: они изучают проблемы человека. Было бы неправомерным отождествлять предмет наук. Каждая из наук имеет свой предмет изучения: медицина изучает строение и функции здорового человека, больной организм, болезни, их предупреждение и лечение, а также условия сохранения и укрепления здоровья людей[23]; а психология – факты и механизмы психической жизни. Обе науки тесно связаны с жизнедеятельностью живого человека. Сведения, полученные в каждой из наук, дополняют друг друга.

Виды психологического знания

Все психологическое знание делится на две большие группы: житейские, бытовые, или ненаучные, знания и научное психологическое знание. Как получают эти виды знания?

I. Бытовые, житейские, ненаучные психологические знания.

Все житейские знания можно подразделить на знания, полученные из факта собственного существования, и знания, полученные человеком в результате общения с другими[24].

1). Знание человека, полученное из факта своего существования, т.е. в силу того, что он живет как отдельное существо.

В соответствии с законом Клапареда, человек обнаруживает качества своего сознания и существования, когда он встречается с препятствиями на пути своей активности. Этим препятствием могут быть: внешние препятствия (явления, вещи, другой человек); внутренние препятствия (страх, сомнение).

Препятствия позволяют человеку узнать что-то о внешнем мире, либо самом себе. Превозмогая препятствия, человек получает новые сведения относительно собственных способностей, умений, возможностей.

2). Знания, полученные человеком в результате общения с другими.

Данный вид психологического знания по-другому называется бытовое групповое психологическое знание. Бытовые групповые знания, т.е. знание о самом себе и о других людях человек получает благодаря жизни среди людей и общению с ними. Это психологические сведения передаются от других людей, через общение.

Что объединяет бытовое групповое психологическое знание и знание, добытое самим человеком? Это знание достоверно. Доказывать наличие ненаучного знания нет необходимости. Это знание истинно, т.к. сознание человека существует, существуют действия и переживания других людей – это объективные источники. Специальных методов получения бытового психологического знания не существует.

II. Научные психологические знания.

Этот вид знаний существует благодаря особой форме культуры – науке. Специфичность научного знания состоит в том, что ученые ориентируются на особые качества своей деятельности. Научное знание необходимо доказывать на предмет истинности. Возникает особая ситуация – исследовательская позиция по отношению к собственному сознанию и по отношению к жизни других людей не всегда совпадают.

Наиболее точный, строгий, научный способ доказательства этого знания, его истинности – это знание о свойствах, качествах психической жизни самого исследователя, других людей. Научное психологическое знание подтверждается с помощью специальных методов. Методы и способы получения знаний: наблюдение, эксперимент, тестирование, анкетирование, изучение продуктов деятельности и т.д.

Виды медицинского знания, способы его получения

Медицинское знание – это знание человека о свойствах своего организма и способов воздействия на них; это знания о функционировании тела. Медицинское знание так же, как и психологическое, подразделяется на бытовое, житейское, ненаучное и научное знание.

I. Виды ненаучного, житейского медицинского знания:

Бытовое, ненаучное медицинское знание человек получает из факта своего существования и в результате общения с другими людьми. Иными словами медицинское ненаучное знание мы можем подразделить так же, как психологическое на знание человека.

1). Медицинское знание человека, полученное из своего существования, т.е. в силу того, что он живет как отдельное существо.

Оно включает знание человека о своем организме, основанное на самоощущениях; в результате воздействия на него болезней (психических и соматических); медицинское знание о свойствах человеческого организма (физических и психических), полученное в результате применения лекарств и медицинских процедур.

2). Медицинские знания, полученные человеком в результате общения с другими.

При общении бывшие и настоящие пациенты сообщают друг другу сведения об ощущениях во время того или иного заболевания, выполнения какой-либо процедуры, принятия лекарств. Иными словами данное знание формируется благодаря жизни среди людей и общению с ними, передается от одних людей другим.

Ненаучное медицинское знание, по-другому называемое бытовым групповым медицинским знанием, человек получает из факта собственного существования и общения. Оно не нуждается в доказательности.

Одна из особенностей медицинского знания – его трудно получить заранее, т.е. человек не знает, какой орган или система у него могут заболеть и как он прореагирует на то или иное лечебное воздействие. Подготовиться к получению бытового медицинского знания невозможно.

II. Научное медицинское знание.

Научное медицинское знание так же, как и психологическое, существует благодаря особой форме культуры – науке. Оно добывается специальными методами и требует доказательности на предмет истинности. Методы и способы получения медицинского научного знания частично совпадают с психологическими методами получения научных знаний и включают: наблюдение, тестирование, изучение продуктов деятельности и т.д.

Области использования медицинского и психологического знания

Области использования психологического знания и медицинского знания пресекаются. Они используются в экологии, гигиене для предупреждения негативных влияний внешней среды, предотвращения старения, изменение образа жизни человека; в экономике для правильной организации производства и формирования инфраструктуры; в социологии для создания адекватных, здоровых отношений в социальных группах; в педагогике с целью создания наилучших условий труда, подбора соответствующих возможностям учащихся методов обучения и воспитания; в медицинской науке и практике; в психологии для уточнения взаимоотношений психики и организма, для понимания влияния нарушений функций органов и систем на психическое отражение и психическую деятельность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1932; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.