Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о традиционной и нетрадиционной медицине

Лечащий в системе мифологических представлений о болезни

Лечащий должен обладать определенными качествами. Набор этих качеств определяется сущностью понимания болезни.

1) Если болезнь - результат действия злых сил, то лекарь вхож в их круг и должен уметь с ними общаться.

2) Если излечение болезни есть чудо – лекарь приобщен к миру чудес.

3) Если болезни – механические повреждения или засоры организма, то врач обязан обладать механическими знаниями и навыками, уметь использовать различные приборы, технологии, читать данные анализов.

Если лечащий не обладает особыми качествами, то он не сможет ни связаться с миром тайных сил, ни сотворить добро. Отсюда универсален мотив, объясняющий способности лекарей: мотив изотерического, тайного знания, доступного узкому кругу людей. Варианты эзотерического знания: семейные, родовые, кастовые знания; знания других цивилизаций; знаниями, полученными в особых условиях (удар молнии, ослепление, встреча с чудом, голос с выше и т.д.).

Внешний вид целителя также определяется пониманием причин болезни и источниками получения им знания. Творящий чудо – излучает чудесность: добрый взгляд, мягкий голос, ласковое прикосновение, недирективность общения. В кабинете его число и светло. Лечащий, избавляющий от злых сил, должен говорить с ними на одном языке и быть им чуть-чуть сродни. В таком случае допустимы: невнятная речь, некоторая неопрятность, парадоксально-экзотический инвентарь помещения и даже лекарства из «лапок лягушек и крылышек тараканов».

Высокий эффект лечения достигается не только при правильном подборе медикаментозных препаратов и процедур, но и при совпадении представлений больного о самом врачевателе и методах лечения. Мифы болезни и мифы лечения нельзя устранить, от них нельзя избавиться, т.к. болезнь – это психобиологическое явление. Без психического компонента болезни не существуют и излечить их без психологического воздействия невозможно.

В зависимости от облика лечащего, способа получения знания и методов лечения различают традиционную и нетрадиционную медицину.

В современной медицине выделяют два способа получения знания о воздействии на организм и возможностях их применения – традиционный и нетрадиционный.

Традиционная медицина связана с изучением лекарственных препаратов; хирургических воздействий на нозологические единицы.

Нетрадиционная медицина связана с распространением транскультурных знаний об организме человека. Здесь методы лечения основываются на транскультурном знании, знании медицинских техник одной культуры, а используются в другой, то можно говорить о нетрадиционной медицине.

Граница между традиционной и нетрадиционной медициной существует, но она гибкая. Оба вида медицины стремятся к одному и тому же результату (выздоровление или улучшение состояния). Каждый из видов медицины имеет своего пациента, свои традиции, собственную профессиональную культуру.

 

Завершая тему, мы утверждаем наличие тесной связи между психологией и медициной. Они имеют общие источники получения информации, общие генетические корни, сходный объект изучения, общие важнейшие понятия. Без психологического знания и практического применения его в практике современное лечение невозможно.

 

 

Вопросы к теме «Связь психологии и медицины»

1. Что такое психологическое знание?

2. Дайте определение медицинского знания. Виды медицинского знания?

3. Правомерно ли считать здоровье системным понятием?

4. Назовите и охарактеризуйте основные уровни здоровья.

5. Каковы основные положения античной концепции здоровья?

6. В чем выражается качественное отличие телесных функций человека от телесных функций животных других биологических видов?

7. Особенности телесного развития человека?

8. Охарактеризуйте основные этапы социализации телесности человека?

9. Что такое традиционная и не традиционная медицина?

10. Современное понимание болезни.

11. Мифы болезни.

12. Что понимается под мифами лечения?

13. Место лечащего в системе мифологических представлений о болезни.

14. Как Вы понимаете высказывание «Болезнь есть семиотическая система»?

15. Какие три измерения болезни выделены в современной клинической психологии?

16. Психологический симптом и его образование.

17. Приведите доказательства того, что болезнь есть биопсихологическое явление.

18. Внутренняя картина болезни (ВКБ).

19. Назовите характерные признаки ВКБ.

20. Как связана ВКБ с системами психологической защиты?

 

 

Рекомендуемая литература

 

1. Абрамова Г,С., Юдчиц Ю.А. / Психология в медицине, / М., Кафедра-М, 1998, стр. 31 - 99, 163 – 203.

2. Васильева О.С., Филатов Ф.Г. / Психология здоровья человека, / М., Академия, 2001.

3. Исаев Д.Н. / Психосоматические расстройства у детей / СПб, Питер. 2000.

4. Клиническая психология / под ред. М.Перре, У.Бауманна, СПб, Питер, 2002.

5. Конечный Р., Боухал М. / Психология в медицине, / Прага, Авицениум, 1983.

6. Лурия Р.А. / Внутренняя картина болезни, / М., 1977.

7. Николаева В.В. / Влияние хронической болезни на психику, / М., Изд-во МГУ, 1987.

8. Основы психологии: хрестоматия, / Минск, Беларусь, 2003, стр. 6-18, 180-220, 463-471.

9. Секач М.Ф. / Психология здоровья, / М., Академический проект, 2003.

10. Сидоров В.В., Парняков А.В. / Клиническая психология, / М., Гэотар-Мед, 2002, стр.651-724.

11. Соложенкин В.В. / Психологические основы врачебной деятельности, / М., Академический проект, 2003, стр. 5-24, 227-252.

12. Тхостов А.Ш. / Психология телесности, / М., Смысл, 2002.

13. Харди И. / Врач, сестра, больной. Психология работы с больными, / Будапешт, 1981.

 

 


[1]

[2] Гиппенрейтор Ю.Б. / Введение в общую психологию – М., 2002

[3] Философский словарь / под ред. Фролова И.Т. –М., 1986.

[4]

[5] Леонтьев А.Н. / Философия психологии. – М., 1994.

[6] Гальперин П.Я. / Введение в психологию – М., 2008.

[7] Сеченов И.М. / Рефлексы головного мозга – М., 2009.

[8] Сеченов И.М. / Рефлексы головного мозга – М., 2009.

[9] Лурия А.Р. / Высшие корковые функции человека – СПб., 2008.

[10] Лурия А.Р./ Лекции по общей психологии – СПб., 2004.

[11] Лурия А.Р. / Высшие корковые функции человека – СПб., 2008.

[12] [12] Лурия А.Р./ Лекции по общей психологии – СПб., 2004.

 

[13] Хомская Е.Д./ Нейропсихология – М., 2002.

[14] Хомская Е.Д./ Нейропсихология – М., 2002.

 

[15] Лурия А.Р. / Основы нейропсихологии - М., 2002.

[16] Немов Р.С. / Психология – М., 2205.

[17] Петровский А.В., Ярошевский М.Г. / Теоретическая психология - М., 2003

[18] Психология и педагогика / под ред. Бодалева А.А., Жукова В..И., Сластенинат В.А. – М., 2002.

[19] Ожегов С.И. / Толковый словарь русского языка – М., 1988.

[20] Выготский Л.С. / Психология – М., 2002, с.??

[21] Петровский А.В., Ярошевский М.Г. / Теоретическая психология – М., 2003.

[22] Теплов Б.М. / Об объективном методе в психологии // избранные труды: в 2 т. – М., 1985.

[23] Васильева О.С., Филатов Ф.Г. / Психология здоровья человека – М., 2001.

 

[24] Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А / Психология в медицине – М., 1998.

[25] [25] Васильева О.С., Филатов Ф.Г. / Психология здоровья человека – М., 2001.

[26] Философский словарь под ред. Фролова И.Т. – М., 1992.

[27] Секач М.Ф. / Психология здоровья – М., 2003, с.7.

[28] Гурвич И.Н. / Социальная психология здоровья – СПб., 1999.

[29] Маслоу А.Х. / Самоактуализация. Психология личности – М., 1982.

[30] Перре М., Бауманн У. / Клиническая психология – СПб., 2002.

[31] Фуко. М. / Рождение клиники – М., 1998.

[32] Перре М., Бауманн У. / Клиническая психология – СПб., 2002, с. 49.

[33] Перре М., Бауманн У. / Клиническая психология – СПб., 2002, с. 49 – 50

[34] Тхостов А.Ш. / Психология телесности – М., 2002.

[35] Васильева О.С., Филатов Ф.Г. / Психология здоровья человека- М., 2001.

 

[36] Фуко М. / История безумия в классическую эпоху – М., 1997.

[37] Тхостов А.Ш. / Психология телесности – М., 2002.

[38] Барт Р. / Избранные работы – М., 1989.

 

[39] Психологический словарь / под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. – М., 1996.

[40] Выготский Л.С. / История развития высших психических функций // Психология – М., 2002.

[41] Выготский Л.С. / Орудие и знак в развитии ребенка // Психология – М., 2002.

[42] Сидоров В.В., Парняков А.В. / Клиническая психошогия – М., 2002.

[43] Конечный Р., Боухал М. / Психология в медицине – Прага, 1983.

[44] Лурия Р.А. / Внутренняя картина болезни – М., 1977.

[45] Николаева В.В. / Влияние хронической болезни психику – М., 1987.

[46] Исаев Д.Н. / Психосоматические расстройства у детей – СПб, 2000.

[47] Гурвич И.Н. / Социальная психоогия здоровья – СПб, 1999.

[48] Исаев Д.Н. / Детская медицинская психология – СПб, 2005.

[49] Междисциплинареые исследования телесности ченловека / под ред. Николаевой В.В., Тищенко П.Д. – М., 1991

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лечение. Поскольку болезнь является сложной семиотической системой, особую роль в ситуации лечения играет миф болезни | Совместные, определенные, равносильные системы линейных уравнений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.