Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взгляды Э. Фромма на психологию творчества




 

С точки зрения Эриха Фромма (1900-1980), существует несколько ориентаций человеческой личности (Фромм насчитывал их пять), из которых только представители одной, продуктивной ориентации способны к подлинному творчеству. Остальные четыре ориентации Фромм считал непродуктивными. Из непродуктивных ориентаций Фромм выделял следующие:

 

· Рецептивная ориентация – это человек зависимый, постоянно выпрашивающий разные блага у окружающих, но неспособный их сам создавать. Если он умен, то хорошо усваивает и интерпретирует чужие идеи, но может создавать собственных, оригинальных идей.

· Эксплуататорская ориентация – это человек, стремящийся угнетать окружающих, отбирать у них различные блага хитростью или силой. Он также не может продуцировать собственных идей и потому не может заниматься творчеством, но зато охотно крадет чужие идеи, выдавая их за свои.

· Накопительская (сохраняющая) ориентация отличается стремлением все копить и всем обладать, но также неспособностью что-либо создавать. Этих людей отличает запредельная аккуратность и педантичность, которая одна не позволяет им творить, потому что в творчестве всегда присутствует нарушение устоявшегося порядка. Акты творчества – это чудо, пор которое они слышали, но в которое не верят.

· Рыночная ориентация предполагает стремление соответствовать требованиям окружающих, выгодно продать определенные качества своей личности. Стремление выгодно продать себя означает, что человек пытается стать хорошим профессионалом, а также быть приятным в общении. Но при этом рыночная стихия засасывает его. Человек больше не заинтересован ни в собственной жизни, ни в собственном счастье, он озабочен только одним: как бы не утратить своей способности продаваться. Различия между людьми сводятся для такого человека к различию в их меновой стоимости. В таких условиях уникальность человека не только ничего не стоит, но и становится балластом. А творчество не только реализует человеческую уникальность, но и всегда сопряжено с определенным риском. Человек же с рыночной ориентацией предпочитает не рисковать, а действовать наверняка.

 

К творчеству, по мнению Фромма, способен только продуктивный тип. Обычно термин «продуктивность» ассоциируется с понятием творчества, в первую очередь художественного. Действительно, настоящий художник — наиболее показательный пример продуктивности. Но не всякий художник, по мнению Фромма, продуктивен; к примеру, традиционная живопись может не представлять собой ничего, кроме технического навыка воспроизводить сходство оригинала с изображением на холсте в стиле фотографии. К тому же личность может воспринимать, чувствовать, видеть и думать продуктивно, не имея дара производить нечто на всеобщее обозрение. Продуктивность — это отношение, к которому способен любой человек, если у него нет эмоциональных и психических отклонений.

Отношение к миру, по Фромму, может быть двояким:

· репродуктивное — означает восприятие действительности всегда одним и тем же образом, вроде фильма, бесконечно воспроизводящего во всех деталях отснятый материал (хотя даже простое репродуктивное восприятие требует активной работы ума);

· генеративное — означает оживляющее и преобразующее постижение мира с помощью спонтанной активности умственных и эмоциональных сил человека.

Каждому человеку свойственны, в той или иной мере, оба способа отношения к миру.

Нашей культуре, как считает Фромм, весьма свойственна относительная атрофия генеративной способности. Человек может осознавать некую реальность так, как она есть (или так, как принято в данной культуре), но он не в состоянии привнести в нее что-либо новое, оживить ее по-своему, изнутри своего восприятия. Такой человек — «реалист» в буквальном смысле слова. Он видит все, что можно увидеть на поверхности явлений, но не способен проникнуть за пределы видимого, в их сущность и мысленным взором увидеть невидимое. Он видит детали, но не целое, деревья, но не лес. Действительность для него — лишь совокупность того, что выступает в явном материальном виде. Нельзя сказать, что такой человек обладает небогатым воображением, но его воображение функционирует как вычислительная машина, комбинирующая уже известное и существующее, выводя таким образом свои последующие действия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.