Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные подходы в анализе изображений

 

Продукты изобразительной деятельности (рисунки) рассматриваются как диагностический материал довольно давно. Еще в начале XX века задание нарисовать человека использовалось многими специалистами – психологами и психиатрами – при обследовании детей. Однако в то время не существовало четкой системы анализа детских рисунков; каждый исследователь опирался на собственную систему признаков, обусловленную, в частности, его представлениями о природе интеллекта и других изучавшихся свойств. Ни о какой стандартизации обследования не было и речи. Первая попытка создания шкалы для оценки интеллекта по рисунку была предпринята Флоренс Лаурой Гудинаф (1926). Тем самым в оценке рисунка было осуществлено подразделение на две группы критериев: соответствие рисунка возрастной норме (эти критерии и вошли в тест Гудинаф, впоследствии после переработки известный как тест Гудинаф-Харриса), и личностные особенности, выраженные в рисунке (эти критерии рассматриваются отдельно). Такое положение дел сохранялось много лет, причем особенности рисунка, которые относили к графомоторике, рассматривались нередко вместе с особенностями фабулы изображения. Наконец, в работах Н.А. Бернштейна и фабула, и графомоторика (в прежнем ее понимании) нашли свое место в стройной структуре уровней моторного построения; правда, исследование рисунка не рассматривалось Н.А. Бернштейном как самостоятельное направление. Таким образом, существует три подхода к оценке рисунка:

· интеллектуальная зрелость рисунка (тест Гудинаф-Харриса);

· проективное значение изображения (разнообразные проективные тесты);

· исследование уровней моторного построения в рисунке (то, чем предстоит заняться нам).

Кроме этих трех параметров, при анализе изображений оценивается такой специфический параметр, как креативность. Этот параметр фактически означает степень нетривиальности, необычности данного изобразительного решения в обследуемом контингенте, по сравнению с другими. Можно сказать, что он образует четвертый самостоятельный подход в исследовании рисунка, но этот подход имеет особое значение, ибо создает общие принципы для трех остальных подходов. Каждый параметр, оцениваемый и в плане интеллектуальной зрелости рисунка, и в проективном плане, и в отношении графомоторики, должен оцениваться с его позиций нетривиальности в обследуемом контингенте. Для выяснения же этого обстоятельства мы должны прибегать к обследованию контингента до того, как начнем давать индивидуальные психодиагностические оценки и заключения (как это принято в тесте Торренса).

Особенно важно отметить, что при надлежащих условиях одно и то же изображение может быть оценено по всем этим четырем параметрам. Таким образом, мы оцениваем не только каждый параметр в отдельности, но создаем целостное и всестороннее представление о личности испытуемого. Но для этого необходим стандартный подход. Здесь мы порой сталкиваемся с немалыми трудностями.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Получение реляционной схемы из ER-схемы | Объективный и субъективный анализ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.