Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ограничение

Назначение

Т – критерий Вилкоксона

Ответ

Пример 2

Ответ

Обучение нельзя считать эффективным.

 

В эксперименте по непроизвольному запоминанию слов 12 испытуемых (А, Б, В...) запомнили по разному слова, обозначающие профессии (слесарь, химик, электрик, физик, биолог, геолог, юрист, ана­том, токарь, оператор) и обозначающие научные абстракции (гипотеза, су­ждение, аналогия, теорема, знание, вывод, закон, анализ, аксиома, синтез).

Значимы ли различия в эффективности запоминания этих категорий слов в данной группе испытуемых?

 

 

Объем запоминания испытуемые
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М
Профессии                        
Научные абстракции                        

 

1. проверим ограничения. Так как n = 12 и 5 < 12 < 300, то критерий применим;

2. составим таблицу:

 

Испытуемые А Б В Г Д Е Ж З И К Л М
Профессии                        
Научные абстракции                        
Знак разности + - + + - - + - + + + +

3. подсчитаем количество нулевых реакций: n0 = О, значит n = 12 - О = 12;

4. подсчитаем количество «+» и (-) сдвигов: сдвигов «+» - 8, сдвигов «-» - 4. Значит, «+» сдвиги - «типичные», а «-), - «нетипичные»;

5. сформулируем гипотезы:

Н0: Сдвиг показателей в типичную сторону является случайным.

H1: Сдвиг показателей в типичную сторону является неслучайным.

6. найдем G эмп., равное количеству «нетипичных» сдвигов – 4;

7. по таблице 1 приложения для n = 12 найдем С кр. (p ≤ 0,05) = 3; т. к. G кр. (p ≤ 0,05) < G эмп., то Но принимается, т.е. различия случайны.

Преобладание эффективности запоминания профессий по сравнению с эффективностью запоминания научных абстракций не являет­ся статистически значимым.

 

 

 

Т-критерий Вилкоксона применяется для сопоставления показателей, измеренных на одной и той же выборке, и позволяет оценить не только направленность сдвигов, но и их интенсивность.

 

 

Объем выборки должен быть 5 ≤ n ≤ 50.

Алгоритм использования:

1. проверить выполнение ограничений;

2. поместить данные в таблицу, записав в первый столбец испытуемых в каком-то определенном порядке (или их коды), во второй - результа­ты первого замера, а в третий - результаты второго замера:

 

№ испытуемого Замер 1 Замер 2 di = «после» - «до» | di | Ранг | di | Ранг «не типичные»
  Х1 Y1 . . . .
  Х2 Y2 . . . .
  Х3 Y3 . . . .
n Xi Yi . . . .
Суммы - - - - Ri=? ∑Rнетип.=?

 

 

3. вычислить разность между значениями di = «после» - «до» - «после» для каждого испытуемого и занести в четвертый столбец. Нулевые сдвиги, если они получились, далее не рассматривать, уменьшить объем выборки на ко­личество нулевых сдвигов n0. Новый объем выборки n = n – n0.

В пятый столбец записать модули разностей: |di|, затем проранжи­ровать их, приписывая меньшему значению меньший ранг, а равным зна­чениям - равные ранги. Результаты ранжирования записать в шестой стол­бец таблицы. Проверить совпадение суммы рангов с расчетной суммой по формуле:

 

∑ Ri = (n + 1): 2;

 

4. определить «типичные» и «нетипичные» сдвиги («типичные» - те, ко­торых больше, «нетипичные» - те, которых меньше). Выписать ранги «нетипичных» сдвигов R нетипичн. в седьмой столбец таблицы и просуммиро­вать их;

5. сформулировать гипотезы.

 

H0: Интенсивность сдвигов в типичном направлении не превышает ин­тенсивность сдвигов в нетипичном направлении.

Н1: Интенсивность сдвигов в типичном направлении превышает интен­сивность сдвигов в нетипичном направлении.

6. подсчитать эмпирическое значение критерия по формуле:

Т эмпир. = ∑ R нетип.

7. по n и таблице 2 приложения найти T кр. (p ≤ 0,05) и T (p ≤ 0,01). Построить ось значимости:

 

 


 

зона значимости зона неопределенности зона не значимости

 

 

T кр. (p ≤ 0,01) T кр. (p ≤ 0,05)

 

Если Т эмп. ≤ Т кр. на некотором уровне значимости, то Но отвергается и принимается Н1 на этом уровне значимости.

Если Т эмп. › Т кр. (p ≤ 0,05), то принимается Но.

Чем меньше Т эмп., тем более вероятно, что сдвиг в типичном направ­лении статистически достоверен.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Решение. Алгоритм использования | Решение. На одной и той же группе испытуемых произведены два замера некоторого признака - «до обучения» и «после обучения»
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.